Конспект урока по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме " Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n_nn_v_ime_nah_pri.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».
Цели урока:
знакомство с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных;
развивать орфографическую зоркость, формирование умения выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных;
воспитывать любовь и уважение к русскому языку
Ожидаемые результаты
Личностные:
ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.
Метапредметные:
Познавательные:
ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;
ученик может построить логическую цепь рассуждений;
ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;
Коммуникативные:
ученик может планировать свою деятельность;
ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
ученик может осуществлять целеполагание; может осуществлять коррекцию действий.
Предметные
ученик применяет знания правильного написания Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных;
ученик правильно производит морфемный анализ слов.
Задачи урока:
познакомить учащихся с правописанием -н-, -нн- в суффиксах прилагательных.
научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н.
рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.
Ход урока
- Орг момент .
- Подготовительный этап . Мотивация (1 слайд)
Эпиграф
Будь внимателен:
Каждый шаг может привести
тебя к открытию.
Кумор Лешек
-Как вы понимаете смысл данного высказывания?
-Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (достижение , совершаемое в процессе научного познания)
-Как вы думаете, легко ли сделать открытие?
-Какие люди могут сделать открытие? ( смелые, умные, трудолюбивые)
-А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?
Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. Тем более что 2019 год объявлен годом науки, а значит , открытий. У вас есть дневник исследователя, куда вы будете вносите результаты своих открытий.
2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению новой темы.
Б. Паскаль говорил: ”Случайные открытия делают только подготовленные умы.”(2 слайд)
Перед тем как совершить открытие, проверим. насколько ваши умы подготовлены
1.Опрос по базовому листу контроля.
Соедините пальчики в кулачок..
По мере ответов на вопрос раскрывайте кулачок по 1 пальчику, если знаете ответ на вопрос.
- Что такое имя прилагательное?
- Какие разряды имён прилагательных по значению вы знаете?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Скажите, какие прилагательные имеют полную и краткую формы?
- На какой вопрос отвечают прилагательные в краткой форме?
- Каким членом предложения являются имена прилагательные?
- В кратких прилагательных пишется ь?
- Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?
- Правописание окончаний прилагательных следует проверять _
- Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.
Поднимите руки вверх. Все готовы к открытию?
Оцените свою работу на этом этапе.
3 Работа с текстом
Прочитайте текст.
1 . Первая компьютерная мышь была сделана из дерева
Компьютерная мыш-- в привычном нам дизайне была представлена миру в 1984 году компанией Apple. Во многом бл-год-ря ей компьютеры стали невероятно популярны. Но свою исти-ую историю это маленьк-, но такое нужное устройство начинает за 20 лет до этого.
В 1964 году инженер Дуглас Энгельбарт из Стэнфорда ра-работал манипулятор для работы с операцио--ой системой. Перв-начально устройство представляло собой деревя--ую коробоч?ку ручной работы с двумя колесами внутри и кнопкой на корпусе. Через некоторое время у устройства появляется третья кнопка, а ещё через пару лет Энгельбарт получает патент на свое изобретение.
-О каком открытии идет речь?
-Какова основная мысль текста?
-Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
-Какие слова не смогли объяснить? Почему?
- Какое же открытие мы должны для себя совершить?
3. Знакомство с новым материалом.
Запишите число.
Определите тему и цели урока.
III Вам нужно распределить имена прилагательные, образованные от имен существительных, в группы по определенному признаку. Выделите суффиксы, при помощи которых они образованы. (Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение).
Единственный, глиняный, телефонный, ледяной,
соловьиный, каменный, традиционный, кожаный,
песчаный, подлинный, гусиный, соломенный, машинный
-Сколько столбиков у вас получилось?
-Опираясь на полученные столбики, ответьте на вопрос, в каких суффиксах пишется НН? Н? Сформулируйте правило.
4. Работа с учебником. Прочитайте теоретический материал про себя на стр. 100-101, 103 в учебнике. Совпадает ли правило с тем, что вы сами для себя открыли?
Какую дополнительную информацию вы извлекли?
5. Работа в группах . Работая в группах ,постройте алгоритм-схему правописания Н и НН в прилагательных. Помните, не ошибается тот, кто не работает. Вам нужно будет презентовать свою работу
(вывесить на доску)
Мы достигли 1 цели урока. Узнали, когда пишется н -нн в суффиксах прилагательных.
Оцените свою работу
6. Закрепление полученных знаний.
Выходим по цепочке к доске. Записываем слова, и объясняем правописание суффиксов.
Словарный диктант
Конный , соломенный, глиняный, ураганный, дискуссионный , картинный , осенний , безветренный , машинный , утренний , шерстяной , экскурсионный , традиционный ,чугунный, песчаный, багряный, инновационный, длинный, ветреный, ценный, серебряный, телефонный, лунный, безветренный, оловянный , стеклянный.
Оцените себя.
7 Физминутка
А сейчас немного отдохнем, наберемся сил для дальнейшей работы.
Я называю прилагательное, а вы должны определить, сколько букв в этом прилагательном и показать нам. А помогут в этом вам ваши части тела: руки, ноги, уши, глаза, голова, ладошки. Если нужно вставить н , вы поднимаете 1 руку, 2-н , то 2 руки.
каменный, карманный, , утренний, подлинный, глубинный,
стеклянный, серебряный, ледяной, шерстяной, деревянный, оловянный.
8 Выборочный диктант.
Послушайте интересные факты . Из приведенных статей нужно выписать прилагательные, образованные от существитеьных, в которых пишется н нн
1 Земля – единственная планета в Солнечной системе, на поверхности которой находится вода, а атмосфера на 21 % состоит из кислорода.
2 Альберт Эйнштейн был гением, однако его таланты раскрылись достаточно поздно. После смерти ученого его мозг был объектом многочисленных исследований.
3 Острова Пальм в Дубаи можно назвать современным чудом света. Это рукотворные острова, плавающие на воде.
4 Сегодня самый грандиозный проект в мире – Новая Долина в Египте. Инженеры пытаются превратить миллионы гектаров пустыни в сельскохозяйственные угодья.
5 26 марта 1953 года американский медицинский исследователь Йонас Солк (Jonas Salk) объявил, что ему удалось провести успешные испытания вакцины против полиомиелита, вируса, который вызывает тяжелое хроническое заболевание. В 1952 году из-за эпидемии этого недуга диагноз был поставлен 58 000 жителей США, и болезнь унесла 3 000 невинных жизней. Это подстегнуло Солка на поиски спасения, и теперь цивилизованный мир в безопасности хотя бы от этой беды.
6 . Несмотря на то, что большая часть поверхности Земли покрыта водой, 68% пресной воды на Земле постоянно заморожены как ледяные шапки и ледники.
7 На Земле есть кипящие реки. В перуанском тропическом лесу законный шаман заботится и защищает священный участок исцеления Майантюяку.
8 Как минимум 30 разных мест на Земле имеют песчаные дюны, которые… поют. Они поют и хрипят, и это звучит как нечто между роем пчел и воспеванием монахов.
Проверь и оцените себя.
8. Закрепление материала. Разноуровневые задания .
. У каждого на парте лежат задания разного уровня. Каждый выбирает задание того уровня, с каким можешь справиться на 5.1 уровень самый простой, 3-сложный1 . Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе. Несколько учеников работает у доски.
1 уровень – Твоя задача: вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.
Стари. . . ое предание, деревя…ый дом, стекля. . . ая посуда, серебр…ные часы, информацио…ая программа, земля…ой орех, пусты(н,нн)ые улицы, цели..ое поле.
2 уровень – применение знаний. Твоя задача Образовать словосочетание. Замените словосочетания существительное + существительное на словосочетания существительное + прилагательное (слайд 6,7 ) чтобы в прилагательном были н- нн
Решетка из чугуна
Повидло из клюквы
Шляпка из соломы
Замок из льда
Перо гуся
Ложка из серебра
Дом из дерева
Ваза из стекла
3 уровень. Твоя задача: выписать сначала прилагательные, образованный от существительных с основой на н, затем слова, образованные при помощи суффиксов ан, ян, ин, а потом слова , образованные при помощи суффиксов онн- енн.
Прохлада утренняя веет, едва колышутся леса, как блестки золота, светлеет их переливная краса. В зеркало залива сонный лес глядит. Роняет лес багряный свой убор. Кусты в серебряных сережках стоят, глядят по сторонам, где русый дождь на тонких ножках перебежал дорогу нам. На другом берегу желтело овсяное поле. Город спал в эту ветреную ночь. Капитон только прищурил свои оловянные глазки. Миша рассматривал старинный каменный дом, дворовые постройки. Далеко впереди Васютка заметил входящую в глубь тайги бороздку лиственного леса. Митроша бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.
Оцени свою работу на этом этапе.
9. Подведение итогов урока
У.: Повторите еще раз, какое правило мы открыли сегодня?
Д.: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.
У.: Достигли мы цели нашего открытия?
Д.: Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.
У.: Поставьте себе итоговую оценку за урок. Прокомментируйте свою оценку.
-Запишите дом. Зад.
И в заключение урока продолжите фразу Луи Пастернака : «Открытия приходят лишь к тем, кто ….( подготовлен к их пониманию»
Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет, как это делали Попов и Кусто, Архимед и Менделеев, Ломоносов и Колумб. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...