Презентация к разделу "Имя существительное"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Презентация к разделу "Имя существительное" позволит вам быстро изучить раздел. В презентации представлен материал по всем темам за 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe_razdel.pptx | 140.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образуйте от данных слов сущ. С указанными значениями, выбирая нужный суффикс. 1 ) признак, свойство (-ость, - ств , -от, изн ): дерзкий, робкий, щедрый, коварный, чистый, жёлтый. 2) действие, состояние: (-ни, - ени , - отн , -б): рисовать, сочетать, толковать, хранить, посетить, бегать, косить, резать. Составьте по 2 предложения со словами каждой группы.
Имена существительные одушевлённые и неодушевленные ОДУШЕВЛЕННЫЕ(КТО?) НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ(ЧТО?)
ПАДЕЖ ОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩ. НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩ. И. П. ЛЮДИ ТОЛПЫ Р. П ЛЮДЕЙ ТОЛП В. П ЛЮДЕЙ ТОЛПЫ ВЫВОД : у одушевлённых существительных совпадают формы мн.ч . Р. П. и В. п., а у неодушевлённых – формы И. п. и В.п .
Запишите стихотворение С. Есенина и выразительно прочитайте его. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Пошатнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкою Долбит дятел на суку. Задание : Найдите в тексте существительные, подчеркните их, над ними надпишите, одушевлённые они или нет. Подчеркните в тексте олицетворения, т.е. слова, которые уподобляют неодушевлённые существительные живым существам.
Упр. 486 Упр. 487
Кукла, мертвец, покойник, туз – одушевлённые имена существительные. Народ, толпа, взвод, стая и т. д. – неодуш .
Понаблюдайте! Слова какой группы обозначают названия однородных предметов(явлений), а в какой – названия единичных(отдельных) предметов? Река, гора, лицей, город, книга, дорога, мальчик, собака, трактор, доброта, революция, орёл, ромашка, цветок Михаил Юрьевич Лермонтов, кот Пушок, Европа, Дания, Новгород, Сатурн, Восьмое марта, Куликовская битва, Анна Ильинична [ шн ]
Понаблюдайте! Слова какой группы обозначают названия однородных предметов(явлений), а в какой – названия единичных(отдельных) предметов? Нарицательные имена сущ. Собственные имена сущ. Река, гора, лицей, город, книга, дорога, мальчик, собака, трактор, доброта, революция, орёл, ромашка, цветок Михаил Юрьевич Лермонтов, кот Пушок, Европа, Дания, Новгород, Сатурн, Восьмое марта, Куликовская битва, Анна Ильинична [ шн ]
Собственные имена сущ. – названия единичных предметов. Нарицательные имена сущ.– названия однородных предметов.
Запишите 5-6 примеров на каждую группу существительных, обозначающих: 1) географические названия; 2) имена, фамилии писателей, учёных, исторических деятелей, литературных героев; 3) названия исторических событий; 4) названия книг, журналов, спектаклей, теле- или кинофильмов.
Историческое событие Басня Рассказ Стихотворение Журнал Газета Картина Фильм Фабрика Автомобиль Справка : «Ворона и Лисица», Ледовое побоище, « Смешарики », «Мой город», « Мурзилка », «Заячьи лапы», «Мальчишки», «Жигули», «Лакомка», «Я покинул родимый дом», «Труд». К нарицательным именам существительным подобрать подходящие по смыслу собственные имена существительные.
Как пишутся названия исторических событий? Названия исторических событий пишутся с большой буквы . Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки ? Заглавия басен, книг, стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
Допишите к именам нарицательным подходящие имена собственные. Город … , океан … , озеро … , художник … , писатель … , деревня … , рассказ … , картина … , кафе … , фильм … .
Какие имена существительные являются собственными? Как пишутся имена собственные? Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки?
Имена собственные пишутся с большой буквы. Например, река Волга, город Омск, Иван Фёдоров, кот Барсик. Заглавия книг, названия журналов, газет, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, некоторых учреждений, кораблей и т. Д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки: журнал «Новый мир», кафе «Лакомка», автомобиль «Жигули», конфеты «Птичье молоко». Собственность или нарицательность – это постоянный признак каждого имени существительного.
(М, м) агазин , (С, с) моленск , (Л, л) ист , (Е, е) нисей , (Г, г) итара , (Б, б) инокль , (Ю, ю) питер , (Н, н) адежда , (О, о) рёл , (А, а) рктика , (К, к) осмонавт , (О, о) гонёк , (М, м) осквич , (З, з) намя , (Г, г) реция , (К, к) абинет , (С, с) оня . Нарицательные Собственные Собственные и нарицательные здание Саратов Курган, курган
Упр. 495
Домашнее задание: Упражнение 500, 501 (над существительными надпишите, собственное или нарицательное )
Разделите слова на три группы. Мама , девочка, папа , мальчик, яблоко , книга, дом.
Род имён существительных
И мёна существительные, к которым можно поставить слова он , мой - мужского рода, имёна существительные, к которым можно поставить слова она, моя - женского рода, имёна существительные , к которым можно поставить слова оно, моё - среднего рода.
Число имён существительных. Некоторые имена существительные употребляются только в единственном или вл множественном числе .
ТОЛЬКО В ЕД. Ч. *группы людей: молодежь * качества, действия: трусость * вещества: молоко *некоторые географические названия: Байкал, Кострома
В каждой пословице укажи падеж существительного ЯЗЫК. Поставь недостающие запятые. 1. Не спеши зыком – торопись делом. 2. Не давай воли языку во пиру в беседу а сердцу – во гневе. 3. Ешь пирог с грибами держи язык за зубами. 4. На языке мёд а под языком мёд. 5. Не ножа бойся а языка. 6. Держи язык короче. 7. Держи язык на привязи.
!!! Уметь определять падеж имён существительных – необходимое, но недостаточное условие для безошибочного выбора окончания. Окончание существительного зависит от склонения и падежа.
Склонение – изменение по падежам Падеж/ скл 1 2 3 М.р., ж.р. -а, -я М.р. Ср.р. – о,-е Ж.р. - ь
Склонение – изменение по падежам Падеж/ скл 1 2 3 И.п. М.р., ж.р. -а, -я М.р. Ср.р. – о,-е Ж.р. - ь Р. п. -И -И Д. п. -Е -И П.п. -Е -Е -И
Склонение – изменение по падежам Падеж/ скл 1 2 3 И.п. М.р., ж.р. -а, -я М.р. Ср.р. – о,-е Ж.р. - ь Р. п. -И -И Д. п. -Е -И П.п. -Е -Е -И Слова-помощники вода земля конь окно степь
И.п. Станц и я санатор ий Здан и е Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.
И.п. Станц и я санатор ий Здан и е Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Станци и Станци и Станци ю Станци ей О станци и Санатори я Санатори ю Санаторий Санатори ем О санатори и Здани я Здани ю Здани е Здани ем О здани и
Падеж Существительные 1-го и 2-го склонения Существительные на – ий , - ия , ие и сущ. 3-го склонения И. п. Земля , варенье Компания, алюминий, знание, ночь Р. п. Д. п. П. п.
Падеж/ скл 1 2 3 (особый тип)- ия - ие - ий И.п. М.р ., ж.р . -а, -я (вода, земля) М.р . Ср.р . -о,-е (конь, окно) Ж.р . -ь (степь) -ия -ие ий Р. п. -И -И -ИИ - - Д. п. -Е -И -ИИ - - П.п. -Е -Е -И -ИИ
Запишите, графически объясняя написание –е, -и в окончаниях существительных. Опыты в лаборатори _, об ударени _, в слов_, работать на стройк _, на станци _, был на заняти _, на урок_, при ответ_, сидеть на топол _, отдыхать на взморь _, в санатори _, проехали по Сибир _, по Средней Ази _. ! Обозначьте морфему, в которой п ропущена буква.
Запишите словосочетания, раскрывая скобки и согласовывая окончания существительных . Рассказы в (хрестоматия), бежать по (аллея), встречались на (демонстрация), мечтать о (профессия), трястись в (телега), призывать к (осторожность), находиться в (музей), рос у (дорога), наблюдение за (местность), сиять в (лазурь).
Определить склонение существительных, род, число и падеж: Хлебом Дядей песком Маму М ать О матери Вечер С ирень Страну Океаны За мостиком Над небом Делом Море Перед школой Мель Линия Хлебницей
Синтаксическая пятиминутка К вечеру круглые обл ..ка исч .. зают .
Морфологический разбор Ты (не)побоялся не по..дался обману (3 )
Ь после шипящих. Первое склонение Второе склонение Третье склонение. Возле дач Карандаш Молодёжь Из-за туч Шалаш Мышь Много задач луч Горечь
Нулевое окончание: парные предметы – сапог, чулок (но: носков); средний род – яблок, мест; названия лиц по нац. признаку с сновой на -н, -р – болгар, армян; войсковые наименования – солдат Окончание - ов , -ев: плоды – помидоров; названия некоторых профессий – инженеров; единицы измерения – граммов, ярдов . Окончания родительного падежа множественного числа
Запомните! Жить среди англичан, армян, балкар, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, мордвин, осетин, румын, сарацин, туркмен, турок, хазар, цыган ; но: бедуинов, берберов, бушменов, негров, сванов; калмыков, киргизов, мегрелов, монголов, ойротов, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, якутов ; Названия воинских групп, прежних родов войск и т. п.: (отряд) партизан, солдат ; (отряд) гренадер, гусар, драгун, кирасир, рейтар, улан ; но: минёров, мичманов, сапёров ; Окончание - ов сохраняется в формах : гектаров; апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов, рельсов .
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных
В какой части слова выделены буквы о и е? После каких согласных стоят эти буквы? Определите ударения в словах. Врач о м Шалаш о м Плащ о м Бойц о в Товарищ е м Задач е й Гвардейц е в
Записать в 2 столбика слова, в первый – им.п ., во второй – в тв . п ад . Камыш – Боец – Хлопец – Пейзаж – Ландыш – Ёж -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Существительное"
В презентации представлен материал по теме "Существительное"- категории существительного, образование множественного числа, исключения, а так же упражнения....
Презентация: несклоняемые имена существительные
Презентация выполнена для изучение темы в 6 классе "Несклоняемые имена существительные", объяснение нового материала...
Презентация по теме "Существительные собственные и нарицательные"
Данная презентация составленна для урока в 5 классе по теме "Существительные собственные и нарицательные"коррекционной школы VIII вида....
Презентация "Не с существительными"
На уроке предполагается продолжить знакомство с условиями слитного и раздельного написания не с существительными....
презентация "Множественное число существительных"
Презентация теоретического материала по теме:"Множественное число существительных в английском языке"...
Урок-презентация «Не с существительными»
Среди трудностей, которые переживает современная школа, особое место занимают проблемы, обусловленные ростом числа школьников с отклонениями в психофизическом развитии. Это шко...
Презентация урока "Имя существительное" 5 класс.
Презентация урока "Имя существительное" 5 класс....