Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «БД.01. Русский язык» для студентов 1 курса заочной формы обучения
методическая разработка по русскому языку
Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине "БД.01. Русский язык" для студентов 1 курса заочной формы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_1_kurs_russkiy_yazyk.doc | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК «Гуманитарного и социально-экономического цикла» Протокол № ____ «___»_________________ 2018 г. Председатель ЦК _________________ В.А.Башарымова | Рекомендовано Методический совет Протокол № ____ «___»_________________ 2018 г. Председатель _________________ И.Н. Пухляр |
Методические указания по выполнению контрольной работы по учебной дисциплине «БД.01. Русский язык» для студентов 1курса заочной формы обучения. В методических указаниях изложены цели и задачи изучения дисциплины; приведены методические указания к изучению тем дисциплины, задания для выполнения контрольной работы, а также список основной и дополнительной рекомендуемой литературы. Контрольные задания для студентов-заочников, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по дисциплине.
Составлено преподавателем КГБ ПОУ ХМТ Башарымовой В.А.
Содержание
Пояснительная записка | 4 |
1. Методические указания по выполнению контрольной работы | 10 |
2. Критерии оценки | 11 |
3. Задания к выполнению контрольной работы | 12 |
4. Рекомендуемая литература | 22 |
Приложение | 24 |
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения». Дисциплина «Русский язык» относится к общеобразовательным дисциплинам общеобразовательного цикла
Основные задачи дисциплины направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферы общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и е компоненты, литературный язык, языковая норма, культурной речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Тематический план
учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практических занятий, самостоятельная работа обучающихся | |||||||||||
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи | ||||||||||||
Тема 1.1. Язык и речь. Основные требования к речи. | Содержание учебного материала | |||||||||||
1. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. | |||||||||||
2. | Основные требования к речи:
д)образность, выразительность речи. | |||||||||||
Практическая работа № 1. Выполнение тестов по качествам хорошей речи с выбором вариантов. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Объяснение устойчивых содержаний и выражений со словом «язык». Подбор сочетаний только со словом «речь»; только со словом «язык»; сочетания с обычными словами. | ||||||||||||
Тема 1.2. Функциональные стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный, художественной литературы. Их особенности, назначение, сфера использования | Содержание учебного материала | |||||||||||
1. | Функциональные стили речи и их особенности | |||||||||||
2. | Научный стиль речи. Основные журналы научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | |||||||||||
3. | Публицистический стиль речи, его назначение. Основные журналы публицистического стиля. | |||||||||||
4. | Разговорный стиль речи. Общие признаки. | |||||||||||
5. | Основные стилевые черты официально-делового стиля речи: точность, неличный характер, стандартизованность, стереотипность построения текста, долженствующее предписывающий характер. | |||||||||||
Практическая работа № 2. Редакция текста из газеты, в котором используется грубая разговорная лексика. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор слов (15-20), относящихся к разговорному стилю речи. Составление текста заявления на имя директора учебного заведения. Подбор 15-20 слов с приставками а- , анти- , де- , меж- , раз- (рас); с суффиксами –и (я), -ци (я), -изаци (я), - изм, - ист; с корнями близкими по значению с приставками все-, обще-, сверх-. | ||||||||||||
Раздел 2. Лексика и фразеология | ||||||||||||
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Диалектизмы. Специальная лексика (профессионализмы, термины). Фразеологизм как нормативная единица русского языка. | Содержание учебного материала | |||||||||||
1. | Основные понятия лексики; слово и его лексическое значение. | |||||||||||
2. | Многозначные и однозначные слова. | |||||||||||
3. | Профессионализмы. Терминологическая лексика. | |||||||||||
4. | Употребление профессиональной лексики. | |||||||||||
5. | Фразеологические единицы русского языка. | |||||||||||
6. | Фразеологическая норма, её варианты. | |||||||||||
Практическая работа № 3. Нахождение диалектизмов в предложениях, взятых из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Нахождение в «Терминологическом словаре» терминов по специальности. Работа с фразеологическим словарем: объяснение значения и происхождения фразеологических оборотов (не менее 10). Запись фразеологизмов по группам:
- выражающие недоумение. | ||||||||||||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика | ||||||||||||
Тема 3.1. Фонетические единицы. Орфоэпические нормы. | Содержание учебного материала | |||||||||||
1. | Понятия, феномены открытого и закрытого слога. | |||||||||||
2. | Особенности русского словесного ударения. | |||||||||||
3. | Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. | |||||||||||
4. | Особенности произношения заимствованных слов. | |||||||||||
Практическая работа № 4. Наблюдение над собственным произношением, учет и классификация собственных ошибок. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа со словарем. Запись слов (не менее 15), их произношение, с соблюдением поэтических норм. Ведение личного словарика «Пишу и говорю правильно!». | ||||||||||||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография | ||||||||||||
Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. Употребление приставок и суффиксов в различных стилях речи. | Содержание учебного материала | |||||||||||
1. | Многозначность морфем. Словообразование знаменательных (самостоятельных) частей речи. | |||||||||||
2. | Написания подчиняющихся традиционному принципу русской орфографии:
б) употребление суффиксов в разных стилях речи. | |||||||||||
Практическая работа № 5. Подбор примеров по морфологическому способу словообразования (6-10 примеров) | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор примеров с употреблением суффиксов и приставок в частях речи:
| ||||||||||||
Раздел 5. Морфология и орфография | ||||||||||||
Тема 5.1. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. | Содержание учебного материала. | |||||||||||
1. | Лексико-грамматические разряды имен существительных. | |||||||||||
2. | Употребление форм имен существительных в речи. | |||||||||||
3. | Степени сравнения имен прилагательных. | |||||||||||
4. | Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | |||||||||||
5. | Лексико-грамматические разряды имен числительных. | |||||||||||
6. | Правописание числительных. | |||||||||||
Практическая работа № 6. Составление небольшого текста в жанре дневника или путевых заметок, включив в него числительные разных разрядов. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор слов и распределение по группам: - сложные существительные с соединительными гласными о, е; - слова без соединительных гласных: с элементами авиа- , агро- , микро- , фото- и др;
сложносокращенные существительные. Подбор примеров слитного и дефисного написания сложных имен прилагательных. | ||||||||||||
Тема 5.2. Местоимение. Общее грамматическое значение глагола – действие предмета. Правописание глаголов. Причастие как особая форма глагола. Правописание причастий. Деепричастие как особая форма глагола. Правописание деепричастий. | Содержание учебного материала. | |||||||||||
1. | Значение местоимений. | |||||||||||
2. | Правописание местоимений. | |||||||||||
3. | Правописание суффиксов и личных окончаний глаголов, причастий. | |||||||||||
4. | Правописание не с глаголами, причастиями, деепричастиями. | |||||||||||
5. | Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных. | |||||||||||
6. | Причастный и деепричастный оборот и знаки препинания с причастным и деепричастным оборотом. | |||||||||||
Практическая работа № 7. Составление текста о любом из понравившихся или хорошо знакомых грибов, включив в него глаголы, причастия и деепричастия. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор и распределение по лексико-грамматическим разрядам местоимений. Составление с ними словосочетаний. Склонение местоимений я, ваш, самый. Составление словосочетаний, используя написание – тся, -ться в глаголах. Составление предложений с деепричастным оборотом. | ||||||||||||
Раздел 6. Служебные части речи | ||||||||||||
Тема 6.1. Предлог, союз, частица. Назначение предлогов в речи. | Содержание учебного материала. | |||||||||||
1. | Правописание предлогов, союзов, частиц. | |||||||||||
2. | Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. | |||||||||||
3. | Употребление союзов в простом и сложном предложении. | |||||||||||
4. | Правописание частиц Не и Ни с разными частями речи. | |||||||||||
Практическая работа № 8. Составление небольшого текста, употребляя сочинительные и подчинительные союзы. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Расположение слов и словосочетаний (по алфавиту) с частицами Не и Ни. Составление предложений с производными предлогами. | ||||||||||||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация | ||||||||||||
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение. Простое предложение. Простое осложненное предложение с однородными членами. Простое осложненное предложение с обособленными членами. | Содержание учебного материала. | |||||||||||
1. | Строение словосочетания. | |||||||||||
2. | Понятие о предложении. | |||||||||||
3. | Строение предложения. | |||||||||||
4. | Грамматическая основа простого двухсоставного предложения. | |||||||||||
5. | Односоставные и неполные предложения. | |||||||||||
6. | Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. | |||||||||||
7. | Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | |||||||||||
8. | Предложения с однородными членами и знаками препинания в них. | |||||||||||
9. | Предложения с обособленными членами и знаками препинания в них. | |||||||||||
Практическая работа № 9. Составление двухсоставных и односоставных, полных и неполных предложений, нахождение и разбор грамматических основ. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Записать по три примера фразеологизмов возникших на основе подчинительных и сочинительных словосочетаний. Составление предложений с двумя рядами однородных членов, расстановка знаков препинания. Графическое выделение обособленных дополнений, обособленных обстоятельств, обособленных приложений, определений. | ||||||||||||
Тема 7.2. Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном предложении. Способы передачи чужой речи. | Содержание учебного материала. | |||||||||||
1. | Основные виды сложных предложений. | |||||||||||
2. | Знаки препинания в сложных предложениях. | |||||||||||
3. | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | |||||||||||
4. | Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в них. | |||||||||||
5. | Способы подачи чужой речи. | |||||||||||
6. | Предложения с прямой речью. | |||||||||||
7. | Предложения с косвенной речью. | |||||||||||
8. | Оформление диалога, знаки препинания при диалоге. | |||||||||||
Практическая работа № 10. Составление диалогов (с комментарием постановки знаков препинания). | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление сложных предложений разных видов из простых предложений. Составление или подбор из художественной литературы предложения по схемам:
Замена прямой речи косвенной. |
1. Методические указания по выполнению контрольной работы
Контрольная работа выполняется по одному из 10 вариантов. Каждый вариант содержит три задания.
Вариант контрольной работы определяется по номеру зачетной книжки и соответствует ее последней цифре. Если последней цифрой является ноль, то студентом выбирается десятый вариант.
При выполнении работы следует соблюдать научную терминологию и обозначения.
Контрольную работу следует оформлять в печатном виде в соответствии со следующими требованиями:
- Печать на бумаге формата А4 (210х297 мм).
- Поля документа: верхнее: 1,5 см; левое: 2,5 см; нижнее: 1,5 см; правое: 1,5 см.
- Шрифт: Times New Roman, 14 пт., одинарный междустрочный интервал.
- Абзац: выравнивание по ширине, отступ первой строки 1,25 см.
- Нумерация страниц: внизу страницы, от центра, первая страница не нумеруется.
- Объем работы не менее 6 листов.
Контрольная работа должна быть оформлена в следующем порядке:
- Титульный лист установленного образца (Приложение 1).
- Содержание
- Выполненные задания.
- Список использованной литературы.
Контрольные вопросы и условия заданий должны предшествовать ответам. Содержание ответов должно быть четким и кратким.
2. Критерии оценки
При ответе на вопросы соответственно своему варианту, студент должен четко изложить термины и логическую структуру сопроводительного материала. Задание для написания контрольной работы состоит из:
- письменного ответа на поставленный вопрос (теоретическая часть состоит из двух вопросов)
- работы с деформированным текстом (списать предложения, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки).
Оценка «зачтено» ставится, если выполненная контрольная работа удовлетворяет следующим требованиям: в работе отражено знание студентом теоретических и практических основ вопроса, даны определения, дан сопроводительный материал,
Оценка «не зачтено» ставится, если работа не отвечает требованиям к данному виду работ: не были даны четкие определения, сопроводительный материал подобран не по существу рассматриваемых вопросов, не раскрыты главные элементы вопросов; контрольная работа выполнена либо не полностью, либо не в соответствии с заданием; либо допущены грубые ошибки в практической части (работы с деформированным текстом); имеются значительные погрешности в оформлении.
В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки на заочное отделение. Последний срок сдачи контрольной работы - за две недели до начала сессии.
После получения проверенной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя и повторить недостаточно усвоенный материал.
Если контрольная работа не зачтена, то студент выполняет ее вторично и оправляет на проверку вместе с работой, в которой сделаны замечания.
Таблица вариантов контрольной работы
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 |
Номер варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3. Задания к выполнению контрольной работы
Вариант 1
- Раскройте следующие теоретические вопросы:
правописание гласных в корне;
вводные слова и предложения.
- Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Береза у дороги
За крайней избой степной д…р…вушки дал…ко прост…рались поля среди которых в…лась прежняя дорога к городу. Глубокие к…леи дороги зар…сли травой с ж…лтыми и белыми цветами. У дороги стояла (бело)ствольная пл…кучая береза. Осень уб…рала и березу в золотой убор.Можно было разл…чить самый отд…ле…ый курган на р…внине ж…лтого жнв…я. Оч…ровательная осенью береза была сча…лива и сияла оз…ре…ая (с)низу отсветом сухих листьев. Наступила зима. В долгую зиму ветер бе…пощадно тр…пал обн…ж…ые ветви березы. Но вот от туманов и дождей начинали ч…рнеть и дыми…ся крыши изб. Все снежное поле раст…плялось и бл…стело на весе…ем со...нце дрожа бе…числе…ыми руч…ями. Уже пели жаворонки уже мальчишки п…стухи заг…ревали от ветров и со…нца. Зам…рали по вечерней з…ре песни девушек прощавшихся со своими подругами.Зеленели ветлы перед избами зеленела береза у дороги. Прот…кали жаркие июн…ские дни. Помню как мягко и без…аботно шумел летний ветер в ш…лковой листве березы пугая эту листву и скл…няя до самых к…лосьев тонкие гибкие ветви.Жизнь (не)стоит на месте. (Не)тем (ли) ихороша жизнь что она пр…бывает в(не)уста…ом обн…влении?
(И. Бунин)
Вариант 2
- Раскройте следующие теоретические вопросы:
правописание согласных в корне;
знаки препинания в сложносочиненном предложении.
- Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
На даче
(В) течени… (не)скольких лет я пр…водил летние месяцы на даче (в)дали от пыльного душного наполне…ого грохотом города в тихой д…р…вушке зат…рявшейся среди густого соснового леса.
Встаешь бывало вместе с восходом солнца когда р…систая трава еще белеет а (из)леса особе…о сильно доносится крепкий см…листый ар…мат. (Не)умываясь накинув только старое п…тишко бежишь к реке (на)ходу быстро разд…ваешься и бухаешься в студе…ую розовую от з…ри еще подернутую легким паром гладкую как зеркало водя…ую поверхность р…спугивая ути...ое семейство которое с тревожным кряканьем р…спл…вается из пр…брежного тр…ника. Выкупаешься и дрожа от холода с чувством здоровья свежести сп…шишь к чаю накрытому в густо р…зросшемся п…л…саднике в тени с…реневых кустов образующих душ…стую зеленую б…седку.
Затем целый день бродишь с ружьем и собакой по окре…ным лесам и болотцам ловишь с (бело)головыми ребятишками раков тянешь с рыбаками невод и варишь поз..ней ночью уху. (А)то сидишь с удочкой надев соломе…ую шляпу и пристально сл…дишь за попл…вком едва виднеющ…мся в р…сплавленном с…р…бре реки. Домой в…звращаешься усталый перепачка…ый (с)ног (до)головы но бодрый и веселый с чудовищным а…етитом.
Вариант 3
1.Раскройте следующие теоретические вопросы:
правописание приставок, приставки на “з” и приставки на “с”, приставки пре- и при-, гласные Ы и И после приставок;
знаки препинания при прямой речи.
2.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Человек и природа
Что пр..влекает нас в дикой природе? Чем нас манят непр..ступные вершины ч..рные пасти пещер пучины океана звери..ые тропы, где не ступала нога человека? (По)чему с охотой мы готовы отправит?ся в далёкое и опас?ное путешествие? Или это (не)утомимая жажда чудес? Или стремление уйти хотя(бы) в мыслях от распланирова..ого благоустрое..ого бытия, которым нас обеспечивает техника? Или это атавистическая тяга к тому, что (не)когда окружало наших предков, миру загадочному стра..ому населё..ому (не)ведомыми созданиями? Но ведь всё это безвозвратно ушло, и мы теперь не те, и природа вокруг нас иная…
…Когда я вспоминаю свои путешествия экспедицио..ую работу, то испытываю радость, что мне посчастливилось видеть первозда..ый мир жить в нём стремит?ся его познать. Как хотелось(бы), что(бы) так было и впредь. Человек должен ощущать своё единство с природой понимая её бе..мерное величие.
(Р. Баландин).
Вариант 4
1.Раскройте следующие теоретические вопросы:
правописание гласных после шипящих и Ц в окончаниях;
знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи.
2.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Весенний вечер
Чисто?вымете..ая и ещё сырая от недавно ста..вшего снега улица была пусты..а, но красива выдержа..ой (не)много тяжёлой красотой. Большие белые дома с лепными украшениями по карнизам и в простенках между окнами окраше..ые в тонко?розоватый оттенок весе..ими лучами заходящего солнца смотрели на свет божий сосредоточе..о и важно. Ста..вший снег смыл с них пыль и они стояли почти (в)плотную друг к другу такими чистыми свежими сытыми. И небо с..яло над ними так(же) солидно светло и довольно.
Павел шёл и чувствуя себя в полной гармонии с окружающим лениво думал о том как хорошо можно жить если не требовать от жизни многого и как самонадея..ы и глупы те люди которые обладая грошами требуют себе от жизни на рубли.
Думая так он не заметил как вышел на набережную улицы. Перед ним внизу стояло целое море воды холодно блестевшее в лучах солнца далеко на горизонте медле..о опускавшегося в него. Река как и отражё..ое в ней небо была торжестве..о покойна. Н.. волн н.. частой сети ряби (не)видно было на её полирова..о?холодной поверхности. Широко размахнувшись она точно утомлё..ая этим размахом покойно уснула. А на ней томно таяла пурпурно?золотая бархатная полоса лучей заката. Далеко уже окута…ая сизой дымкой вечера виднелась узкая лента земли отделяя воду от неба безоблачного и пусты…ого как и накрытая им река. Хорошо бы было плыть свободной птицей между ними мощно рассекая крылом синий свежий воздух!
(М. Горький).
Вариант 5
1.Раскройте следующие теоретические вопросы:
правописание наречий;
знаки препинаний в предложениях с однородными членами; повторяющиеся слова.
2.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Побег
Все последние дни Сотников был словно в прострации. Чу..ствовал он себя скверно обессил..л без воды и пищи. И он молча в (полу)забытьи сидел среди тесной толпы людей на колючей сухой траве без особых мыслей в голове и наверно потому не сразу понял смысл лихорадочного ш..пота рядом: «Хоть одного, а прикончу. Всё равно…». Сотников осторожно повёл в сторону взглядом тот самый его сосед?лейтенант (не)заметно для других доставал из?под грязных бинтов на ноге обыкнове..ый перочи..ый ножик и в глазах его таилась такая решимость что Сотников подумал такого не удерж..шь.
Двое конвоиров сойдясь вместе прикур..вали от заж..галки один на коне чуть поодаль бдительно осматр..вал коло..у.Они ещё пос..дели на солнце может минут пятнадцать пока с холма не послышалась какая?то команда и немцы начали поднимать коло..у. Сотников уже знал на что решился сосед который сразу(же) начал забирать из коло..ы в сторону (по)ближе к конвоиру. Конвоир этот был сильный, пр..земистый немец как и все с автоматом на груди в тесном пропотевшем (под)мышками кителе из?под мокроватой с краев суко..ой пилотки выбивался совсем не арийский – чёрный почти смоля..ой чуб. Немец торопливо докурил сигарету сплюнул сквозь зубы и по?видимому намереваясь подогнать какого?то пле..ого, (не)терпеливо ступил два шага к коло..е. В то(же) мгновение лейтенант словно коршун бросился на него сзади и по самый черенок вонзил нож в его заг..релую шею. Коротко крякнув немец осел (на)земь кто?то (по)одаль крикнул: «Полундра!» – и несколько человек будто их пружиной метнуло из коло..ы брос..лись в поле. Сотников то(же) рванулся прочь.
Замешательство немцев длилось секунд пять не больше (тот)час(же) в нескольких местах ударили очереди – первые пули прошли над его головой. Но он бежал. Кажется (ни)когда в жизни он не мчался с такой беше..ой прытью и в (не)сколько широких прыжков в..бежал на бугор с сосенками. Пули уже густо и бе..порядочно прониз..вали сосновую чащу со всех сторон его осыпало хвоей а он всё мчал не разбирая пути как можно дальше то и дело с радостным изумлением повторяя про себя: «Жив! Жив!»
(По повести В. Быкова "Сотников").
Вариант 6
1.Раскройте следующие теоретические вопросы:
правописание сложных слов;
знаки препинания в предложениях с обособленными членами; обособленные члены.
2.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Я вошёл в хату две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. Она была хороша высокая, тоненькая, глаза чёрные как у горной серны так и загляд…вали к вам в душу. Я был готов любить весь мир меня (ни)кто (не)понял. Я глупо создан ничего не забываю. Он размах…вал руками верный признак (не)которой скрытности характера. Грушницкий принял таинстве…ый вид ходит закинув руки за спину и (ни)кого не узнаёт. Одно мне всегда было стра…о я (ни)когда не делался рабом любимой женщины (на)против я всегда пр…обретал над их волей и сердцем (не)победимую власть вовсе об этом (не)стараясь. Выстрел раздался дым наполн…л комнату. Горное озеро сверкает на солнце переливается всеми цветами волшебный криста... Туман рассе…лся вершины вновь засверкали на солнце. Я был скромен меня обвиняли в лукавстве.
(М.Ю. Лермонтов).
Вариант 7
1.Раскройте следующие теоретические вопросы:
правописание глаголов, причастий, деепричастий;
знаки препинания при цитатах.
2.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Заволжский край
…А надо вам сказать что к яблочному Спасу как начнёт небо поворачивать с лета на осень город наш имеет обыкновение подвергаться истин..ому нашествию цикад так(что) ночью и захочешь спать да не уснёшь вот какие со всех сторон несут?ся трели и звезды опускаются низко(низко) луна(же) и подавно виснет чуть не над самыми колокольнями делаясь похожей на яблоко нашей прославле..ой «смета..ой» породы которую мес?ные купцы поставляют и к царскому двору и даже возят на европейские выставки. Если(б) кому выпало взглянуть на Заволжск из небесных сфер (от)куда изл..ваются лучи ночных светил то перед счас..ливцем верно предстала(бы) картина некоего зачарова..ого царства лениво искрящаяся Река посверкивающие крыши м..рцание газовых фонарей и над всей этой игрой разнообразных с..яний воспаряет серебря..ый звон цикадного хора.
Но вернёмся к владыке Митрофанию. О природе же упомянуто единстве..о для пояснения почему в этакую ночь уснуть было(бы) (не)просто и самому обыкнове..ому человеку, обремене..ому заботами поменее чем губернский архиерей. (Не)даром же (не)доброжелатели которые есть у каждого (не)исключая и этого достойного пастыря утверждают что име..о преосвяще..ый а вовсе даже не губернатор Антон Антонович фон Гаггенау является исти..ым правителем нашего обширного края.
(По Б. Акунину).
Вариант 8
1.Раскройте следующие теоретические вопросы:
правописание местоимений;
знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
2.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Донецкая д_рога. (Н_) в_сёлая ст_ница од_нок_ б_леющая в ст_пи тихая со стенами г_рячими от зноя без единой тени и каж_тся без людей. Поезд уже уш_л покинув вас _десь и шум его слыш_тся (чуть) чуть и зам_ра_т (на) конец.Около станц_и пусты__о и нет других л_ш_дей кроме ваших. Вы с_дит_сь в к_ляску это так пр_ятно после в_гона кат_те по ст_пной д_роге и перед вами мало (по) малу открыва_тся гр_мадные бе_к_неч(?)ные св_им одн_образием к_ртины. Степь степь и больше (н_) чего лиш(?) в_дне_тся (в) дали старый курган. Птиц_(в) од_ноч(?)ку ни_ко носятся над р_вниной и мёртвое дв_жен_е их крыльев наг_ня_т др_моту. Жарко. Прош_л час другой а всё степь степь и всё курган (в) дали. Ваш куч_р ра__казыва_т что (то) часто указывая кнутом в стор_ну что (то) дли__ое и (н_) нужное и душой овлад_ва_т сп_койствие о прошлом (н_) хоч_тся думать. Степь степь... Лош_ди бегут сол(?)це всё выше и каж_тся что тогда в детстве степь (н_)бывала в июле такой б_гатой такойпышной травы в цвету зелёные ж_лтые л_ловые белые и от них и от нагретой з_мли идёт _р_мат...А на душе сп_койно сла_ко и каж_тся с_гл_сился бы всю жизнь ехать так и см_треть на степь бе_к_неч(?)ную (одн_) образную но м_нящую и ч_рующую. Вдру_ (н_) ожида__о глубокий овра_ п_росший м_л_дым дубом и ольхой. Пот_нуло влагой должно быть ручей (в) низу. У самого края оврага всп_рхнула с шумом стаякур_пат_к. Вы всп_м_на_те что когда (то) к этому оврагу х_дили по в_ч_рам гулять... Да это коне_но тот (же) овраг значит уса_ьба бли_ко. (В) дали уже в_днеются т_п_ля в ст_р_не ч_рный дым.
(По А.П.Чехову.)
Вариант 9
1.Раскройте следующие теоретические вопросы:
правописание имен существительных;
знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
2.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Все сроки вышли. Т_нуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента когда Гумилев просил руки Анны.
Хрупкая стройная девушка станов_(ть,т)ся женой поэта. Но она и сама поэт! И разве (не)знала (не)пр_двид_ла Анна судьбу этого брака свою судьбу судьбу мужа? Что волею врем_ни чудовищно нелепо совпавших (не)благопр_ятных обстоятельств направля_мая большевиками внутре_яя орда перелома_т хребет царству_щей д_настии а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить громить грабить?!
И что она сама Анна Ахматова поэт женщина с царстве_ой осанкой и такой(же) душой менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?! По пути в церковь Анна стала ра_казывать Гумилеву свой сон. Ей пр_снилось что будет жить она в убогой обстановк_ (одна)одинеш_нька ветхое единстве_ое одеяло дырявый д_ван изноше_ый узорч_тый халат который (в)течени_ долгого врем_ни будет ее единстве_ой домашней одеждой.
Брось это хандра сказал на это Гумилев. Подожди нас ждет Париж Италия. Все пройдет.
Анна задумалась. Всегдашняя п_чаль не сходила с ее лица. Будучи в подв_нечном наряде она к_залась еще п_чальней. Лишь глаза бл_стели делая ее лицо пр_красным и одухотворе_ым.
Анна (не)ошиблась в своем пророчестве. Будет будет лучшая поэтесса России через годы бедна пр_вычной бедностью от которой даже не попыта_тся избави(ть,т)ся а ее единстве_ой утв_рью станет потертый чемодан_шко набитый блокнотами стоящий в углу (на)готове как и вся громадная д_ржава (государство)к_лония где все население как(будто) в каком(то) к_шмарном тв_рении (западника)п_(сс,с)имиста выстро_лось в очереди в тюрьму лагеря к_лонии... В очереди на ра(сс,с)трел.
Но тогда в 1910 году был апрель мир был наполн_н солнечным светом чернобородые мужики завидев свадебный кортеж радос(?)но махали шапками.
(А.Н. Петров)
Вариант 10
1.Раскройте следующие теоретические вопросы:
правописание имен числительных;
знаки препинания в предложениях с однородными членами;бобщающие слова при однородных членах.
2.Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Это было стра_ое загадочное существо (царско)сельский (лейб)гусар живш_й на Колпинской улице и ездивш_й в П_тербург верхом потому что бабушк_ к_залась опас(?)ной железная дорога хотя не к_зались опас(?)ными передовые позиции где кстати говоря поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями камеронами лжеготикой зато заметил как сквозь туман кремнистый путь блестит. Он оставил без вн_мания знаменитые п_тергофские ф_нтаны чтобы глядя на Маркизову Лужу задумч_во произнести Белеет парус одинокий...
Он может быть много и (не)дослушивал но твердо запомнил что «пела русалка над синей рекой полна непонятной тоской»...
Он подр_жал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое где он (н_)кому не подр_жал зато всем уже целый век хочет(?)ся подр_жать ему. Но соверше_о очевидно что это (не)возможно ибо он владеет тем что у актера называется «сотой интонацией». Слово слушается его как змея заклинателя от почти площадной эпигра_ы до молитвы. Слова сказа_ые им о влюбле_ости не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
Это так неожида_о так просто и так бездо_о
Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.
Если бы он написал только это стихотворение он был бы уже великим поэтом.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том что проза достояние лишь зрелого возраста. И даже то что принято сч_тать (не)доступным для больших лириков театр ему было подвлас(?)но.
...До сих пор не только могила но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется что над Кавказом витает его дух перекликаясь с духом другого великого поэта:
Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье... (А.Ахматова)
4. Рекомендуемая литература
Основные источники:
- Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература (ч. 1, 2). 11кл. – М., «Дрофа», 2014.
- Герасименко Н.А., Леденева В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык: учебник.- М., «Академия», 2014.
- Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 кл. – М., «Русское слово», 2015.
Дополнительные источники:
- Архангельский А.Н. Русский язык и литература. Учебник. 10 класс. (ч. 1, 2). - М., « Дрофа», 2014.
- Бабайцева В.В. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 кл. – М., «Дрофа», 2013.
- Богданова Г.А. Русский язык. 10 класс. Базовый уровень и углубленный уровни. Учебник – М., 2013.
- Бунеев Р.Н. Русский язык. 11 класс. Учебник – М., 2013.
- Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2011.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Русский язык. Учебник для 10-11 кл. – М., «Просвещение», 2014.
- Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс. Учебник – М., «Академия», 2013.
- Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык. 11 класс. Учебник – М., «Академия», 2013.
- Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2014.
- Гусарова И.В. Русский язык. 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. ФГОС. – М., 2015.
Словари:
- Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 2012 г.
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2011.
- Еськова Н.А., Воронцова В., Борунова С. Орфоэпический словарь русского языка. – М., 2014 г.
- Лакант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2011.
- Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2012 г.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. – М., 2012 г.
- Никитина Ю.В. Новейший школьный словарь иностранных слов. – М., 2012 г.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2011 г.
- Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 2011 г.
- Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 2013 г.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. – М., 2011 г.
Интернет-ресурсы:
- http://rus.1september.ru/urok/ Фонетика и графика русского языка, Морфемика и словообразование.
- http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook089/01/index.html (Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. Учебник).
- http://rusgram.narod.ru/1-32.html Фонетика. Фонология. Основные сведения об ударении. Интонация.
- http://www.twirpx.com/files/languages/rus/lexicology/ Семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография.
- http://slovnik.narod.ru/rus/shuravlev/03.html Русский язык и русский характер.
- http://www.extern-mos.ru/documents/standart_1-9/1O2O1.htm Орфография и пунктуация, пунктуация.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа контрольной работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс. Очно-заочная форма обучения.
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по русскому языку рассчитано на 204 часа (6 часов в неделю). Согласовано и одобрено методистами МИОО (кафедра филологии).Может быть использовано для ра...
Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации в форме экзамена (изложение) по учебной дисциплине ОУД. 01 Русский язык и литература для специальности СПО 22.02.06 Сварочное производство
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД. 01 Русский язык и литература в ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ", "ПАРИКМАХЕР"
Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по специальности 29.01.04.Художник по костюму, 43.01.02. Парикмахер на базе основного общего образования с получением средн...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ"
Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по профессии 29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования с получен...
Презентация для занятия по учебной дисциплине ОГСЭ.03 «Иностранный язык» для студентов 2 курса СПО по теме: «Деловые и социальные контакты. Деловой разговор. Обсуждение планов дальнейшей работы»
Данная презентация для практического занятия с элементами ролевой игры заинтересовывает и стимулирует студентов к активной коммуникативной деятельности....
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДБ. 01 Русский язык по теме «Сложносочиненные предложения»
Тема: Сложносочиненные предложения.Тип урока: комбинированныйФормы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.Здоровьесберегающий компонент: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов ...
ЛЕКЦИЯ для студентов отделения заочной формы обучения. Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования систем газоснабжения
ЛЕКЦИЯ для студентов отделения заочной формы обучения. Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования систем газоснабжения...