ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте». Задания 2, 25.
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Байканова Г.К.

ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте». Задания 2, 25. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_2_25.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте». Задания 2, 25.

Лексические средства связи:

1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор.

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2. Однокоренные слова.

Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.  (В.Белов)

3. Синонимы.

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

4. Антонимы.

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше

5. Описательные обороты.

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

1. Личные местоимения, притяжательные местоимения.

Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать. (А.Чехов)

2. Указательные местоимения.

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев).

3. Местоимённые наречия. 

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой).

4. Союзы.

 Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

5. Частицы.

  1. Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?

6. Вводные  слова и конструкции. 

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7. Единство видовременных форм глаголов.

Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами. (А.Пушкин)

8. Неполные предложения.

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9. Синтаксический параллелизм.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте задания 2 ЕГЭ:

кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;

другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;

таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;

например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;

наоборот – нужно для противопоставления различной информации;

во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;

несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;

потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;

поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;

однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;

именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;

даже – усилительная частица;

не случайно– «по этой причине».

Рассмотрим подробнее:

Вводное слово, союз, частица, наречие

Когда используется? (отношения между предложениями текста)

ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Указывают на порядок изложения аргументов.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО

Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.

ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ

Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.

НАПРИМЕР

Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.

НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ

Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».

КРОМЕ ТОГО

Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.

ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО

Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.

ОДНАКО, ЗАТО, НО

Используются для противопоставления смысла одного предложения другому. 

ТО ЕСТЬ

Используется для уточнения сказанного ранее.

ИМЕННО, ВЕДЬ

Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже

Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

Пояснительные: то есть, а именно

Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро

Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

Следствия: так что

Уступительные: хотя, несмотря на то что

Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

Изъяснительные: что, как, чтобы

В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы. 

Советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения, классификацию местоимений по разрядам.


 

Разряды местоимений по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
  2. Возвратное: себя.
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.
  4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.
  6. Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  7. Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Частицы придают слову, предложению дополнительные смысловые оттенки значения. Единой классификации частиц не существует. Обычно  выделяют следующие группы частиц:

  • вопросительные: ли (ль), разве, неужели, а;
  • восклицательные: что за, ну и, как, ишь, как бы, еще бы;
  • усилительные: даже, же, ну, и, ещё, ведь, ни, уж, уже,  то, всё-таки, все же, только, аж и др.;
  • отрицательные: не, ни, нет, вовсе не, отнюдь не;
  • утвердительные: да, так, точно (в значении да), ага, угу;
  • указательные: вот, вон, вот и;
  • ограничительные: лишь, только,  всего лишь,  единственно, хоть, почти, исключительно, чуть;
  • уточнительные: как раз, именно, точно, ровно, прямо, всего,  в точности;
  • с оттенком сомнения: едва ли, вряд ли, навряд ли, авось.

Особую группу составляют формообразующие и словообразующие частицы.

Формообразующие частицы

  • бы, б   образуют форму условного наклонения глагола;
  • пусть, пускай, да, давай(те), -ка образуют форму повелительного наклонения глагола.

Словообразующие частицы

  • то, -либо, -нибудь, кое-, не, ни образуют местоимения и наречия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ А7. Синтаксические нормы. ( Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте )

В данной презентации дан материал для поготовке к ЕГЭ при повторении синтаксических норм. Дана теория и практических материал, которы можно дополнить....

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация

Текст, его признаки и типы (Способы и средства связи предложений в тексте) презентация к уроку в 7 классе (по программе М.М. Разумовской)...

Развитие речи. Тренировочные задания по теме «Средства связи предложений в тексте».

Развитие речи. Тренировочные задания по теме  «Средства связи предложений в тексте»....

ЕГЭ. Русский язык, часть 1, задание 2 - "Средства связи предложений в тексте"

Интерактивная презентация "Средства связи предложений в тексте"  есть попытка системного, концентрированного изложения  программного теоретического  и практического материала  к ...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. ТЕОРИЯ. Средства связи предложений в тексте.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15661590","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. Средства связи предложений в тексте. ПРАКТИКА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15688991","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

Средства связи предложений в тексте. Задание 25 на ЕГЭ.

В презентации представлен теоретический и практический материал для подготовки к выполнению задания 25 на ЕГЭ-2021 по русскому языку....