ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. ТЕОРИЯ. Средства связи предложений в тексте.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2019.
«Средства связи предложений в тексте».
В задании № 2 ЕГЭ по русскому языку 2019 года изменился формат задания.
Сейчас для связи предложений в тексте надо самостоятельно подобрать и записать в бланк ответов слово, являющееся средством связи, а не выбрать из предложенных вариантов.
Это могут быть подчинительные союзы, местоимения, наречия, предлоги (обычно производные), вводные слова.
Задание оценивается 1 баллом.
ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте».
Лексические средства связи:
1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор. | Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. |
2. Однокоренные слова. | Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов) |
3. Синонимы. | В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. |
4. Антонимы. | У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше |
5. Описательные обороты. | Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) |
Грамматические средства связи:
1. Личные местоимения, притяжательные местоимения. | Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать. (А.Чехов) |
2. Указательные местоимения. | Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). |
3. Местоимённые наречия. | Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой). |
4. Союзы. | Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) |
5. Частицы. | |
6. Вводные слова и конструкции. | Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин). |
7. Единство видовременных форм глаголов. | Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) |
8. Неполные предложения. | Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв) |
9. Синтаксический параллелизм. | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) |
Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:
кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;
другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;
таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;
например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;
наоборот – нужно для противопоставления различной информации;
во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;
несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;
потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;
поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;
однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;
именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;
даже – усилительная частица;
не случайно– «по этой причине».
Рассмотрим подробнее:
Вводное слово, союз, частица, наречие | Когда используется? (отношения между предложениями текста) |
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ | Указывают на порядок изложения аргументов. |
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО | Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям. |
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ | Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее. |
НАПРИМЕР | Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. |
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ | Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста». |
КРОМЕ ТОГО | Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами. |
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА | Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. |
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО | Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений. |
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА | Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. |
ОДНАКО, ЗАТО, НО | Используются для противопоставления смысла одного предложения другому. |
ТО ЕСТЬ | Используется для уточнения сказанного ранее. |
ИМЕННО, ВЕДЬ | Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли. |
Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
Пояснительные: то есть, а именно
Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
Следствия: так что
Уступительные: хотя, несмотря на то что
Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
Изъяснительные: что, как, чтобы
В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.
Как решить второе задание правильно:
Алгоритм выполнения:
1. Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста.
2. Установите логическую связь между частями текста.
3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должен выступать подчинительный союз, важно не перепутать его с сочинительным.
Использованы материалы: http://spadilo.ru/razbor-zadaniya-2-ege-po-russkomu/
Устинова Валентина Ивановна
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-эвристический урок по теме "Средства связи предложений в тексте". Русский язык. 5 класс.
Урок с использованием проблемной технологии к учебнику "Русский язык .5 класс" под редакцией Е.А.Быстровой...
Развитие речи. Тренировочные задания по теме «Средства связи предложений в тексте».
Развитие речи. Тренировочные задания по теме «Средства связи предложений в тексте»....
ЕГЭ. Русский язык, часть 1, задание 2 - "Средства связи предложений в тексте"
Интерактивная презентация "Средства связи предложений в тексте" есть попытка системного, концентрированного изложения программного теоретического и практического материала к ...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 2. Средства связи предложений в тексте. ПРАКТИКА.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15688991","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...
ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте». Задания 2, 25.
ТЕОРИЯ. «Средства связи предложений в тексте». Задания 2, 25. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку...