Разработка по тексту Н. Жукова
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)

Дубовицкая Екатерина Алексеевна

Материал обучает написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_po_tekstu_n.zhukova.pptx414.86 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ по тренировочной работе от 22.04.2019 Разработка Дубовицкой Екатерины Алексеевны.

Слайд 2

Исходный текст (1)Тётя Алиса угощает меня вяленым лещом. (2)Широкий, тяжёлый. (3)Отливает серым серебром. (4)Вкусный до одурения. (5)Глядя на жир, стекающий по моим пальцам, хозяйка улыбается: – (6)Это ты ещё кутума не пробовал – вкуснее вяленой рыбы нет. – (7)А ещё что тут ловят? – (8)Много чего: селёдку, воблу, рыбца… (9)Море богато. (10)Дагестанский посёлок Сулак, расположенный у устья одноимённой реки, разросся из русской рыболовецкой артели, основанной здесь в начале прошлого века. (11)Алисе Александровне Чернышенко почти восемьдесят один год. (12)Она живёт одна. (13)И, похоже, нет такой силы, что могла бы заставить её уехать. (14)Родители Алисы случайно услышали об удивительном, сказочном месте, где тёплое море, дышится вольно и не счесть рыбы. (15)Решили переехать туда. (16)И остались здесь на всю жизнь. (17)Было это ещё в 30-х годах. (18)Алиса родилась и выросла здесь, окончила школу. (19)Всю жизнь тут и проработала – сначала на рыбокомбинате, потом в сберкассе. (20)И все её воспоминания связаны с этими местами. (21)Несмотря на растянувшиеся на многие километры дикие песчаные пляжи, посёлок Сулак никогда не был похож на курорт. (22)Тем не менее в советские времена отдыхать к семье Чернышенко летом приезжало немало народу. (23)Родственники, друзья и знакомые родственников и даже знакомые знакомых. (24)Алиса вспоминает, что порой бывало столько гостей, что приходилось спать на полу, на сундуке в летней кухне и на кровати во дворе – завернувшись в мокрую простыню и натянув марлю, чтобы спастись от жары и комаров.

Слайд 3

Исходный текст (25)А ещё раньше было много осетра. (26)Ловить его, конечно, было запрещено, но контроль был чисто символический. (27)И хотя никто из семьи Алисы не имел прямого отношения к рыбной ловле, на столе часто была и чёрная икра, и балык, и царская уха. (28)Официально посёлок специализировался в советское время исключительно на кильке. (29)В одном цеху её коптили, в другом закручивали в банки. (30)Правда, смеётся Алиса, консервами тут кормили лишь домашнюю живность – котов и собак. (31)В 90-е воздух был буквально наэлектризован – в Дагестане началось национальное разделение. (32)Неопределённость пугала, кто мог – уезжал. (33)Алиса Александровна осталась. (34)Сегодня население Сулака – несколько тысяч человек. (35)Это в основном ногайцы, есть кумыки, аварцы, лезгины, даргинцы. (36)Совсем немного русских. (37)Условия жизни здесь по большей части аскетические. (38)Но Алиса других и не знала. (39)Аккуратно прибранный двор. (40)Древний рукомойник во дворе. (41)Рядом дуб – ровесник дома. (42)Тут же маленькая банька и летний душ. (43)Воду подают прямо из реки. (44)Алиса ставит чайник. (45)Садимся ужинать.

Слайд 4

Исходный текст – (46)Даже не представляю, каково это – жить вот так, одной… – (47)Да не переживай, не одна я тут. (48)Прожить столько лет в посёлке – это что-то да значит. (49)Кого-то ещё моя мама нянчила, кого-то учил мой брат, с кем-то я работала – у них уже дети и внуки выросли. (50)Не забывают люди, приходят, помогают – воды наносить или в магазин сходить, о здоровье спрашивают. (51)Большего мне от них и не надо. (52)А поговорить с кем-нибудь по душам – это уже, конечно, роскошь. (53)У тёти Алисы небольшой дом на три комнаты. (54)Уже тринадцать лет она живёт в этом доме одна, с тех пор как умер её муж Володя. (55)Брат Костя тоже похоронен в Сулаке – его не стало семнадцать лет назад. (56)Он вернулся с флота и сразу попросился учителем в школу. (57)Стал преподавать русский язык. (58)Педагог был от бога, в посёлке до сих пор его вспоминают. (59)Дети – Лена и Павлик – давно уже живут в Подмосковье. (60)Там же родились внуки. (61)Каждое лето они приезжают погостить и постоянно зовут с собой. (62)Но Алиса непреклонна. (63)«Как я уеду? (64)Здесь всё, что у меня есть. (65)Здесь похоронены все родные. (66)И зачем? (67)Броситься на поиски лучшей жизни, а потом до конца дней жалеть об этом? (68)Нет её, лучшей жизни. (69)Надо уметь ценить хорошее в той, которая есть». (70)«Когда ветра нет, выйдешь в огород – и можно услышать, как вдалеке шумит море. (71)Сразу так спокойно на душе становится, можно очень долго так стоять и слушать его. (72)И больше ничего не надо». * Николай Жуков – современный российский журналист.

Слайд 5

Проблема привязанности человека к своей малой родине В предложенном для анализа тексте поднята проблема любви к малой родине , над которой Николай Жуков, известный журналист, заставляет задуматься. 1 аргумент . Комментируя данную проблему , автор в качестве примера приводит рассказ о тёте Алисе, которая всю жизнь прожила в поселке Сулак и даже не думала оттуда уезжать. «Все её воспоминания связаны с этими местами,» - говорит нам автор . И действительно так и есть, ведь героиня родилась, выросла в дагестанском поселке, там же она окончила школу и устроилась на работу . Её родственники, друзья и знакомые семьи Алисы Александровны часто приезжали в поселок, несмотря на то, что он «никогда не был похож на курорт». Героиня говорит, что порой гостей было настолько много, что спать приходилось «на полу, на сундуке в летней кухне и на кровати во дворе». Эти примеры подтверждают мысль о том, что это место было любимым не только героиней, но и многими людьми.

Слайд 6

Проблема привязанности человека к своей малой родине 2 аргумент Т акже Н. Жуков обращает наше внимание на то , что Алиса Александровна не хочет уезжать из родного Сулака к своим детям и внукам. Она говорит , что покидать то место бессмысленно, ведь все, что у неё есть, находится здесь и что здесь «похоронены все родные». Она считает, что если уедет, то будет до конца своих дней жалеть об этом. Таким образом можно сделать вывод, что героиня ценит имеющуюся у неё жизнь в маленьком посёлке и ничто не заставит её покинуть родной уголок .

Слайд 7

2 вариант комментария к сформулированной проблеме Раскрывая вышеподнятую проблему, автор рассказывает о жизни Алисы Александровны Чернышенко, которая родилась в дагестанском поселке Сулак и живет там уже восемьдесят один год. Н. Жуков пишет , что «нет такой силы, что могла заставить её уехать» (предложение13), и этими словами показывает насколько сильно Алиса Александровна любит родной край, насколько она привязана к дому. Даже когда в Дагестане началось национальное разделение, она не уехала, а каждый раз, когда дети и внуки зовут её к себе В Подмосковье, женщина остается непреклонна, она не желает покидать малую родину, ведь «там все, что у неё есть» . Алиса Александровна отвечает: «Как я уеду? И зачем?..» Так читатели могут понять, насколько сильно женщина любит родной поселок, как важен для неё дом.

Слайд 8

Отражение позиции автора исходного текста Малая родина – то место, где ты вырос и где похоронены твои предки. Здесь тебе всё близко и знакомо, здесь ты всех знаешь и все знают тебя. Ни национальные разделения, ни неопределенность, ни аскетические условия жизни не заставили А.А. Чернышенко покинуть место, где она родилась. Человеку важно уметь ценить и любить свою малую родину. Именно в этом заключается позиция автора.

Слайд 9

Отношение к позиции автора по проблеме Я полностью согласна с мнением автора . Родина играет важную роль в жизни каждого человека, формируя наш взгляд на жизнь. В литературе есть немало примеров, подтверждающих мою точку зрения. Одним из таких примеров является роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». В нем главный герой Григорий Мелехов, переживая все невзгоды и страдания на войне, старается в такие моменты вспоминать о своей малой родине, о семье, об Аксинье, Наталье, детях, чтобы укрепить в себе надежду на скорейшее возвращение домой, на скорый конец всех ужасов войны. В этом сила родных мест.

Слайд 10

Вывод Так к какому выводу мы пришли? Значение малой родины в жизни человека велико. Именно с ней человек отождествляет отчий дом, семейный очаг, дорогих сердцу людей и важные события в жизни. Образы малой родины придают силы даже на расстоянии от дома. Оттого человек любит свою малую родину .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Сборник текстов и упражнений для подготовки к устному зачёту в 7 классе"

Данная методическая разработка включает список устных тем к зачёту и заданий, направленных на их отработку....

Методическая разработка по тексту "Cucu la praline"

Цель: контроль и понимание текста с учетом различного уровня знаний учащихся....

Методическая разработка "Сборник текстов по немецкому языку для учащихся 7-9 классов"

Данная методическая разработка, предназначенная для учащихся 7-9 классов, представляет собой сборник текстов средней тяжести. Сборник содержит 7 текстов, которые восходят к оригинальным немецким источ...

Разработка учебного текста для индивидуального чтения в 10 - 11 классе

Учащиеся старших классов могут использовать учебные тексты для индивидуального домашнего чтения. Лексический материал данных текстов достаточно сложный, но учащиеся запоминают слова и выражения достат...

Методическая разработка «Ввод текста в программе Photoshop»

Ценность методической разработки:большой диапазон творчества при создании своей открытки;использование творческой идеи, что делает работу доступной для каждого;доступность описания работы с текстом по...

Разработка урока "Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов"

Урок расчитан для учащихся 5 класса и направлен на формирование представления о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы (дистанционное обучение). На у...

Методическая разработка.Изложение текста-повествования " Ежик" (по Г.Цыферову) 3 класс

Подробное изложение текста- повествования "Ежик" ( по Г.Цыферову)...