Методическая разработка.Изложение текста-повествования " Ежик" (по Г.Цыферову) 3 класс
методическая разработка по русскому языку
Подробное изложение текста- повествования "Ежик" ( по Г.Цыферову)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_v_3_klasse._izlozhenie.docx | 26.61 КБ |
prezentatsiya._ezhik.pptx | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 3 классе
с использованием технологии коллективной системы обучения (работа в группах), разноуровневого и развивающего обучения.
Учитель: Янченко М.В.
Тема: подготовка к изложению «Ежик».
Цель: подготовить к написанию изложения.
Задачи:
- Закрепление умений составлять вопросы к тексту.
- Закрепление умений составлять картинный план к тексту.
- Закрепление умений пересказывать текст с опорой на картинки, вопросы и без.
- Закрепление умений анализировать текст.
- Коррекция устной и письменной речи.
- Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
- Развитие творческих способностей у учащихся.
- Закрепление навыков работы в парах.
Оборудование: текст на отдельных листах, карточки с заданиями, презентация, слайды со словами (орфографическая работа), картинки к содержанию текста, вопросы к предложениям, трафареты (ежик, яблоко, гриб, листики, ягодка).
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проходите на те места, где написано ваше имя. Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости, повернитесь и поприветствуйте наших гостей. Садитесь, мы начинаем урок развития речи!
- чем мы с вами занимаемся на уроках развития речи? ( пишем сочинения, изложения, составляем рассказы и т.д.)
- сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению. Для этого мы подробно разберем текст, по которому будем писать изложение; будем составлять план текста по вопросам; план по картинкам, пересказывать текст и чтобы написать изложение без ошибок, мы поработаем с трудными словами, которые встретятся нам в тексте. Приготовьтесь, сядьте красиво, мы начинаем!
- послушайте отрывок песни.
- о ком поется в этой песне? ( о ежике)
- сейчас я вам расскажу одну историю про ежика, который отправился в лес на прогулку. А что с ним приключилось, вы узнаете, если будете слушать мой рассказ очень внимательно.
II. Основная часть.
1. Знакомство с текстом.
-чтение текста учителем. У детей текст на отдельных (цветных ) листах.
Ежик.
Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол.
Вдруг заметил ежик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть — да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень!
- о ком этот рассказ? (о ежике)
- что с ним приключилось? (отражение принял за настоящую звезду)
- расстроился ли еж, когда понял, что ошибся?
- как он на это отреагировал? (он очень смеялся)
- значит, наш ежик какой? (он добрый)
Прочитайте текст самостоятельно (про себя).
-скажите, какой это текст по типу речи? ( повествовательный)
- о чем сообщается в таком тексте? ( о каком-либо событии, случае)
- в тексте- повествовании обычно содержится ответ на какой вопрос? ( Что случилось? Что произошло?)
- давайте вспомним, из каких частей состоит текст?
Вводная часть.
Основная часть.
Заключительная часть. Молодцы!
2. Анализ текста.
- сейчас мы более подробно разберем наш текст.
- С чего начинаются события в рассказе? (Ежик пошел гулять по лесу). Слайд №1
- Это начало события. Как об этом сказано в тексте? (читают первое предложение).
- Как дальше развивается действие? (Ежик наколол на иголочку клюквинку). Слайд №2. Прочитайте второе предложение. Дальше что происходит? (наколол листья) Слайд №3. Читают третье предложение. Это развитие действия.
- Какой главный момент в рассказе? (Ежик заметил в луже звездочку.) Слайд №4. Читают четвертое предложение.
- Как дальше развиваются события? (Ежик не смог наколоть звездочку на иголки) Слайд №4. Прочитайте пятое предложение. И что он сделал? (накрыл ее лопушком) Слайд №4. О чем он при этом подумал? (пусть до утра полежит). Прочитайте.
- Чем заканчивается событие? (Утром ежик нашел под лопухом солнышко) Слайд №6. Прочитайте, как об этом сказано.
- Как ежик отреагировал на то, что обнаружил под лопушком вместо звездочки солнышко? (он засмеялся). Слайд №7. Как он засмеялся? (очень).
- Как вы думаете, как автор относится к нашему ежику?
- Докажите. Может какие-то слова в тексте нам указывают на отношение автора? Найдите их. (как автор называет героя рассказа?- ласково).
3. Физ.минутка.
- а сейчас мы немного отдохнем и поиграем в вашу любимую игру
«запрещенные движения».
4. Орфографическая подготовка.
- Что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы написать его без ошибок? ( найти и разобрать трудные для написания слова.)
- Задания на индивидуальных листах. Вставь в слова пропущенные буквы.
- Кто справится самостоятельно, приступайте к выполнению задания, а кому нужна моя помощь?
ноч__ю ёж__к нак__лол _______________
лист__я полеж__т пол__жит _______________
бол__шое __голочку _______________
зв__зду _______________
см__ялся _______________
х__тел _______________
Вспомните словарное слово, вставьте пропущенную букву.
ж__лтые
Выдели корень в словах.
лопухом- лопушком
Разбери слово по составу.
клюквинку
- Проверка.
-проверяем слова в первом столбике. Какие буквы вставили? Какая орфограмма в словах ночью, листья (разделительный ь), а в слове большое?- ь, обозначающий мягкость согласного. Слайд №1.
- проверяем слова во втором столбике. Какие буквы вставили? Какая орфограмма в этих словах? (жи-ши). Слайд №2. Проверьте.
-проверяем слова из третьего столбика. Какая орфограмма в этих словах? Какие подобрали проверочные слова? Слайд №3.
- в слово жёлтые какую букву вставили? –это словарное слово. Слайд №4.
- проверяем разбор слов. Слайды №5,6. Молодцы!
5. Составление картинного плана и плана по вопросам к тексту.
- сейчас я вам предлагаю поработать в парах. У меня в руках конверты, в которых разные задания. Кто-то из вас попробует сейчас составить план рассказа по картинкам, а кто-то составит план по вопросам, которые написаны на полосках. Картинки и вопросы в конвертах перепутались, вам нужно разложить их в нужном порядке. (раздаются конверты с заданиями).
- Для того, чтобы составить план по картинкам, надо прочитать предложение и выложить картинку, на которой изображено то, о чем говорится в этом предложении.
- А для того, чтобы составить вопрос к предложению надо прочитать предложение, подумать о чем хотите спросить и составить вопрос, используя слова из предложения. Приступайте.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось?
- Составим план первой части. Прочитайте первое предложение. Какая картинка подходит к этому предложению? (крепится на доске). Какой вопрос составили к этому предложению? ( Полоска с вопросом крепится под картинкой). Расскажи первое предложение, опираясь на картинку и вопрос.
- Кто может пересказать первую часть?
-Составляем план ко второй части. Рассказываем.
-составляем план третьей части. Рассказываем.
- Мы с вами составили план текста по картинкам и план по вопросам.
- А кто из вас попробует пересказать весь текст без помощи картинок и вопросов?
-Молодцы!!!
6. Творческая работа.
- Мы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем, а заодно проверим, были ли вы внимательны.
- Откройте конверты, посмотрите что там? (трафарет ежика, 3 желтых листочка, клюквинка, яблоко, грибочек). Вспомните, по тексту: что наколок ежик на иголочки? Выберите эти предметы и прикрепите (с помощью клея) к иголкам. Готовые ежики крепятся на доску.
- Посмотрите на доску, что вы видите? – солнышко.
- Чего не хватает нашему солнышку? – лучиков.
- Давайте это исправим. Выберите лучик, который соответствует вашему настроению сейчас.
- Если вам все понравилось и у вас сейчас хорошее настроение- возьмите желтый лучик, если сначала вам неинтересно или сложно- возьмите красный лучик. Молодцы, очень красивое солнышко у нас получилось!
III. Итог урока .
Подведение итогов.
- Что мы сегодня делали?
- Что вам особенно понравилось?
- Что мы будем делать на следующем уроке?
Оценка деятельности детей.
-оцените работу своего соседа на уроке.
-Встаньте те, кто хорошо работал на уроке. А теперь встаньте те, кто отлично работал на уроке.
-все очень хорошо сегодня работали, много трудились, старались. Молодцы!
Д.з.- нарисовать иллюстрацию к рассказу.
- а сейчас мы прослушаем песенку про ежика, отрывок который вы слышали в начале урока.
- о ком этот рассказ? (о ежике)
- что с ним приключилось? (отражение принял за настоящую звезду)
- расстроился ли еж, когда понял, что ошибся?
- как он на это отреагировал? (он очень смеялся)
- значит, наш ежик какой? (он добрый)
Прочитайте текст самостоятельно (про себя).
-скажите, какой это текст по типу речи? ( повествовательный)
- о чем сообщается в таком тексте? ( о каком-либо событии, случае)
- в тексте- повествовании обычно содержится ответ на какой вопрос? ( Что случилось? Что произошло?)
- давайте вспомним, из каких частей состоит текст?
Вводная часть.
Основная часть.
Заключительная часть. Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
н оч ь ю л ист ь я б ол ь шое
ё ж и к п олеж и т
н ак о лол п ол е жит и голочку з в е зду с м е ялся х о тел
ж ё лтые
лопухом- лопушком
клюква - клюквинку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Обучение сжатому изложению текста-повествования
Обучение сжатому изложению текста-повествования (Презентация)...
Обучение сжатому изложению текста-повествования «Старый пень»
Обучение сжатому изложениютекста-повествования «Старый пень»...
Конспект урока "Обучающее подробное изложение текста - повествования с элементами описания по тексту А.Баркова"
Конспект урока в 6 классе "Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания по тексту А.Баркова "Щенок"...
4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.
Формировать умения определять особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Что такое текст-повествование, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Что такое текст-повествованиеЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представление о «тексте-повествовании», его отличительных признаках...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Составление текста-повествования, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Составление текста-повествованияЦели деятельности учителя: актуализация знаний обучающихся по теме «текст-повествование»; совершенствование умения раб...