Методическая разработка.Изложение текста-повествования " Ежик" (по Г.Цыферову) 3 класс
методическая разработка по русскому языку

Янченко Мария Викторовна

Подробное изложение текста- повествования "Ежик" ( по Г.Цыферову)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_3_klasse._izlozhenie.docx26.61 КБ
Файл prezentatsiya._ezhik.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 3 классе

 с использованием технологии коллективной системы обучения (работа в группах), разноуровневого и развивающего обучения.

Учитель: Янченко М.В.

Тема: подготовка к изложению «Ежик».

Цель: подготовить к написанию изложения.

Задачи:

  1. Закрепление умений составлять вопросы к тексту.
  2. Закрепление умений составлять картинный план к тексту.
  3. Закрепление умений пересказывать текст с опорой на картинки, вопросы и без.
  4. Закрепление умений анализировать текст.
  5. Коррекция устной и письменной речи.
  6. Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
  7. Развитие творческих способностей у учащихся.
  8. Закрепление навыков работы в парах.

Оборудование: текст на отдельных листах, карточки с заданиями, презентация, слайды со словами (орфографическая работа), картинки к содержанию текста, вопросы к предложениям, трафареты (ежик, яблоко, гриб, листики, ягодка).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Проходите на те места, где написано ваше имя. Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости, повернитесь и поприветствуйте наших гостей. Садитесь, мы начинаем урок развития речи!

- чем мы с вами занимаемся на уроках развития речи? ( пишем сочинения, изложения, составляем рассказы и т.д.)

- сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению. Для этого мы подробно разберем текст, по которому будем писать изложение; будем составлять план текста по вопросам;  план по картинкам, пересказывать текст и чтобы написать изложение без ошибок, мы поработаем с трудными словами, которые встретятся нам в тексте. Приготовьтесь, сядьте красиво, мы начинаем!

- послушайте отрывок песни.

- о ком поется в этой песне? ( о ежике)

- сейчас я вам расскажу одну историю про ежика, который отправился в лес на прогулку. А что с ним приключилось, вы узнаете, если будете слушать мой рассказ очень внимательно.

II. Основная часть.

1. Знакомство с текстом.

-чтение текста учителем. У детей текст на отдельных (цветных ) листах.

Ежик.

    Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол.

    Вдруг заметил ежик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть — да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит.

    А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень!

- о  ком этот рассказ?  (о ежике)

- что с ним приключилось? (отражение принял за настоящую звезду)

- расстроился ли еж, когда понял, что ошибся?

- как он на это отреагировал? (он очень смеялся)

- значит, наш ежик какой? (он добрый)

Прочитайте текст самостоятельно (про себя).

-скажите, какой это текст по типу речи? ( повествовательный)

- о чем сообщается в таком тексте? ( о каком-либо событии, случае)

- в тексте- повествовании обычно содержится ответ на какой вопрос? ( Что случилось? Что произошло?)

 - давайте вспомним, из каких частей состоит текст?

Вводная часть.

Основная часть.

Заключительная часть. Молодцы!

2. Анализ текста.        

- сейчас мы более подробно разберем наш текст.

- С чего начинаются события  в рассказе? (Ежик пошел гулять по лесу). Слайд №1

- Это начало события. Как об этом сказано в тексте? (читают первое предложение).

- Как дальше развивается действие? (Ежик наколол на иголочку клюквинку). Слайд №2. Прочитайте второе предложение. Дальше что происходит? (наколол листья) Слайд №3. Читают третье предложение. Это развитие действия.

 - Какой главный момент в рассказе? (Ежик заметил в луже звездочку.) Слайд №4. Читают четвертое предложение.

- Как дальше  развиваются  события?  (Ежик  не  смог наколоть звездочку на иголки) Слайд №4. Прочитайте пятое предложение. И что он сделал? (накрыл ее лопушком) Слайд №4. О чем он при этом подумал? (пусть до утра полежит). Прочитайте.

- Чем   заканчивается   событие?   (Утром   ежик   нашел под лопухом солнышко) Слайд №6. Прочитайте, как об этом сказано.

- Как ежик отреагировал на то, что обнаружил под лопушком вместо звездочки солнышко? (он засмеялся). Слайд №7. Как он засмеялся? (очень).

- Как вы думаете, как автор относится к нашему ежику?

- Докажите. Может какие-то слова в тексте нам указывают на отношение автора? Найдите их. (как автор называет героя рассказа?- ласково).

3. Физ.минутка.

- а сейчас мы немного отдохнем и поиграем в вашу любимую игру

 «запрещенные движения».

4.  Орфографическая подготовка.

- Что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы написать его без ошибок? ( найти и разобрать трудные для написания слова.)

- Задания на индивидуальных листах. Вставь в слова пропущенные буквы.

- Кто справится самостоятельно, приступайте к выполнению задания, а кому нужна моя помощь?

ноч__ю               ёж__к                  нак__лол         _______________

лист__я              полеж__т                    пол__жит         _______________

бол__шое                                        __голочку        _______________

                                                         зв__зду        _______________

                                                         см__ялся        _______________

                                                         х__тел         _______________

Вспомните словарное слово, вставьте пропущенную букву.

ж__лтые

Выдели корень в словах.

лопухом- лопушком

Разбери слово по составу.

клюквинку

- Проверка.

-проверяем слова в первом столбике. Какие буквы вставили? Какая орфограмма в словах ночью, листья (разделительный ь), а в слове большое?- ь, обозначающий мягкость согласного. Слайд №1.

- проверяем слова во втором столбике. Какие буквы вставили? Какая орфограмма в этих словах? (жи-ши). Слайд №2. Проверьте.

-проверяем слова из третьего столбика. Какая орфограмма в этих словах? Какие подобрали проверочные слова? Слайд №3.

- в слово жёлтые какую букву вставили? –это словарное слово. Слайд №4.

- проверяем разбор слов. Слайды №5,6. Молодцы!

5. Составление картинного плана и плана по вопросам к тексту.

- сейчас я вам предлагаю поработать в парах. У меня в руках конверты, в которых разные задания. Кто-то из вас попробует сейчас составить план рассказа по картинкам, а кто-то составит план по вопросам, которые написаны на полосках. Картинки и вопросы в конвертах перепутались, вам нужно разложить их в нужном порядке. (раздаются конверты с заданиями).

- Для того, чтобы составить план по картинкам, надо прочитать предложение и выложить картинку, на которой изображено то, о чем говорится в этом предложении.

- А для того, чтобы составить вопрос к предложению надо прочитать предложение, подумать о чем хотите спросить и составить вопрос, используя слова из предложения. Приступайте.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось?

- Составим план первой части. Прочитайте первое предложение. Какая картинка подходит к этому предложению? (крепится на доске). Какой вопрос составили к этому предложению? ( Полоска с вопросом крепится под картинкой). Расскажи первое предложение, опираясь на картинку и вопрос.

- Кто может пересказать первую часть?

-Составляем план ко второй части. Рассказываем.

-составляем план третьей части. Рассказываем.

- Мы с вами составили план текста по картинкам и план по вопросам.

- А кто из вас попробует пересказать весь текст без помощи картинок и вопросов?

-Молодцы!!!

6.   Творческая работа.

- Мы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем, а заодно проверим, были ли вы внимательны.

- Откройте конверты, посмотрите что там? (трафарет ежика, 3 желтых листочка, клюквинка, яблоко, грибочек). Вспомните, по тексту: что наколок ежик на иголочки? Выберите эти предметы и прикрепите (с помощью клея) к иголкам. Готовые ежики крепятся на доску.

- Посмотрите на доску, что вы видите? – солнышко.

- Чего не хватает нашему солнышку? – лучиков.

- Давайте это исправим. Выберите лучик, который соответствует вашему настроению сейчас.

- Если вам все понравилось и у вас сейчас хорошее настроение- возьмите желтый лучик, если сначала вам неинтересно или сложно- возьмите красный лучик. Молодцы, очень красивое солнышко у нас получилось!

III.   Итог урока .

Подведение итогов.

- Что мы сегодня делали?

- Что вам особенно понравилось?

- Что мы будем делать на следующем уроке?

Оценка деятельности детей.

-оцените работу своего соседа на уроке.

-Встаньте те, кто хорошо работал на уроке. А теперь встаньте те, кто отлично работал на уроке.

-все очень хорошо сегодня работали, много трудились, старались. Молодцы!

Д.з.- нарисовать иллюстрацию к рассказу.

- а сейчас мы прослушаем песенку про ежика, отрывок который вы слышали в начале урока.

- о  ком этот рассказ?  (о ежике)

- что с ним приключилось? (отражение принял за настоящую звезду)

- расстроился ли еж, когда понял, что ошибся?

- как он на это отреагировал? (он очень смеялся)

- значит, наш ежик какой? (он добрый)

Прочитайте текст самостоятельно (про себя).

-скажите, какой это текст по типу речи? ( повествовательный)

- о чем сообщается в таком тексте? ( о каком-либо событии, случае)

- в тексте- повествовании обычно содержится ответ на какой вопрос? ( Что случилось? Что произошло?)

 - давайте вспомним, из каких частей состоит текст?

Вводная часть.

Основная часть.

Заключительная часть. Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

н оч ь ю л ист ь я б ол ь шое

Слайд 8

ё ж и к п олеж и т

Слайд 9

н ак о лол п ол е жит и голочку з в е зду с м е ялся х о тел

Слайд 10

ж ё лтые

Слайд 11

лопухом- лопушком

Слайд 12

клюква - клюквинку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Обучение сжатому изложению текста-повествования

Обучение сжатому изложению текста-повествования (Презентация)...

Обучение сжатому изложению текста-повествования «Старый пень»

Обучение сжатому изложениютекста-повествования «Старый пень»...

Конспект урока "Обучающее подробное изложение текста - повествования с элементами описания по тексту А.Баркова"

Конспект урока в 6 классе "Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания по тексту А.Баркова "Щенок"...

4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.

Формировать умения определять  особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Что такое текст-повествование, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Что такое текст-повествованиеЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представление о «тексте-повествовании», его отличительных признаках...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Составление текста-повествования, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Составление текста-повествованияЦели деятельности учителя: актуализация знаний обучающихся по теме «текст-повествование»; совершенствование умения раб...