Проверочная работа по теме: " Главные и второстепенные члены предложения"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Серко Ольга Вячеславовна

Данная работа  составлена в 2 вариантах на основе пособия под редакцией С.В. Драбкиной, Д.И. Субботина "Русский язык. 8 класс. Мониторинг успеваемости". На основе прочитанного текста обучающиеся смогут выполнить задания и создать собственный текст небольшого объёма.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Главные и второстепенные члены

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Учительница Марья Ефремовна сказала, что надо устроить в классе живой уголок. (2)Каждый из нас должен принести что-нибудь живое.

(3) Бабушка предложила:

(4)- Отнеси серого котёнка.

(5)- Я против, - возразил папа. – (6) Кошки должны жить на свободе и охотиться за мышами.

(7) Я тоже была не согласна с бабушкой, поэтому мы с папой оделись и пошли в цветочный магазин.

(8)- Здравствуйте, нам что-нибудь для живого уголка, - сказал папа продавщице.

(9) – Лучше всего кактус, - посоветовала та. – (10)Самый неприхотливый цветок: может долго обходиться без влаги.

  • (11)Нет, мне вон тот, красненький, - торопливо проговорила я.

(12)Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня и, наверное, самый дешёвый.

  •  (13)Это герань, - продавщица поставила горшок перед нами.

(14)Папе нравилась цена, а мне нравился сам цветочек. (15)Листья были большие, а цветочек совсем простой, в четыре лепестка, как будто ребёнок нарисовал.

  • (16)У меня в детстве была герань, –  вспомнил папа, и его лицо приняло особое выражение. – (17)Детство – хорошее время, когда ребёнка любят ни за что-то, просто так, и ничего от него не хотят, кроме того, чтобы он был и цвёл.
  • (18)Сколько стоит герань? – спросила тётка.

- (19)Это наш, - ответила я, сняв цветок с прилавка и прижав его к груди.

(20) – А ещё герань есть? – спросила тётка.

(21) – Это последний, - сказала продавщица.

(22) – Жаль, герань хороша от моли.

(23) Я ликовала: мало того, что цветок оказался недорогим, он ещё и последний, и полезный. (24) Тройная удача.

(25)Дома я первым делом заперла котёнка в ванной комнате, чтоб он ненароком не скакнул на цветок и не сломал его. (26)Котёнок не понимает, что цветок не игрушка, а живое существо с растительным сознанием. (27)Несчастный котёнок рыдал от одиночества, но я проявила жестокость, потому что малым злом (изоляция котёнка) устраняла большое зло (гибель цветка).

(28)Я поставила горшочек на подоконник, к солнцу. (29)Потом налила в банку воды и стала поливать.

  • (30)Много нельзя, иначе захлебнётся, — предупредила бабушка.
  • (31)Я испугалась и даже ночью вскакивала и проверяла, жив ли мой цветочек. (32)А утром я увидела, что огонёк стал ещё ярче, листья ещё бархатнее, а запах явственнее.

(33)Мама поняла, что мне нравится цветок. (34)Поэтому она первая предложила:

  • (35)Дорогая, оставь его себе!

(36)Мне было очень жаль отдавать цветок в школу. (37)Однако, подумав, я решила:

  • (38)Всё-таки завтра мне придётся  отнести цветок в живой уголок школы. (39)Я так решила. (40)И тогда мы всем классом будем на него смотреть. (41)Ведь приятнее смотреть в компании. (42)Как картины в музеях…

(По В.С. Токаревой)*

* Виктория Самойловна Токарева (род. в 1937 г.) — современный российский писатель-прозаик и сценарист.

1.  Укажите, какие высказывания не соответствуют содержанию текста. Выпишите номера правильных ответов.

  1. Девочка была согласна с бабушкой и тоже хотела отнести в живой уголок школы котёнка, но вынуждена была по настоянию папы пойти в цветочный магазин и купить цветок.
  2. Девочка купила цветок не потому, что он ей понравился, а лишь потому, что он был недорогим.
  3. По мнению девочки, покупка герани была втройне удачной, так как этот цветок оказался недорогим, последним в магазине и полезным (отгонял моль).
  4. Мама догадалась, что дочери нравится цветок, поэтому предложила её не относить его в школу, а оставить дома.
  5. Девочка так переживала за жизнь цветка, что ночью постоянно просыпалась и всякий раз проверяла, ничего ли с ним не случилось.

2. Замените разговорное слово «ненароком» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

  1. Укажите, какое выразительное средство используется в предложении 17. Запишите его название и выпишите его.

4.  Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове МАРЬЯ количество букв и звуков совпадает.
  2. В слове РОБКО на месте согласного Б произносится звук [п].
  3. В слове ПРИЖАЛА все согласные звуки образуют пару по твёрдости и мягкости.
  4. В слове ЖИВОЕ – три слога.

5. Укажите слово, в котором правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения.

1) наклонилась      2) заперла     3) растение        4) скакнул

6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – приближение?

  1. Прилавок 2)прижала 3)предупредила 4)припомнил

7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»?

  1. медленно
  2. подоконник
  3. явственнее
  4. купленный

8.  Замените словосочетание «тройная удача» (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

9.  Выпишите грамматическую основу предложения 2.
10. Укажите количество
грамматических основ в предложении 32. Ответ запишите цифрой.

11. Укажите ошибочные суждения, допущенные при характеристике главных и второстепенных членов предложения 38.

Всё-таки завтра мне придётся  отнести цветок в живой уголок школы.

  1. ЦВЕТОК – подлежащее
  2. ПРИДЁТСЯ ОТНЕСТИ – составное глагольное сказуемое
  3. МНЕ – косвенное дополнение
  4. В ЖИВОЙ УГОЛОК – обстоятельство места
  5. ШКОЛЫ – согласованное определение

12. Укажите, каким членом предложения является слово «дорогая» в предложении 35.

13. Из предложения 18 выпишите несогласованное определение.

14. Напишите сочинение по тексту В. Токаревой, ответив на следующие вопросы:

- Как приведённое ниже стихотворение поэта Ю. Левитанского помогает понять основную проблему, поднятую в тексте В. Токаревой?

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя …

  • - Почему отрывок из рассказа В. Токаревой заканчивается словами девочки: «И тогда мы всем классом будем на него смотреть. Ведь приятнее смотреть в компании. Как картины в музеях…»? Что имела в виду героиня?
  • Одобряете ли вы решение, принятое героиней, и почему?
  • Бразильский писатель Пауло Коэльо говорил: «Человек должен делать выбор. В этом состоит его сила – в могуществе решений». Согласны ли вы с этим утверждением?



Предварительный просмотр:

 Главные и второстепенные члены

Прочитайте текст и выполните задания.

Стакан молока

(Притча)

(1)Мальчик, разносивший товар по домам, чтобы заработать себе на обучение, был очень беден. (2)Однажды он сильно проголодался, но у него в кармане осталось всего несколько центов. (3) Тогда подросток решил зайти в ближайший дом и попросить еды. (4) Когда дверь открыла молодая обаятельная женщина, мальчик совсем оторопел. (5) Вместо пищи он попросил у неё стакан воды.

(6)Женщина поняла, что ребёнок голоден, и принесла ему большой стакан молока. (7)Мальчик медленно его выпил, стараясь не показывать свой голод, и затем с осторожностью спросил:

(8) - Сколько я вам должен?

(9) – Уважаемый, ничего больше не говорите. (10)Вы нисколько мне не должны, - ответила хозяйка дома. – (11) Наша мама всегда учила нас никогда не брать платы за добрые дела.

(12) - В таком случае, я благодарю вас от всего моего сердца», - ответил он.

(13)Когда Говард Келли покидал этот дом, он не только чувствовал себя физически сильнее. (14) Его вера в доброту людей также укрепилась. (15)Прошло много лет, и молодая женщина серьёзно заболела. (16)Местные доктора были поставлены в тупик. (17)В конце концов они решили отправить пациентку в большой город, чтобы там её обследовали специалисты и поставили правильный диагноз.

(18)Доктор Говард Келли был приглашён для консультации. (19)Когда он услышал название городка, из которого приехала женщина, его глаза наполнились непонятным светом. (20) Мистер Келли попросил медсестру-китаянку проводить его в палату пациентки. (21) Войдя в комнату, он сразу узнал ту добрую женщину, которая когда-то угостила его стаканом молока.

(22)В эту минуту доктор Говард Келли  твёрдо решил сделать всё возможное, чтобы спасти пациентку. (23) Он уделял особое внимание её лечению. (24)После долгой и упорной борьбы врач одержал победу над болезнью женщины.

(25) Как и положено, доктор Говард Келли  попросил больничную бухгалтерию подготовить ему счёт за лечение пациентки. (26)Когда принесли счёт, врач посмотрел на него, что-то написал внизу и велел отнести бумаги в палату женщины.

(27)Получив счёт, пациентка боялась его развернуть. (28)Она была уверена, что ей придётся платить по нему всю свою оставшуюся жизнь. (29)Наконец, пересилив себя, она открыла счёт и прочитала надпись с краю: (30)«Полностью оплачено стаканом молока. (31)Доктор Х. Келли». (32)Слёзы радости навернулись на её глаза, и сердце её наполнилось теплом и благодарностью. (33)Она вспомнила голодного мальчика, стоявшего на пороге её дома, которого она когда-то угостила молоком. (34)Слёзы градом хлынули из её глаз.

1.  Укажите, какие высказывания не соответствуют содержанию текста. Выпишите номера правильных ответов.

  1. Девушка принесла мальчику вместо стакана воды стакан молока, так как догадалась, что ребёнок голоден.
  2. Девушка не взяла с мальчика платы за стакан молока, так как мама с детства учила её безвозмездно помогать всем бездомным людям.
  3. Мальчик медленно пил молоко, потому что хотел, чтобы девушка не догадалась, что он страшно хочет есть.
  4. Доктор Келли сам оплатил лечение своей пациентки, так как понял, что у неё не хватит собственных денег, чтобы оплатить больничные расходы.
  5. Надпись на краю счёта позволила пациентке доктора Келли узнать в нём мальчика, которому она когда-то помогла.

  1. Замените разговорное слово «оторопел» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

  1. Укажите, какое выразительное средство используется в предложении 32. Запишите его название и выпишите его.

4.  Замените словосочетание «с осторожностью спросил» (предложение 7), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5.  Выпишите грамматическую основу предложения 30.
6. Укажите количество
грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.

7. Укажите ошибочные суждения, допущенные при характеристике главных и второстепенных членов предложения 20.

Мистер Келли попросил медсестру-китаянку проводить его в палату пациентки.

  1. ЕГО – прямое дополнение
  2. ПРОВОДИТЬ – часть составного глагольного сказуемого
  3. В ПАЛАТУ – обстоятельство места
  4. ПАЦИЕНТКИ – косвенное дополнение
  5. КИТАЯНКУ – приложение

8. Укажите, каким членом предложения является слово «уважаемый» в предложении 9.

9. Из предложения 25 выпишите несогласованное определение.

10. Напишите сочинение «О чём меня заставила задуматься притча «Стакан молока», ответив на следующие вопросы:

- Какая проблема поднимается в притче «Стакан молока»?

  • Какие поступки героев притчи помогают привлечь внимание читателей к этой проблеме?
  • Чему учит каждого из нас притча «Стакан молока»?
  • Как вы понимаете, в чём суть закона «бумеранга» добрых дел? Сформулируйте его.
  • Как содержание притчи «Стакан молока» иллюстрирует этот закон?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме: "Главные и второстепенные члены предложения"

Контрольная работа для 8 класса по русскому языку по теме "Главные и второстепенные члены предложения"...

контрольная работа по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

контрольная работа по теме "Главные и второстепенные члены предложения" 8 класс...

Методические материалы «Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения» 8 класс

Методические  материалы «Контрольная  работа по теме  «Главные и второстепенные члены   предложения» 8 класс...

Контрольная работа по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

Контрольная работа направлена на проверку усвеоения материала после изучения тем "Главные члены предложения" и "Второстепенные члены предложения". Работа состоит из тестовой и пись...

Проверочная работа на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Проверочная работа состоит из двух частей: 1 часть - теоретическая, 2 часть - практическая. В начале 5 класса важно знать, как усвоили учащиеся синтаксис простого предложения. Это помогает в дальнейше...