Программа "Русский язык" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа "Русский язык" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида рассчитана на 5 часов в неделю и составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Русский (родной) язык» автор В.В.Воронкова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Раздел «Пояснительная записка»
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе:
- Конституции Российской Федерации;
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Основной образовательной программы для основных общеобразовательных учреждений» (Приказ 1/15 от 08.04.15 г.);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.04.17 г. №08-726;
- Письма Министерства образования Ростовской области от 25.04.2018 №24/4.1-5705 «О направлении рекомендаций»;
- Письма Управления образования Неклиновского района от 26.04.18 г. № 977 «О направлении рекомендаций»;
- Приказа МБОУ Сухо-Сарматской СОШ от 01.09.2018 г. № «Об утверждении документации по учебно-воспитательной работе на 2018-2019 учебный год»;
- Устава МБОУ Сухо-Сарматской СОШ (Приказ №723 от 19.11.2015 г.);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. (Утверждено Постановлением правительства РФ от 12.03.97 №288)
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В.Воронковой раздел «Русский (родной) язык» автор В.В.Воронкова. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;
Цель курса русского языка:
Формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности. Организация процесса обучения русскому языку с учётом особенностей учащихся с отклонениями в развитии для дальнейшей социальной адаптации.
Задачи обучения русскому языку:
-формировать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи, с помощью плана, картинного плана, с помощью учебника, опорных слов и словосочетаний;
-формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, использование их в самостоятельных работах;
-воспитание интереса к родному языку;
- коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития;
-коррекция речи и мышления школьников с отклонениями в развитии являются составной частью учебного процесса и решаются при формировании у них знаний, умений и навыков;
- воспитания личностных качеств и личности в целом.
Раздел «Общая характеристика учебного предмета»
Рабочая программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем. В 5-9 классах, сохраняя преемственность с обучением в начальных классах, продолжаем в учебном предмете «Русский язык»» изучать следующие разделы; грамматика, правописание и развитие речи. В начале каждого учебного года в каждом классе в разделе «Повторение» отведены часы на повторение пройденного материала по русскому языку в прошлом году, что способствует лучшему восприятию и усвоению новых знаний.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:
- Грамматика и правописание.
- Звуки и буквы.
- Слово.
- Предложение.
- Связная речь.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками математики (написание числительных, обогащение речи учащихся математическими терминами), географии ( правописание и работа над семантическим значением различных терминов), изобразительного искусства (сочинения по картинам известных художников), трудового обучения (обобщение полученных знаний в сочинениях «Кем я хочу быть»), домоводства (заполнение бланков деловых документов, связанных с социализацией).
.
Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»
В соответствии с учебным планом МБОУ Сухо-Сарматской СОШ на 2017 – 2018 учебный год (ФГОС ООО) на изучение русского языка в 5 классе выделено 5 часов в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ Сухо-Сарматской СОШ на 2017 – 2018 учебный год, продолжительность учебного года в 5 классе составляет 35 учебных недель. Поэтому учебный материал курса распределен на 175 часов русского языка.
В соответствии с производственным календарём количество часов уменьшено до 169. Сокращены часы по темам: «Обобщение по теме «Имя существительное»», « Повторение по теме "Имя существительное"», «Обобщение по теме «Первое склонение имен существительных 1-го склонения в единственном числе»», «Обобщение по теме «3-е склонение имен существительных в единственном числе»», «Обобщение по теме «Предложение»», «Обобщение изученного за год» с 2 до 1 часа.
Раздел «Содержание учебного предмета»
Повторение
Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за- , на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Глагол. Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение. Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Связная речь (Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего материала по русскому языку)
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Коррекционная работа на уроках русского языка
1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
-развитие зрительного восприятия при изучении частей речи и орфографических правил с опорой на схемы, таблицы, алгоритмы
- развитие зрительной памяти при изучении категорий времени, числа, рода, склонения, лица, спряжения и т.д.
2. Развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти:
-развитие слухового восприятия на задания со слов учителя и ответов учащихся;
- развитие механической и слуховой памяти при изучении правил в грамматических темах.
3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь отвечающих и учителя;
- развитие умений выполнять определённые задания к упражнениям в устной форме и при разборе домашнего задания.
4. Формирование экспрессивной речи:
-устранять недоразвитие словаря через толкование новых и незнакомых слов;
-опора на контекст упражнений;
-подбор синонимов, антонимов;
-подбор родственных слов;
-обогащение словаря прилагательными;
-работа над предложением;
- развитие коммуникативной функции речи.
5. Коррекция мышления.
- совершенствовать навыки и умения делать выводы по грамматике и орфографии;
- использовать развивающие упражнения, помогающие исключить или обобщить;
- обучать приёмам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);
- развитие логического мышления на всех этапах урока.
6.Коррекция познавательной деятельности:
–активизировать познавательную деятельность развивающими вопросами, нестандартными заданиями:
-создание проблемных ситуаций, частичного поиска;
-вовлечение в творческую работу всего класса с учётом дифференцированного подхода к учащимся;
- использование ИКТ;
- вовлекать учащихся в творческие задания: отгадывание ребусов, кроссвордов, составление рассказов, сказок и т.д.
7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:
-развитие эмоционально-волевой сферы учащихся при работе над знаками препинания при изучении простого и сложного предложения;
- релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;
- критическая самооценка самого себя и своих одноклассников при участии в классной и домашней работе.
Раздел «Календарно-тематическое планирование»
№ | Тема | Количество часов | Тип урока | Элементы минимального содержания образования | Основные виды деятельности | Вид контроля | Материально-техническое обеспечение и дополнительная литература | План | Факт | ||||||||||||||
I четверть (45 часов) | |||||||||||||||||||||||
Предложение | |||||||||||||||||||||||
1 | Практические упражнения в составлении и распространении предложений. | 1 | Урок-практикум | Понятие о предложении как единице речи. Границы предложений. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 03.09 | |||||||||||||||
2 | Связь слов в предложении | 1 | Комбинированный урок | Границы предложений. Связь слов в предложении | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 04.09 | |||||||||||||||
Главные и второстепенные члены предложения | |||||||||||||||||||||||
3 | Сказуемое. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Сказуемое в простом и сложном предложениях. | Определение и подчёркивание сказуемого. | Оценка письменной работы. | Таблица. Учебник. | 05.09 | |||||||||||||||
4 | Подлежащее. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Подлежащее в простом и сложном предложениях. | Определение и подчёркивание подлежащего. | Оценка письменной работы. | Таблица. Учебник. | 6.09 | |||||||||||||||
5 | Второстепенные члены предложения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Второстепенные члены предложения. Виды второстепенных членов предложения | Определение и подчёркивание второстепенных членов предложения. | Оценка письменной работы. | Таблица. Учебник. | 7.09 | |||||||||||||||
6 | Входная контрольная работа (№1) по повторению изученного в начальной школе. | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа по повторению изученного в начальной школе. | Выполнение контрольной работы. | Оценка контрольной работы. | Контрольная тетрадь. | 10.09 | |||||||||||||||
Различение предложений по интонации | |||||||||||||||||||||||
7 | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Работа над ошибками | 1 | Комбинированный урок | Виды предложений по цели высказывания. Анализ контрольных работ. | Анализ контрольной работы | Оценка контрольной работы. | Учебник. | 11.09 | |||||||||||||||
8 | Вопросительные предложения. | 1 | Комбинированный урок | Понятие о вопросительном предложении. | Выразительное чтение предложений. | Оценка устной работы. | Учебник. | 12.09 | |||||||||||||||
9 | Восклицательные предложения. | 1 | Комбинированный урок | Виды предложений по интонации. Понятие о восклицательном предложении. | Выразительное чтение предложений. | Оценка устной работы. | Учебник. | 13.09 | |||||||||||||||
10 | Упражнения на составление из слов разных по интонации предложений. | 1 | Урок-практикум. | Составление из слов разных по интонации предложений. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 14.09 | |||||||||||||||
Звуки и буквы | |||||||||||||||||||||||
11 | Звуки и буквы | 1 | Комбинированный урок | Понятие о звуках и буквах. | Различение звуков и букв. | Оценка устной работы. | Учебник. | 17.09 | |||||||||||||||
12 | Звуки гласные и согласные | 1 | Комбинированный урок | Различение гласных и согласных звуков. | Выполнение звукобуквенного анализа слов. | Оценка выполнения звукобуквенного анализа слов. | Раздаточный материал. Таблица. Учебник. | 18.09 | |||||||||||||||
13 | Р. р. Изложение по предложенному плану «Доброта» (по упр.39) | 1 | Урок развития речи. | Творческая работа (изложение по предложенному плану). | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетрадь для творческих работ. | 19.09 | |||||||||||||||
14 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | Комбинированный урок | Понятие о твёрдых и мягких согласных.Их различение. | Выполнение звукобуквенного анализа слов. | Оценка выполнения звукобуквенного анализа слов. | Раздаточный материал. Таблица. Учебник. | 20.09 | |||||||||||||||
15 | Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. | 1 | Комбинированный урок | Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. | Выполнение звукобуквенного анализа слов. | Оценка выполнения звукобуквенного анализа слов. | Учебник. | 21.09 | |||||||||||||||
16 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Комбинированный урок | Понятие о звонких и глухих согласных. | Выполнение звукобуквенного анализа слов. | Оценка выполнения звукобуквенного анализа слов. | Раздаточный материал. Таблица. Учебник. | 24.09 | |||||||||||||||
17 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Орфограмма «Правописание звонких и глухих согласных на конце слов». | Самостоятельная работа | Оценка выполнения самостоятельной работы. | Учебник. | 25.09 | |||||||||||||||
18 | Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. | 1 | Комбинированный урок | Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. | Выполнение звукобуквенного анализа слов. | Оценка выполнения звукобуквенного анализа слов. | Учебник. | 26.09 | |||||||||||||||
19 | Гласные ударные и безударные. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Гласные ударные и безударные. | Выполнение звукобуквенного анализа слов. | Оценка выполнения звукобуквенного анализа слов. | Учебник. | 27.09 | |||||||||||||||
20 | Р. р. Изложение по предложенному плану «Собачьи новости» (по упр.54) | 1 | Урок развития речи. | Творческая работа (изложение по предложенному плану). | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетрадь для творческих работ. | 28.09 | |||||||||||||||
21 | Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | 1 | Урок-практикум. | Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 01.10 | |||||||||||||||
22 | Алфавит. | 1 | Комбинированный урок | Понятие об алфавите. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Таблица. Учебник. | 02.10 | |||||||||||||||
23 | Упражнения на закрепление по теме «Звуки и буквы» | 1 | Урок-практикум. | Упражнения на закрепление по теме «Звуки и буквы» | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 03.10 | |||||||||||||||
24 | Проверочный диктант "Осень" по теме «Звуки и буквы» " | 1 | Урок контроля знаний. | Проверочный диктант | Выполнение проверочной работы. | Оценка проверочной работы. | Рабочая тетрадь. | 04.10 | |||||||||||||||
25 | Обобщение по теме «Звуки и буквы» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Звуки и буквы. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 05.10 | |||||||||||||||
Слово | |||||||||||||||||||||||
26 | Состав слова | 1 | Комбинированный урок | Состав слова | Разбор слов по составу. | Оценка выполненных заданий. | Учебник. | 08.10 | |||||||||||||||
27 | Корень и однокоренные слова. | 1 | Комбинированный урок | Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. | Разбор слов по составу. | Оценка выполненных заданий. | Учебник. | 09.10 | |||||||||||||||
28 | Р. р. Составление рассказа по плану «Ежиное потомство» (по упр.65). | 1 | Урок развития речи. | Составление рассказа по плану. | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетрадь для творческих работ. | 10.10 | |||||||||||||||
29 | Окончание | 1 | Комбинированный урок | Окончание. Нахождение окончания в словах путём изменения формы слова. | Разбор слов по составу. | Оценка выполненных заданий. | Учебник. | 11.10 | |||||||||||||||
30 | Р. р. Составление рассказа по опорным словам «Воздушный змей»(по упр.71) | 1 | Урок развития речи. | Составление рассказа по опорным словам | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетрадь для творческих работ. | 12.10 | |||||||||||||||
31 | Приставка. | 1 | Комбинированный урок | Понятие о приставке как части слова, образование слов с помощью приставок. | Разбор слов по составу. | Оценка выполненных заданий. | Учебник. | 15.10 | |||||||||||||||
32 | Суффикс. | 1 | Комбинированный урок | Понятие о суффиксе как части слова, образование слов с помощью суффикса. | Разбор слов по составу. | Оценка выполненных заданий. | Учебник. | 16.10 | |||||||||||||||
33 | Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. | 1 | Урок-практикум. | Образование слов при помощи приставок и суффиксов | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 17.10 | |||||||||||||||
34-37 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 4 | Комбинированные уроки | Орфограмма «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова». | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 18.10 19.10 22.10 23.10 | |||||||||||||||
38-39 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | 2 | Комбинированные уроки | Орфограмма «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 24.10 25.10 | |||||||||||||||
40 | Контрольная работа за 1 четверть (№2) Диктант «Северные олени» | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа за 1 четверть | Выполнение контрольной работы. | Оценка контрольной работы. | Тетрадь для контрольных работ. | 26.10 | |||||||||||||||
41 | Анализ контрольной работы за 1 четверть | 1 | Урок коррекции знаний. | Анализ контрольной работы | Анализ контрольной работы | Оценка контрольной работы. | Тетрадь для контрольных работ. | 29.10 | |||||||||||||||
42-43 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова | 2 | Уроки обобщения и систематизации знаний | Орфограмма «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 30.10 31.10 | |||||||||||||||
44-45 | Повторение. Правописания в корне. | 2 | Уроки-практикумы. | Орфограммы «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» и «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова». | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 01.11 02.11 | |||||||||||||||
II четверть (35 часов) | |||||||||||||||||||||||
46 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | Комбинированный урок | Орфограмма «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова» | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 12.11 | |||||||||||||||
47-48 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. | 2 | Комбинированные уроки | Орфограмма «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.» | Работа с орфографическим словарём. | Словарный диктант. | Орфографический словарь. | 13.11 14.11 | |||||||||||||||
49-50 | Правописание приставок. | 2 | Комбинированные уроки | Понятие о приставках и предлогах, правописание приставок и предлогов. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 15.11 16.11 | |||||||||||||||
51 | Разделительный твердый (ъ) знак. | 1 | Комбинированный урок | Правила правописания Ъ после приставок. | Моделирование слов по заданным схемам. | Оценка устной и письменной работы на уроке. | Схемы слов. | 19.11 | |||||||||||||||
52 | Упражнения в правописании безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | Урок-практикум | Работа по правописанию безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 20.11 | |||||||||||||||
53 | Обобщение изученного по теме «Состав слова». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Состав слова | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 21.11 | |||||||||||||||
54-55 | Р. р. Описание репродукции картины А.А.Пластова «Фашист пролетел»(по упр.141) | 2 | Уроки развития речи. | Описание репродукции картины | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетрадь для творческих работ. | 22.11 23.11 | |||||||||||||||
56 | Р. р. Деловое письмо: записка. | 1 | Урок развития речи. | Понятие о деловом письме. Записка как вид делового письма. | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Презентация. | 26.11 | |||||||||||||||
Части речи. | 26.11 27.11 | ||||||||||||||||||||||
57-59 | Общее понятие о частях речи: существительном, глаголе, прилагательном | 3 | Комбинированные уроки | Общее понятие о частях речи: существительном, глаголе, прилагательном | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Таблица. Учебник. | 27.11 28.11 29.11 | |||||||||||||||
60-61 | Р. р. Изложение «Примечательная внешность Корнея Ивановича Чуковского» (по упр.155) | 2 | Уроки развития речи. | Творческая работа (изложение). | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетрадь для творческих работ. | 30.11 03.12 | |||||||||||||||
62 | Умение различать части речи по вопросам и значению. | 1 | Урок-практикум | Работа по различению части речи по вопросам и значению. | Составление таблицы частей речи. | Самостоятельная работа. | Учебник. | 04.12 | |||||||||||||||
63 | Контрольная работа (№3) по теме "Части речи". Диктант "Птицы" | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа по теме "Части речи". | Выполнение контрольной работы. | Оценка контрольной работы. | Тетрадь для контрольных работ. | 05.12 | |||||||||||||||
64 | Обобщение по теме «Части речи». Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний. | Части речи. Анализ контрольной работы. | Анализ контрольной работы | Оценка контрольной работы. | Учебник.Тетрадь для контрольных работ. | 06.12 | |||||||||||||||
Имя существительное | |||||||||||||||||||||||
65 | Понятие об имени существительном. | 1 | Комбинированный урок | Понятие об имени существительном. | Построение монологического высказывания. | Оценка устной работы. | Таблица. Учебник. | 07.12 | |||||||||||||||
66-67 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 2 | Комбинированные уроки | Имена существительные собственные и нарицательные. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Таблица. Учебник. | 10.12 11.12 | |||||||||||||||
68-69 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 2 | Комбинированные уроки | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Таблица. Учебник. | 12.12 13.12 | |||||||||||||||
70-71 | Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число). | 2 | Комбинированные уроки | Существительные в единственном и во множественном числе. Изменение имён существительных по числам. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Таблица. Учебник. | 14.12 17.12 | |||||||||||||||
72-75 | Род имен существительных, умение различать род(мужской и женский род ,средний род). | 4 | Комбинированные уроки | Категория рода имён существительных. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Таблица. Учебник. | 18.12 19.12 20.12 21.12 | |||||||||||||||
76 | Контрольная работа (№4) за 2 четверть. Диктант «Удав» | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Оценка контрольной работы. | Тетрадь для контрольных работ. | 24.12 | |||||||||||||||
77 | Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний. | Анализ контрольных работ. | Анализ контрольной работы | Оценка контрольной работы. | Тетрадь для контрольных работ. | 25.12 | |||||||||||||||
78 | Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского и его отсутствие у существительных мужского рода. | 1 | Комбинированный урок | Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). | Заполнение таблицы. | Оценка работы на уроке. | Раздаточный материал. Учебник. | 26.12 | |||||||||||||||
79 | Обобщение по теме «Имя существительное». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Имя существительное как часть речи, его признаки. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 27.12 | |||||||||||||||
80 | Повторение по теме "Имя существительное" | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Имя существительное как часть речи, его признаки. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 28.12 | |||||||||||||||
III четверть (49 часов) | |||||||||||||||||||||||
Имя существительное. Изменения имен существительных по падежам | |||||||||||||||||||||||
81 | Р. р. Деловое письмо: адрес на открытке и конверте. | 1 | Урок развития речи. | Деловое письмо: адрес на открытке и конверте. Правила оформления адреса. | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Презентация. | 09.01 | |||||||||||||||
82 | Изменение имен существительных по падежам | 1 | Комбинированный урок | Категория падежа имен существительных. Изменение имен существительных по падежам. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Таблица. Учебник. | 10.01 | |||||||||||||||
83 | Именительный падеж кто? что? | 1 | Комбинированный урок | Именительный падеж имени существительного. Вопросы именительного падежа, понятие о существительном в И.п. как о подлежащем. | Заполнение таблицы. | Оценка работы на уроке. | Таблица. Учебник. | 11.01 | |||||||||||||||
84 | Родительный падеж кого? чего? | 1 | Комбинированный урок | Родительный падеж имени существительного. Вопросы родительного падежа. | Заполнение таблицы. | Оценка работы на уроке. | Таблица. Учебник. | 14.01 | |||||||||||||||
85 | Дательный падеж кому? чему? | 1 | Комбинированный урок | Дательный падеж имени существительного. Вопросы дательного падежа. | Заполнение таблицы. | Оценка работы на уроке. | Таблица. Учебник. | 15.01 | |||||||||||||||
86 | Винительный падеж кого? что? | 1 | Комбинированный урок | Винительный падеж имени существительного. Вопросы винительного падежа. | Заполнение таблицы. | Оценка работы на уроке. | Таблица. Учебник. | 16.01 | |||||||||||||||
87 | Творительный падеж кем? чем? | 1 | Комбинированный урок | Творительный падеж имени существительного. Вопросы творительного падежа. | Заполнение таблицы. | Оценка работы на уроке. | Таблица. Учебник. | 17.01 | |||||||||||||||
88 | Предложный падеж о ком? о чем? | 1 | Комбинированный урок | Предложный падеж имени существительного. Вопросы предложного падежа. | Заполнение таблицы. | Оценка работы на уроке. | Таблица. Учебник. | 18.01 | |||||||||||||||
89 | Упражнение на закрепление по теме «Изменения имен существительных по падежам» | 1 | Урок-практикум | Изменения имен существительных по падежам. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Раздаточный материал. Учебник. | 21.01 | |||||||||||||||
90 | Контрольная работа (№5) по теме «Изменение имен существительных по падежам». Диктант «Михаил Юрьевич Лермонтов» | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Оценка контрольной работы. | Тетрадь для контрольных работ. | 22.01 | |||||||||||||||
91 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции знаний. | Анализ контрольных работ. | Анализ контрольной работы | Оценка контрольной работы. | Тетрадь для контрольных работ. | 23.01 | |||||||||||||||
92 | Р. р. Изложение «Обида» (упр.226) | 1 | Урок развития речи | Творческая работа (изложение) | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетрадь для творческих работ. | 24.01 | |||||||||||||||
Понятие о 1,2,3-м склонениях существительных | Тетрадь для контрольных работ. | ||||||||||||||||||||||
93 | Понятие о 1-м склонении существительных. | 1 | Комбинированный урок | Понятие о склонении существительных, определение 1-го склонения по роду и окончанию. | Заполнение таблицы. | Оценка работы на уроке. | Таблица. Учебник. | 25.01 | |||||||||||||||
94 | Понятие о 2-м склонении существительных. | 1 | Комбинированный урок | Понятие о склонении существительных, определение 2-го склонения по роду и окончанию. | Заполнение таблицы. | Оценка работы на уроке. | Таблица. Учебник. | 28.01 | |||||||||||||||
95 | Понятие о 3-м склонении существительных. | 1 | Комбинированный урок | Понятие о склонении существительных, определение 3-го склонения по роду и окончанию. | Заполнение таблицы. | Оценка работы на уроке. | Таблица. Учебник. | 29.01 | |||||||||||||||
96 | Умение различать существительные 1,2,3 склонения. | 1 | Урок-практикум | Различение существительных 1,2,3 склонения. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Таблица. Учебник. | 30.01 | |||||||||||||||
97-98 | Р. р. Составление рассказа по опорным словам (упр.252). | 2 | Уроки развития речи. | Творческая работа. Составление рассказа по опорным словам | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетрадь для творческих работ. | 31.01 01.02 | |||||||||||||||
99 | Первое склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | Комбинированный урок | Первое склонение имен существительных в единственном числе. | Выборочный диктант. | Оценка выборочного диктанта. | Таблица. Учебник. | 04.02 | |||||||||||||||
100 | Контрольная работа (№6) по теме «Склонение существительных». Диктант «Суд над декабрем» | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Оценка контрольной работы. | Тетрадь для контрольных работ. | 05.02 | |||||||||||||||
101 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний. | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Анализ контрольных работ. | Анализ контрольной работы | Оценка контрольной работы. | Тетрадь для контрольных работ. | 06.02 | |||||||||||||||
102 | Окончания- а, -я в именительном падеже у существительных 1-го склонения | 1 | Комбинированный урок | Окончания- а, -я в именительном падеже у существительных 1-го склонения | Заполнение таблицы. | Оценка работы на уроке. | Таблица окончаний имён существительных. | 07.02 | |||||||||||||||
103 | Окончания –ы , -и в родительном падеже у существительных 1-го склонения.. | 1 | Комбинированный урок | Окончания –ы , -и в родительном падеже у существительных 1-го склонения.. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 08.02 | |||||||||||||||
104 | Окончание-е в дательном падеже у существительных 1-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Окончание-е в дательном падеже у существительных 1-го склонения. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 11.02 | |||||||||||||||
105-106 | Р. р. Изложение по предложенному плану (по упр.272) | 2 | Уроки развития речи. | Творческая работа. Изложение по предложенному плану | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетрадь для творческих работ. | 12.02 13.02 | |||||||||||||||
107 | Окончания - у, - ю в винительном падеже у существительных 1-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Окончания - у, - ю в винительном падеже у существительных 1-го склонения. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 14.02 | |||||||||||||||
108 | Окончания - ей, - ой в творительном падеже у существительных 1-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Окончания - ей, - ой в творительном падеже у существительных 1-го склонения. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 15.02 | |||||||||||||||
109 | Окончание – е в предложном падеже у существительных 1-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Окончание – е в предложном падеже у существительных 1-го склонения. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 18.02 | |||||||||||||||
110 | Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. | 1 | Урок-практикум | Правописании падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 19.02 | |||||||||||||||
111 | Контрольная работа (№7) по теме «Первое склонение имен существительных в единственном числе». Диктант «Опушка» | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Оценка контрольной работы. | Тетради для контрольных работ. | 20.02 | |||||||||||||||
112 | Обобщение по теме «Первое склонение имен существительных 1-го склонения в единственном числе». Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний. | Первое склонение имен существительных 1-го склонения в единственном числе. Анализ контрольных работ. | Анализ контрольной работы | Оценка контрольной работы. | Тетради для контрольных работ. Раздаточный материал. | 21.02 | |||||||||||||||
113-114 | Р. р. Составление предложений и рассказа по рисункам и вопросам (по упр.291) | 2 | Уроки развития речи. | Составление предложений и рассказа по рисункам и вопросам | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетрадь для творческих работ. | 22.02 25.02 | |||||||||||||||
115 | Р. р. Деловое письмо: поздравительная открытка. | 1 | Урок развития речи. | Понятие о деловом письме. Поздравительная открытка как вид делового письма. | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Презентация. | 26.02 | |||||||||||||||
116 | Второе склонение имен существительных в единственном числе | 1 | Комбинированный урок | Второе склонение имен существительных в единственном числе | Выборочный диктант. | Оценка выборочного диктанта. | 27.02 | ||||||||||||||||
117 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 28.02 | |||||||||||||||
118 | Именительный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Именительный падеж имен существительных 2-го склонения. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 01.03 | |||||||||||||||
119 | Окончания – а ,- я в родительном падеже у существительных 2-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Окончания – а ,- я в родительном падеже у существительных 2-го склонения. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 04.03 | |||||||||||||||
120 | Окончания – у, - ю в дательном падеже у существительных 2-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Окончания – у, - ю в дательном падеже у существительных 2-го склонения. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 05.03 | |||||||||||||||
121 | Винительный падеж имен существительных 2-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Винительный падеж имен существительных 2-го склонения. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 06.03 | |||||||||||||||
122 | Окончания – ом , -ем в творительном падеже у имен существительных 2-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Окончания – ом , -ем в творительном падеже у имен существительных 2-го склонения. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 07.03 | |||||||||||||||
123 | Окончание – е в предложном падеже у имен существительных 2-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Окончание – е в предложном падеже у имен существительных 2-го склонения. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 11.03 | |||||||||||||||
124 | Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. | 1 | Урок-практикум | Правописании падежных окончаний имен существительных 2-го склонения. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 12.03 | |||||||||||||||
125 | Третье склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | Комбинированный урок | Третье склонение имен существительных в единственном числе. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 13.03 | |||||||||||||||
126-127 | Р. р. Изложение текста по вопросам «Божья коровка» ( упр.333) | 2 | Уроки развития речи. | Творческая работа. Изложение по вопросам. | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетради для творческих работ. | 14.03 15.03 | |||||||||||||||
128 | Контрольная работа (№8) за 3 четверть. Диктант «Бабочки» | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Оценка контрольной работы. | Тетради для контрольных работ. | 18.03 | |||||||||||||||
129 | Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний. | Анализ контрольных работ. | Анализ контрольной работы | Оценка контрольной работы. | Тетради для контрольных работ. | 19.03 | |||||||||||||||
IV четверть (40 часов) | |||||||||||||||||||||||
130 | Р. р. Деловое письмо: письмо родителям | 1 | Уроки развития речи. | Понятие о деловом письме. Письмо родителям как вид делового письма. | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетради для творческих работ. | 01.04 | |||||||||||||||
131 | Повторение. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 02.04 | |||||||||||||||
Склонения существительных | |||||||||||||||||||||||
132 | Винительный падеж имен существительных 3-го склонения. | 1 | Комбинированный урок | Винительный падеж имен существительных 3-го склонения. | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 03.04 | |||||||||||||||
133 | Окончание – ью в творительном падеже у имен существительных 3-го склонения в единственном числе | 1 | Комбинированный урок | Окончание – ью в творительном падеже у имен существительных 3-го склонения в единственном числе | Заполнение таблицы. | Таблица окончаний имён существительных. | Таблица окончаний имён существительных. | 04.04 | |||||||||||||||
134-135 | Р. р. Составление рассказа «Лекарство от кашля» по опорным словам. ( упр.357) | 2 | Уроки развития речи. | Творческая работа. Составление рассказа по опорным словам. | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетради для творческих работ. | 05.04 08.04 | |||||||||||||||
136 | Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. | 1 | Урок-практикум | Правописании падежных окончаний имен существительных 3-го склонения. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 09.04 | |||||||||||||||
137 | Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга) | 1 | Урок-практикум | Склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга) | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 10.04 | |||||||||||||||
138 | Контрольная работа (№9) по теме «3-е склонение имен существительных в единственном числе». Диктант « О лесе» | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Оценка контрольной работы. | Тетради для контрольных работ. | 11.04 | |||||||||||||||
139 | Обобщение по теме «3-е склонение имен существительных в единственном числе». Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний. | 3-е склонение имен существительных в единственном числе. Анализ контрольных работ. | Анализ контрольной работы | Оценка контрольной работы. | Тетради для контрольных работ. Раздаточный материал. | 12.04 | |||||||||||||||
140-141 | Р. р. Составление рассказа «Наводнение» по картине А.Н.Комарова «Наводнение»(по упр.367) | 2 | Уроки развития речи. | Творческая работа. . Составление рассказа по картине. | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетради для творческих работ. | 15.04 16.04 | |||||||||||||||
Предложение | |||||||||||||||||||||||
142-144 | Главные и второстепенные члены предложения. | 3 | Комбинированные уроки | Главные и второстепенные члены предложения, вопросы к подлежащему и сказуемому, связь слов в предложении. | Моделирование предложений по заданным схемам. | Оценка моделирования предложений по заданным схемам. | Схемы предложений. | 17.04 18.04 19.04 | |||||||||||||||
145 | Предложения нераспространенные и распространенные. | 1 | Комбинированный урок | Виды предложений по наличию второстепенных членов. Предложения нераспространенные и распространенные. | Моделирование предложений по заданным схемам. | Оценка моделирования предложений по заданным схемам. | Схемы предложений. | 22.04 | |||||||||||||||
146 | Однородные члены предложения. | 1 | Комбинированный урок | Понятие об однородных членах предложения. Предложения с однородными членами. | Моделирование предложений по заданным схемам. | Оценка моделирования предложений по заданным схемам. | Схемы предложений. | 23.04 | |||||||||||||||
147 | Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. | 1 | Комбинированный урок | Понятие об однородных членах предложения. Предложения с однородными подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами. | Моделирование предложений по заданным схемам. | Оценка моделирования предложений по заданным схемам. | Схемы предложений. | 24.04 | |||||||||||||||
148-149 | Перечисление без союзов и с одиночным союзом и | 2 | Комбинированные уроки | Понятие о перечислении без союзов и с одиночным союзом и | Пунктуационный разбор предложений. | Оценка пунктуационного разбора предложений. | Учебник. | 25.04 26.04 | |||||||||||||||
150 | Знаки препинания при однородных членах | 1 | Комбинированный урок | Знаки препинания при однородных членах | Пунктуационный разбор предложений. | Оценка пунктуационного разбора предложений. | Учебник. | 29.04 | |||||||||||||||
151-152 | Р. р. Изложение «Застежки для одежды» (по упр.398) | 2 | Уроки развития речи. | Творческая работа (изложение). | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетради для творческих работ. | 30.04 06.05 | |||||||||||||||
153 | Упражнения на закрепление по теме «Предложение» | 1 | Урок-практикум | Предложение | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 07.05 | |||||||||||||||
154 | Диктант по теме «Предложение» «О лесе» | 1 | Урок контроля знаний. | Диктант. | Выполнение письменной работы. | Оценка письменной работы. | Рабочие тетради. | 08.05 | |||||||||||||||
155 | Обобщение по теме «Предложение». Работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний. | Анализ диктантов. | Анализ письменной работы. | Оценка анализа письменной работы. | Рабочие тетради. Раздаточный материал. | 13.05 | |||||||||||||||
Повторение пройденного за год. | |||||||||||||||||||||||
156 | Корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | Комбинированный урок | Повторение понятий о корне, приставке, суффиксе, окончании. | Разбор слов по составу. Моделирование слов по схемам. | Оценка работы на уроке. | Схемы слов. | 14.05 | |||||||||||||||
157-158 | Р. р. Изложение «Ночь» (по упр.409). | 2 | Уроки развития речи. | Творческая работа (изложение). | Выполнение творческой работы. | Оценка творческих работ. | Тетради для творческих работ. | 15.05 16.05 | |||||||||||||||
159 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 | Комбинированный урок | Повторение о правописании проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 17.05 | |||||||||||||||
160 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | Комбинированный урок | Повторение о правописании приставок и предлогов. | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 20.05 | |||||||||||||||
161-162 | 1, 2, 3 склонение имен существительных. | 2 | Комбинированные уроки | Повторение о 1, 2, 3 склонениях имен существительных. | Распределительный диктант. | Оценка распределительного диктанта. | Учебник. | 21.05 22.05 | |||||||||||||||
163-164 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 2 | Комбинированные уроки | Повторение о знаках препинания в предложениях с однородными членами | Пунктуационный разбор предложений. | Оценка пунктуационного разбора предложений. | Учебник. | 23.05 24.05 | |||||||||||||||
165 | Контрольная работа (№10) за год. Диктант «Зайка и Мурка» | 1 | Урок контроля знаний. | Контрольная работа. | Выполнение контрольной работы. | Оценка контрольной работы. | Тетради для контрольных работ. | 27.05 | |||||||||||||||
166-167 | Работа над ошибками. Р. р. Составление рассказа по плану по репродукции картины С.А.Григорьева «Вратарь» | 2 | Урок коррекции знаний и развития речи | Составление рассказа по плану по репродукции картины Анализ контрольных работ. | Анализ контрольной работы. Выполнение творческой работы. | Оценка контрольной работы. Оценка творческих работ. | Тетради для творческих работ. | 28.05 29.05 | |||||||||||||||
168 | Работа с деформированным текстом | 1 | Урок-практикум | Работа с деформированным текстом | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 30.05 | |||||||||||||||
169 | Обобщение изученного за год | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщение изученного за год | Выполнение упражнений. | Оценка выполненных упражнений. | Учебник. | 31.05 | |||||||||||||||
Итого | 169 часов |
Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Учебно-методические пособия для учителя
- Аксёнова А. К.Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) образовательной школе: Учеб. для студ. дефектолог. фак педвузов./ А.К.Аксёнова. - М.: ВЛАДОС,2004
- Степанова О.А, Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2003.
- Зикеев А.Г. Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах. Пособие для учителя- дефектолога. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Бойков Д.И. Общение детей с проблемами развития: коммуникативная дифференциация личности. Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005.
- Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. Теоретико-экспериментальное исследование. СПб.: КАРО, 2005.
- Аксёнова А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя./ А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. - М.: Просвещение, 2002.
- Малюшин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс.- 2-е изд. испр.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Волошина О. И. Русский язык. Тесты: Начальная школа .1-3 кл.: Учебно-методическое пособие.- М.: Дрофа, 1998.
- Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-7 кл.: Пособие для учителя. / Сост. Кудрявцева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция. Учебное пособие/ под редакцией О.Б.Иншаковой. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Учебная литература;
- справочная литература;
- рабочие тетради;
- иллюстративный, раздаточный и дидактический материал;
- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся:презентации, ресурсы сети Интернет, учебные фильмы, аудиозаписи, электронные тесты и контрольныеработы.
Раздел «Результаты освоения учебного предмета и система их оценки»
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных буквой ь;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное как часть речи;
- строить простое распространенное предложение;
- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
- пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
Критерии и нормы оценочной деятельности.
При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
- в контрольных работах – 45-50 слов.
- в подробных изложениях – 20-45 слов.
- в словарном диктанте – 10-15 слов.
- объем творческих работ на уроке – 20-30 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводится одна оценка. В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"
В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...
Методическая работа "Организация и проведение интегрированных уроков в начальных классах специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"
Проведению интегрированных уроков в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта уделяется несправедливо мало внимания.Интегрированный подход в обучении младших школ...
Программа логопедической коррекции для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
Данная программа расчитана для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Представленная программа включает в себя: пояснительную записку, в которой определены актуальность и необх...
Внимания учащихся младших классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
описание характеристики внимания у учащихся младших классов коррекционных школ...
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 – 9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихс...
Программа логопедической коррекции для 1-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Программа логопедической коррекции составлена с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах - 3 часа в неделю, в 6-7 ...
Программа "Чтение и развитие речи" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
Рабочая программа "Чтение и развитие речи" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида рассчитана на 4 часа в неделю и составлена на основе Программы специ...