Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, что существует такая часть речи, которая обладает не только своими признаками, но и заимствует признаки других частей речи? Сегодня нам предстоит узнать о такой части речи. На уроке вы получите новые знания, а, чтобы это было интересно и увлекательно, я предлагаю вам пройти маршрут из 5 станций. Для начала разделимся на команды 1 и 2.В конце маршрута вас ждет сюрприз: вы получите слово, которое сложится из карточек, полученных вами за правильно выполненные задания. Внимание на слайд.
-Как вы думаете, одинаковой ли частью речи выражены выделенные слова? Действительно, оба слова отвечают на этот вопрос, но давайте определим значение. Что обозначает слово «зеленый»? Ребята, это постоянный признак? А в слове «зеленеющий?» Верно, это признак предмета по действию, т.е. изменяющийся во времени. Предположите, что мы с вами будем изучать? Верно,и это часть речи называется причастие.
Как будет звучать тема нашего урока, при условии, что вы не знаете ЧТО это за часть речи ? Ребята, какой вывод мы можем сделать о причастии на данном этапе? (Признаки каких частей речи оно заимствует?) Верно, а еще какой части речи? (Вспомните, мы обнаружили, что причастие обозначает признак предмета по ДЕЙСТВИЮ. Какая часть речи обозначает действие? Абсолютно верно. Начинаем наше путешествие со станции №1 «Мозговой штурм». Как вы думаете, что нужно будет выполнить в этой станции? Надо составить кластер: по центру расположено понятие «причастие» , выше даны слова для справок : изучить,узнать,повторить,обобщить,научиться. Нужно вписать в пустые поля как можно больше пунктов. (Например: повторить грамматические признаки глагола, чтобы определять их в причастии). Побеждает команда с наибольшим количеством правильных пунктов. (После выполнения) Ребята, что вам дало выполнение этого задания? Эти пункты можно назвать целями урока? Правильно, молодцы! |
- Такой части речи не существует.
- Да. Потому что отвечают на вопрос «какой».
-Это цвет предмета, признак.
- В этом слове непонятно постоянный или нет, скорее изменяющийся.
-Новую часть речи.
-Тема урока: «Что такое причастие?»
-Оно заимствует признаки имени прилагагательного.
-Глагол!
- Нужно будет написать пункты, которые мы будем изучать в причастии.
-Мы разобрались в том, что нужно повторить, и в том, что выучить. -Да! | Постановка и организация разрешения проблемных ситуаций.
Создание ситуации, позволяющих ученикам проявлять свои способности, возможности, интересы.
Использова-ние диагностичес-ких заданий, приемов, процедур, ориентирован-ных на изучение личностного развития учеников.
Создание ситуаций успеха (акцентиро-вание внимания на достижениях и успехах учеников).
|
Создание ситуации самостоятель-ного поиска ответа на поставленный учителем вопрос.
Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников.
Обучение целеполаганию (приемам, последовательности, классификации). | Проявление ценностного отношения к личности учащихся.
Реализация учителем новых педагогических функций (ролей). | Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы.
Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия. |
Станция №2 «Пазл» поможет вам разобраться в морфологических признаках причастия. Для этого соберите частички таблицы в правильном порядке как можно быстрее.
Признаки прилагательного и глагола у причастия | Признаки глагола | Признаки прилага-тельного | 1… | 1… |
Ваша работа должна быть быстрой и слаженной. Победит команда, которая будет работать наиболее активно.
Трудно ли было выполнять данное задание?
Почему было трудно? Все ли признаки были вам знакомы? Что нового вы узнали? Замечательно.
|
-Нет,легко, признаки знакомые, мы уже изучали их ранее.
-Да,знакомы.
-Я узнал о таком признаке глагола, как возвратность.
| Преобладание на уроке учебных заданий продуктивно-го (творческого) характера . | Стимулирова-ние учеников к самостоятельному выбору и использованию различных способов выполнения задания. | Проявление ценностного отношения к личности учащихся.
| Создание атмосферы взаимной заинтересован-ности в работе друг друга (сотрудничества). |
Переходим к станции №3 «Передай эстафету соседу». Изучите информацию на слайде.
Чтобы научиться быстро находить причастия, нужно знать суффиксы, с помощью которых они образуются от глаголов. Вам нужно будет запомнить суффиксы причастий. Не открывайте листочки без моей команды. За 30 секунд Вам нужно будет запомнить эти суффиксы. Представитель одной команды расскажет их представителю противоположной, и наоборот. Команда победителя та, что назовет суффиксы быстро,верно и правильно. Вы готовы? Время пошло! Спустя(30 сек.) Стоп! Переворачиваем листочки! Первая команда готова? Слушаем вас. (Представители команд рассказывают друг другу, происходит самопроверка под контролем учителя ). После выполнения на слайде появляется таблица с суффиксами. -ущ-/-ющ- -ащ-/-ящ- -вш- -ш- -ем-/-ом- -им- -нн- -енн- -т- Чем поможет вам знание суффиксов?
|
-Определять причастия. -Научимся в тексте быстро находить причастия. | Обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам. | Организация познания через переживание, актуализацию чувственного опыта. Создание ситуации, обеспечивающих самопознание учащихся.
| Реализация учителем новых педагогических функций (ролей). | Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга (сотрудничества). |
Станция №4- «Находка» Прочитайте текст. О чем он? Из какого произведения взят отрывок? Найдите и выпишите причастия. Обозначьте суффиксы. Побеждает та команда, которая назовет наибольшее количество причастий верно. (К слабым учащимся –индивидуальный подход).
Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор. Она все сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз и не думала о сне. Уже кони, чуя рассвет, все полегли на траву и перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало-помалу лепечущая струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренне желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы ясно сверкнули на небе. Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату.
Как вы думаете какую роль играют причастия в художественном тексте? |
- Это средства художественной изобразительности. Автор с их помощью описывает цвет, действие, выражает своё отношение к изображаемому предмету. -Они придают речи выразительность.
| Использова-ние приемов внешней и внутренней дифференциа-ции. | Обращение к версиям учеников при поиске вариантов решения познаватель-ной задачи. | Проявление ценностного отношения к личности учащихся. | Создание атмосферы взаимной заинтересован-ности в работе друг друга. |
Станция №5 «Юный редактор» Найдите и исправьте ошибки в тексте, заменяя их причастиями. На картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» изображена зима, которая принесла радость всем. Снежинки, которые плавно кружатся, медленно ложатся на крыши изб и на землю, которая еще не замерзла, оставляя кое-где прогалины. На крыльце, который усыпан снегом, стоят мальчик и девочка. Очевидно, это брат и сестра. Мальчик, который сгорает от нетерпения, выбежал, видимо, раньше сестры. Поэтому его шапка уже припорошена снегом. Девочка, которая спешит увидеть первый снег, выбежала, только успев накинуть на себя платок. Дети широко раскрытыми глазами смотрят на преображенный мир.
Ребята, какой можно сделать вывод? Как помогают причастия в тексте? |
- Причастия позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной. | Обеспечение вариативности (свободный выбор средств и форм самовыражения на основе предложен- ных альтернатив). | Обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников. | Реализация учителем новых педагогических функций. | Создание атмосферы взаимной заинтересован-ности в работе друг друга. |
Поздравляю, ребята, вы успешно прошли все станции! Сложите карточки (полученные после каждого задания), чтобы получилось слово-причастие, которое вы собрали благодаря своим усилиям. Какое слово вы собрали?
Отлично, вы собрали слово правильно и успешно справились со всеми заданиями. Подведем итоги: всех ли целей мы достигли? Отметьте знаками плюс/минус над каждой целью, где «+» будет значить цель достигнута,а « - » - не достигнута и почему.(Обращаемся к кластеру «Мозговой штурм»)
Ребята, что же такое причастие? Давайте сформулируем определение. Причастие - это особая форма глагола, которая имеет признаки каких частей речи? Правильно!Молодцы! Я не случайно выбрала это причастие, желаю вам вдохновляющих свершений!
|
- Получилось «вдохновляющий».
-Причастие, это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола(вид, возвратность, время) и признаки имени прилагательного(изменяются по родам, числам, падежам) | Обучение учеников рефлексии, оценке действий, усилий, результатов, контролю за процессом деятельности. Создание ситуации успеха.
| Создание ситуации самостоятель-ного поиска ответа на поставленный учителем вопрос.
Выявление мнения учащихся об уроке, о характере взаимодействия на уроке. | Проявление ценностного отношения к личности учащихся. | Создание благоприятного психологическо-го климата на уроке, атмосферы доброжелательности и комфорта. |