Конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
представлены конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hud.lit_kak_uch.predmet.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
06.09.17
Тема. Художественная литература как учебный предмет.
Цели: дать учащимся начальное представление о художественном образе и литературе как искусстве слова; показать выразительные возможности слова; ознакомить с учебником литературы для 5-го класса, со структурой и спецификой курса литературы; определить жанровые предпочтения, читательские приоритеты и уровень литературного развития учащихся; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Прогнозируемые результаты: учащиеся раскрывают понятиехудожественная литература; высказывают суждения о роли чтения в жизни человека; используя учебник, обращают внимание на особенности учебной книги, комментируют, чем учебная книга отличается от художественной.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний.
Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока
- Любите ли вы читать?
- Как в начальной школе назывались уроки, на которых вы учились читать?
- Чему вы учились, что делали на этих уроках? Только ли учились читать?
- Какие ваши любимые авторы, произведения, герои? Свои ответы начинайте с конструкций: «Помню, как…», «Мне не забыть…», «Навсегда осталось в памяти…».
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока
Сегодня у нас день рождения урока — урока «Литература». Это значит, что мы будем не только читать, но и изучать, анализировать, обсуждать художественные произведения. Каждое изучаемое произведение — это богатейший мир человеческих чувств, мыслей, отношений, характеров.
Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир Литературы! Мы посетим литературные станции разных стран от древности до наших дней. Путь наш долгий — 5 лет (с 5-го по 9-й класс). Для тех, кому понравится путешествовать, он продлится ещё два года (10–11-й классы).
IV. Работа над темой урока
1. Ознакомление со статьёй учебника: чтение вслух, пояснение учителя (с элементами беседы): представление обложки, форзацев, оглавления учебника; советы по работе со справочным аппаратом учебника
Вы держите в руках совершенно новый учебник литературы,которым будете пользоваться в течение года. Он познакомит вас с произведениями русских и зарубежных авторов. Чтобы создать эту книгу, трудился коллектив авторов. Они старались сделать её интересной и полезной для вас.
Рассмотрим обложку, титульный лист, форзац, сноски.
Словарная работа.
Обложка — бумажная (или другая мягкая) обёртка книги, тетради, в отли-чие от твёрдого переплета. У нашего учебника переплёт. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для неё обложку.
Форзац — разворот в самом начале и в самом конце книги.
Титульный лист — страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания.
-Назовите авторов-составителей, художников этого учебника.
У этого учебника богатое содержание и красочное оформление. В учебнике много классических иллюстраций.
- Нравится ли вам внешний вид учебника?
- Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом? (В создании современной книги участвуют люди разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографи и. Мы узнаём об этом из выходных данных книги.)
Выходные данные — это сведения, которые размещают, как правило, на последней странице книги. В них указывают, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.
2. «Из тайников искусства слова»: словарная работа (запись на доске
и в тетрадях): объяснение учителя с попутным выборочным чтением
фрагментов статей учебника.
Художественная литература (от лат. littera — буква) — это вид искусства, творчески отражающий и переосмысливающий действительность при помощи слова (искусство слова).
Оригинал — первичный текст, с которого делают перевод.
Перевод — передача слова, высказывания или текста средствами другого языка.
3. «Практикум начинающего читателя»
- Любите ли вы читать? Чтение доставляет вам удовольствие? Расскажите о своих любимых книгах.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов
- Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу?
- Как вы думаете, одинаковые ли это понятия — «любить читать» и «уметь читать»?
- Вспомните пословицы, посвящённые книге и чтению. («Книги — мост в мир знаний», «С книгой поведёшься — ума наберёшься», «Кто много читает, тот много знает», «С книгой жить — век не тужить», «Ученье —свет, а неученье — тьма» и др.)
2. Обобщающая беседа (вопросы 1 – 4) на стр.5
VI. Домашнее задание. Стр. 6, Задание № 1 выписать 3 пословицы в тетрадь и выучить.
13.09.17 №2
Фольклор – коллективное устное народное творчество/ Сказки как вид народной прозы. Сказка «Царевна-лягушка».
Цели: Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности. Уважение личности и ее достоинства. Оптимизм в восприятии мира.
Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Определяют основную и второстепенную информацию.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
В начале урока устное составление плана вступительной статьи учебника
Вариант плана
1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
3. Доверительный разговор между читателем и писателем.
4. Важность правильного выбора книги.
5. Роль создателей книги и читателя.
6. Творческое чтение художественной литературы.
7. Творческий читатель — это «перечитыватель».
ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ
Ученье — красота, неученье — простота.
Чему учился, тому и пригодился.
Наука — верней золотой поруки.
II. Фольклор — коллективное устное народное творчество
Эвристическая беседа
Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их:
— Как вы понимаете, что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?
Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?
— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину (с. 7). Запишем в тетради: Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание
III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок
Чтение статьи учебника (с. 8—10) и составление плана этой статьи.
— Что такое сказка?
Определение сказки выпишем в тетрадь.
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Приведены примеры различных видов сказок:
Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства»,
«Василиса Премудрая».
С.12- понятия по элементам композиции сказок. Записать в тетрадь.
Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника): «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».
Учитель может обратиться к читательскому опыту учеников и спросить:
— Иллюстрации каких художников к русским сказкам вам особенно нравятся?
Домашнее задание. Прочитать и передать содержание сказки «Царевна-лягушка».
20.09.17 №3
Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.
Цели: Чтение вслух, сопоставление иллюстраций с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки. Уважение истории, культурных и исторических памятников. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Ход урока.
- проверка домашнего задания.
— Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
( особая выразительность, напевность, таинственность.)
II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
Беседа
— Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки? (присказка, зачин и концовка) . Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
( можно обратиться к теоретическому материалу (с. 12—13).
— Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника, с. 25.)
( Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича).
— Как царь предложил своим детям искать себе невест?
— Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
— Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке (с. 15). Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
— Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
— Как утешала Ивана-царевича лягушка?
— Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
— Что особенного в этом описании?
— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
Литература и изобразительное искусство
— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника).
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
— Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?
III. Начало выразительного чтения сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
Домашнее задание
Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28—38) и пересказать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков русского языка для индивидуального обучения на дому в дистанционной форме (9 класс)
Конспекты уроков русского языка составлены для индивидуального обучения на дому в дистанционной форме. Программа рассчитана на 34 занятия, 0,5 ч в неделю. Длительность одного занятия составляет ...
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....
Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2
Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...
Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения
Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения...
Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения
Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....
конспект урока по родной русской литературе
музыка родного (Астраханского) края...
Конспект урока по родной(русской) литературе. 8 класс "Иван Сусанин"
Конспект урока по родной (русской)литературе для 8 класса...