Конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Юзкаева Лилия Марсовна

представлены конспекты уроков 5 класс по русской литературе для индивидуального обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud.lit_kak_uch.predmet.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

06.09.17

Тема. Художественная литература как учебный предмет.

Цели: дать учащимся начальное представление о художественном образе и литературе как искусстве слова; показать выразительные возможности слова; ознакомить с учебником литературы для 5-го класса, со структурой и спецификой курса литературы; определить жанровые предпочтения, читательские приоритеты и уровень литературного развития учащихся; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Прогнозируемые результаты: учащиеся раскрывают понятиехудожественная литература; высказывают суждения о роли чтения в жизни человека; используя учебник, обращают внимание на особенности учебной книги, комментируют, чем учебная книга отличается от художественной.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний.

Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

- Любите ли вы читать?

- Как в начальной школе назывались уроки, на которых вы учились читать?

- Чему вы учились, что делали на этих уроках? Только ли учились читать?

- Какие ваши любимые авторы, произведения, герои? Свои ответы начинайте с конструкций: «Помню, как…», «Мне не забыть…», «Навсегда осталось в памяти…».

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока

Сегодня у нас день рождения урока — урока «Литература». Это значит, что мы будем не только читать, но и изучать, анализировать, обсуждать художественные произведения. Каждое изучаемое произведение — это богатейший мир человеческих чувств, мыслей, отношений, характеров.

Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир Литературы! Мы посетим литературные станции разных стран от древности до наших дней. Путь наш долгий — 5 лет (с 5-го по 9-й класс). Для тех, кому понравится путешествовать, он продлится ещё два года (10–11-й классы).

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление со статьёй учебника: чтение вслух, пояснение учителя (с элементами беседы): представление обложки, форзацев, оглавления учебника; советы по работе со справочным аппаратом учебника

Вы держите в руках совершенно новый учебник литературы,которым будете пользоваться в течение года. Он познакомит вас с произведениями русских и зарубежных авторов. Чтобы создать эту книгу, трудился коллектив авторов. Они старались сделать её интересной и полезной для вас.

Рассмотрим обложку, титульный лист, форзац, сноски.

Словарная работа.

Обложка — бумажная (или другая мягкая) обёртка книги, тетради, в отли-чие от твёрдого переплета. У нашего учебника переплёт. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для неё обложку.

Форзац — разворот в самом начале и в самом конце книги.

Титульный лист — страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания.

-Назовите авторов-составителей, художников этого учебника.

У этого учебника богатое содержание и красочное оформление. В учебнике много классических иллюстраций.

- Нравится ли вам внешний вид учебника?

- Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом? (В создании современной книги участвуют люди разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографи и. Мы узнаём об этом из выходных данных книги.)

Выходные данные — это сведения, которые размещают, как правило, на последней странице книги. В них указывают, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.

2. «Из тайников искусства слова»: словарная работа (запись на доске

и в тетрадях): объяснение учителя с попутным выборочным чтением

фрагментов статей учебника.

Художественная литература (от лат. littera — буква) — это вид искусства, творчески отражающий и переосмысливающий действительность при помощи слова (искусство слова).

Оригинал — первичный текст, с которого делают перевод.

Перевод — передача слова, высказывания или текста средствами другого языка.

3. «Практикум начинающего читателя»

- Любите ли вы читать? Чтение доставляет вам удовольствие? Расскажите о своих любимых книгах.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов

- Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу?

- Как вы думаете, одинаковые ли это понятия — «любить читать» и «уметь читать»?

- Вспомните пословицы, посвящённые книге и чтению. («Книги — мост в мир знаний», «С книгой поведёшься — ума наберёшься», «Кто много читает, тот много знает», «С книгой жить — век не тужить», «Ученье —свет, а неученье — тьма» и др.)

2. Обобщающая беседа (вопросы 1 – 4) на стр.5

VI. Домашнее задание. Стр. 6, Задание № 1 выписать  3 пословицы в тетрадь и выучить.

13.09.17   №2

Фольклор – коллективное устное народное творчество/ Сказки как вид народной прозы. Сказка «Царевна-лягушка».

Цели: Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности. Уважение личности и ее достоинства. Оптимизм в восприятии мира.

Уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Определяют основную и второстепенную информацию.

     

     Ход урока.

  

    I. Проверка домашнего задания
   В начале урока устное составление плана вступительной статьи учебника

      Вариант плана
      1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
      2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
      3. Доверительный разговор между читателем и писателем.
      4. Важность правильного выбора книги.
      5. Роль создателей книги и читателя.
      6. Творческое чтение художественной литературы.
      7. Творческий читатель — это «перечитыватель».

ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ

Ученье — красота, неученье — простота.

Чему учился, тому и пригодился.

Наука — верней золотой поруки.

 II. Фольклор — коллективное устное народное творчество
      
Эвристическая беседа
      Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их:
      — Как вы понимаете, что такое
устное народное творчество? Что такое фольклор?
      
Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
      Второе значение слова
фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
      В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать
словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
      — Почему мы называем фольклор
коллективным творчеством?
      — Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
      Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину
(с. 7). Запишем в тетради: Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание
   

   III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок
      Чтение статьи учебника
(с. 8—10) и  составление плана этой статьи.
      — Что такое сказка?
      Определение сказки выпишем в тетрадь.
   
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Приведены  примеры различных видов сказок:

    Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
   
Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
   
Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства»,

«Василиса Премудрая».

С.12- понятия по элементам композиции сказок. Записать в тетрадь.

   Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки (с. 11—12 учебника): «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».
   Учитель может обратиться к читательскому опыту учеников и спросить:
    — Иллюстрации каких художников к русским сказкам вам особенно нравятся?


Домашнее задание. Прочитать и передать содержание сказки «Царевна-лягушка».


20.09.17  №3

Сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.

Цели: Чтение вслух, сопоставление иллюстраций  с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки. Уважение истории, культурных и исторических памятников. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

          Ход урока.

  1. проверка домашнего задания.

      — Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
     ( особая выразительность, напевность, таинственность.) 

 II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
      
Беседа
      — Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
(присказка, зачин и концовка) . Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
( можно обратиться к теоретическому материалу
(с. 12—13).
      — Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника,
с. 25.)
     ( Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича).
      — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке
(с. 15). Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
      Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
      — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
      Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир»
(с. 19 учебника).
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

 III. Начало выразительного чтения сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
      
Домашнее задание
      Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
(с. 28—38) и пересказать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков русского языка для индивидуального обучения на дому в дистанционной форме (9 класс)

Конспекты уроков русского языка составлены для индивидуального обучения на дому в дистанционной форме. Программа рассчитана на 34 занятия, 0,5 ч в неделю.  Длительность одного занятия составляет ...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....

конспект урока по родной русской литературе

музыка родного (Астраханского) края...

Конспект урока по родной(русской) литературе. 8 класс "Иван Сусанин"

Конспект урока по родной (русской)литературе для 8 класса...