Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Развитие орфографической зоркости на урокахрусского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта учителя русского языка и литературы Зиминой Н.Г.
Тема опыта:
«Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка»
Противоречия:
-между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями, полученными на уроках русского языка, и уровнем орфографических умений и навыков;
-между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объёмом теоретических сведений, которые учащиеся должны помнить, объясняя условия выбора орфограммы;
-между высоким уровнем содержания курса русского языка и необходимостью правильного решения вопросов преемственности между начальным и основным звеном.
Ведущая идея опыта:
Создание на уроках русского языка условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодолении, радость открытия, радость достижения поставленной цели.
Личная концепция учителя:
- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
-реализация задачи формирования орфографических умений и навыков с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся;
-включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
-усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
-создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
-поддержание и совершенствование умений и навыков учащихся.
Технология опыта:
Русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объём теоретических знаний, который должны усвоить учащиеся и дефицит учебного времени диктуют необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку, развития орфографической зоркости учащихся.
В течение пяти лет я работала над поиском и широким использованием активных форм и методов формирования прочных орфографических навыков учащихся, при этом главной задачей считала создание благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более комфортным.
Начиная работу с пятиклассниками, я стремлюсь поддержать ту базу, которую учащиеся получили в начальной школе, постепенно совершенствуя полученные знания, умения и навыки. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными, например: с суффиксами и приставками ребята знакомы с начальных классов. Я предлагаю им записать слова, обозначающие предмет, и превратить эти предметы в людей, мужчин или женщин:
гитара - гитарист
пианино - пианист
велосипед - велосипедист
В 6-ом классе игровые моменты так же позволяют мне добиться поставленной учебной задачи, например игры с приставками. "Игры" с приставками важны в 6-ом классе при изучении правописания приставок пре- и при- . Предварительно ребята повторяют правописание приставок, не зависящих от произношения, и приставок, правописание которых зависит от последующих согласных. Буквально 2 задания игры позволяют учащимся вспомнить правила:
1.Приставка или нет? (выделите приставки в словах):
Разваленный, разный. Расписание, растение, расколоть. Роскошь. Исследовать, история.
2.Найти спрятавшиеся приставки.
Перераспределение, нераспустившийся, неиспользованный, деревообделочный комбинат, водопроводчик Разваленный, разный. Расписание, растение, расколоть. Роскошь. Исследовать, история.
Я широко использую в практике своей работы различные виды диктантов. Очень нравится ребятам зрительный диктант. Необходимое количество "трудных" слов и словосочетаний написано на доске заранее, затем я убираю доску, а учащиеся записывают слова под диктовку. А вот проверка осуществляться может двояко:
1. доска с записью возвращается, и ученики проверяют самостоятельно свои работы, а учитель по своему усмотрению оценивает.
2. Учитель собирает написанное и оценивает все работы.
В 5-ом классе интересны для ребят диктанты со взаимопроверкой. После словарной диктовки учащиеся обмениваются тетрадями. Я читаю слова, четко их проговаривая, отвечаю на сложные вопросы проверяющих. Ребята исправляют ошибки, ставят условные знаки на полях, выставляют оценки и пишут свою фамилию, затем перепроверяю работы и снижаю оценку тому, кто пропустил ошибку или неправильно оценил диктант.
Особую проблему учащиеся видят в усвоении пунктуационных правил. В 8-9 классах учащиеся наряду с известными правилами должны усвоить большое количество новых. Для достижения хорошего результата усвоения я предлагаю учащимся схему-опору:
Определи количество грамматических основ.
Если одна основа, то предложение простое.
Есть и в предложении. Однородные члены?
2. Обращение?
3. Вводные слова и предложения?
4. Обособленные члены?
5. Уточнение?
6. Слова-предложения да, нет?
Если есть, то вспомните нужное правило и расставьте знаки препинания.
Если две основы (и больше), то предложение сложное.
Определи границы предложения и поставь нужные знаки.
Рассмотри каждое простое предложение
1. Дефицит учебного времени при изучении русского языка в старших классах я восполняю за счет использования материала изучаемого литературного произведения. Для объяснения нового материала я использую объяснительный рассказ с элементами беседы, поисковую работу с учебником, школьную лекцию, нередко на уроке используются все эти методы обучения, но так, что учащиеся включаются в активную деятельность, становясь моими помощниками. Я постоянно работаю над поиском активных форм и методов контроля знаний учащихся.
Я использую поисково-игровые задания на уроках русского языка с целью пробуждения у учащихся интереса к предмету и развития у них потребности к самостоятельному получению знаний. Например, при знакомстве со словом программа, которое зашифровано в ребусе, нарисованном на доске, дети пробуют самостоятельно определить лексическое значение слова. Затем сравнивают свои определения с толковым словарём слова в Словаре С.И. Ожегова и отмечают, чьё предварительное определение было самым точным. После этого вызванный к доске ученик составляет «гнездо» однокоренных слов или словообразовательную цепочку, указывая при этом и часть речи производных слов. Учащиеся разбирают слова по составу, выделяют словообразовательные аффиксы. Правильность разбора сложных случаев проверяем по «Словарю морфем русского языка» А.И. Кузнецовой, Т.Ф. Ефремовой. В процессе работы ученики вспоминают орфографическое правило употребления удвоенной согласной перед суффиксом при образовании слов. На заключительном этапе проводится работа по употреблению слова в речи. Ученики составляют словосочетания по данному образцу. Например, гл. +сущ.( заложить программу), прил. + сущ.(увлекательная программа). Ученики делают разбор словосочетаний, указывая тип синтаксической связи.
На уроках русского языка провожу большую работу с текстом, так как именно текст позволяет избежать многозначности, определить синонимическую соотнесённость слов, словосочетаний, предложений. Удачным представляется, например, такое задание:
*Рассыпались предложения! Подберите к первой части подходящую по смыслу вторую часть. Запишите предложения, расставляя знаки препинания. В скобках обозначьте смысловые отношения между частями.
1)Улыбнётся
роса блестит на цвета,х поют птицы.
2)Ранним августовским утром выйдешь в сад
и она исчезнет навсегда.
3)Красоту только тронь небрежной рукой
солнце красное взойдёт
Дополнительные задания:1) Выпишите словосочетания со следующими видами связи: а) согласование; б) управлением; в) примыканием.2) Расставьте ударения во всех словах третьего предложения.
Из приведённых примеров видно, что на любом этапе урока учащиеся используют все свои знания и умения, что позволяет им серьёзно подготовиться к предстоящим экзаменам и успешно сдать их.
Постоянный контроль за знаниями и умениями учащихся - главное правило преподавателя. На уроках широко используются сигнальные карточки, перфокарты, тесты, карточки с индивидуальными заданиями, различные виды проверочных работ с использованием компьютерных технологий.
Поиск и применение активных форм обучения русскому языку сопровождается глубоким анализом достигнутых результатов, с этой целью я постоянно веду диагностирование качественного уровня знаний учащихся.
Результативность:
Уровень качества обучения русскому языку не снижается в последние три года, и даже наметился небольшой рост 2-5 %. При переходе учащихся из начальной школы в основную нет резкого снижения в уровне качества обучения, как это было 3- 4 года назад. В этом учебном году сохранился уровень качества обучения и уровень обученности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интенсивные приёмы для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
На уроках русского языка использую интенсивные приёмы рля развития орфографической зоркости учащихся. В своей статье наглядно использую орфографические упражнения. Уделяю особое внимание не только раз...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-185919-1358872773.jpg)
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Что же подразумевается под орфографической зоркостью учащихся? Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-130563-1363542445.jpg)
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.
В статье представлены задания, способствующие развитию логического мышления учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-435497-1398798914.jpg)
Использование интенсивных приёмов для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Важной задачей современной методики обучения орфографии является исследование особенностей формирования у учащихся осознанных, прочных ум...
Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Обобщение по теме "Проблема развития орфографической зоркости учащихся"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-882923-1485260468.jpg)
Обобщение опыта на тему: "Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциации"
В работе представлены основные виды работы на уроках русского языка по формированию орфографических навыков, посредством уровневое дифференциации....
Интенсивные приемы для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка
Работа над ошибками - это необходимая составная часть дифференцированного обучения. Нам нужно обучать всех, а это единственный метод, который нам может дать результаты. Мы обязательно должны знать каж...