Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.
статья по русскому языку по теме
В статье представлены задания, способствующие развитию логического мышления учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
ПРАВОСУД Н.А.
г. Северск Томской области
Известно, есть дети, обладающие огромной энергией, не всегда стремящиеся к знаниям, не имеющие того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебно-воспитательного процесса. Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно, и тогда выступает важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок коррекционно-развивающих заданий, упражнений, игр. Чтобы пробудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны.
Присутствие в коррекционно-развивающих упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала - вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволяет решить в практике обучения и задачу формирования прочных знаний, умений и навыков и задачу развития познавательных способностей учащихся.
Элементы занимательности вызывают у детей и чувство удивления, радости и интерес к работе. Ученики чаще проявляют активность, сообразительность и вместе с учителем добиваются положительных результатов в ходе урока. Создание благоприятной психологической атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Дети при этом чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно и с интересом приступают к выполнению упражнения.
Из всего вышесказанного следует, что коррекционно-развивающие упражнения, задания, игры позволяют не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Коррекционно-развивающие задания могут быть использованы, как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Они должны в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Сегодня учителя-практики ставят перед собой вопросы: как пробудить интерес ученика и обеспечить его мотивацию к познавательной деятельности на уроке, как эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащегося, как удерживать в поле внимания цели развития учащихся. Эти и многие другие вопросы побуждают учителей к творческому поиску.
Без интереса к предмету ученики не смогут достичь успеха, поэтому на уроках необходимы такие виды работ, которые смогут увлечь ребят. Это может быть нестандартное начало урока, творческие «5-минутки». В первую очередь школьников необходимо научить учиться, подготовить к самообразованию, поэтому нужно выбрать метод обучения, способ деятельности учащихся в процессе изучения, чтобы осуществлялось взаимодействие учителя и ученика.
В любой сфере деятельности работа может выполняться или по готовому образцу, или с внесением каких-то элементов нового, поэтому необходимо, чтобы работа на уроках носила поисковый характер. Это может быть проблемное изложение, когда учитель формулирует проблему, раскрывает пути доказательного решения, учит самостоятельно анализировать явление, ориентироваться в новой ситуации; частично-поисковый метод, в котором учащиеся вовлечены учителем в проблему путем постановки вопросов, а учитель помогает находить ответы на вопросы; исследовательский метод, когда учащиеся самостоятельно овладевают новыми знаниями или способами их добывания, делают выводы.
Все вышеперечисленное позволяет совершенствовать мыслительную деятельность учащихся, обучать их самостоятельному анализу языковых явлении, готовить к самообразованию: преодолевая трудности, связанные с проблемными ситуациями, учащиеся овладевают навыками поисковой деятельности. А раз поиск - значит интерес. Но для этого необходимы специально сконструированные задания, создающие условия для поисковой деятельности учащихся, построенные на материале русского языка. Используя различные варианты одного и того же задания, учитель может дифференцированно подходить к процессу обучения школьников.
Игровая форма помогает повторить, закрепить навыки, обогащает лексический запас слов и, конечно, дает возможность поиграть, проявить творческие способности, вызвать и закрепить интерес к русскому языку.
Литература.
- Бетенькова, Н. М., Фонин, Д. С. Конкурс грамотеев. — М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
- Узорова, О. В., Нефедова, Е. А. Мой первый экзамен по русскому языку. - М.: Аквариум, 2000.
- Васильева, М. А., Суворова, Г. Ф. Проверочные и контрольные работы по русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1981.
- Канакина, В. П. Русский язык: дидактический материал. 5-6 классы. - М.: Просвещение, 2000.
- Мухина, В.В. Коррекционная педагогика. – М.: Издательство «Образование», 2010.
- Нефедова, Е. А., Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. — М.: Аквариум, 1997.
- Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
- Тикунова, Л. Н., Канакина, В. П. Сборник диктантов и творческих работ. -М.: Просвещение, 1992.
- Узорова, О. В., Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку. 5-8 класс. - М.: Аквариум, 1997.
- Узорова, О. В., Нефедова, Е. А. 300 заданий и упражнений по русскому языку (5-8 классы). - ЗАО «Премьера»; ГИППВ, 1999.
- Шилина, А.Б. Сборник коррекционно-развивающих заданий, упражнений, дидактических игр на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.- Нягань, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие мышления на уроках русского языка"
Особенности интеллектуальных умений являются результатом направленных педагогических воздействий. В многочисленных работах психологов было экспериментально доказано, что специальная организация учебно...
Развитие речи на уроках русского языка
Презентация к работе по развитию речи учащихся на уроках русского языка...
Развитие речи на уроках русского языка
Работа по развитию речи...
Развитие интереса к урокам русского языка.
В статье содержатся основные стимулы и средства создания познавательного интереса к изучению предмета....
Сообщение по теме "Комплексный подход к работе по развитию речи на уроках русского языка и литературы"
В сообщении рассказывается о приемах и методах работы со студентами I курса колледжа, о разных аспектах анализа текста на уроках русского языка и литературы, о критериях подбора материала для анализа,...
Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...
Развитие речи на уроках русского языка.
Известно, что примерно 70%-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью. Значение речи всегда осознавалось обществом, и поэтому вопросом...