Программа элективного курса «Слово-это тоже дело…»
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Программа элективного курса «Слово-это тоже дело..» основывается на тех же принципах, что и программа по русскому языку для средней школы:
Обучение должно быть научным, то есть представлять современное языковедение.
Давать возможность для интеллектуального развития школьников; воспитывать умение вдумываться, рассуждать, доказывать;
Быть эмоциональным, учить понимать красоту и выразительность русского языка. Правильно использовать лексические богатства русского языка и статистические возможности синтаксиса, а также звуковой стороны речи (фонетики), избегая распространения стилистических ошибок.
Включать элемент творчества, то есть способствовать развитию логического мышления, выдумки, игры воображения.
В курсе рассматриваются явления, связанные с использованием разных стилей речи в художественном тексте. Рассматриваются такие жанры, как эссе, сочинения-миниатюры, сочинения-зарисовки, путевые заметки и так далее.
Способствовать предупреждению и устранению ошибок всех типов в творческих работах учащихся.
Умение писать творческие работы важно для студента любого факультета, потому что писать сочинение на экзамене придется каждому ученику. Для будущего абитуриента очень важно, сколько баллов ему поставят за сочинение. Стилистические ошибки в работе могут испортить оценку.
Цель курса в целом – научить учащихся нормам русского языка, не только орфографическим, но и лексическим (точному выбору слов) и грамматическим (верному использованию грамматической выразительности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 60.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
элективного курса
«Слово-это тоже дело…»
10 класс
Начальный этап – 32 часа.
Автор: Лебедкова Любовь Михайловна – учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №23»
п.Айхал Мирнинского района Республики Саха (Якутия)
Пояснительная записка.
Программа элективного курса 10 класса (начальный этап) составлена согласно требованиям основного общего образования и программы по русскому языку (родному) языку для основной школы.
Язык - одно из самых удивительных орудий в руках человечества. При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Но, чтобы пользоваться им умело, надо знать многие его особенности и секреты. Этому учит стилистика- наука об умелом выборе языковых средств.
Необходимость введения курса была вызвана в связи с тем, что упражнениям по стилистике в школьных учебниках отводится мало времени (в основном в старших классах: при углубленном изучении предмета или факультативно);
на стилистические недочеты в речи обращается мало внимания; стилистические ошибки - одна из главных причин низких оценок в школе, на государственном экзамене;
Программа элективного курса «Слово-это тоже дело..» основывается на тех же принципах, что и программа по русскому языку для средней школы:
Обучение должно быть научным, то есть представлять современное языковедение.
Давать возможность для интеллектуального развития школьников; воспитывать умение вдумываться, рассуждать, доказывать;
Быть эмоциональным, учить понимать красоту и выразительность русского языка. Правильно использовать лексические богатства русского языка и статистические возможности синтаксиса, а также звуковой стороны речи (фонетики), избегая распространения стилистических ошибок.
Включать элемент творчества, то есть способствовать развитию логического мышления, выдумки, игры воображения.
В курсе рассматриваются явления, связанные с использованием разных стилей речи в художественном тексте. Рассматриваются такие жанры, как эссе, сочинения-миниатюры, сочинения-зарисовки, путевые заметки и так далее.
Способствовать предупреждению и устранению ошибок всех типов в творческих работах учащихся.
Умение писать творческие работы важно для студента любого факультета, потому что писать сочинение на экзамене придется каждому ученику. Для будущего абитуриента очень важно, сколько баллов ему поставят за сочинение. Стилистические ошибки в работе могут испортить оценку.
Цель курса в целом – научить учащихся нормам русского языка, не только орфографическим, но и лексическим (точному выбору слов) и грамматическим (верному использованию грамматической выразительности).
Чем грамотнее человек, тем он требовательнее он к своей речи. Он скорее понимает, что учиться хорошему слогу надо у замечательных классиков, которые неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали будущим поколениям бережно относиться к родному языку.
Программа элективного курса «Слово-это тоже дело…» рассчитана на учащихся 10 класса (начальный этап) и отвечает образовательно-воспитательным задачам школы:
- вооружить учащихся умением правильно выражать свои мыслим в устной и письменной речи ;
-формировать готовность учащихся “к творческой преобразующей деятельности”; приобщать к работе над книгой и другими источниками знаний, помогающих выработать “самостоятельность мышления”, формировать мировоззренческие идеи, умение отстаивать свои убеждения, т.е. формировать личность;
-способствовать развитию у учащихся литературно-творческих способностей; познакомить учащихся с элементами теории и техникой сочинительства;
- развивать речевую культуру учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормы речевого этикета, осознание эстетической ценности русского языка;
- совершенствовать коммуникативные способности, умение вести диалог, находить содержательные компромиссы.
Особенности содержания элективного курса «Слово-это тоже дело…»:
-курс не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке, а опирается на данные таких филологических дисциплин, как:
синтаксис текста,
литературное редактирование,
культура речи и др.
Отбор материала направлен на повышение уровня языкового (речевого) развития учащихся. Отсюда серьезное внимание в программе курса к вопросам теории, в частности отражающим тесную связь стилистики с основными разделами русского языка, такими как « Лексика», «Синтаксис» , «Морфология».
Эта суть нашла отражение в названии данного элективного курса.
В программу курса введены вопросы повторения и углубления по теме «Лексика и фразеология», изученной в 5-6 классе, а также вопросы, важные для выполнения анализа выразительности текста ( «Роль антитезы при характеристике героев, описании событий, обстановки, поведения людей», «Эпитет», «Сравнение», «Метафора»).
Вместе с тем в программу курса включены вопросы, предполагающие рассмотрение материала, знакомого в какой-то мере, но в иных связях, в ином аспекте, с целью расширения и углубления знаний учащихся ( например по теме «Синонимы»: «Семантические синонимы», «Стилистические синонимы», «Лексические синонимы» ).
Новый подход к изученному отражен в оригинальных названиях тем занятий («Вчера была сырая погода…», «Верней клади ступень ноги…» и другие. )
Все указанные в программе курса вопросы имеют практическую направленность. В этом его специфика, и хотя некоторые вопросы программы элективного курса в какой-то мере совпадают с вопросами обязательной программы ( «Диалектизмы. Роль диалектизмов в художественном произведении» ) , но включение их оправдано. Для развития связной речи необходима практика, многократное повторение, языковое чутье – это своего рода способность развиваться в деятельности. Рабочий урок ограничен во времени, что способствует ограничению и тренировочных упражнений в связных письменных и особенно устных высказываниях. Данный курс предоставляет возможность учащимся в значительной степени увеличить время для совершенствования их речи.
Программа элективного курса отвечает на вопрос «Как учить ?»:
- с опорой на арсенал методических средств, но с уклоном на специфику данного курса;
- отбор материала и методов работы ориентировать адресно : на учащихся сильных, творческих, желающих углубить свои знания, проявляющих интерес к русскому языку;
- использовать методы и приёмы, способствующие самостоятельному поиску и наблюдениям учащихся;
- развивать творческий потенциал с учетом способностей и желаний учащихся (предоставлять слово для сообщений, мини-проектов и т.д.)
Особое место в программе курса отводится приемам, стимулирующим литературное творчество как высшую ступень при подготовке к ЕГЭ в 11 классе
Поэтому в нее включены задания по анализу выразительной речи как в текстовой форме, так и в виде анализа текстов и написания сочинений. Для того , чтобы выполнять такие задания, нужно овладеть целым комплексом знаний и умений.
В программе элективного курса значимую роль играют приемы, стимулирующие творчество, внимание к слову:
- проблемное изложение теоретического материала, в частности « Сочинение-миниатюра», «Эссе», «Лирическая литература», «Отзыв», «Рецензия» и т.д.;
- самостоятельные наблюдения учащихся и решение поставленных задач (поиск и прочтение, сочинение как образец хорошего стиля и др.)
/- редактирование работ ( самостоятельных и написанных товарищем, сопоставление первичного и окончательного вариантов сочинения, коллективное и самостоятельное редактирование данного текста);
- рецензирование (устное и письменное) выполненных учащимися работ;
- составление словариков на заданную тему;
- устные высказывания различного характера (отзывы, рецензии, доклады и т.д.);
- сообщение учащихся на тему: «В творческой лаборатории писателя» (наблюдения над совершенствованием языка произведения, изучение черновых набросков, рисунков художников слова).
Программа элективного курса предусматривает применение ИКТ, дающих возможность услышать свою речь, и озвучить любую тему занятия, зафиксировать материал высказывания для обсуждения, показать подборку слайдов и т.д.
Программа элективного курса предусматривает и воспитание у учащихся эстетического вкуса ( выпуск тематических рубрик, стенгазет, участие в конкурсах чтецов, конкурсах сочинений разного уровня. Участие в выполнении программы элективного курса ,дает возможность пропагандировать свои возможности и результаты на других уроках, перед другим составом учащихся, использовать материалы для кабинета русского языка и литературы.).
Содержание программы элективного курса «Слово-это тоже дело...» в основной школе обусловлено общей нацеленностью на выполнения задач образовательного процесса и определяется спецификой предмета. Но в конечном итоге цель обучения – подготовка учащихся к ЕГЭ, задача которого аттестовать выпускников и выявить их готовность к дальнейшему обучению в вузе.
Программа элективного курса 10 класса – это первая ступень подготовки, фундамент для дальнейших знаний.
Работа над речевыми ошибками рассматривается как решение познавательных задач с учетом определенной речевой ситуации, что способствует усилению мотивации работы.
В программу элективного курса включены упражнения, основанные на детской речи, речи сверстников, сленге. Упражнения распределены по грамматическим темам с учетом развития речи по русскому языку и литературе. Упражнения требуют минимальных затрат времени (5-8 минут). Имея в распоряжении такой материал, учитель может на основе реализации внутрипредметных связей сделать работу по редактированию фрагментов любого урока. Интересные решения, удачные находки приемов отслеживания и устранения речевых и грамматических ошибок придают процессу работы творческий и проблемный характер, прививают вкус к точной, богатой и выразительной речи.
Предложенная система имеет большое воспитательное значение: известную агрессивную реакцию учащихся на исправление ошибок направляет в энергию саморедактирования и самовоспитания.
5.Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимания взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка.
В программе элективного курса реализован коммуникативно-деятельный подход.
Материал дается не только в знаниевой, но и в деятельной форме.
Материал программы элективного курса «Слово-это тоже дело…» (начальный этап) соответствует возрастным особенностям учащихся.
Первоначальные сведения по стилистике найдут продолжение в более сложной и серьезной форме в программе элективного курса 11 класса, направленной на освоение теоретических и практических знаний, формирование умений, связанных с анализом выразительности текста и написания сочинений на основе текстов ЕГЭ- 2020.
Материал в программе элективного курса расположен с учетом сложности тем.
Работа по культуре речи сосредоточена по всем темам и дает возможность решать познавательные и воспитательные задачи, создает эмоциональный настрой, способствует повышению интереса к предмету. Ознакомление с каждой темой завершается одним из видов творческой работы и ее анализом.
В программе указаны предполагаемые результаты обучения, виды речевой деятельности.
В особой графе перечислены основные умения и навыки, которые формируются в процессе элективного курса.
В программе указан годовой объем учебного времени по данному классу, а также распределение количества часов по темам программы.
Программа элективного курса «Метко сказанное слово…» предусматривает дополнительное изучение материала по стилистике на этапе основного образования по русскому языку и рассчитана на 32 часа.
Хорошо подготовленный выпускник и абитуриент сегодня должен не только грамотно писать, говорить, он должен владеть также тремя важнейшими компетециями.
Коммуникативной - предполагающей владение учеником разными видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция – это способность понимать чужую речь, а также свяано, последовательно, обоснованно, точно и понятно выражать собственные мысли и чувства.
Каждая тема элективного курса предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности.
- Овладение нормами русского литературного языка:
- литературного произношения, образования форм слов согласно лексическому значению и стилевой принадлежности, построения словосочетаний и предложений.
В данном курсе показаны пути устранения из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов и уместность их употребления. Практическая работа позволит систематически следить за правильностью речи (своей и товарищей) с точки зрения ее соответствия литературным нормам.
2.Обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся послужат, например, такие виды работы, как
составление словариков, обращения к словарям разных видов, использование общеязыковых и авторских тропов, что способствует развитию умения видеть незнакомые слова, воспитывает привычку искать разъяснения, пользуясь разными источниками.
Обогащение грамматического строя речи достигается работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Важное направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
4. Программой элективного курса предусмотрена работа над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания. Предложенные виды творческих работ и упражнений предусматривают формирование умений выбирать, анализировать тему, определять основную мысль, систематизировать и отбирать необходимый материал.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция формируется на основе приобретения частичных знаний о лингвистике как науке, формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; на основе знания и соблюдения норм литературного русского языка ( от норм произношения до норм построения словосочетаний и предложений), норм орфографии и пунктуации: умения пользоваться лингвистическими словарями.
Программа элективного курса предусматривает организацию работы по овладению учащимися прочными осознанными знаниями, как требует одно из основных направлений в преподавании русского языка. Естественно, предусматривает необходимые теоретические сведения.
Неотъемлемой частью элективного курса являются упражнения по предупреждению речевых и грамматических ошибок, упражнения по редактированию.
Личностными результатами освоения учащимися программы элективного курса являются:
1. Понимание значимости курса как важного этапа, углубляющего знания родного языка, помогающего в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
2. Осознание эстетической целостности русского языка, гордость за него, потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
3. Пополнение лексикона и усвоение речевых и грамматических норм для правильного выражения устной и письменной речи; способность совершенствовать свою речь.
Метапредметными результатами освоение курса являются:
1. Владение основными видами речевой деятельности:
- Понимание значимости правильности речи.
- Способность пользоваться необходимой информацией из разных источников (компакт-диски, ресурсы интернета; свободное пользование различными видами словарей, справочной и художественной литературой);
- Овладение приемами отбора и систематизации материала на заданную тему;
- Умение сопоставлять речевые высказывания с точки зрения стилистических особенностей, использование языковых средств;
- Умение создавать устные и письменные тексты различных типов, стилей, жанров;
- Способность правильно и выразительно излагать свои мысли;
- Соблюдение речевых и грамматических, стилистических норм современного русского языка;
- Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевой этики;
- Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления умения находить речевые, грамматические недочеты и исправлять их, совершенствовать и редактировать тексты.
2. Применять приобретенные языковые ЗУН в жизни, умело использовать их на международном уровне; 3. Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими в процессе речевого общения.
Результатами освоения элективного курса являются:
- осознание богатства и величия русского языка;
- требовательность к своей речи;
- ощущение необходимости совершенствования своей речи;
- борьба за чистоту языка, противостояние его порче;
- учение хорошему слогу у мастеров слова;
- создание творческих работ с учетом полученных знаний.
Планирование работы учащихся по программе элективного курса «»Слово-это тоже дело… »
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Результаты обучения | Аналитическая деятельность и развитие речи учащихся | Творческая мастерская |
1 | «Все слова, слова, слова…» Из песни. | 1 ч. | Иметь представление о лексической стилистике как о разделе науки о языке; системных связях слов. Развивать умения делать свои наблюдения над использованием лексических богатств русского языка в речи. |
(Лексика и фразеология.) Р-1. Примеры заданий. Задание № 1. Исправьте случаи неправильного словоупотребления. Что изменилось в предложении? (Суд остался ночевать у Владимира Дубровского). Задание № 2. Найдите и устраните ошибки, связанные с употреблением причастий. Произведите необходимые замены. (Онегин, погоняемый угрызениями совести, едет в поисках счастья.). Задание № 3. Какие слова употреблены в несвойственном им значении. Обратившись к словарю, произведите замену. (Он не чувствует обаяние природы). Задание № 4 Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов, обращаясь к фразеологическому или толковому словарю. (Вася сделал визит на гору). | |
2 3 | «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь!» | 2 ч. | Иметь представление о лексической и грамматической сочетаемости слов, о причинах неправильного выбора лексического эквивалента и типах лексических ошибок (ассоциативных, эвфемизмах, алогизмов, подмене понятия). Развивать умение искать нужные слова и вдумчиво их использовать в речи. Расширять привычные связи слов на примере классических образцов. |
поэтов, писателей; в заглавиях фильмов и т.д. на основе нарушения лексической сочетаемости слов для придания речи комического оттенка (типа «яблоко с родинкой» - И.Ильф и Е.Петров). Р-1. Задание № 1. Замените неправильное употребление слова. (Затмение Солнца предвещает неудачу, но и на это князь не обращал внимание).
Задание № 1. Устраните обнаруженные недочеты, отредактируйте предложения.
аргумент замены. В случае необходимости обращайтесь к словарю. ( Грибоедов был близким другом и сообщником декабристов).
(по творчеству А.С. Пушкина – На счету у Пушкина было много замечательных произведений); (по творчеству М.Ю. Лермонтова – Стих «Родина» был написан в 1841 году.); (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» - Главный принцип Чичикова – мошенничество); (по драме А.Н. Островского «Гроза» - Обстановка, в которой живет Катерина, требует вранья.).
| Написание юмористического рассказа по данному началу (индивидуальная работа). |
4 | «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени писать коротко…» | 1 ч. | Иметь представление о речевой избыточности (тавтология и плеоназм); о причинах ее возникновения. Знать о допустимости тавтологии и плеоназмов для усиления выразительности речи. Отработать навык устранения тавтологии, плеоназма. | Р-2 Устранение примеров тавтологии и плеоназмов в предложениях. Примеры заданий. Задание № 1. Устраните тавтологию, плеоназмы в предложениях. (В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.) Задание № 2. Какие слова в предложениях вы считаете лишними. Докажите свою правоту. Устраните и другие обнаруженные недочеты. (Одет Алеша тоже, как и все люди в те времена, не бедно.). Какая ошибка является общей для предложений из сочинений по творчеству Л.Н. Толстого и как ее лучше устранить? Внесите в предложения и другие правки. (В доме Ростовых Андрей борется между жизнью и смертью). Задание № 2. Устраните логические и речевые ошибки, отредактируйте отрывки из сочинения «Трагедия героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский – один из самых читаемых, один из величайших писателей мира). Г-5. Задание № 3. Проверьте правильно ли употреблены союзы и союзные слова. Отредактируйте предложения. (Каждый раз, как Павел Петрович спорит с Базаровым, Кирсанов проигрывает спор.). | Самое короткое сочинение. |
5 | «Мечта улетела в космос…». | 1 ч. | Иметь понятие о речевой недостаточности, эллипсисе, алогизме; представление о причинах возникновения таких ошибок. |
Р-1. Задание № 1. Как лучше устранить тавтологию? Почему именно так? (В рассказе о Ларре писатель рассказывает об эгоисте – гордеце.). | Заметки в рубрику: «Нарочно не придумаешь». |
6, 7 | «Сколько значений может иметь слово?» | 2 ч. | Иметь представление о полисемии; многозначности слова как показателе широких возможностей словаря, богатстве русского языка. Знать, что многозначность – неисчерпаемый источник выразительности речи. Владеть навыками исключения ошибок при употреблении многозначных слов речи. |
(А.С. Грибоедов «Горе от ума»). Р-3. Задание № 1. Укажите многозначительные слова, на которых основаны шутки. (Мыльные пузыри всегда жалуются, что их надувают.). Задание № 2. Исправьте речевые ошибки в предложениях, которые когда-то сорвались из уст ваших товарищей. (Мы теряемся на транспорте из-за отсутствия информации). Г-5. Задание № 3. Какие ошибки связаны с неудачным употреблением союзов и союзных слов? Отредактируйте предложения. (Они словно как друг друга обгоняли ростом.). | Создание каламбуров на основе комических случаев при ответах на уроках и примеры из жизни школы. |
8 | «Он не мой, я о нем ничего не знаю…» | 1 ч. | Обобщить сведения об омонимах. Иметь представление об омофонах, омографах; омонимии как источнике каламбуров, основе пословиц и загадок. Владеть навыками устранения случайной омонимии в речи. |
1. Написание безударных гласных в словах с омофонами (Он у нас часок посидел – он совсем поседел от горя). 2. Работа с пословицами и загадками, нахождение омонимов, омофонов. (Каков ни есть, а хочет есть. У каких быков нет ни хвостов, ни рогов.). Наблюдение над языком художественных произведений. | Самое смешное стихотворение ( поиск и прочтение) (пример стихотворения Я. Козловского «Кумушки») |
9 | «Верней клади ступень ноги…» | 1 ч. | Иметь представление о паронимах, их роли в нашей речи. Владеть умениями улавливать тонкие смысловые оттенки слов. | Наблюдение над ролью паронимов в нашей речи: 1. Игра слов на противопоставлении паронимов (Нет, не вспомнил - он помнил о ней, и боль не проходила.). 2. Столкновение паронимов как средство усиления эмоциональности речи (Я слушал его и радовался, видя, как он убежденно и убедительно излагает свои мысли.). | Найти примеры паронимов в заголовках типа «Вещие вещи». |
10, 11 | «У нее были не глаза, а очи…» | 2 ч. | На обобщаемой основе закрепить знания о синонимах. Иметь представление о семантических, стилистических, синонимах. Сформировать первичные навыки разграничения синонимов разных видов; точного их употребления в речи. Наблюдать за употреблением синонимов в художественной речи. | Формулирование выводов по теме.
Поиск синонимов для оживления повествования в сказке. Работа над типичными ошибками по употреблению синонимов в ученических сочинениях. Примеры заданий. Г-4. Задание № 1. Определите причину ошибок, какие из них связаны с неправильным употреблением деепричастий? (Пугачева сидит под образами, на нем, важно подбочась, красный кафтан и высокая шапка.). Задание № 2 В предложениях из сочинений найдите ошибки в образовании и употреблении деепричастий. (И оканчивая свое сочинение, хочется сказать несколько слов о смерти Базарова.) | «Моя сказка». Написание работы в жанре сказки с использованием синонимов. Составление словарика синонимов. |
12 , 13 | «Вчера была сырая погода…» | 2 ч. | На обобщающей основе закрепить знания учащихся об антонимах, о роли антонимов в создании антитезы. Иметь представление о роли антитезы при характеристике героев, описании событий, обстановки, поведения людей. Сформировать первичные навыки правильного употребления антонимов в речи. Оксюморон. | Р –1. Задание № 1 Установите ошибки, возникшие при употреблении антонимов. (Учеба у Ивана улучшается все хуже и хуже). Задание №2. (по теме «Имя существительное»). Замените неправильно употребляемые слова. (Игорь понял, что нельзя бороться за свою землю в одиночестве, надо защищать ее в соединении.).
(Грибоедов был близким другом и сообщником декабристов.). В предложениях из сочинений школьников. (В этой книге описываются действительные факты.).
| Проверочный текст. Составление словарика антонимов. |
14, 15 | «Важен в поэме стиль, отвечающий теме…» Н.А Некрасов. | 2 ч. | На обобщающей основе повторить стили речи (книжные и разговорный ). Иметь представление о закреплении стилистической окраски слов за тем или иным стилем. Понимать мотивацию неуместного употребления стилистически окрашенных слов художниками слова. | Сравнение. Сопоставление. - Анализ художественного образа в народной сказке «Репка». - Цитирование сочинений как образец хорошего стиля. Р-6. Работа по теме «Неоправданное повторение слов» (Имя существительное»). Задание № 1. Устраните неоправданные повторы. (Печорин – главный герой «Героя нашего времени»). Основной тематикой повестей рассказов, романов Тургенева было изображение тяжелой жизни в условиях жесткого гнета. Но основная тематика его произведений не ограничивалась изображением народной жизни. (Мысли, высказываемые им, говорят о том, что этот человек старается понять роль человека в этом обществе.). Г-6. Задание № 2. Отредактируйте предложения. Обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого. (Наташа Ростова и ее семья уезжает из Москвы.). | Мое сочинение как образец хорошего стиля. (Написание сочинения – рассуждения по данному тексту). |
16 | «Чего ты лесное зелье плачешь?» И.С. Тургенев. | 1 ч. | На обобщающей основе закрепить понятие о диалектизмах; их роли в художественном произведении. | Выявление отличий. Перевод «Вятской элегии». В гостях у Н.В. Гоголя. Наблюдение за использованием диалектизмов в художественном произведении. Р-1. Употребление слов в несвойственном им значении (Имя прилагательное). Задание № 1. Исправьте случаи ошибочного употребления прилагательных. (А.С. Пушкин был простой русский поэт.). Задание № 2. Присмотритесь к прилагательным. Правильно ли они употреблены? Произведите замену, где надо, объясняя свой подход. (Бессмертная дружба Лопухова и Кирсанова). Задание № 3. В произведениях из сочинений по творчеству М.А. Шолохова найдите неудачно употребленные имена прилагательные. Замените их, обосновывая свое мнение. (Нагульнов и Разметнов лютой ненавистью ненавидят врагов и ведут с ними всевозможную борьбу.). Г-7. Задание № 4. Согласуйте определения с определяемым словом. Отредактируйте предложение. (Город расположен на обоих берегах Днепра.). | Составление словарика диалектизмов. |
17 | «Русалка топит нас, а Ванька плавает не шпорах…» Из речи выпускников. | 1 ч. | Повторить сведения о жаргонизмах. Знать, что в жаргонизмах искажаются значения и облик многих слов, что приводит к неточности, расплывчивости речи. Уметь находить жаргонизмы и исключать их из речи. | Поисковая деятельность. Нахождение историзмов и архаизмов в пушкинских произведениях для создания колорита древности при изображении и старины (А.С. Пушкин «Деревня», «Вольность», «Пророк»). Определение стилистической нагрузки (славянизмов) в сатире К.Ф. Рылеева «К Временщику». Использование устаревших слов как источника юмористического звучания речи. Редактирование предложений с неоправданным употреблением архаизмов в школьных сочинениях. (Таня прибежала в слезах к Варе и поведала Варе Ивановне о своей обиде). Г-8. Задание № 1. Найдите и исправьте ошибки в управлении, допущенные авторами сочинений по драме А.Н. Островского «Гроза». (Она должна была сопротивляться, когда ее выдавали нелюбимому человеку.). | Составление мини-диалогов на сленге сверстников. |
18 ,19 | «Какие старые слова…» Из песни. | 2 ч. | На обобщающей основе закрепить знания об устаревших словах, историзмах, архаизмов. Знать отличительные особенности и типы историзмов и архаизмов. Углубить знания о фонетических словообразовательных семантических архаизмах. Закрепить знания о старославянизмах. Знать о роли старославянского языкового наследия в русском языке, об использовании старославянизмов в поэтической речи. Отрабатывать умения правильно использовать старославянизмы в устной и письменной речи. | Р-2. «Лишние слова». Редактирование. Задание № 1. Устраните лишние слова-прилагательные. (Одежда Печорина всегда была опрятна и аккуратна). Задание № 2. Устраните лишние слова – прилагательные, доказав, что они не нужны в данном тексте . (Непреодолимая тяга Базарова к знаниям очень сильная. Надо преодолеть все старые пережитки и идти вперед.). Г-8. Задание № 1. В предложениях из сочинений по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» устраните нарушения норм управления. Отредактируйте примеры. (Прототипом к образу Базарова послужил один молодой врач.). Г-9. Задание № 2. Исправьте ошибки в порядке слов. Отредактируйте предложения. (Защита Отечества – вот главная задача теперь в жизни Андрея.). Г-10. Задание № 3. Для точности выражения мысли вставьте пропущенное автором слово. (За свою недолгую жизнь он (Чехов) успел оставить нам богатое наследие.). | Написание оды учителю (или ляпсуса) с использованием историзмов или архаизмов |
20, 21 | «А «вгостилет» есть?» | 2 ч. | На обобщающей основе закрепить знания о неологизмах. Сформировать понятие о лексических, семантических, индивидуально- стилистических неологизмах. Иметь представление о потенциальных словах, источниках создания неологизмов и деление их на 2 группы. Уметь использовать их как сильное выразительное средство. | Ассоциативная связь. Окказионализмы наших братиков и сестричек. Типовые задания. Р-5. Школьные неологизмы. Задание № 1. Правильно ли употреблены прилагательные в этих предложениях? Определить суть ошибки и путь ее устранения. (Ямщик с Петром выехали из постоянного двора, где они всегда жили.). Задание № 2. Все ли прилагательные в предложениях являются словами литературного языка. Если нет, произведите необходимую правку. (она хочет свободы, беззапретной любви.). Задание № 3. Покажите, в чем ошибочность образованных школьниками «неологизмов». Какими словами литературного языка их необходимо заменить. При выполнении упражнений пользуйтесь словарем. (Сатин разоблачает раболепскую политику Луки.). | «Поговори со мною, мама…» Лирическая миниатюра. |
22, 23 | «Закончил ленч из картошки, спешу на брифинг». | 2 ч. | Иметь представление о стилистической оценке заимствованных слов; о путях заимствования, о правильном закреплении иностранных слов в русском языке. Уметь оправдано использовать иноязычные слова в своей речи, опираясь на мнение современных литературных деятелей, критиков. Иметь представление о пуризме. | Обогащение речи учащихся. 1 вариант. Обратимся за советом к А.С. Пушкину («Евгений Онегин»). 2 вариант. Обратимся за советом к А.С. Грибоедову («Горе от ума»). Задача: выявить отношение писателей к заимствованиям. Типовые задания. Р-6. Задание № 1. Отредактируйте предложения, устранив неоправданное повторение одних и тех же слов. (Моя маленькая пушистая Мурка спит на маленькой кроватке, которую я сделала.). Р-7. Задание № 2. все ли прилагательные в предложениях сочетаются с определяемыми существительными по смыслу. Произведя необходимую замену слов, посмотрите, стала ли фраза более выразительной. (Больше всего в романе меня привлекает Наташа Ростова, которая отличается особым художественным обаянием.). Задание № 3 Устранив случаи лексической сочетаемости прилагательных с существительными, к которым они относятся, отредактируйте предложения и покажите преимущество полученного варианта. (С одной стороны, перед нами встают Сокол и Буревестник, которые стремятся в небеса, туда, где они могли бы проявить весь свой необъятный характер.). Г-2. Употребление форм имен прилагательных. Задание № 1. Исправьте недочеты и ошибки в употреблении форм прилагательных. (Кабаниха отличается от Дикого тем, что она более культурнее Дикого, но в ее речи иногда проскальзывают более культурные выражения). Задание № 2. Правильно ли употреблены формы имен прилагательных? Произведите необходимую правку. (Взгляды отца и сына разны, как небо и земля.). | Написание школьной заметки об успеваемости, с предварительным интервьюированием на основе заимствованных слов типа «Какие оценки доминируют в классном журнале». |
24 | «Царственные слова…» | 1 ч. | Иметь представление о лексических богатствах русского языка; о средствах достижения образности речи и сфере их употребления Уметь использовать тропы в разных видах творческих работ и видеть речевые штампы. | Речевая деятельность. Во время объяснения материала – на основе наблюдений над языком художественных текстов: 1) употребление слов в переносном значении (К.Г. Паустовский). 2) использование тропов при реалистических описаниях без романтического ореола (А.С. Пушкин) 3) живописание неэстетических явлений (Н.В. Гоголь) 4) самобытные образы (С.А. Есенин) Речевые штампы в ученических сочинениях (по подборке материалов учителя). | Создание сочинения-миниатюры на тему «Под большим шатром голубых небес…» (2 варианта с использованием тропов и без них). |
25, 26 | «Синий туман, снеговое раздолье…» | 2 ч. | Обобщить и углубить сведения об эпитетах. Иметь представление о классификации эпитетов (постоянные, изобразительные, эмоциональные, метафорические) и их особенностях, о значении и назначении в речи. | Выявление взаимосвязи, сопоставление, обогащение речи учащихся. Различение эпитетов и выявление их роли в поэтической речи М.Ю. Лермонтова «Ночевала тучка золотая», С.А. Есенина «Вечером синим, вечером лунным», А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», А.Т. Твардовского «Береза». Типовые задания. Местоимение. Числительные. Р-2. Задание № 1. Укажите ошибочно употребленные числительные. (Маяковский является автором одних из бессмертных произведений.). Задание № 2. В предложениях есть лишние слова – местоимения. Докажите, что от их устранения предложение выигрывает в точности и ясности. Исправьте и другие недочеты. (Лишь при одном имени Пушкина появляется такое чувство чего-то близкого, родного.). Задание № 2 Какими частями речи в данных предложениях являются лишние слова. Как исправить эти ошибки? (Вообще, все творчество Некрасова пронизано любовью в своей родине.). Задание № 4. Найдите речевые ошибки, определите их вид. Отредактируйте предложения. (Сам Сатин когда-то стал жертвой этой лжи, но сам он не любил вспоминать о прошлом.). | Сочинение – миниатюра на тему: «О море, море, преданным скалам, ты ненадолго подаришь прибой…» (с использованием эпитетов). |
27, 28 | «Был он рыжий, как у рыжиков рагу…» Р. Рождественский. | 2ч. | Сформировать понятие об образных сравнениях, их структуре, сферу употребления (в разных стилях речи). Знать функции сравнений в нашей речи (разъяснительная, описательная, изобразительная). Понимать художественную силу сравнений как выразительного средства речи. Уметь умело использовать сравнения в речи и творческих работах. | Поиск средств выразительности. Выделение предмета сравнения или уточнения, образа сравнения и признака сходства. Определите структуры сравнений на материале произведений К.Г. Паустовского, В.В. Маяковского, Н.А. Некрасова, Н. Рубцова. Р-6. Типовые задания. Отредактируйте предложения, обоснуйте необходимость внесенных изменений. (А привлек меня к этому занятию мой друг. Заниматься он этим делом начал очень давно.). Задание № 2. Устраняя ошибки в использовании местоимений, отредактируйте предложения. (Я считаю Катерину сильной натурой, которая не сможет долго терпеть атмосферу, в которую она попала.). Г-1. Употребление в речи местоимений, глаголов. Задание № 3. Укажите случаи неправильного употребления местоимений и докажите целесообразность предлагаемых вам изменений. (В драме «Гамлет» Шекспир рассказывает о том, как Клавдий убивает своего брата Датского Короля, чтобы занять его место на троне. Жена также изменяет ему и выходит замуж через короткое время.). Р-1. Задание № 4. Найдите ошибки в употреблении глаголов и предложите свой вариант их устранения. (Фамусов делает все, чтобы не работать.). Редактирование. Задание № 5. Отредактируйте предложения из школьных сочинений. (В селении Пушкинские горы возле стен Святогорского монастыря хранится могила Пушкина.). Задание № 6. Отредактируйте предложения, обращая внимание на неправильность использования глаголов. (У Печорина острый ум, который способствует его верно судить о людях.). | Написание сочинений на тему «Кристалл» (показать использование сравнений в художественном и научном стиле). Озаглавить сочинения. |
29, 30 | «Осень рыжая кобыла чешет гриву…» С.Есенин | 2 ч. | Иметь представление о метафоре, ее структурных особенностях, роль среди тропов, о видах метафоры в речи. Иметь представление о метонимии и синекдохе как разновидностях метафоры. Владеть навыками точного использования данных выразительных средств. | Поиск средств выразительности. Использование метафор в произведениях А.С. Пушкина «Евгений Онегин», и др.; Н.В Гоголя «Мертвые души»; М.Ю. Лермонтова «Чаша жизни» др.; И.А. Крылова «Демьянова уха». Групповая работа – И. Бунин «Митина любовь», А.Н. Толстой «Приключения Растегина». Редактирование. Р-1. Задание № 1. Какие глаголы по вашему употреблены не точно в предложениях сочинений по «Мертвым душам» Н.В. Гоголя. Внесите необходимые изменения. (Вольный в выражениях с Коробочкой, он (Чичиков) Подлизывается к Манилову). Задание № 2. Отредактируйте предложения, анализируя употребление глаголов. (Забота о защите государства не бросает его.). Задание № 3. В связи с изучением драмы А.Н.Островского «Гроза» потренируйтесь в устранении ошибок, связанных с неправильным употреблением глаголов. (Бывают у Катерины и религиозные предрассудки.). Задание № 4. Какие глаголы в предложениях из сочинений употреблены в несвойственном им значении, как их лучше заменить? (То, что Яким Нагой заступается за русских крестьян, конечно, выделяется сильной стороной его характера). Задание № 5. В чем состоят ошибки в предложениях. Как их лучше устранить? (И мнение Маяковского сходится с мыслями этих людей.). | Создание метафоричного стихотворения по образцу есенинского «Осень» (или образцов по выбору учащихся). |
31 .32 | «… на всем улыбка, жизнь во всем!». Ф. Тютчев. | 2 ч. | На обобщающей основе закрепить понятия об олицетворении. Знать принцип построение олицетворения. Уметь видеть широкое употребление олицетворений в художественной речи. Владеть навыками нахождения в текстах олицетворений и употребления их в своей письменной и устной речи. | Поисковая деятельность. - Нахождение олицетворений в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, Б. Пастернака, В.В. Маяковского. - Использование олицетворений в публицистике (газеты, статьи) – по выбору учащихся. Речевая деятельность. Редактирование. Р-3. Задание № 1. Устраните тавтологию. Отредактируйте предложения. (Постепенно в поэзии Лермонтова стала определяться одна определенная линия, которой Лермонтов придерживался всю свою короткую, но яркую жизнь.). Задание № 2. Какие вы предлагаете варианты устранения тавтологии? (Купец Лопахин купил имение, прекрасней которого нет на свете.). Задание № 3. Найдите и устраните ошибки, докажите преимущество своего варианта. (Маяковский не мог вытерпеть, что остались еще буржуйские замашки.). Р-5. Задание № 4. Какие слова не являются литературными. Чем предлагаете их заменить. (На проспекте самоубийствует Свидригайлов.). | Создание рубрики «Посмеемся?!» из рисунков, в основе которых лежат олицетворения. |
Примечание.
Р-1 Употребление слов в несвойственном им значении. Р-2 Лишние слова. Р-3 Тавтология. Р-4 Школьные неологизмы. Р-5 Неоправданное повторение одних и тех же слова. Г-1 Употребление местоимений в речи. Г-2 Употребление форм имен прилагательных в речи. Г- 3 Употребление причастий. Г-4 Употребление деепричастий. Г-5 Употребление союзов речи. Г-6 Согласование подлежащего в речи. Г-7 Согласование определения с определяемым словом. Г-8 Ошибки в управлении. Г-9 Выражаемая мысль требует другого порядка слов. Г-10 Пропуск важного по смыслу слова.
Аннотация
Программа элективного курса
«Слово-это тоже дело… (начальный этап) для учащихся 10 класса.
Автор: Лебедкова Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 23» п. Айхал Мирнинского района Республики Саха (Якутия), 2013 год, 14 с.
Данная программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с учащимися 10 класса и составлена согласно требованиям основного общего образования и программы по русскому языку для оснований школы. Данный курс предусматривает обучение учащихся правильному использованию лексических богатств русского языка и стилистических особенностей синтаксиса; умению при помощи русского языка выражать тончайшие мысли, раскрывать глубокие чувства; снизить вероятность речевых и грамматических ошибок через знания «секретов» стилистики, стилистических упражнений и творческих работ, различные виды речевой деятельности, редактирование.
По итогам занятий учащиеся должны: - осознать богатство и величие русского языка; - быть требовательным к своей речи; - ощутить необходимость совершенствования своей речи; - бороться за чистоту языка, противостоять его порче; - учиться хорошему слогу у мастеров слова; - создавать творческие работы с учетом полученных знаний.
Данный курс поможет им в выработке позитивных личностных качеств: уверенности в себе, противостояния трудностям, познания чувства прекрасного, успешности в подготовке к ЕГЭ и преодоления лишних стрессов.
Данная программа построена по следующему принципу:
1-я часть – теоретическая. Пояснительная записка с указанием:
- Принципов, на которых основывается программа элективного курса;
- Целей и задач;
- Особенностей содержания элективного курса;
- Важнейших компетенций, которыми должны владеть учащиеся
2-я часть – практическая (предложено планирование работы с учащимися на начальном этапе (10 класс), рассчитанное на 32 часа, с указанием результативности обучения, аналитической деятельности и развития речи учащихся, творческой заданий). Упражнения, включенные в программу, направлены на углубление знаний по предмету, видение стилистических возможностей русского языка, предупреждение речевых и грамматических ошибок. Предложенные задания в разделе «Творческая мастерская» позволят научиться писать сочинения и будить творческое воображение. Программа элективного курса «Метко сказанное слово…» открывает перед детьми широкие возможности стилистики в овладении русским языком, стимулирует их к открытому и активному высказыванию своих мыслей по предлагаемым темам. Все виды упражнений апробированы автором и успешно применяются с учащимися 5-11 классов.
Источники информации:
- А.А. Брагона «Неологизмы в русском языке», - М., 1973г.
- А.Б. Буяновер «Упражнения по предупреждению речевых и грамматических ошибок», Киев, 1990г.
- В.В. Одинцов «Лингвистические парадоксы», М., 1971г.
- Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб «Секреты стилистики», «Айрис пресс», М., 1998г.
- Л.В. Успенский «Слово о словах», М., 1971г.
- Н.М. Шанский «Художественный текст под лингвистическим микроскопом», - М., 1986г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по биологии "Лечебное дело"
Цель: создание ориентационной и мотивационной основыдля осознанного выбора медицинского профиля обучения Для ее достижения предполагается ознакомить девятиклассников со спецификой видов дея...
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"
Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...
Программа элективного курса "Компьютер в издательском деле"
Курс «Компьютер в издательском деле» позволит учащимся почувствовать себя представителями различных профессий журналистики. Освоив материал курса, учащиеся самостоятельно смогут подготовить к изданию ...
Элективный курс «…СЛОВО - ЭТО ТОЖЕ ДЕЛО» (А.Т.Твардовский). (Жанры устной монологической речи).
Элективный курс «… слово – это тоже дело» (Жанры устной монологической речи) предполагает речевую подготовку девятиклассников при помощи важнейших средств коммуникации - слова....
Рабочая программа элективного курса Слово о переводе для учащихся 9-х классов всех типов школ.
Задача данного курса - осветить гораздо более широкий круг вопросов общей теории и практики перевода, то есть перевода вообще, а не только в каком-нибудь одном его жанр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языку Ступень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 Уровень базовый
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языкуСтупень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 ...