Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать антонимы с разными оттенками значений;
- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе, проведённого 13.03.2019 в МКОУ «Быковская ООШ»
Тема: Антонимы.
Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.
Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать антонимы с разными оттенками значений;
- развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку;
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов с различными оттенками значения.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, коллективная
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Ход урока.
Ӏ. Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте! Садитесь!
Заливается звонок.
Он зовёт нас на урок.
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны.
Сегодня нас на уроке будет радовать доброе лучистое солнышко.
( УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.)
ӀӀ. Актуализация знаний. Введение в тему.
Учитель.
Добро и зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор,
Кто наяву, а кто во сне
Сильней и крепче на земле.
- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении?
(Ответы учащихся: о добре и зле)
- С чем ассоциируются у вас эти понятия?
(Ответы учащихся : добро –всё положительное, хорошее, полезное; зло – вредное, неприятное, плохое).
- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?
(Ответы учащихся: противоположны по смыслу).
- А эти слова относятся к одной части речи или к разным?
(Ответы учащихся: к одной части речи – имя существительное).
- О каких же словах пойдёт речь сегодня на уроке?
(Ответы учащихся : о словах одной и той же части речи, противоположных по лексическому значению).
Это антонимы. Тема нашего урока. Учащиеся в тетрадях записывают: число, классная работа, тема урока – антонимы.
Давайте попробуем поставить цели нашего урока. Продолжите предложения.
Сегодня на уроке
Я узнаю…
Я научусь…
(Ответы учащихся: узнаю, что такое антонимы, в чём их особенность, для чего они нужны, можно ли без них обойтись, где они встречаются, чем особенны и интересны).
(Ответы учащихся : научусь подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте, употреблять в речи).
Сегодня вы сами сможете оценивать свои знания, перед вами оценочные листы.
(УУД:
Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).
Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).
Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).
ӀӀӀ. Открытие нового знания.
Прочитаем теоретические сведения в учебнике параграф 61-й, на странице 82-й. Подготовимся к ответу на вопрос:
- Что нового вы узнали об антонимах?
(Ответы учащихся: делают нашу речь богаче, выразительнее, помогают использовать приём антитезы; могут быть с одним корнем и с разными корнями; при выборе антонимов надо учитывать многозначность слов).
А само слово «антонимы» - от греческих слов анти-против и анима – имя. Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположное лексическое значение.
Ученик:
Минус-плюс, огонь-вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.
Учитель: А знаете ли вы слова с греческой приставкой анти?
(антидот, антигриппин, антибиотик, антитела, антинародный, антитеза, антивирус и др.)
А знакома ли вам часть слова: ним?
(в слове синоним есть, словах, одинаковых или близких по смыслу, и др.).
Знакомство со «Школьным словарём антонимов русского языка»
М.Р. Львова и другими словарями антонимов.
(УУД:
Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки антонимов).
Познавательные (наблюдение, поиск информации).
ӀѴ. Закрепление знаний.
1.Учитель.
А сейчас я вас приглашаю в кафе «Антонимы».
Выполнив различные задания, вы сможете заказать себе разные блюда.
Салат «Угадай-ка»
Отгадай загадки:
- Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня (прохлада)
2.Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь (тишина).
3.Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех
Я бываю поневоле,
От несчастья и от боли.
От обиды, неудач.
Догадались, это (плач).
4.Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я (зима).
5. Не бываю без начала,
Близкий родственник причала.
Делу всякому венец,
Называюсь я (конец).
Молодцы! Правильно отгадали все загадки. Заказали себе салат.
Борщ «Найди-ка»
Надо найти словам из 1 столбика пару – антоним из 2 столбика:
Ложь, тихо, вертикальный, ночь, активный (громко, день, пассивный, горизонтальный, правда)
Письменно.
Проверим себя (самопроверка). Заказали борщ.
Закуска «Подбирай-ка»
Давайте подберём антонимы к именам прилагательным:
Широкий (узкий)
Твёрдый (мягкий)
Старый (новый)
Скучный (интересный)
Бесполезный (ценный)
Неряшливый (аккуратный)
Письменно.
Если вы подберёте слова правильно, то по первым буквам можно прочитать слово: умница.
Самопроверка. Заказали себе закуску.
Физкульминутка (с использованием антонимов, называем их).
Рагу «Добавляй-ка»
Добавь слово-антоним во фразеологический оборот:
И стар и … млад
Вопрос жизни и …смерти
Чёрным по …белому
Ни много ни …мало
Ни больше ни …меньше
Молодцы! Заказали рагу.
Поджарка «Составляй-ка»
Составь пары антонимов из фразеологических оборотов (письменно):
галопом по европам вдоль и поперёк
капля в море хоть отбавляй
сердце радуется душа болит
лететь как стрела черепашьим шагом
слово в слово вилами на воде писано
как рыба как в воде душа болит
Взаимопроверка и оценка
Напиток «Заканчивай-ка»
Закончи пословицы:
Кто хочет много знать, тому надо …мало спать.
Старый друг …лучше новых двух.
Труд кормит, а …лень портит.
Родная сторона – мать, …чужая – мачеха.
Ученье – свет, а …неученье – тьма.
Делаем вывод. Использование пословиц, фразеологических оборотов обогащает нашу речь, делает её выразительной, красивой; помогает использовать приём антитезы.
Запишем в тетрадях пословицу, которая понравилась.( Один ученик – на доске). Почему? (объяснение)
Сегодня мы смогли в заказать себе вкусный обед в кафе «антонимы». Приятного аппетита!
- Работа с учебником.
Упр.748, с.214 (по заданию). Прочитать текст, определить тип речи, тему и основную мысль, назвать и выписать антонимы и определить их роль в тексте (связывают предложения в тексте, помогают более ярко выразить мысли). Выполнить синтаксический разбор простого предложения.
Упр. 749. Выписать антонимы.
УУД:
Коммуникативные (постановка вопроса)
Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)
Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)
Ѵ. Д/з: по выбору упр.750 или 751, п.61.
ѴӀ.Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель:
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово далеко,
Ты возразишь мне: … (близко).
Скажу я слово : потерял,
А ты кричи скорей:… (нашел).
Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: я - … (храбрец).
Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет, … (конец).
Вот и подошёл к концу наш урок.
Подведение итогов.
Выставление отметок.
Учащиеся рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока:
Сегодня на уроке
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Могу похвалить себя за то, что…
Могу похвалить своих одноклассников за то, что…
Больше всего мне понравилось…
Мне показалось важным…
Для меня было открытием…
УУД:
Познавательные (рефлексия деятельности)
Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
Коммуникативные
(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)
Личностные (самоопределение, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности)
Исполнение песни про антонимы.
Урок окончен. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...
- Мне нравится (3)