Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Перцева Наталья Алексеевна

Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.

Задачи:

обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать антонимы с разными оттенками значений;

развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;

воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в  5 классе, проведённого 13.03.2019 в МКОУ «Быковская ООШ»

Тема: Антонимы.

Цель урока: дать понятие антонимов и их роли в речи.

Задачи:

обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать антонимы с разными оттенками значений;

развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; провести работу по подбору синонимов и антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов;

воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока.

Ӏ. Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте! Садитесь!

Заливается звонок.

Он зовёт нас на урок.

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны.

Сегодня нас на уроке будет радовать доброе лучистое солнышко.

( УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.)

ӀӀ. Актуализация знаний. Введение в тему.

Учитель.

Добро и зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор,

Кто  наяву, а кто во сне

Сильней и крепче на земле.

- О каких двух понятиях идёт речь в этом стихотворении?

(Ответы учащихся: о добре и зле)

- С чем ассоциируются у вас эти понятия?

(Ответы учащихся : добро –всё положительное, хорошее, полезное; зло – вредное, неприятное, плохое).

- Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов?

(Ответы учащихся: противоположны по смыслу).

- А эти слова относятся к одной части речи или к разным?

 (Ответы учащихся: к одной части речи – имя существительное).

- О каких же словах пойдёт речь сегодня на уроке?

(Ответы учащихся : о словах одной и той же части речи, противоположных по лексическому значению).

Это антонимы. Тема нашего урока. Учащиеся в тетрадях записывают: число, классная работа, тема урока – антонимы.

Давайте попробуем поставить цели нашего урока. Продолжите предложения.

Сегодня на уроке

Я узнаю…

Я научусь…

(Ответы учащихся: узнаю, что такое антонимы,  в чём их особенность, для чего они нужны, можно ли без них обойтись, где они встречаются, чем особенны и интересны).

(Ответы учащихся : научусь подбирать антонимы к словам, находить антонимы в тексте, употреблять в речи).

Сегодня вы сами сможете оценивать свои знания, перед вами оценочные листы.

(УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).

ӀӀӀ. Открытие нового знания.

Прочитаем теоретические сведения в учебнике параграф 61-й, на странице 82-й. Подготовимся к ответу на вопрос:

- Что  нового вы узнали об антонимах?

(Ответы учащихся: делают нашу речь богаче, выразительнее, помогают использовать приём антитезы; могут быть с одним корнем и с разными корнями; при выборе антонимов надо учитывать многозначность слов).

А само слово «антонимы» - от греческих слов анти-против и анима – имя. Слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположное лексическое значение.

Ученик:

Минус-плюс, огонь-вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны.

Учитель: А знаете ли вы слова с греческой приставкой анти?

(антидот, антигриппин, антибиотик, антитела, антинародный, антитеза, антивирус и др.)

А  знакома ли вам часть слова: ним?

(в слове синоним есть, словах, одинаковых или близких по смыслу, и др.).

Знакомство со «Школьным словарём антонимов русского языка»

М.Р. Львова и другими словарями антонимов.

(УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки антонимов).

Познавательные (наблюдение, поиск информации).

ӀѴ. Закрепление знаний.

1.Учитель.

А сейчас я вас приглашаю в кафе «Антонимы».

Выполнив различные задания, вы сможете заказать себе разные блюда.

Салат «Угадай-ка»

Отгадай загадки:

  1. Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня (прохлада)

2.Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь (тишина).

3.Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех

Я бываю поневоле,

От несчастья и от боли.

От обиды, неудач.

Догадались, это (плач).

4.Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я (зима).

5. Не бываю без начала,

Близкий родственник причала.

Делу всякому венец,

Называюсь я (конец).

Молодцы! Правильно отгадали все загадки. Заказали себе салат.

Борщ «Найди-ка»

Надо найти словам из 1 столбика пару – антоним из 2 столбика:

Ложь, тихо, вертикальный, ночь, активный (громко, день, пассивный, горизонтальный, правда)

Письменно.

Проверим себя (самопроверка). Заказали борщ.

Закуска «Подбирай-ка»

Давайте подберём антонимы к именам прилагательным:

Широкий (узкий)

Твёрдый (мягкий)

Старый (новый)

Скучный (интересный)

Бесполезный (ценный)

Неряшливый (аккуратный)

Письменно.

Если вы подберёте слова правильно, то по первым буквам можно прочитать слово: умница.

Самопроверка. Заказали себе закуску.

Физкульминутка (с использованием антонимов, называем их).

Рагу «Добавляй-ка»

Добавь слово-антоним во фразеологический оборот:

И стар и … млад

Вопрос жизни и …смерти

Чёрным по …белому

Ни много ни …мало

Ни больше ни …меньше

Молодцы! Заказали рагу.

Поджарка «Составляй-ка»

Составь пары антонимов из фразеологических оборотов (письменно):

галопом по европам      вдоль и поперёк

капля в море                   хоть отбавляй

сердце радуется            душа болит

лететь как стрела          черепашьим шагом

слово в слово                 вилами на воде писано

как рыба  как в воде      душа болит

Взаимопроверка и оценка

Напиток «Заканчивай-ка»

Закончи пословицы:

Кто хочет много знать, тому надо …мало спать.

Старый друг …лучше новых двух.

Труд кормит, а …лень портит.

Родная сторона – мать, …чужая – мачеха.

Ученье – свет, а …неученье – тьма.

Делаем вывод. Использование пословиц, фразеологических оборотов обогащает нашу речь, делает её выразительной, красивой; помогает использовать приём антитезы.

Запишем в тетрадях пословицу, которая понравилась.( Один ученик – на доске). Почему? (объяснение)

Сегодня мы смогли в заказать себе вкусный обед в кафе «антонимы». Приятного аппетита!

  1. Работа с учебником.

Упр.748, с.214 (по заданию). Прочитать текст, определить тип речи, тему и основную мысль, назвать и выписать антонимы и определить их роль в тексте (связывают предложения в тексте, помогают более ярко выразить мысли). Выполнить синтаксический разбор простого предложения.

Упр. 749. Выписать антонимы.

УУД:

Коммуникативные (постановка вопроса)

Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова)

Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы)

Ѵ. Д/з: по выбору упр.750 или 751, п.61.

ѴӀ.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

Скажу я слово высоко
А ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово 
далеко
Ты возразишь мне: … (близко).
Скажу я слово : 
потерял
А ты кричи скорей:… (нашел).
Скажу тебе с укором: 
трус
Ты гордо скажешь: я - … (храбрец).
Теперь 
начало я скажу, 
А ты ответишь: нет, … (конец).

Вот и подошёл к концу наш урок.

Подведение итогов.

Выставление отметок.

Учащиеся рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока:

Сегодня на уроке

Я научился…

Было интересно…

Было трудно…

Могу похвалить себя за то, что…

Могу похвалить своих одноклассников за то, что…

Больше всего мне понравилось…

Мне показалось важным…

Для меня было открытием…

УУД:

Познавательные (рефлексия деятельности)

Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные

(выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Личностные (самоопределение, самооценка, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности)

Исполнение песни про антонимы.

Урок окончен. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...