"Домострой". Изучение на уроках словесности
статья по русскому языку (6, 7, 8 класс)
В данной статье проведен анализ исторического памятника писменности "Домострой". Текст рассмотрен с точки зрения метапредметных связей истории и уроков словесности, рассказывается, чем может быть интересен "Домострой" на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Домострой по праву считается одним из наиболее интересных литературных памятников русского средневековья. Произведение это заслуживает внимания на уроках уже только потому, что поднимает темы, несколько необычные для книжной культуры Древней Руси. «Домострой» является не только сочинением нравоучительного и семейно-бытового типа, но и своеобразным кодексом социально-экономических норм гражданской жизни русского общества.
Этот текст может быть интересен на уроках русского языка, ведь в нем смешались воедино книжный и разговорный стили. В этом памятнике письменности взаимопроникают друг в друга разные жанры: «поучения от отца к сыну», сжатые по форме «слова святых отцов», городские рассказы простонародного типа, характерные для среды больших городов. И этот своеобразный симбиоз раскрывает нам причину образования некоторых современных синонимичных форм. Мы можем визуально наблюдать на примере текста «Домостроя» некоторые пути возникновения синонимов и образования их в различных жанрах.
Многочисленные примеры из «Домостроя» показывают, что лексические варианты (синонимы) приходят из различных текстов, и в зависимости от функции в каждом данном контексте ведущим оказывается соответствующий образ: время — пора, племя — сродник, брашно — ества — снедь — ядь — пища и т.п. Одновременно с тем грамматические (и словообразовательные) варианты приходят из различных жанров. Анализ синонимических рядов с точки зрения семантики, стилистической окраски, структуры корня и употребления в речи помог составить представление о языковом колорите носителей языка 16 века.
- Лиходеи – злодеи
Лиходей - м. разг.-сниж. Злой человек; злодей [ словарь Ефремовой Т.Ф.] Тем, кто старше тебя, честь воздавай и кланяйся, средних почитай как братьев, немощных и скорбных любовно утешь, а младших как чад возлюби - ни одному созданию божью не будь лиходеем. [«Домострой», С.20]
Злодей - Человек, к-рый совершает злодеяния или способен наних, преступник. [словарь Ожегова С. И]. это слово общеславянское, сращение зло и дей "делающий" < dějъ, суф. производного (суф. -j-) от той же основы, что и делать. [http://slovari.yandex.ru/этимология]
Также и князьям покоряйтесь, воздавая им должную почесть, ибо посланы Богом карать злодеев и награждать добродетельных. [«Домострой», С.20]
Эти синонимы стилистические, разнокорневые, языковые.
Анализ языковых единиц на конкретных примерах может показать школьникам, насколько энергично развивается язык, следуя потребностям времени, не теряя, а обогащая при этом свой состав.
Список использованной литературы
1. Бердяев Н.А.. Статьи. - Библиотека Интернет
2. Диброва Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. – М.,2002.-С. 544.
3. Дмитриев Л. А., Лихачев Д. С., Лурье Я. С. и др. История русской литературы X - XVII вв.: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». Под ред. Д. С. Лихачева. М.: Просвещение, 1979.
4. Домострой. Ярославль, 1991. – С.143
5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка (толково-словообразовательный). – Библиотека Интернет
6. Колесов В.В. Домострой без домостроевщины //Домострой. М., 1990.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка - Библиотека интернет
8. Орлов А.А. «Домострой»: Исследование. - М.: Изд-во МГУ, 1917, ч.1.
9. Соколова М.А. Очерки по языку деловых памятников XVI века. JL, 1957.
10. msk-slovar16-17v.narod.ru/kolesov_domostroj_jazyk_i_tekst
12. http://slovari.yandex.ru/этимология
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах
В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...
Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"
Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классе Пособие для учителя
Изучение художественных средств языка на занятиях элективного курса «Уроки словесности» в 9 классеПособие для учителя Предлагаемое пособие – попытка оказать конкретную помощь учителю ...
Изучение средств художественной изобразительности как средство формирования мотивации учебно- познавательной деятельности на уроках словесности
Данный материал содержит особенности работы с языковыми средствами...
Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"
Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....
Статья. Уроки словесности - уроки культуры и нравственности.
Статья посвящена роли учителя-словесника в формировании и воспитании молодого поколения на уроках русского языка и литературы....
Уроки словесности как средство осуществления функционального подхода к изучению русского языка в 5 – 7 классах
В работе показаны преимущества функционального подхода к изучению русского языка по сравнению с традиционной системой образования....