Система использования стихотворных строк в процессе изучения синтаксиса
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Боброва Елена Владимировна

Данный материал можно использовать на уроках изучения синтаксиса с целью развития эстетического развития личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система использования стихотворных строк в процессе изучения синтаксиса на уроках русского языка

И.И. Срезневский писал: «Надо приучить детей всматриваться и вдумываться в средства, представленные языком для выражения мысли».

Поэтому, по-моему, главное на уроке – это постижение красоты языка, удивление перед его возможностями. Через постижение красоты языка, его богатства необходимо идти к формированию навыка грамотной устной и письменной речи. В этом, несомненно, нашим ученикам и помогут поэтические строки.

К этой теме обратилась 3 года назад. Уже сейчас прослеживается определённый положительный результат: дети стремятся выразительно читать, свободно определяют тему, учатся находить художественные средства, разбираются в синтаксических конструкциях стиха.

Где уместно использование этого богатейшего материала?

Это возможно сделать на разных этапах и видах уроков. Приведу лишь один пример. При изучении темы «Назывные предложения» использовала строки из стихотворения К. Бальмонта. Эта тема не вызывает никаких сложностей, но использование строк Бальмонта дает возможность расширить представление учащегося о характере назывных предложений, подчеркнуть художественное своеобразие отрывка, проследить, какие художественные средства использует автор для раскрытия темы.

Вот эти строки:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам чёрный челн.

Попутно повторяем, что такое аллитерация. Для чего и с какой целью используется автором.

Таким образом, синтаксическая конструкция назывных предложений предстает перед учащимися в более глубоком понимании.

Тире между подлежащим и сказуемым

  1. Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны  мерзлые осин.

У меня отец – крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын.

(С. Есенин)

  1. Быстрое время – мой конь неизменный,

Шлема забрало – решётка бойницы,

Каменный панцирь – высокие стены,

Щит мой – чугунные двери темницы.

( М.Ю. Лермонтов)

  1. Дар поэта – ласкать и карябать,

Роковая на нём печать.

Розу белую с чёрную жабой

Я хотел на земле повенчать.

(С. Есенин)

  1. Богу лишнего не надобно,

Конь мой – мощь моя и крепь.

Слышу я, как ржет он жалобно,

Закусив златую цепь.

(С. Есенин)

  1. Я – внезапный излом,

Я – играющий гром,

Я – прозаичный ручей,

Я – для всех ничей.

(К. Бальмонт)

  1. Быть может, вся природа – мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа – лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?

(К. Бальмонт)

  1. Тучи – гнилая солома.

Дали – худые плетни.

Крышей любимого дома

Машут осенние дни.

(В. Наседкин)

                             Обособленные определения

  1. Багряная листва,

          Покрытая морозную росою,

          Шуршит в аллее под моей ногою.

(И.А. Бунин)

  1. Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах

(А.С. Пушкин)

  1. Небесный свод, горящий славой звёздной,

Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

(Ф.И. Тютчев)

  1. Странник, стоящий на холме,

Взором унылым

Смотрит на бледную осень,

Томно вздыхая.

(Н.М. Карамзин)

  1. Любовь мы завещали женам,
    Воспоминанья сыновьям,

Но по земле, войной сожженной,

Идти завещано друзьям.

(К. Симонов)

  1. Дороги пали. Сходит снег с полей.

И с каждым днём в природе больше синего…

О, как я понимаю журавлей,

Летящих в это время над Россией.

(С. Викулов)

  1. Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог.

(Н. Рубцов)

  1. Не так ли я, сосуд скудельный,

Дерзаю на запретный путь,
Стихии чуждой, запредельной,

Стремясь хоть каплю зачерпнуть.

(А. Фет)

                       Приложение

  1. Слон - живописец написал пейзаж,
    Но раньше, чем послать его на вернисаж,
    Он  пригласил друзей взглянуть на полотно:

Что если вдруг не удалось оно.

(С. Михалков)

  1. Знаю, мать – земля черница,
    все мы тесная родня.

(С. Есенин)

  1. На рассвете он завтра помчится,

Шапку-месяц пригнув над кустом,

И игриво взмахнёт кобылица

Над равниною красным хвостом.

(С. Есенин)

  1. Хорошо под осеннюю свежесть

Душу-яблоню ветром стряхать

И смотреть, как над речкою режет

Воду синюю солнца соха.

(С. Есенин)

  1. Обычные встречи: обоз без конца,

Толпа богомолок-старушек,

Гремящая почта, фигура купца

На груде перин и подушек

(Н.А. Некрасов)

  1. Но уже идут ребята,

На войне живут бойцы,

Как когда-нибудь в двадцатом

Их товарищи отцы.

(А. Твардовский)

  1. Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои

(Н.А. Некрасов)

  1. Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя,….

(М.Ю. Лермонтов)

  1. Как снежинка белая, в просини я таю

Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

(С. Есенин)

Обособленные обстоятельства

  1. Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливо касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

(Н. Рубцов)

  1. Разорвав тоски оковы,

Цепи пошлые разбив,

Набегает жизни новой

Торжествующий прилив.

(А. Толстой)

  1. Сидел я, печальный, у края,

И, голову вбок наклоня,

Подолом глаза утирая,

Жалели старухи меня.

(Е. Винокуров)

  1. Собрались прихожане у чащи,
    лихоманную грусть затая.

Загузынил дьячишко ледащий:

«спаси, Господи, люди твоя».

(С. Есенин)

  1. Скинув шапки, молясь и вздыхая,

Говорили промеж мужики:

«Колосилась-то ярь неплохая,

Да сгубили сухие деньки».

(С. Есенин)

  1. Пусть цветут на улицах твоих

На меня похожие цветки,

Может быть, везде встречая их,

Обо мне задумаешься ты.

(Н. Рубцов)

  1. Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

(К. Симонов)

  1. Нас пули с тобою пока еще минуют,

Но трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд за самую милую,

За горькую землю, где я родился.

(К. Симонов)

  1. Хлопья белые летят,

Запорошив крыши хат.

По дорожкам по проселочным

Бубенчики звенят.

(М. Артамонов)

                       Сравнительный оборот

  1. Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежы лежат, как ковер.

(Н.А. Некрасов)

  1. Жить бесполезно – лучше уж не жить,

На ровном месте кочкою служить,

Свети потомкам нашим, как маяк,

Свети, как человек, а не светляк.

(М. Джамиль)

  1. За перепаханною нивой

Малиновая лебеда.

На ветке облака, как слива,

Златится спелая звезда.

(С. Есенин)

  1. Осенним холодом расцвечены надежды,

Бредет мой конь, как тихая судьба,

И ловит край махающей одежды

Его чуть мокрая буланая губа.

(С. Есенин)

  1. Ворона жадная, раскрывши клюв, глядела,

Как пес Пушок со смаком кость глодал.

Той костью овладать Ворона захотела

И сверху вниз, как ястреб, налетела.

(С. Михалков)

  1. А сама-то величаво,

Выплывает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

(А.С. Пушкин)

  1. Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, «завила».

(С. Есенин)

  1. Хорошо и тепло

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

(С. Есенин)

  1. Голубиный дух от бога,

Словно огненный язык,

Завладел моей дорогой,

Заглушил мой слабый крик.

(С. Есенин)

  1. В окна бьют без промаха

Вороны крылом,

Как метель, черемуха

Машет рукавом.

(С. Есенин)

   

           

         Назывные предложения

  1. Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам чёрный челн.

(А. Бальмонт)

  1. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
    листья пожелтелые по ветру летят…

(А. Толстой)

  1. Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке.

(С. Есенин)

  1. Вечер. Шаги темноты.

Воздух прохладен и мглист,

Тихо глядит с высот

Желтый березовый лист.

(В. Наседкин)

  1. Ветер. Кругом все гудит и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там  вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

(А. Фет)

            Односоставные предложения.

             1.Определённо – личные

  1. Люблю тебя, буланый мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

(М.Ю. Лермонтов)

  1. Люблю дымок спаленной жнивы

В сепии кочующий обоз.

И на холме среди равнины

Чету белеющих берез.

(М.Ю. Лермонтов)

  1. Хочу концы земли измерить,

Доверяясь призрачной звезде,

И в счастье ближнего поверить

В звенящей рожью борозде.

(С. Есенин)

  1. Люблю те шорохи и звоны

Колосьев, зреющих во сне,

Душистый ржи полупоклоны

Моей родимой стороне.

(С. Есенин)

  1. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев)

  1. Жить бесполезно – лучше уж не жить,

                На ровном месте кочкою служить,

                Свети потомкам нашим, как маяк,

Свети, как человек, а не светляк

(М. Джамиль)

  1. Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор,

На небе серенькие тучи.

(А.С. Пушкин)

  1. Разбуди меня завтра рано,
    засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

(С. Есенин)

  1. Цените слух, цените зренье.

Любите зелень, синеву –

Все, что дано вам во владенье

Двумя словами: я живу.

(С. Маршак)

  1. Выхожу один я на дорогу

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

Ночь тиха, пустыня внемлет богу.

И звезда  с звездою говорит.

(М.Ю. Лермонтов)

  1. У сгнившей лесной избушки,
    меж белых стволов бродя,

Люблю собирать волнушки

На склоне осеннего дня.

(Н. Рубцов)

                                         

                           Безличные предложения

  1. Хорошо в эту лунную осень

Бродить по траве одному

И сбирать на дороге колосья

В обнищалую душу-суму.

(С. Есенин)

  1. О своем я уже не заплачу,
    Но не видеть бы мне на земле

Золотое кольцо неудачи

На еще безмятежном челе.

(А. Ахматова)

  1. И нет вокруг

Вражды и боли

И нет единого следа.

Исчезли изгороди в поле,

Как будто раз

И навсегда.

(А. Мартюков)

  1. Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

(И. Бунин)

                           

                      Сложносочиненные предложения

  1. Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,

И окровавлены кусты

Неспешно зреющей рябины.

(А. Ахматова)

  1. То сучья золотых стволов,

Как свечи, теплятся пред тайной,

И расцветают звезды слов

На их листве первоначальной.

(С. Есенин)

  1. Кадила темь, и вечер тощий

Свивался в огненной резьбе.

(С. Есенин)

  1. Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

(С. Есенин)

  1. О своем я уже не заплачу,

Но не видеть бы мне на земле

     Золотое кольцо неудачи

     На еще безмятежном челе.

(А. Ахматова)

  1. Еще струится холодок,

Но с парников снята рогожа.

Там есть прудок, такой прудок,

Где тина на парчу похожа.

(А. Ахматова)

  1. Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.                                              (С.Есенин)

  1. Опять раскинулся узорно

Над белым полем багрянец,

И заливается задорно

Нижегородский бубенец.

(С. Есенин)

  1. И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

(И.С. Никитин)

  1. Ближний лес затихает, и в нем

Показались повсюду просветы,

И красив он в уборе своем

Золотистой листвою одетый.

(И. Бунин)

  1. Любовь мы завещали женам,
    Воспоминанья сыновьям,

                Но по земле, войной сожженной,

Идти завещано друзьям.

(К. Симонов)

Сложноподчиненные предложения

  1. Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

(С. Есенин)

  1. Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром.

(Н. Рубцов)

  1. Душа грустит о небесах,

Она нездешних нив жилица.

Люблю, когда на деревах

Огонь зеленый шевелится.

(С. Есенин)

  1. Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытых хлебов не видали.

(С. Есенин)

  1. В том краю, где желтая крапива

И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

Избы деревень.

(С. Есенин)

  1. Ты знаешь край, где все обильем дышит,

Где реки льются чище серебра,

Где ветерок степной ковыль колышет…

(А. Толстой)

  1. Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

(А. Фет)

Бессоюзные предложения

  1. Тихо льется тихий Дон

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит желтый месяц тень.

(А. Ахматова)

  1. Жалобу кому-то

Ветер шлет на что-то

И бушует люто:

Не услышал кто-то.

(С. Есенин)

  1. Поднялася туча черная,

Пронеслась гроза долинами.

Подошла к селу богатому,

Разразилась над овинами.

(И. Родионов)

  1. Ярко светит зорька

В небе голубом;

Тихо всходит солнце

Над большим селом.

(М. Суриков)

 

Обращение

  1. Взоры огненней огня

И усмешка Леля…

Не обманывай меня,

Первое апреля!

(А. Ахматова)

  1. Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня, темно-голубые.

(А. Толстой)

  1. Вы, строки-други, спускайте ладьи,

Трубите дружине  отбою.

(А. Толстой)

  1. Клен ты мой опавший,

Клен заледенелый!

Что стоишь, качаясь,

Под метелью белой?

(С. Есенин)

  1. Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

(А.С. Пушкин)

  1. Ветры, ветры, о снежные ветры,

Заметите мою прошлую жизнь.

Я хочу быть отроком светлым

Иль цветком с луговой межи.

(С. Есенин)

  1. Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной!

(С. Есенин)

  1. Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

           В зеленях твоих стозвонных.

 (С. Есенин)

  1. Прощай, родная пуща,

Прости, златой родник.

Плывут и рвутся тучи

О солнечный сошник.

(С. Есенин)

Диалог

Видят – маленькая точка

Показалась вдалеке:

То ли чурка, то ли бочка

Проплывает по реке?

- Нет, не чурки и не бочка –

Просто  глазу маета.

- не пловец ли одиночка?

- Шутишь, брат. Вода не та!

- Да вода… Помыслить страшно.

Даже рыбам холодна.

- Не из наших ли вчерашних

Поднялся какой со дна?

(А.Т. Твардовский)

          Однородные члены предложения

  1. Хорошо в эту лунную  осень

Бродить по траве одному

И сбирать на дороге колосья.

В обнищалую душу-суму.

(С. Есенин)

  1. Этот дождик с сонмом стрел

В тучах дом мой завертел,

Синий подкосил цветок,

Золотой примял песок.

(С. Есенин)

  1. И холодно так, и чисто,

И светлый канал волнист,

И с дерева с легким свистом

Слетает прохладный лист.

(Н. Рубцов)

                Обобщающие слова

при однородных членах предложения

  1. Пустынные поля, пейзажи деревень,

Синеющих вдали задумчиво-безмолвно,

Прохладный небосклон и этот серый день –

Все для меня какой-то грусти полно.

(И. Бунин)

  1. Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

(А.С. Пушкин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методология использования тестовых заданий в процессе изучения математики

Для проверки знаний , умений и навыков учащихся по предмету....

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»» Химия 8 класс

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»»Проект разработан с учетом паралелльной работы по скайпу с учеником с ОВЗ. Особое внимание ...

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»» Химия 8 класс

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»»Проект разработан с учетом паралелльной работы по скайпу с учеником с ОВЗ. Особое внимание ...

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»» Химия 8 класс

Проект «Использование игровых технологий в процессе изучения темы «Изменения происходящие с веществами»»Проект разработан  с учетом паралелльной работы  по скайпу с учеником  с ОВЗ...

Использование различных проблемных ситуаций при изучении синтаксиса простого предложения в 8 классе

На уроках русского языка  при объяснении нового материала можно создавать такие  ситуации, при которых  ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а ...

Методические преимущества использования музыкального компонента в процессе изучения иностранного языка

                 Одним из продуктивных способов усвоения иностранных языков, по мнению многих методистов является искусство. Различные формы...

Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52").

Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52")....