Статья "Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС"
статья по русскому языку
В статье описаны основные этапы урока, принципы подготовки учителя, требования к современному уроку, технологии обучения и особенности системно-деятельного подхода к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylova_o.i._konferentsiya_shkola.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайлова О.И., учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №135 Выборгского района
Санкт-Петербурга
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
В условиях модернизации образования и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения возникает необходимость по-новому подходить к преподаванию учебных предметов в школе.
Современный ученик отличается от того, который учился в советской школе. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей, они относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, у них слабая мотивация, разные типы мышления. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.
Сегодня к человеку предъявляются серьёзные требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию, сегодня меняют свои приоритеты.
Принципиальным отличием современного подхода к обучению является ориентация стандартов на результаты овладения не только предметными знаниями, но и умениями применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Чтобы идти в ногу со временем и работать в условиях ФГОС, современный учитель должен пересмотреть традиционные подходы к обучению и быть готовым работать по-новому. Это не просто для человека, привыкшего работать в традиционной форме, но это необходимо.
Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Чтобы подготовить урок русского языка с учётом требований ФГОС, необходимо тщательно продумать, подобрать и использовать в обучении приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
- Подготовка к уроку: учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения; учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы.
- Основные этапы урока: самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока).
- Главная цель учителя на уроке: организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д.
- Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей): проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
- Форма урока: преимущественно групповая и/или индивидуальная.
- Нестандартное ведение уроков: учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся.
- Взаимодействие с родителями обучающихся: информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета.
- Образовательная среда: создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации), зонирование классов, холлов.
- Результаты обучения: не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные; создание портфолио; ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки; учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя; оценка промежуточных результатов обучения.
Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- максимум творчества и сотворчества;
- здоровьесбережение;
- в центре внимания урока — дети;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Моделируя урок русского языка, необходимо придерживаться следующих правил: 1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. 2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). 3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. 4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. 5. Продумать оптимальный темп урока, рассчитывая время на каждый его этап. 6. Продумать форму подведения итогов урока. 7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Основной упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Главная особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования –системно-деятельный подход (тезис о том, что развитие личности обучающегося осуществляется в процессе активной образовательной деятельности путем формирования универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных - как основы образовательного процесса) и предполагает проведение уроков нового типа:
- Урок изучения и первичного закрепления нового материала
- Урок закрепления знаний, умений, навыков
- Урок комплексного применения ЗУН
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Комбинированный урок
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Каждый педагог должен знать современные технологии обучения.
Современные технологии обучения и создание на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса — залог успешного развития ученика.
Конечно же, педагог не может освоить все технологии. Но следует иметь представление хотя бы о некоторых из них. Советуем в первую очередь прочитать материалы по поводу «кейс»-технологии, по методу проектов, по игровым технологиям, проблемному обучению и технологии развития критического мышления.
Для каждого этапа урока необходимо использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Главное, что должен помнить каждый: задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).
3. Статья «Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, перспективы», Сорокун Л. М.
4. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подходы к проектированию урока иностранного языка в контексте требований ФГОС
Как построить систему образования в условиях, когда все так быстро меняется? когда мы не знаем, какие компетенции будут востребованы через 5 лет? Ответ можно найти в новых образовательных стандартах, ...
Проектирование современного урока английского языка в контексте требований ФГОС
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать ...
Ведение современного урока английского языка в контексте требований ФГОС.
Основная педагогическая задача учителя английского языка - организовать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке. Но для этого учитель должен чётко знать: чему учить и как уч...
Современный урок английского языка в контексте требований ФГОС
В данной статье описаны методики, которые сделают урок английского языка интересным, познавательным и актуальным...
Современный урок русского языка в контексте требований ФГОС.
Основные аспекты построения урока. в статье даны 4 этапа, как правильно построить урок....
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.
laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс с...
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.
laquo;Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс с...