Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Трудные случаи русского языка"
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Программа дополнительного образования в рамках платных образовательных услуг предназначена для 8-9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_sluchai_orfografii.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к Образовательной программе
среднего общего образования,
утвержденной приказом директора
от 30.08.2017г. № 878
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол от 29.08.2017 г. № 4 |
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________________ /Е.Г. Леонтьева/ 29.08.2017г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы Протокол от 29.08.2017г. № 8 |
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Трудные случаи орфографии»
(для обучающихся 8-9 классов)
Составитель: Черепанова Е.А.
учитель русского языка и литературы
СОШ № 1 г.Белоярский
2015 г.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Трудные случаи орфографии» предназначена для обучающихся 8-9 классов. Она реализуется в рамках платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых сверх основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку, финансируемой из средств бюджета.
Основная цель программы — развитие умений и навыков, полученных в 5—7 классах на основе системы знаний по русскому языку и расширяемых в старших классах. Данный учебный курс имеет, прежде всего, практическую направленность, т. е. предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков. В настоящее время существует большое количество пособий по изучению орфографии для школьников и множество изданий, в которых даются примеры по изучению орфографии. Но без системы специальных упражнений, отрабатывающих отдельные звенья по орфографии, остается очень сложной, часто неразрешимой задачей для учащихся.
Учебная программа курса «Трудные случаи орфографии» предлагает учащимся 8- 9-х классов посредством углубленного изучения русского языка научиться писать грамотно, обобщать полученные знания по правописанию трудных случаев орфограмм Усвоение тем способствует активизации внимания ребят к собственной письменной речи, обогащению словарного запаса, вызывает интерес к изучению русского языка.
Курс «Трудные случаи орфографии» привлекает внимание учеников изменить подход к овладению практической грамотностью интенсивно, то есть просто, быстро, надёжно. Применение интенсивных технологий освободит учебное время, интеллектуальные и эмоциональные усилия для решения таких проблем, как формирование лингвистической, языковой, коммуникативной, культурологической компетенции.
Программы по русскому языку строятся на основе познавательных интересов учащихся. Большой объем изучаемого здесь материала часто не дает учителю возможности совершенствовать те навыки, которые были получены учащимися в 5—7 классах.
Курс предполагает самостоятельную работу и работу с учителем основывать на осмыслении базовых понятий как основного компонента для усвоения нового. На известное «надстраивается» неизвестное. Осмысление, самоанализ старого – часть общей темы, поэтому курс основан на необходимости тщательного отношения как к текущему, так и к попутному и обобщающему повторению.
Курс рассчитан на школьников с любыми способностями. Одним он поможет утвердить полученные знания, умения и навыки, а другим – углубить и расширить знания по русскому языку.
Цели курса:
1)развитие способности учащихся писать вдумчиво, грамотно на всех уроках;
2)формирование у учащихся потребность в систематическом самостоятельном пополнении знаний;
3)совершенствование знания, умения, навыки, приобретенные на уроках русского языка
Данный курс решает следующие задачи:
1)применять знания и умения в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения, в использовании родного языка как средства получения знаний по предметам;
2)осознавать роль родного языка;
3)содействовать становлению личности учащихся через творческое саморазвитие в овладении грамотного выражения своих мыслей;
4)сформировать навыки ведения диалогической речи;
5)повышать уровень эрудиции учащихся.
6)освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
7) интегрировать знания по русскому языку, накопленные учащимися за время изучения его в среднем звене школы;
8)систематизировать, укрепить, развить и расширять те навыки, которые должны быть сформированы в средних классах;
9)обучить целостному анализу системы единиц языка, полученных в ходе изучения курса русского языка;
№п/п | Тема | Кол-во часов |
Первый этап | ||
1 | Введение в курс занятий. Правописание проверяемых гласных в корне слов. | 2 |
2 | Правописание приставок. Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з\с. Приставки пре-/при-. Ы и И после приставок. | 6 |
2 | Правописание согласных и гласных в корнях слов О и Е после шипящих в корне, Ы и И после Ц в корне слова Чередование гласных О\А, Е\И Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная. Употребление прописных букв. | 19 |
3 | Употребление Ь и Ъ. Употребление Ь после шипящих в конце слова. Ь для обозначения мягкости согласного разделительные Ъ и Ь. Употребление Ь в числительных -тся и –ться в глаголах | |
4 | Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий | 5 |
5 | Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных, суффиксов наречий, личных окончаний глаголов. –Н- и –НН- в суффиксах полных и кратких причастий, в суффиксах прилагательных, наречий и существительных. Правописание О и е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и наречиях. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. | 22 |
6 | Правописание предлогов, союзов, частиц. Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи. Частицы не и ни, их различение на письме. | 6 |
7 | Употребление тире в простом и сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении. | 2 |
8 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. | 2 |
9 | Обособление второстепенных членов предложения. Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложение с уточняющими оборотами. Обороты с союзом как. | 2 |
10 | Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложений. Обращения. Вводные слова. | 1 |
В результате изучения курса ученик должен
знать:
1)о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения.
2) определения основных изучаемых в 5-7 классах языковых явлений;
уметь:
1)различать простые и сложные предложения, определять главные и зависимые слова в словосочетании;
2)применять правила при написании приставок пре-, при-, з-с на конце приставок ы-и после приставок;
3)употреблять или не употреблять ь после шипящих;
4)правильно употреблять суффиксы – ех, -их, -нн – н – в суффиксах прилагательных;
5)находить изученную орфограмму в тексте;
6)различать знаки препинания в диалоге и при прямой речи;
7)определять способ образования слова;
8)применять полученные знания по русскому языку в изученном объёме;
9)составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы;
В ходе решения задач курса на занятиях применимы традиционные и нетрадиционные формы работы: беседы, лекции, зачеты, тесты, практикумы.
Общеучебные умения включают:
1)умение учиться, совершенствовать учебную деятельность по овладению грамотного писания любого текста;
2)развитие грамотности в процессе серьезной, кропотливой работы.
Программа рассчитана на 70 часов за два года (по 35 часов в 8 и 9 классах, 1 занятие в неделю).
Содержание программы
Учебно-тематический план
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Формы и виды контроля |
1. | Правописание проверяемых гласных в корне | 1 | словарные диктанты | |
2 | Правописание проверяемых гласных в корне | 1 | словарные диктанты | |
3 | Правописание проверяемых гласных в корне | 1 | словарные диктанты | |
4 | Правописание проверяемых гласных в корне | 1 | тест | |
5 | Правописание приставок пре-, при- | 1 | выборочный диктант | |
6 | 3-с на конце приставок | 1 | диктант с осложнением | |
7 | Буквы ы-и после приставок | 1 | тест | |
8 | Неизменяемые приставки. | 1 | словарные диктанты | |
9 | Повторение по теме «Приставки» | 1 | ||
10 | Правописание согласных и гласных в корнях слов | 1 | зачет, тесты | |
11 | Правописание согласных и гласных в корнях слов | 1 | карточки | |
12 | Правописание гласных, и, а, у после шипящих | 1 | тесты | |
13 | Правописание гласных, и, а, у после шипящих | 1 | карточки | |
14 | Употребление Ь и Ъ | 1 | тесты, диктант | |
15 | Правописание О-Ё после шипящих. | 1 | карточки | |
16 | Чередующиеся гласные в корне | 1 | словарный диктант | |
17 | Чередующиеся гласные в корне | 1 | Тест | |
18 | Чередующиеся гласные в корне | 1 | Контрольные карточки | |
19 | Гласные после шипящих в корне | 1 | словарный диктант | |
20 | Гласные после шипящих в корне | 1 | ||
21 | Гласные после ц в корне | 1 | тесты | |
22 | Гласные после –Ц – в корне | 1 | карточки | |
23 | Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня | 1 | словарный диктант | |
24 | Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня | 1 | карточки | |
25 | Непроизносимые согласные в корне | 1 | тесты | |
26 | Непроизносимые согласные в корне слова | 1 | карточки | |
27 | Употребление прописных букв | 1 | тесты | |
28 | Употребление прописных букв | 1 | тесты | |
29 | Гласные после шипящих и ц в суффиксах | 1 | тесты | |
30 | Гласные после шипящих и ц в суффиксах | 1 | Контрольные карточки | |
31 | Дефисное написание сложных существительных. | 1 | тесты | |
32 | Дефисное написание сложных существительных. | 1 | Орфографический диктант | |
33 | Дефисное написание сложных прилагательных. | 1 | диктант | |
34 | Тестирование по изученному материалу | Контрольные карточки, тесты | ||
35 | Правописание сложных прилагательных | 1 | карточки | |
36 | Правописание суффиксов существительных | 1 | зачет, тесты | |
37 | Правописание суффиксов существительных | 1 | тесты | |
38 | Правописание имён числительных | 1 | тесты | |
39 | Правописание имён числительных | 1 | ||
40 | Правописание местоимений (отрицательные, местоимённые сочетания) | 1 | тесты | |
41 | Правописание местоимений (отрицательные, местоимённые сочетания) | 1 | карточки | |
42 | Правописание местоимений (отрицательные, местоимённые сочетания) | 1 | Контрольные карточки | |
43 | Дефисное написание наречий | 1 | тесты | |
44 | Дефисное написание наречий | 1 | Орфографический диктант | |
45 | Дефисное написание наречий | 1 | тесты | |
46 | Правописание суффиксов прилагательных | 1 | словарный диктант | |
47 | Правописание суффиксов прилагательных | 1 | тесты | |
48 | Правописание наречий на -а с приставками из-, до-, с- | 1 | словарный диктант | |
49 | Правописание наречий на -а с приставками из-, до-, с- | 1 | ||
50 | Правописание производных предлогов | 1 | словарный диктант | |
51 | Правописание производных предлогов | 1 | карточки | |
52 | Правописание слов тоже, также, чтобы, зато | 1 | словарный диктант | |
53 | Правописание слов тоже, также, чтобы, зато | 1 | карточки | |
54 | Правописание глаголов (личные окончания, употребление ь в глагольных формах) | 1 | тесты | |
55 | Правописание глаголов (личные окончания, употребление ь в глагольных формах) | 1 | тесты | |
56 | Правописание глаголов (личные окончания, употребление ь в глагольных формах) | 1 | Разноуровневые карточки | |
57 | Правописание глаголов (личные окончания, употребление ь в глагольных формах) | 1 | тест | |
58 | Правописание причастий (гласные в суффиксах, буквы н,нн в причастиях и отглагольных прилагательных) | 1 | диктант с осложнённым списыванием | |
59 | Правописание причастий (гласные в суффиксах, буквы н,нн в причастиях и отглагольных прилагательных) | 1 | тест | |
60 | Правописание частиц | 1 | словарный диктант | |
61 | Употребление тире в простом предложении | 1 | диктант с осложнённым списыванием | |
62 | Употребление тире в простом предложении | 1 | ||
63 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | выборочный диктант | |
64 | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | тест | |
65 | Обособление второстепенных членов | 1 | диктант с осложнённым списыванием | |
66 | Обособление слов, не связанных с членами предложения. | 1 | тесты | |
67 | Тестирование по пройденному материалу | 1 | ||
68 | Тестирование по пройденному материалу | 1 |
Требования к уровню подготовки
В процессе работы по дополнительной образовательной программе социально-педагогической направленности «Трудные случаи орфографии» учащиеся должны:
- повторить и систематизировать знания по орфографии;
- иметь ясные представления о значении компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой - при изучении русского языка;
- уметь применять полученные знания по русскому языку в изученном объёме;
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки;
- уметь строить логически грамотную речь
Литература
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993.
Валгина Н.С. Трудовые вопросы пунктуации. – М., 1998.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 1998.
Граник Г.Г., Бондаренко В.В., Концевая Л.А. Секреты орфографии. – М., 1991.
Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 2002.
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.
Успенский Л.В. Слово о словах. Ты и твоё имя. – М.,1962.
Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов, 1998.
Д. Э. Розенталь. Справочник по русскому языку. – Москва «Оникс», 2008.
Д. Э. Розенталь. Пишите и говорите по – русски правильно. – Москва «Айрис»
- пресс», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа социально педагогической направленности "Правоведение" для 7 класса
Рабочая программа курса «Правоведение» ориентирована на учащихся 7 класса. Она нацелена на формирование у учащихся основ правовой культуры и их успешной социализации, призвана способствовать развитию ...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации. Подготовка к ОГЭ»
Подготовка к ОГЭ» в современной школе имеет познавательно–практическую направленность, т.е. помогает более прочно и глубоко сформировать у учащихся орфографические и пунктуационные знания,...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Азбука дорожного движения»
Внеурочная деятельность...
Дополнительная образовательная программа социально- педагогической направленности «ДОБРОволец»
В современных условиях добровольчество является флагманом социального развития общества, особенно в сферах образования, культуры, социальной обслуживания населения и здравоохранения. Именно деятельнос...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Углубленные занятия по русскому языку»
Программа курса «Углубленное изучение русского языка» способствует углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, помогает ученикам совершенствовать навыки анализа раз...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Кружок английского языка «Веселый английский» в пришкольном лагере «Солнышко»
Дополнительная краткосрочная программа кружка «Веселый английский» предназначена для организации досуга младших школьников в период летних каникул на базе школьного лагеря дневного пребыва...