О функциональной грамотности
статья по русскому языку
Функционально грамотный человек — это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения
и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 12.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Под читательской грамотностью подразумевается понимание текста, нахождение требуемых фактов, использование словаря при наличии незнакомых слов, способность распространять и сжимать информацию текста, умение делать выводы по предложенному тексту, использовать личный опыт, знания. Русский язык и литература для реализации планов по совершенствованию читательских умений учащихся — это самое необходимое пространство.
Функционально грамотный человек — это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения
и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
«Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение», – утверждал Д. С. Лихачев.
Читательская грамотность – способность человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Программа по русскому языку нацелена на развитие 4 коммуникативных навыков у учащихся: слушания, говорения, чтения, письма. Таким образом, читательская грамотность является базовым навыком, развитие которого необходимо в современной системе образования
Основные умения, необходимые для формирования читательской грамотности
1. Умение правильно и осмысленно читать: правильно читать слова, ставить ударения, углубляться в текст, рассматривать авторскую позицию.
2. Умение определять тему и основную мысль: научиться формулировать и отличать тему от основной мысли.
3. Умение работать с отдельными синтаксическими единицами — словом, словосочетанием, предложением: углубляться в лексический запас языка и пополнять словарный запас, осмысленно «погружаться» в текст.
4. Умение составлять план и озаглавливать текст: делить текст на
смысловые части, определять микротемы, осмысленно пересказывать текст.
5. Умение правильно отвечать и формулировать вопросы: вычленять из текста необходимые сведения, сопоставлять ее с известной информацией из иных источников, привлекать свои наблюдения и жизненный опыт для предоставления объяснений, доказательств.
6. Умение выполнять творческие задания: прослеживать судьбу героев, сущность явления или действия, авторскую позицию в раскрытии темы и способе подачи основной мысли, уметь предполагать, не забывать о том, что каждый человек способен к творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...