Урок развития речи по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Разработка урока развития речи по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_po_kartine_n._p._krymova.docx61.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Сочинение- описание природы по картине Николая Петровича Крымова «Зимний вечер».

C:\Users\Radik\Downloads\1444365534_zimniy-vecher.jpg

Цели урока:

Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить самим отбирать и систематизировать соответственный материал для написания сочинения-описания пейзажа.

Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины.

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе.

Деятельностная: систематизировать материал к сочинению (выработать структуру сложного плана, сформировать умение строить текст в определенной композиционной форме, систематизировать выбор типа речи для определенной речевой деятельности, продолжить работу по раскрытию творческих способностей и образного мышления учащихся)

Содержательная: научить определять основную мысль сочинения путем речевой подготовки, предупреждать недочеты и грамматические ошибки в сочинении учащихся; активизировать лексику на тему «Зима», обогатить речь учащихся оценочными прилагательными; подготовить учеников к описанию картины «Зимний вечер»; воспитать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

На данном уроке дети должны: Систематизировать материал к сочинению; составлять сложный план; отработать навыки работы составления логически связанного текста; написать сочинение-описание по картине.

Планируемые результаты:

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно-нравственного, эмоционально-эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.

Предметные: создание осмысленного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме.

Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись.

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение) выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

Метапредметные: искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,  работа с текстом.

Эпиграф: «Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра».        Л. Н. Толстой

Перед вами, ребята, репродукция с картины Н. П. Крымова «Зимний вечер». Посмотрите на картину внимательно, а я прочитаю стихотворение С. Есенина, вслушайтесь в него:

Пороша.

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Раскричались на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль,

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Похожи ли чем-нибудь стихотворение и картина? Если похожи, то чем? (Ответы учащихся).

Так вот значит мы видим, что и поэты, и художники стремятся передать нам красоту природы только художник делает это красками, а поэт словами. Неслучайно выбран наш эпиграф. Ребята, как вы понимаете, что хотел передать нам на словах писатель Л.Н. Толстой? (Ответы учащихся)

Значит какой вывод мы отсюда можем сделать?

(Первозданная, нетронутая природа делает человека чище, лучше, добрее).

И сегодня, ребята, мы попробуем встать на место художника, писателя, поэта, чтобы также красочно, живо передать впечатление от картины.

Но в самом начале хотелось бы услышать рассказ о Николае Петровиче Крымове.

(домашняя заготовка учащегося)

(Николай Петрович Крымов – известный русский художник. Родился в 1884 году в Москве. Первые уроки изобразительного искусства он получал у своего отца, который тоже писал картины. В дальнейшем обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Основным жанром художника являлись пейзажи. Деревенские пейзажи на природе, сценки из деревенской жизни. Простота картин и удивительная гармония, которая царит в его полотнах, заставляют зрителя переместиться в глубь картины, почувствовать запахи цветов и трав, ощутить легкий ветерок или мороз, весеннюю сырость или зимнюю свежесть. Его пейзажи – это не просто красиво отображенный окружающий мир, а впечатление и переживание от увиденного).

Обратимся к искусствоведению:

Что такое живопись? (вид изобразительного искусства)

Как иначе можно назвать художника? (мастер, живописец, автор полотна)

Как иначе можно назвать картину? (полотно, шедевр, произведение искусства)

Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, портрет, натюрморт, жанровое полотно, морской пейзаж) (Учащие отвечают и записывают в тетрадь).

Что такое пейзаж? (пейзаж – это рисунок, картина, изображающая природу)

Значит мы будем сейчас составлять текст, чтобы описать, передать то, что изображено на картине. А что такое текст?

Чем отличается текст от предложения?

Перечислите типы текстов?

А какой стиль речи мы будем использовать, чтобы описать картину?

Примеры:

1)Научный: В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура 15-17 градусов.

Каким стилем речи воспользовались в этом тексте?

Назовите языковые особенности этого текста?

2)Разговорный:

- Сегодня тепло? – спросила сестра, собираясь в школу.

- Да нет, не очень. Надевай плащ – похоже дождь будет.

Каким стилем речи воспользовались в этом тексте?

Назовите языковые особенности этого текста?

3) Художественный: С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

Каким стилем речи воспользовались в этом тексте?

Назовите языковые особенности этого текста?

(Он используется в художественных произведениях для того, чтобы передать картину увиденного, передать чувства (Эмоции), которые испытывает автор.

 А какие выразительные средства использует автор?

 (Употребляет больше эпитетов, сравнений, эмоционально-оттеночных слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Использует предложения вопросительные, побудительные, восклицательные).

Беседа по картине.

  1. Какое время года изображено?
  2.  Как вы это узнали?
  3. Как вы думаете, какое это время суток?
  4. Что вы видите на картине?
  5. А кого ещё вы видите на картине?
  6. Какое настроение вызывает у вас эта картина?
  7. А почему?
  8. Прислушайтесь, а что вы слышите, какие звуки?
  9. Представьте себе, что это вы идёте по тропинке, протоптанной в снегу, возвращаетесь домой. Ваши ощущения?

Примерный ответ:

(Вечер. Дома, деревья ещё освещены солнцем, и небо какого-то сказочного, золотистого цвета. Накануне обильно выпал снег, кругом такая тишина, умиротворенность. Обозы с сеном тянутся по снегу. Скрипят полозья. На душе покой, кажется, что все недоброе исчезает в соприкосновении с природой. Вот, что навевает эта картина).

  1. Какие композиционные средства использовал художник для создания такого настроения?

Примерный ответ:      

(Все как бы в далеке: дома, сараи, церквушка, обозы, фигурки людей. Видимо, художник работал над картиной, находясь достаточно далеко, на высок холме, тень которого отчетливо выделяется на снегу. Удивительны и краски, они очень сочные. От золотистых, зеленовато-серых, передающих закат солнца, рыжевато-коричневых, сплошной массой окрашивающих деревья, охраняющие деревенский покой, до нежно-голубых с оттенками белизны снега, синеватых, изумрудных. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).

Словарная работа:

  1.  Зима

Снежная, холодная, морозная, небо низкое, дни короткие, ночи длинные, высокие сугробы; серебристый снег; Снег ровный, как ковер; тихий, спокойный вечер

  1. Цвета

Золотистый, зеленовато-серый, рыжевато-коричневый, нежно-голубой, с оттенками белизны; синеватый, изумрудный

  1. Предметы

Люди, спешащие домой, после работы; деревня,  кони с двумя возами сена; лес, церковь, дома, сараи, птички, снегири.

  1. Настроение (чувство)

Ощущение уюта, тепла, добра, тишины, счастья, покоя, неторопливого течения жизни.

План:

  1. Вступление (Говорим о художнике, авторе полотна, о картине, когда создавалась, как называется)
  2. Тишина и покой картины

       а) необыкновенное небо

                     б) удивительный снег (сугробы)

       в) деревня, неторопливое течение жизни

  1. Соприкосновение с природой

(Что хотел нам передать художник, какое настроение вызывает картина?)

А сможете уже сейчас передать замысел художника?

Примерный ответ:

(В зимнем пейзаже Н.П. Крымова все дышит покоем, тишиной, умиротворенностью).

Вы должны написать сочинение так, чтобы читающему захотелось посмотреть на картину.

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

Желаю успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.

Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене  8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...

Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"

Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....

Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"

Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...

Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....

Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"

Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

Урок развития речи по картине И.Грабаря "Ясный осенний вечер"

Цель: формировать умение писать сочинение по картине, передавать в определенной композиционной последовательности ее содержание с использованием своих наблюдений;        ...