Путешествие в страну Лингвистию
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Романенко Таиса Михайловна

Программа по внеурочной деятельности для 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshevstvie_lingvistiya_vneurochka.docx51.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-коллегиум» г. Алушты

Программа по внеурочной деятельности

«Путешествие в страну Лингвистию»

для учащихся 5-7 классов

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Романенко Таиса Михайловна

Алушта, 2019

Пояснительная записка


Учебно-воспитательный процесс в школе складывается из классных занятий и разнообразных видов работ вне класса, во внеурочное и внеклассное время. Классная и внеклассная работа дополняют друг друга, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.
Внеклассная работа, расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету.

В настоящее время одной из актуальных задач современной школы является воспитание и формирование всесторонней творческой личности, способной саморазвиваться. В предъявляемых сегодня требованиях к содержанию образования главное место отводится приоритету тех знаний, умений и навыков, которые потребуются в жизни.
Подготовка думающих молодых людей высокой гуманитарной культуры, способных принимать самостоятельные решения, невозможна без воспитания в учениках осознанной любви к родному русскому языку как одному из основных школьных предметов, так как русский язык является ещё и средством обучения других предметов, фундаментом общего образования учащихся.
Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – все это пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатства, способствует повышению грамотности.

Считаю, что успеху обучения русскому языку, развитию творческих способностей учащихся во многом способствует внеклассная работа по этому предмету.

Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Это и различные лингвистические кружки, КВН, олимпиады, викторины, устные журналы, «грамматические бои», выпуск стенгазеты и т.д. Одни виды внеклассной работы постоянно действующие, другие - эпизодические. Они не исключают друг друга, наоборот, широкое развертывание различных видов внеклассных мероприятий предполагает их гармоническое сочетание.
Одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы я считаю кружковую работу, которая способствует выявлению творческих возможностей детей, более углубленному практическому знакомству с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков мыслей и чувств. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учащимися на уроках, заинтересовывают ребят не только сообщением каких-либо новых деталей, но и тем, что известные положения предстают перед ними в новом аспекте.

Мною разработана программа кружка для учащихся 5 классов. С переходом ребят в старшие классы работа кружка будет углубляться и усложняться.

Периодичность занятий кружка – один раз в три недели.

Высокая активность учащихся достигается применением разнообразных форм занятий: бесед, кратких увлекательных рассказов учителя о жизни языка, занимательных игр, тестов, инсценировок, деловых игр, использованием системы творческих заданий.

Занятия кружка обязательно должны иметь элементы занимательности. Однако занимательность нельзя отожествлять с развлекательностью: занимательный – значит «интересный, связанный с процессом познания нового»

Основные цели занятий кружка: привить любовь к великому русскому языку, возбудить интерес к речевым явлениям, повысить общую языковую культуру, развить интерес к языку как учебному предмету, поддержать свойственную ученикам пытливость ума.

Задачи:

- расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках; 

- развить коммуникативные, интеллектуальные способности учащихся; 

- научить детей самостоятельно работать со словарями, справочниками, пособиями; 

- приобщить к научно-исследовательской работе, к научному поиску, пускай ещё не совсем самостоятельному; 

- привить навыки правильной литературной речи и навыки публичных выступлений. 


Я думаю, именно внеклассные занятия при индивидуальном подходе к учащимся предоставляют учителю неограниченные возможности для осуществления вышеуказанных задач.













ПРОГРАММА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КРУЖКА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИНГВИСТИЮ»

(для учащихся 5-7 классов)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Понемногу о многом (организационное занятие)


1

Беседа, анализ, высказывания о русском языке, великий людей, игра «Дежурная буква», оформление альбома.

Иметь представление о роли языка в жизни общества

Сентябрь

Сперва аз да буки, потом все науки. Как появились и зачем нужны звуки речи


2

Беседы, занимательные игры, работа со словарями, практическая работа

Уметь определять звуковой состав слов речи. Владеть навыками пользования орфографическим и орфоэпическим словарями

Сентябрь- октябрь

Можно ли писать без букв? Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные


2

Сообщения учащихся, кроссворды, беседа

Умение правильно оформлять свою речь

Ноябрь

Увлекательное - около нас. Бывают ли у слов родственники?


1

Инсценировка «Как ожили названия городов, рек и озер», беседа, практическая работа

Умение определять состав слова путем подбора однокоренных слов, анализировать морфемы.

Декабрь

Путешествие в страну «Лексикологию». Лексика и лексикология. Что они изучают? Слов – одежда мысли.


2

Беседа, сообщение учащихся, работа со словарями, викторина, игры.

Умение пользоваться различного вида словарями, подбирать синонимы, антонимы, находить при анализе текста средства выразительности

Январь

Забавные приключения в стране «Морфология».


1

Беседа, сообщение учащихся, кроссворды, выпуск альбома

Различать самостоятельные и служебные части речи

Февраль

«Прочь с дороги»

(сценарий занятия)


1

инсценировка

Повысить языковую культуру

Март

Загадки синтаксиса и пунктуации


1

Беседа, практическое занятие, тесты, занимательные игры.

Уметь правильно строить предложения, осмысленно расставлять знаки препинания в предложении.

Апрель

Итоговое занятие

1

Викторина, выпуск стенгазеты

Май

Обычно учащиеся плохо представляют содержание работы кружка русского языка, отожествляют его с дополнительными занятиями по орфографии и пунктуации. Поэтому организацию кружка нужно начать с конкретного показа того, в чем будет заключаться его работа. Для этого можно оформить вот такой бюллетень.

Бюллетень

Знаешь ли ты русский язык?

1 раздел Знаешь ли ты, что сказано замечательными людьми о русском языке?

Поищи в книгах и журналах высказывания о русском языке. (За каждое найденное высказывание 2 очка)

2 раздел. Не поможешь ли?

Загадайка. Скажи, отчего произошли названия такого цвета, как голубой,

Оранжевый, лиловый.

Угадайка. Конечно, знаю: голубой получил свое название от цвета оперения шейки голубя. Оранжевый – от цвета апельсина (апельсин по –французски «оранге», от итальянского слово «оро» - золото). Лиловый получил название от сирени. А вот ты мне скажи, почему получил свое название коричневый и фиолетовый цвет. И почему рябчик называется рябчиком, синица – синицей, земляника земляникой.

Загадайка. Хорошо, я подумаю, а ты скажи, что это значит и почему мы так говорим: положить пломбу в зуб, от доски до доски?

Угадайка. Кто же не знает, что положить пломбу в зуб, это значит починить дупло зуба, а вот почему пломба называется пломбой, я тоже подумаю. От доски до доски – это значит от начала до конца, а причем тут доски… ну-ка, ребята, помогите!

Загадайка. Ребята, а кто знает, почему мы говорим косая сажень в плечах, семи пядей во лбу. (За каждый правильный ответ 2 балла)

3раздел Задумывался ли ты, почему наша буква а имеет такое начертание? (За правильный ответ 5 баллов)

4 раздел Полминутки для шутки

Отгадай: 1). Что стоит посередине земли? 2). Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое?

Шарады: 1). Первое можно засеять вторым, а в целом мы часто на даче лежим. 2). Часть первая мычит, вторая все жужжит, а целое спокойно на голове лежит. (За каждое правильное решение 1 очко).

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИНГВИСТИЮ»

ЦЕПОЧКА

Ученики по очереди называют имена существительные единственного числа в именительном падеже. Каждое слово начинается на последнюю букву предыдущего. Игру можно усложнить, назвав определенную тему, например «Зоопарк».

^ Слон - носорог - гусь - собака - антилопа...

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Назовите существительные, которые читаются справа налево так же, как и слева направо.

Казак, доход, заказ, потоп, топот, комок, довод, боб, кок, поп, дед. 

^ ПЕРЕСТАВЬТЕ УДАРЕНИЯ

Попробуйте назвать глаголы, которые после перестановки ударения превращаются в существительные.

Село, пропасть, окуни, топи, пряди. 

^ С МАЛЕНЬКОЙ ИЛИ С БОЛЬШОЙ ?

Какие существительные, в зависимости от контекста, могут писаться или с маленькой, или с большой буквы?

Сережка, орел, белка, стрелка, весы, стрелец, панама, прут, десна.

 
^ ПОПРОБУЙ ЗАПОМНИТЬ

Прежде, чем назвать своё слово, ученик должен повторить все названные раньше.

Абрикос;

Абрикос, библиотека;

Абрикос, библиотека, велосипед
^ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

АУКЦИОН

В игре побеждает тот, кто последним назовет имя прилагательное, обозначающее...

Цвет (белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый...);

Вкус (солёный, сладкий, горький, кислый, терпкий...);

Размер (большой, маленький, высокий, узкий, длинный ...);

Температуру (холодный, горячий, тёплый, летний, зимний...);

Качества характера (добрый, злой, весёлый, умный, щедрый...). 

^ ЗАМЕНИ СИНОНИМАМИ

Замените прилагательное в словосочетании подходящим по смыслу синонимом.

Высокий человек (рослый), высокий дом (многоэтажный), высокий урожай (богатый), высокий голос (тонкий), высокая культура (развитая), высокий стиль (торжественный), высокие гости (почётные);

Свежий воздух (чистый), свежий ветер (прохладный), свежий хлеб мягкий), свежий огурец (несоленый), свежие листья (молодые), свежая рубашка (чистая), свежая мысль (новая), свежее лицо (бодрое).

 
^ СОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Подберите имена прилагательные к данным существительным, правильно согласуя их вроде и числе. 

Кофе (горячий), пюре (картофельное), какаду (белый), тюль (красивый), эмаль (голубая), такси (свободное), шампунь (дорогой), эскимо (сладкое), кенгуру (австралийский), шинель (солдатская), рояль (концертный), туш (громкий), тушь (чёрная).

^ СЛОВА - ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

Назовите имена существительные, образованные путем перехода в них. имён прилагательных, обозначающие названия...

Кушаний (жаркое, заливное, мороженое, холодное); 

Магазинов (булочная, кондитерская);

Поездов (скорый, пассажирский, товарный, почтовый);

Животных (косой, вороной, пернатые);

Терминов (запятая, звонкие, глухие, гласные, согласные, твёрдые, мягкие, ударные, безударные);

Профессий (рабочий, дежурный, портной, пожарный, военный).

^ ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ

К данному прилагательному нужно подобрать два таких имени существительных, чтобы с первым из них словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.

Тяжёлый (камень, характер), горячая (вода, голова), тесная (квартира, дружба), острый (нож, язык), сладкий (чай, сон), твёрдый (земля, решение), золотые (украшения, руки), свежий (цветы, газеты), больной (человек, вопрос), весёлые (люди, песни).
 
^ ДОБАВЬ БУКВУ

К названным учителем словам добавить одну букву так, чтобы получились новые слова.

Рот (крот), вал (овал), том (атом), овцы (ловцы), рубка (трубка).

^ ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ

В записанных на доске существительных нужно правильно поставить ударение.

Танцовщица, цыган, хозяева, баржа, щавель, звонит, баловать, кулинария, премировать, флюорография.


^ СЛОВА НАОБОРОТ

Подберите существительные, которые можно читать справа налево.

Ток - кот, грот - торг...

БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН

Учитель объясняет задание и читает ряд слов. Ребята должны быть предельно внимательны и отвечать хором. Итак, образуйте:

Множественное число - от единственного:

дуга (дуги), рука (руки), мука ...; грек (греки), узбек (узбеки), человек...

единственное число - от множественного:

певцы (певец), венцы (венец), концы (конец), щипцы...; орехи (орех), успехи (успех), доспехи ...; кони (конь), пони...;

женский род - от мужского:

повар (повариха), портной (портниха), купец (купчиха), храбрец...;

 
МАГАЗИН

Представьте себе, что вы зашли в гастроном. Запишите названия продуктов, продающихся там, выраженные существительными, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Крахмал, мука, повидло, сахар, творог, сметана, кефир, молоко, кофе, карамель, шоколад, вермишель, дрожжи, сливки.

 ^ ЗАМЕНИ БУКВУ

Если в глаголах заменить Ё буквой Е, то можно образовать имена существительные. Попробуйте подобрать пары и продолжить ряд.

Берёт - берет, мёл-мел, шлём - шлем, запрёт - запрет... 

 ^ ПО ОЧЕРЕДИ

Ребята по очереди должны называть существительные, которые в русском языке не склоняются.

Ателье, пальто, радио, метро, такси, кенгуру, драже, меню, интервью, бра, жюри, кофе, желе, соло, трюмо...

^ ПОПРОБУЙ ВСПОМНИТЬ

Переставьте буквы в словах так, чтобы из одного существительного образовать другое.

Барыня (рабыня), пальто (лапоть), лейка (лакей), подвода (водопад), мошкара (ромашка), стирка (старик), приказ (каприз), каркас (краска).

АУКЦИОН

В этой игре победителем считается тот, кто назовёт слово последним. Играющие по очереди перечисляют имена существительные, которые употребляются только в одном из чисел:

а) в единственном (листва, родня, клей, железо, горох, холод, жара, слепота, здоровье, терпенье, месть, мощь, кровь, нефть);

 мужской род — от женского:

коза (козёл), оса...; жница (жнец), жрица (жрец), чтица (чтец), львица...;

существительные - от прилагательных:

суровый (суровость), новый (новость), сосновый...; полный (полнота), чёрный (чернота), мёрзлый (мерзлота), ясный...;

существительное - от глаголов:

знать (знание), сиять (сияние), вилять (виляние), спать...

ФОНЕТИКА

^ ИЗМЕНИ СЛОВО

Учитель называет слово. В нём нужно изменить только одну букву, чтобы получилось новое слово. Выигрывает тот, кто составит больше слов. 

  ^ Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас, Бах);

Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка);

Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог. Дон);

Гора (кора, нора, пора, горе);

Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон);

Коза (доза, лоза, поза, кожа, кора, коса);

Мак (бак, лак, рак, так, маг);

Сок (бок, кок, ток, сом, сон, сор).

НАБОРЩИКИ

Ученикам предлагается слово. Из букв, входящих в него, нужно за пять минут составить новые слова.

^ Спорт (спор, порт, сорт, сор, рот, торс, пот, пост, рост, стоп);

Виноград (вино, град, нога, гора, вода, год, род, рог, вид, грива, нива, диво);

Библиотека (кот, ток, лето, лак, бак, лоб, балет, билет);

Крокодил (код, кол, рок, лик, око, род, идол).

 

^ ФРАЗЕОЛОГИЯ АУКЦИОН

В этой игре побеждает тот, кто последним назовет фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, Всяк кулик своё болото хвалит, куры не клюют, комар носа не подточит, когда рак свистнет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осёл, носиться как курица с яйцом...

^ ЗАМЕНИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ

Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.

Метко - не в бровь, а в глаз; неожиданно - как снег на голову; тесно -яблоку негде упасть; темно - хоть глаз выколи; опытный - стреляный воробей; мокрый - ни одной сухой нитки; молчать - держать язык за зубами;

хвалить - возносить до небес; обманывать - водить вокруг пальца; бить -намять бока; исчезать - рассеиваться как дым.


^
 ПОДБЕРИ СИНОНИМЫ

К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологические обороты.

Кот наплакал - с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчёлся.

Во всю прыть - что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта, в мгновение ока, раз-два и готово, не успеешь моргнуть.

В тот же миг - сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Видимо-невидимо - тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.

 

^ ОТ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ

Образуйте прилагательные от имен собственных.

Кривой Рог (криворожский), Белая Церковь (белоцерковский), Париж (парижский), Воронеж (воронежский), Чернигов (черниговский), Винница (винницкий), Западная Европа (западноевропейский).

^ В ДВЕ КОЛОНКИ

Имена прилагательные, которые пишутся через дефис, запишите в одну колонку, все остальные - в другую.

Сельскохозяйственный, сложноподчиненный, юго-западный, общеобразовательный, легкоатлетический, орденоносный, высокоавторитетный, тёмно-зелёный, украинско-русский, пятиэтажный, двадцатитрёхлетний.

^ КТО БЫСТРЕЕ?

За определённое время (2-3 мин.) нужно подобрать как можно больше прилагательных к данным учителем словам. 

Трава: зелёная, молодая, свежая, весенняя, нежная, изумрудная...;

Дождь: звонкий, осенний, мелкий, сильный...;

Снег: белый, пушистый, мягкий, искристый, мокрый...;
Книга: интересная, серьёзная, толстая, библиотечная, новая...;

Друг: верный, старый, хороший, настоящий...

 
^ ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СКАЗКИ?

Подберите прилагательные-эпитеты к именам существительным, которые часто встречаются в сказках.

Молодец (добрый), девица (красная), солнце (ясное), ночь (лунная), конь (вороной), лес (дремучий), вода (живая), дорога (прямоезжая).

 
^ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ.

Учитель засекает время (2-3 мин.). Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов,- в которых встречаются топонимы.

Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам; китайская стена; язык до Киева доведёт...

^ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ

Учитель засекает время (2-3 мин.). За это время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные.

Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает, да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерёму; Емеля - твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как Сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата...

^ КТО БОЛЬШЕ?

В этой игре побеждает тот, кто назовёт как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена числительные.

Один на один, в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слезы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырёх стенах, меж двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперёд, семь пятниц на неделе, согнуться в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трёх соснах...

 
^ ЗАКОНЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.

  Дрожит...(как осиновый лист), катается ...(как сыр в масле), выводить... (на чистую воду), держать... (в ежовых рукавицах), поразить... (как гром среди ясного неба), вариться... (в собственном соку), сидеть.. .(сложа руки), знать.. .(как свои пять пальцев).

^ УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.

Стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать удочку, через час по чайной ложке, играть первую скрипку, петь с чужого голоса, открывать Америку, ждать у моря погоды, попасть в ловушку, закусить удила, сгущать краски, ход конём.

^ КТО БЫСТРЕЕ

В этой игре выигрывает тот, кто быстрее вспомнит фразеологические обороты, в которых встречаются следующие слова:

Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...

Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь - другая там, ног под собой не чуять...

Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...

Hoc - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...

^ ОБЪЯСНИ ЗНАЧЕНИЕ

Учитель называет фразеологические обороты. Нужно объяснить их значение. 

Кожа да кости - худой, дырявая память - забывчивый, на всех парусах - быстро, перемывать косточки - обсуждать, хоть кровь из носу -обязательно, рукой подать близко, сбить с толку - запутать, как рыба в воде - уверенно, лететь сломя голову - спешить, попасть пальцем в небо -невпопад, из рук валится - не ладится, много воды утекло - давно.


МИНИ-ВИКТОРИНА

1. От какого прилагательного, обозначающего размер, надо отбросить начальную буквуМ, чтобы превратить его в прилагательное, обозначающего цвет?

 

(малый-алый; маленъкий-аленъкий).

2. Какие прилагательные женского рода «жалуются» на свой размер? 

(низка-я, коротка-я, длинна-я, высока-я, долговяза-я).

3. Как с помощью существительного кий глаголы жал, лёг, стой превратить в прилагательные?

 

(жал-кий, лег-кий, стой-кий).

4. Какие прилагательные среднего рода в именительном падеже единственного числа пишутся с тремя буквами е подряд?

(Сложные прилагательные, в которых вторая часть образована от существительного шея: длинношеее, толстошеее, тонкошеее).

^ ЗАМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Замени имена прилагательные иноязычного происхождения другими, близкими по смыслу.

Апатичный (равнодушный), бракованный (некачественный), гигантский (огромный), эквивалентный (равнозначный), коллективный (общий), компактный (небольшой), контрастный (противоположный), коммуникабельный (общительный).

^ ИГРА - ШУТКА

Учитель называет прилагательное. Ребята образовывают от него имя существительное и хором называют. Игра проводится в быстром темпе, поэтому нужно быть внимательным, чтобы не попасть впросак.

Новый (новость), суровый (суровость), сосновый... (сосна), полный (полнота), чёрный (чернота), красный (краснота), ясный... (ясность).


^ УГАДАЙ ПО РИФМЕ

Из известных школьникам стихотворений учитель читает рифмующиеся между собой.' имена прилагательные. Ребята должны назвать произведение, его автора и по возможности прочитать отрывок наизусть. Например: 

..одинокий ...голубом …далёкой

…родном

(М.Лермонтов «Парус»)

^ СОСТАВЬ ПОРТРЕТ

Составьте портрет знакомого человека, используя различные прилагательные. 

Лицо: бледное, узкое, широкое, смуглое, красивое, приятное...

Глаза: голубые, серые, выразительные, хитрые, задумчивые...

Лоб: высокий, низкий открытый, выпуклый...

Нос: прямой, курносый, длинный...

Волосы: прямые, густые, тёмные, седые, волнистые...

Взгляд: открытый, спокойный, ясный, робкий, строгий, задумчивый...

Улыбка: радостная, приветливая, грустная, счастливая...

^ ОБРАЗУЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

В игре побеждает тот, кто быстрее и правильнее образует имена прилагательные от числительногодва и существительныхзнак, лицо, нога, слог, смысл, ведро, год, лето, месяц, мотор, неделя, цвет, час, этаж.

Двузначный, двуличный, двуногий, двусложный, двусмысленный, двухведёрный, двухгодичный, двухлетний, двухмесячный, двухмоторный, двухнедельный, двухцветный, двухчасовой, двухэтажный.


^ ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ

Шли двое. Остановились. Один другого спрашивает:

- Это чёрная?

- Нет, красная, 

- А почему она белая?

- Потому что зелёная. (Смородина)

^ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

КАКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ?

Учитель называет слова. Нужно определить, какими частями речи они являются.

Пара, миллион, четверть, четыре, дюжина, десяток, сто, десять, сотник, пятак, сотня, пятерня, раз, трижды, половина, осьмушка, единица, тройка, трое, троица, полтора, по двое, первый, один, семь, сдвоить, двойник, двойной, семидневный, удвоить.

ЦЕПОЧКА

Учитель называет количественное числительное с именем существительным. Нужно продолжить цепочку, называя следующее числительное с другим существительным.

Одна книга, две тетради, три ручки, четыре парты, пять стульев, шесть учеников, восемь задач, девять упражнений, десять классов...

^ ПОДБЕРИ ЗАГАДКИ

Нужно подобрать загадки, в состав которых входят имена числительные.

У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста). Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол). Выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. (Год, месяцы, дни).

^ КТО БОЛЬШЕ?

Учитель называет имя числительное. Нужно вспомнить как можно больше фразеологических оборотов, в состав которых входит это числительное. 

^ Один: один на один; играть первую скрипку; семеро одного не ждут;

первый блин комом; одного поля ягоды...

Два: ум хорошо, а два лучше; меж двух огней; ни два ни полтора; два сапога пара; от горшка два вершка...

Три: заблудился в трёх соснах; лить слезы в три ручья; наговорить с три короба; согнуться в три погибели...

^ Четыре: на все четыре стороны; сидеть в четырех стенах...

АУКЦИОН

Эта игра похожа на предыдущую. Учитель называет имя числительное (например семь). Нужно подобрать фразеологизмы, в состав которых оно входит. Побеждает тот, кто назовёт фразеологический оборот последним.

^ Семь раз отмерь, один отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Семи пядей во лбу.

Семь пятниц на неделе.

Седьмая вода на киселе.

Семеро одного не ждут.

За семь вёрст киселя хлебать.

Семь бед — один ответ. 

За семью печатями.

Один с плошкой, семеро с ложкой...

^ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ - В СЕРЕДИНЕ

Назвать слова, в составе которых встречаются имена числительные. Стоянка, подвал, трибуна, одиночество, сестрица, ухитриться, стричь, устрица, осетрина, тритон, простой, сторож, сторожка, просторный, столица, вместо, просто, столько, постоять, Севастополь, Стокгольм, вспять.

^ РЕШИ РЕБУСЫ

Нужно отгадать, что заключено в этих ребусах.

7я, 40а, 100л, е2, сЗж

(семья, сорока, стол, едва, опять, стриж).


ДЕЖУРНАЯ БУКВА

Учитель называет любую букву. В течение определенного времени нужно записать как можно больше слов, которые бы с неё начинались.

^ КТО БЫСТРЕЕ

Записать пять слое, в которых: 

а) звуков больше, чем букв (яблоко, приём, ёлка, заяц, юля);

б) букв больше, чем звуков (радостный, русский, портфель, зелень, степь);

в) количество звуков и букв одинаково (ученик, загар, магазин, мороз, окно).

^ ДОБАВЬ БУКВУ

Учитель называет слово. К нему нужно добавить одну букву, чтобы получилось новое слово.

Лень - олень, кот - крот, метр - метро, шар - шарф, мех - смех, роза -гроза, пена - пенал, кран - экран, вол - волк, пар - парк.

МЕТАГРАММЫ

1. С Л - лить слезы заставляю, 

с Ж - по воздуху летаю.

( лук - жук)
2. С ё - колючий,

с у-ползучий.

(ёж - уж)

3. С п - я в доме, с в - я в поле, с м - я в море, с г - в футболе, с квбивают, с т- взрывают, с д — долину называют (пол - вол - мол - гол - кол - тол - дол)

  

4. Разгадать попробуй ты:

с а - посуда для воды, с ы - рогатый на лугу, с у - растет в лесу, в саду.

(бак - бык - бук) 

  

5. С б - мучительной бываю, с м — одежду пожираю, с р - актеру я нужна,

с с - для повара важна.

(боль, - моль - роль - соль)

^ КАКОЕ СЛОВО СПРЯТАЛОСЬ?

Ребята по очереди называют слова. Первая буква каждого является последней буквой предыдущего.

Яблок - очки - игла - арбуз - заяц - цыган...

^ ЗАГАДОЧНАЯ НАДПИСЬ

Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. 
Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись:

.о..о .о.а.о.а.ь

Помогите школьникам восстановить надпись.

( добро пожаловать)

^ КАКОЕ СЛОВО СПРЯТАЛОСЬ?

Учитель называет слово. Ученики должны назвать другое, которое входит в состав предложенного.

Уточка - точка,мрак - рак,удочка - дочка,щель - ель,хлев - лев, столб - стол,укол - кол,клён - лён,зубр - зуб,коса - оса,полк - пол.

^ ПРОПАВШАЯ БУКВА

Мальчик написал бабушке письмо. Но одна буква решила сбежать, оставив вместо себя подруг. Угадайте, какая буква исчезла, и верните её на место.

 Игра «Заблудился»


Ведущий читает карточку. Прослушав, играющие должны догадаться, в каком слове «заблудился» звук и поставить его на место.


Ведущий

Неизвестно, как случилось,

Только звук-то заблудился:

Заскочил он в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Содержание карточек:

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!» (звери)


На виду у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)


Посмотрите-ка, ребятки,

Баки выросли на грядке. (маки)


Мы собирали васильки,

На головах у нас щенки (венки)


Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села (дочками)


СЦЕНКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛИНГВИСТИЮ»


Сценка 1. «Прочь с дороги»

(Занавес открывается. Комната. В ней стол, стулья. Девочка читает книгу, мать шьет.)

Юля:

- Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.

Мать:

- Что за спешка?

Юля:

- Да наш класс сегодня собирает и сдает … как это?...макулатуру.

Мать:

- Обед на прите.

Юля:

- Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?

Миша (вбегает):

- Юля, ты что так долго?

Юля:

- Сейчас. Только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток?

(наливает воду, пьет). Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мать:

-Возьми пальто, еще холодно.

Юля:

- Хорошо, одену пальто.

Мать:

- Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.

Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ,ПОЛОВИНА,НАДЕТЬ,ОДЕТЬ,КУШАТЬ,КАК ЭТО и все хором говорят:

- Мы поражаемся, мы удивляемся, мы возмущаемся, как неправильно употребляют нас при общении ребята.

Время:

- Вы слушали, что со мной сделали?

Во-первых, мой родительный падеж – времени, а во-вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?», а в том смысле, как спросила Юля, надо сказать «который час».Видите, как со мной небрежно обращаются?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

- Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами совсем не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «холодный кипяток». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал кипяченой водой. И говорить «холодный кипяток» так же нелепо, как «сладкая соль».

ПОЛОВИНА

- Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я одна из двух равных частей какого-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!

ОДЕТЬ. НАДЕТЬ (спутанные вместе)

НАДЕТЬ:

- Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем

Вам, так нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я – НАДЕТЬ, а где мой брат – ОДЕТЬ.

ОДЕТЬ:

Одеть можно кого-то, одушевленный предмет. Одеть ребенка. Надеть на что-то или на кого-то: надеть кольцо на палец, надеть пальто.

ВМЕСТЕ:

- А нас путают и путают. Помогите нам распутаться!

КУШАТЬ:

Вы, два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А я… Меня литературный язык не допускает в 1-е лицо. Вместо «Я кушаю, мы кушаем» говорят: «Я ем, мы едим». И даже в 3-м лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребенке можно сказать: ОН КУШАЕТ, в остальных случаях – ОН ЕСТ. Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено.

- КАК ЭТО?

- Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!

Мать: Как интересно вы рассказали о себе. Мне понятны ваши обиды. Из разговора Юли мы увидели ошибки. Ребята, а вы заметили эти ошибки? Дружите ли вы с этими словами? Давайте скажем вместе: «Прочь с дороги все, что портит нашу речь!»


Сценка 2. «Рецепт»

(На сцену выходит доктор в белом халате. Он предлагает Пете стул, и сам усаживается напротив)


Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В 5 «бы».

Доктор: В 5 «бы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно…Классно… Круто (берет термометр) Откройте рот. (Петя открывает рот, высовывает язык) Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он. (Достает из стола и показывает учебник русского языка).


Вопросы: 1) Какую болезнь доктор обнаружил у Пети?

2) Какой дал рецепт? Согласны ли вы с диагнозом доктора?











Список используемой и рекомендуемой литературы.

  1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи» М. 1993 г. 
  2. Григорян А.Т. «Язык мой - друг мой» М. 1998 г. 
  3. Успенский Л.В. «Слово о словах» Л. 1992 г. 
  4. Откупщиков Н.В. «К истокам слова» М. 1973 г. 
  5. Панов М.В. «Занимательная орфография» М. 1984 г. 
  6. Шкатова Л.А. «Подумай и ответь» М. 1989 г. 
  7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. «Секреты пунктуации» М. 1986 г. 
  8. Никитина Е.И. «Русская речь» Уч. пособие по развитию связной речи для 5-6 классов 1992 г. 
  9. Шустрова Л.В. «Практическая стилистика русского языка» М. 1994 г. Ю.Синицын В.А. «Путь к слову» Москва 1996 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"

Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...