Урок русского языка в 7 классе "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО".
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Предварительный просмотр:
ФИО: Киселева Елена Львовна
Школа: МБОУ «Кобраловская основная общеобразовательная школа»
Урок по теме «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»
(7 класс)
Цели урока:
1. Деятельностная: формирование универсальных учебных действий при изучении темы «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»
2. Предметно-дидактическая: формирование знаний обучающихся о написании союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.
Планируемые образовательные результаты урока:
Предметные:
- понимают условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом;
- различают на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы;
- правильно пишут союзы с изученной орфограммой;
Метапредметные:
- участвуют в постановке темы урока;
- прогнозируют результаты;
- устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы;
- сотрудничают с одноклассниками ;
- выражают и аргументируют свои мысли;
Личностные:
- проявляют интерес к изучению русского языка и литературы.
Тип урока:
1. По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.
2. По способу организации: комбинированный.
3. По ведущему методу обучения: репродуктивный.
Методы обучения:
1. Основной: объяснительно-иллюстративный.
2. Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа.
Основные вопросы урока:
1. ознакомиться с правилом написания изучаемых союзов;
2. уметь отличать союз от самостоятельной части речи;
3. уметь правильно писать союзы и омонимичные им слова;
Средства обучения:
- мультимедийное оборудование;
- презентация для обучающихся по теме «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».
- МЭО, Занятие 23, Интернет –Урок №5
Ход урока:
Этапы урока | Методы обучения | Содержание деятельности | Формируемые УУД | Методы оценки/ самооценки | |
учителя | ученика | ||||
1. Организа-ционный. | Фронтальный. | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. Настраивает на активную работу на уроке. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Коммуникативные. Личностные. | |
2. Актуализа-ция опорных знаний и способов действий. | Фронтальный Беседа Самостоятельная | 1) Предлагает записать в тетрадь число и вид работы. а) графическая работа: запись прописными буквами слова: НАРЕЧИЕ, ПРЕДЛОГ, СОЮЗ; сочетание букв –ЕЛ-, -ПК-, ШТ; б) предлагает ответить на вопросы:
в) В данных предложениях найдите орфографические ошибки. Запишите их в правильном варианте. (Слайд №1) 1).В течении мая чаще всего дули северо-западные ветры. 2).Сговорившись на счёт завтрашнего дня, они расстались. 3).Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях. 4).Урожай был невысоким в следствии засухи. 5).Вследствие по делу о хищении было допущено много неточностей. 6).Положите деньги на счёт в банке. Сверьте вашу запись. ( Слайд №2). 1). В течениЕ мая всё чаще дули северо- западные ветры. 2). Сговорившись НАСЧЁТ завтрашнего дня, они расстались. 3). Ввиду болезни я не мог участвовать в соревнованиях. 4). Урожай был невысоким ВСЛЕДСТВИЕ засухи. 5). В следствиИ по делу о хищении было допущено много неточностей. 6). Положите деньги на счёт в банке. | Выполняют графичечскую работу на доске и в тетради. Делают умозаключения. Строят высказывание. Выполняют задание. Проводят проверку, делают выводы. | Общеучебные, регулятивные, коммуникативные. | |
3. Формиро-вание новых знаний, умений, навыков. | Беседа. | На какую орфограмму данные примеры? (Правописание производных предлогов и омонимичных с ними частей речи). -Что следует помнить при правописании производных предлогов? (Они не являются членами предложения, производный предлог можно заменить непроизводным предлогом, предлог всегда входит в падежный вопрос). -О какой части речи мы вели разговор на последних уроках русского языка? (Союз). -Каким образом наша работа может быть связана с темой «Союз»? (Ученики выдвигают версии, приходим к мнению: правописание союзов и омонимичных с ними частей речи). Сформулируем тему урока, определим наши цели. (Правописание союзов и омонимичных с ними частей речи, научиться отличать союзы от омонимичных частей речи и правильно их писать). Уточнение темы урока ( Слайд №3). Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато. | Отвечают на вопросы. Делают умозаключения. Строят высказывание. Воспринимают дополнения и разъяснения учителя, записывают тему урока в тетрадь. | Регулятивные Коммуникативные | |
Фронтальный | Предлагает понаблюдать за омонимичными частями речи в предложении; попытаться сделать выводы (Приложение 1, МЭО, Занятие 23,ИУ№ 5) | Обучающиеся наблюдают, сравнивают, предполагают: как следует писать выделенные слова в каждом из случаев? к одной части речи они относятся или к разным? Почему вы так считаете? | Коммуникативные | ||
Работа по таблицам | Проводит работу в таблицах.. (Приложение 2, 3,4, МЭО, Занятие 23,ИУ№ 5) | Работают по таблицам. Делают умозаключения, Строят высказывание. | Познавательные Коммуникативные | Совместное обсуждение. | |
Физкультминутка. | Предлагает дать возможность отдохнуть после работы (с учётом времени на уроке) | ||||
4.Закрепление изученного материала. | Индивидуальная работа (с дальнейшим комментарием) | Предлагает работу на закрепление изученного материала: Укажи предложения с союзами 1)Я люблю делать то (же), что и брат. 2)Он учится в автошколе, я то (же) хочу там учиться. 3)Его друзья отлично играют в футбол, брат играет так (же), как и они. 4)Мне он то (же) советует заняться спортом. 5).Брат сказал то (же), что не раз говорил отец. 6)Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что (бы) из сада не несло паром. 7).Дальний горизонт был так (же ) ясен, как днём. 8)Что (бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться. 9).Характер для человека - это то (же), что запах для цветка. 10).В комнате было тихо, во всём доме то (же) не было звуков. 11).«Необходимы так (же) водные процедуры», - сказал врач.
- Сверим вашу запись со слайдом.. ( Слайд № 4,5). | Выполняют задание Делают умозаключения, Строят высказывание. Выполняют задания, проверяют и оценивают правильность их выполнения. | Коммуникативные Регулятивные | Совместное обсуждение. |
5.Завершающий. | Фронтальный. | Подводит итоги работы на уроке. Рефлексия. Продолжите предложения............... На сегодняшнем уроке:
Предлагает записать и комментирует домашнее задание. 1) Знать отличительные особенности союзов и омонимичных с ними частей речи. 2).Упражнение 385, 387 (одно упражнение на выбор) 3) Подготовить тест из 5-8 заданий «Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато». | Участвуют в подведении итогов работы на уроке. Участвуют в устном говорении, продолжая предложения Записывают домашнее задание, слушают рекомендации учителя по его выполнению. | Познавательные, коммуникативные. |
Приложение 1
Мы то(же) знали ответ на вопрос. — С нами случилось то(же), что и с ними.
Так(же) мы посетили музей. — Сделай так(же), как вчера.
Мы полностью вымокли под дождём, (за)то набрали грибов. — Мальчика наказали вовсе не (за)то, что он сделал.
Что(бы) хорошо учиться, нужно не лениться. — Что(бы) взять с собой почитать в дорогу?
Приложение 2
Союзы тоже, также пишутся слитно.
Местоимения то, так с частицей же пишутся раздельно.
Союзы тоже, также | Местоимения то, так с частицей же |
1. Союзы тоже и также можно заменить союзом и или друг другом (тоже = также = и). | 1. Нельзя заменить союзом и. |
2. Же нельзя переставить или опустить. | 2. Частицу же можно переставить или опустить. |
3. К союзам тоже и также нельзя задать вопрос. | 3. К местоимениям то и так с частицей жеможно задать вопрос. |
4. Союзы тоже и также не являются членами предложения. | 4. Местоимения то и так с частицей жеявляются членами предложения. |
Приложение 3
Союз чтобы пишется слитно.
Местоимение что с частицей бы пишется раздельно.
Союзы чтобы | Местоимение что с частицей бы |
1. Союз чтобы можно заменить составным союзом для того чтобы. | 1. Нельзя заменить составным союзом для того чтобы. |
2. Бы нельзя переставить или опустить. | 2. Частицу бы можно переставить или опустить. |
3. К союзу чтобы нельзя задать вопрос. | 3. К местоимению что с частицей бы можно задать вопрос. |
4. Союз чтобы не является членом предложения. | 4. Местоимение что с частицей бы является членом предложения. |
Приложение 4
Союз зато пишется слитно.
Местоимение то с предлогом за пишется раздельно.
Союз зато | Местоимение то с предлогом за |
1. Союз зато можно заменить союзом но. | 1. Нельзя заменить союзом но. |
2. К союзу зато нельзя задать вопрос. | 2. К местоимению то с предлогом за можно задать вопрос. |
3. Союз зато не является членом предложения. | 3. Местоимение то с предлогом за является членом предложения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.
Презентация для урока русского языка в 7 классе "Написание союзов и омонимичных им частей речи". Задания даны по учебнику М. Т. Баранова....
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы
Конспект урока в 7 классе...
Конспект урока « Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато». 7 класс.
Разработка урока русского языка по теме « Слитное написание союзов тоже, также, зато, чтобы» предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы. ...
Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"
Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...
Русский язык. 7 класс. Технологическая карта урока: "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ".
Представлена технологическая карта урока, в ходе которого дети должны не только освоить новое правило - слитное написание союзов, но и подготовиться к последующему изучению сложноподчиненных пре...
Конспект урока русского языка по теме "Употребление союзов хотя и чтобы"
Урок русского языка для слабсолышащих школьников 6 класс (вариант обучения 2.2)...
Конспект урока "Написание союзов тоже, также, чтобы"
показать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и наречий и местоимений с частицами же, бы...