Лексические средства выразительности
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Авхачева Маргарита Васильевна

Лексические средства выразительности для подготовки к ОГЭ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskie_sredstva_vyrazitelnosti.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Лексические средства выразительности — тропы.

Троп (от греч. ; — поворот) — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. Использование тропов создаёт новые сочетания слов с новым значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, придаёт ей образность, выразительность.

Эпитет (от греч.— приложение) — образное определение предмета или действия: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (А. Пушкин). Чаще всего эпитеты — это красочные определения, выраженные прилагательными.

Сравнение — сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания.

Сравнение может быть выражено:

  1. оборотами со сравнительными союзами:

Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола (К. Паустовский) — сравнительный оборот; Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают (В. Гаршин) — сравнительное придаточное;

2)        формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия:

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля (А. Сурков).

3)        формой творительного падежа имени существительного:

 В голове его молнией промчалась мысль;

4)        с помощью слов похож, подобен, напоминает:

 Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий).

Метафора (от греч.— перенос) — перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства. В основу переноса наименования с одного предмета на другой может быть положено сходство самых различных признаков предметов — цвета, формы, объёма, функции, назначения, положения в пространстве и времени и т.д.

В основе метафоры лежит скрытое сравнение. В метафоре можно выделить три компонента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, то есть о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях). Метафоры, получившие широкое распространение в языке, потускнели, стёрлись сравнения, лежащие в их основе. Между такой метафорой и обычным переносным значением слова не всегда можно провести чёткую границу. Метафора — это не слово в словаре, а сочетание слов в речи, например: открыть дверь — открыть сердце, украсить ёлку — украсить будни, скользить по льду — скользить по поверхности текста. Метафоризируются обычно глаголы и прилагательные.

В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла (В. Песков);

Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет... (К. Паустовский).

Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами одушевлённых предметов.

Лениво дума засыпает над умирающим трудом (А. Фет);

За окнами давка, толпится листва (Б. Пастернак).

Фразеологизмы (от греч. — выражение) — устойчивые сочетания слов. Фразеологизм по значению часто близок одному слову и употребляется в речи как целая, неразложимая единица: с глазу на глаз (наедине), дать стрекача (убежать), от корки до корки ( целиком, полностью).

Синонимы (от греч.— одноимённый) являются средством выразительности речи. Они обозначают одно и то же понятие, но различаются дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской: главный, важнейший, ведущий, основополагающий, центральный; говорить, разглагольствовать, изрекать, вещать, молоть, плести.

Синонимы бывают языковые и контекстные (контекстуальные). Например, языковыми синонимами будут выделенные в предложении слова: Он старался найти ту едва ощутимую грань, черту, которая отделяет вежливость от тонкой насмешки (А. Чаковский). Эти слова синонимизируются и вне этого предложения, они отражены в словарях синонимов. Если же слова оказываются тождественными по значению лишь в каком-то контексте, то они являются контекстными синонимами, например: Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, сморщились (А. Чехов).

 Гипербола ( от греч. – преувеличение, излишек) -стилистический приём, заключающийся в явном и намеренном преувеличении размеров, силы, значения, красоты описываемого предмета или явления. Цель этого образного выражения — усиление выразительности и подчёркивание мысли, например: говорить это сто (тысячу) раз, еды на год хватит, ждать целую вечность, испугаться до смерти, мечтать о чём-нибудь всю жизнь и др.

Гиперболическими могут быть изображаемая ситуация, предмет или характер.

Литота  - преуменьшение (от греч.  — простота): от горшка два вершка, осиная талия, капля в море, рукой подать и др. Литота — это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту называют ещё обратной гиперболой.

Антонимы (от греч. — против +  — имя) — слова с противоположным значением: добро — зло, счастливый — несчастный, утверждать — отрицать.

Антонимы, как и синонимы, могут быть языковыми и контекстными (контекстуальными), которые приобретают противоположное значение только в определённом контексте, например: Да здравствует солнце, да скроется тьма!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс

Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уро...

Презентация к уроку русского языка "Лексические средства выразительности" 7 класс

В презентации пошагово представлены все этапы урока, все виды деятельности учащихся на уроке русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности"....

Синтаксические и лексические средства выразительности речи (в помощь выпускникам)

Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов....

Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»

      Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»...

«Лексика. Лексические средства выразительности» Урок русского языка в 5 классе

v Цели урока: закрепить понятие «лексика»v совершенствовать навыки использования полученных знаний, формирование метапредметных, регулятивных и коммуникативных УУДv научить подбирать к словам синонимы...

Лексические средства выразительности и основные виды тропов

В данном материале дается объяснение лексических средств выразительности(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение)...