Лексические средства выразительности
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Лексические средства выразительности для подготовки к ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskie_sredstva_vyrazitelnosti.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексические средства выразительности — тропы.
Троп (от греч. ; — поворот) — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении. Использование тропов создаёт новые сочетания слов с новым значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, придаёт ей образность, выразительность.
Эпитет (от греч.— приложение) — образное определение предмета или действия: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она (А. Пушкин). Чаще всего эпитеты — это красочные определения, выраженные прилагательными.
Сравнение — сопоставление одного предмета с другим с целью художественного описания.
Сравнение может быть выражено:
- оборотами со сравнительными союзами:
Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола (К. Паустовский) — сравнительный оборот; Кусты шевелятся и шелестят, точно тихо разговаривают (В. Гаршин) — сравнительное придаточное;
2) формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия:
Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля (А. Сурков).
3) формой творительного падежа имени существительного:
В голове его молнией промчалась мысль;
4) с помощью слов похож, подобен, напоминает:
Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н. Заболоцкий).
Метафора (от греч.— перенос) — перенос названия с одного предмета на другой на основании сходства. В основу переноса наименования с одного предмета на другой может быть положено сходство самых различных признаков предметов — цвета, формы, объёма, функции, назначения, положения в пространстве и времени и т.д.
В основе метафоры лежит скрытое сравнение. В метафоре можно выделить три компонента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, то есть о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях). Метафоры, получившие широкое распространение в языке, потускнели, стёрлись сравнения, лежащие в их основе. Между такой метафорой и обычным переносным значением слова не всегда можно провести чёткую границу. Метафора — это не слово в словаре, а сочетание слов в речи, например: открыть дверь — открыть сердце, украсить ёлку — украсить будни, скользить по льду — скользить по поверхности текста. Метафоризируются обычно глаголы и прилагательные.
В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла (В. Песков);
Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет... (К. Паустовский).
Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами одушевлённых предметов.
Лениво дума засыпает над умирающим трудом (А. Фет);
За окнами давка, толпится листва (Б. Пастернак).
Фразеологизмы (от греч. — выражение) — устойчивые сочетания слов. Фразеологизм по значению часто близок одному слову и употребляется в речи как целая, неразложимая единица: с глазу на глаз (наедине), дать стрекача (убежать), от корки до корки ( целиком, полностью).
Синонимы (от греч.— одноимённый) являются средством выразительности речи. Они обозначают одно и то же понятие, но различаются дополнительными смысловыми оттенками или стилистической окраской: главный, важнейший, ведущий, основополагающий, центральный; говорить, разглагольствовать, изрекать, вещать, молоть, плести.
Синонимы бывают языковые и контекстные (контекстуальные). Например, языковыми синонимами будут выделенные в предложении слова: Он старался найти ту едва ощутимую грань, черту, которая отделяет вежливость от тонкой насмешки (А. Чаковский). Эти слова синонимизируются и вне этого предложения, они отражены в словарях синонимов. Если же слова оказываются тождественными по значению лишь в каком-то контексте, то они являются контекстными синонимами, например: Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, сморщились (А. Чехов).
Гипербола ( от греч. – преувеличение, излишек) -стилистический приём, заключающийся в явном и намеренном преувеличении размеров, силы, значения, красоты описываемого предмета или явления. Цель этого образного выражения — усиление выразительности и подчёркивание мысли, например: говорить это сто (тысячу) раз, еды на год хватит, ждать целую вечность, испугаться до смерти, мечтать о чём-нибудь всю жизнь и др.
Гиперболическими могут быть изображаемая ситуация, предмет или характер.
Литота - преуменьшение (от греч. — простота): от горшка два вершка, осиная талия, капля в море, рукой подать и др. Литота — это образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту называют ещё обратной гиперболой.
Антонимы (от греч. — против + — имя) — слова с противоположным значением: добро — зло, счастливый — несчастный, утверждать — отрицать.
Антонимы, как и синонимы, могут быть языковыми и контекстными (контекстуальными), которые приобретают противоположное значение только в определённом контексте, например: Да здравствует солнце, да скроется тьма!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Лексические средства выразительности" 7 класс
Диагностическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности" (тропы: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения), урок разработан к учебнику С.И.Львовой. К уро...
Презентация к уроку русского языка "Лексические средства выразительности" 7 класс
В презентации пошагово представлены все этапы урока, все виды деятельности учащихся на уроке русского языка в 7 классе по теме "Лексические средства выразительности"....
Синтаксические и лексические средства выразительности речи (в помощь выпускникам)
Таблицы по синтаксическим и лексическим средствам выразительности речи для учащихся 9-11 классов....
Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»
Конспект занятия элективного курса «Использование лексических средств выразительности речи»...
«Лексика. Лексические средства выразительности» Урок русского языка в 5 классе
v Цели урока: закрепить понятие «лексика»v совершенствовать навыки использования полученных знаний, формирование метапредметных, регулятивных и коммуникативных УУДv научить подбирать к словам синонимы...
Таблица - шпаргалка "Лексические средства выразительности"
В помощь при анализе стихотворения...
Лексические средства выразительности и основные виды тропов
В данном материале дается объяснение лексических средств выразительности(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение)...