Спряжение глаголов с безударным личным окончанием
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Три урока по теме "Спряжение глаголов с безударным личным окончанием" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spryazhenie_glagolov_s_bezudarnym_lichnym_okonchaniem.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучаем тему
«СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ»
5 класс
Цели и задачи (ко всем трём урокам по теме «Спряжение глагола с безударным личным окончанием»):
1) познавательные:
- ученики должны знать, как определять спряжение глагола с безударным личным окончанием (алгоритм);
- ученики должны уметь применять правило / алгоритм в практической работе, т.е. определять спряжение глагола с безударным личным окончанием, объяснять свой выбор;
2) развивающие:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);
- создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;
- создавать условия для развития внимания;
3) воспитывающие:
- прививать интерес к изучению русского языка.
Урок № 1
Тип урока – урок изучения нового материала.
Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием»; учебник
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
Учитель объявляет тему урока (слайд презентации). Вопрос к классу:
- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке? (Ответы учеников)
- А вот какие цели ставлю я (слайд презентации).
II. Словарная работа.
Игра «Узнай слово по его лексическому значению».
1.Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова. (Кроссворд)
2. Систематизированное собрание каких-либо предметов. (Коллекция)
3. Узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. (Мозаика)
4. Путь следования. (Маршрут)
5. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. (Пейзаж)
6. Рассматривать, наблюдать с удовольствием, с восхищением. (Любоваться)
7. Светло-фиолетовый; цвета сирени или фиалки. (Лиловый)
Ученики узнают, о каком слове идёт речь, записывают его в тетрадь (первый угадавший – на доске), подчёркивают орфограммы.
Задание 1. Составить словосочетание с любым записанным словом, разобрать его (словосочетание). Один ученик – у доски: трудный кроссворд, решать кроссворд.
Задание 2. Составить предложение со словом кроссворд. Разбор предложения:
Сегодня я решил трудный кроссворд.
III. Проверка изученного ранее материала (активизация знаний учащихся).
Выборочно-распределительное списывание.
На доске / слайд презентации: записаны предложения. Выписать из них глаголы и распределить в два столбика: в левый – глаголы I спряжения, в правый – глаголы II спряжения.
1. Высоко в небе блестят звёзды. 2. Сегодня соберутся старые друзья. 3. Кто труда не боится, того и лень сторонится. 4. Хороший урожай тому даётся, кто за дело ловко берётся. 5. В погожий солнечный денёк идёшь по лесной тропинке, следишь за белкой. 6. Где вы живёте? 7. Мы вас подождём. 8. Почему вы так кричите? 9. Вот уже целый час мы сидим и молчим. 10. На опушке леса мирно пасутся лоси.
Взаимопроверка (меняются тетрадями) с доски / слайд презентации (правильный вариант):
I спряжение
Соберутся
Даётся
Берётся
Идёшь
Живёте
Подождём
Пасутся
II спряжение
Блестят
Боится
Сторонится
Следишь
Кричите
Сидим
Молчим
Работа в парах: рассказывают друг другу правило (д/з), оценивают.
- Кто получил «5»? «4»? «3»? А кто не выучил правило и получил «2»?
После этого 1 ученик (из тех, кто получил «5») рассказывает правило вслух.
IV. Новая тема.
Учебник: с.267.
Задание: определите ударение, укажите окончания, назовите глаголы с безударными окончаниями.
Живёт, ездим, летит, поём, боремся, строит.
Можно ли на слух или по 3-ему лицу множественного числа определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?
Далеко не всегда: бор(ю,я?)тся, езд(я,ю?)т, стро(я,ю?)т.
Как же поступать в этих случаях?
Слайд:
Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
1) поставить глагол в неопределённой форме (сохраняя вид!), например, строите – строить;
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся (см. слайд):
- все глаголы на -ить, кроме брить, стелить;
- 7 глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
- 4 глагола на -ать: слышать, дышать, держать, гнать.
Все остальные глаголы (на -еть, -ать, -оть, -уть, -ыть и другие) относятся к I спряжению.
Читаем правило и образец рассуждения в учебнике на с.267. Орфограмма № 25.
V. Закрепление.
Предупредительный диктант.
Слайд: Пляш..т, бормоч..т, смотр..т, дыш..т, гон..т, гоня..т, слыш..т, слуша..т.
Задание: объяснить выбор гласной в окончаниях глаголов (определить их спряжение). После этого слайд закрывается; учащиеся пишут под диктовку. Взаимопроверка (меняются тетрадями) – слайд.
Комментированное письмо:
- упражнения: 679 (5 первых слов);
- 680 (4 первых слова).
Морфемный разбор:
- упр. 679: задержим (I вариант), отпилим (II вериант).
Осложнённое списывание.
Задание: определить спряжение глаголов и в соответствии с этим дописать их окончания.
Слайд: Ты дремл.., ты не обид..ся, он завис.., ты увид..ся, ты исправ..ся, вы оформ.., они услыш.. .
Самопроверка с доски (правильный вариант).
Составьте с любыми двумя записанными глаголами словосочетания: глагол + сущ., глагол + нареч. Запишите в тетрадь. (По одному примеру записывают на доске, разбирают)
Составьте предложение с обращением. Запишите в тетрадь.
Повторение. Что такое обращение? Как обращение выделяется на письме? Является ли обращение каким-либо членом предложения?
VI. Домашнее задание: параграф 120, повт. параграф 119; упр. 679 (6 слов), 680 (4 слова).
VII. Подведение итогов урока:
- Что мы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какие правила вспомнили?
Урок № 2
Тип урока – урок закрепления знаний.
Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием»; учебник
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель обращается к классу:
- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
- Над чем мы будем работать сегодня? (Ответы детей – закреплять правило написания окончаний глаголов с безударным личным окончанием).
- Какие цели вы ставите перед собой на этом уроке?
- Записываем тему урока. (Слайд презентации)
II. Словарная работа (слайд)
Колыхать Колышень – мелкая зыбь на море (русск.).
Колыхаться
Колыханье
Колышется (х//ш)
Задание 1. Составить предложение со словарным словом.
Записываем предложение для синтаксического разбора:
Тихо струится лесной ручеёк, колышутся над водой зелёные травинки.
Задание 2. Составить схему предложения.
Задание 3. Определить спряжение глагола колышутся; устно проспрягать его, чётко проговаривая окончания.
III. Проверка домашнего задания.
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
Работа в парах: рассказывают друг другу правило (д/з), оценивают. 1-2 человека рассказывают правило вслух.
IV. Закрепление.
Осложнённое списывание.
Задание: определить спряжение глаголов и в соответствии с этим дописать их окончания.
Слайд. Ты вспомн.., они стро.., она выступ.., мы рассмотр.., он стел.., ты расспрос.., он распиш..ся.
Взаимопроверка (слайд).
Выборочный диктант.
Задание: выбрать из текста глаголы с безударными личными окончаниями, выписать их, обозначив окончание и указав спряжение.
Слайд.
… Раннее утро. Низко над водой стел..тся туман. Едва заметно колебл..тся тростники. В их зарослях бормоч..т и воз..тся какие-то крупные птицы. Чуть слышно шепч..тся прибрежные ивы. С жестяным свистом пронос..тся утки.
Пахн..т дымком. Это рыбаки развели костёр, закинули удочки и смотр..т, не отрываясь, на поплавки: а вдруг клюн..т?
В тетради. Стелется (I спр.), колеблются (I спр.), бормочут (I спр.), возятся (II спр.), шепчутся (I спр.), проносятся (II спр.), пахнет (I спр.), смотрят (II спр.), клюнет (I спр.).
Дополнительное задание: синтаксический разбор второго предложения.
Низко над водой стелется туман.
Упражнение 689.
Задание: выразительно прочитать стихотворение, списать, обозначить спряжение глагола, объяснить.
Фонетический разбор: всё.
Всё – 1 слог
В – ф – согл., глух., парн., тв., парн.
С – с – согл., глух., парн., мягк., парн.
Ё – о – гласн., уд.
3б., 3 зв.
Морфемный разбор: берёзонька.
Морфологический разбор: (в) стороне.
(В) стороне – сущ.
I. Видится (где?) в стороне. Н.Ф. – сторона.
II. Пост. – нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.; непост. – в пр.п., в ед.ч.
III. Видится (где?) в стороне.
РР: составить предложение, где подлежащим было бы слово берёза (берёзка, берёзонька), а сказуемым – имя прилагательное (полное или краткое).
Диктант с продолжением (упр. 688) – самостоятельно.
(Для сильных учащихся – сочинение «Что делает мой брат (папа, моя сестра, мама и т.д.) до ухода в школу (на работу)» (по желанию))
Дополнительное задание: составить схему одного из предложений с однородными членами. Подчеркнуть все глаголы в тексте.
V. Домашнее задание: повторить параграф 120, упр. 690, вторую часть текста подготовить к написанию по памяти.
VI. Итоги, выводы по уроку.
Урок № 3
Тип урока – урок контроля знаний.
Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, диск с презентацией «Спряжение глаголов с безударным личным окончанием»; учебник
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель обращается к классу:
- Какую тему мы изучали на двух предыдущих уроках?
- Все знают, как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
- Все умеют безошибочно определять, какую гласную нужно писать в окончании глагола с безударным личным окончанием? (Ответы детей).
- Сегодня у нас последний урок по этой теме. Какие цели вы поставите перед собой на уроке?
- Записываем тему урока. (Слайд презентации)
II. Словарная работа: записать как можно больше слов с корнем -бер- / - бир- (корень выделить).
Морфемный разбор: собирают.
Составить предложение со словом приберу (устно).
Записываем предложение: Девочки на лесной поляне собирают цветы.
Задание: произвести синтаксический разбор предложения.
Составить и записать предложение с прямой речью (с одним из записанных слов), составить схему этого предложения.
Например: Мама сказала дочке: «Ты наберёшь ягод, а я испеку пирог».
III. Проверка домашнего задания: самодиктант с дополнительным грамматическим заданием.
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт;
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
(П.А.Вяземский)
Взаимопроверка (меняются тетрадями) – слайд.
Задание: произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему (на доске).
IV. Контроль знаний учащихся по изучаемой теме.
Упражнение 687 (самостоятельно)
Буквенный диктант.
Задание: определить, какая буква пишется в окончании глагола.
1. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. 2. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река… 3. Внимая песням, с берегами, ласкаясь, шепчется река. И тихо слышится над нею весёлый шелест тростника. 4. Месяц меж тучек над полем сияет. Бледная тень набегает и тает. 5. Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит…
В тетради: Е, И, И, Е, И, Е, Е, Е, И. (Взаимопроверка со слайда)
Цифровой диктант.
Задание: определить спряжение глагола.
1. Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли. 2. Весело цветики в поле пестреют; их по ночам освежает роса, днём их лучи благодатные греют, ласково смотрят на них небеса. 3. Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. 4. От прилёта зябликов до кукушки проходит вся краса нашей весны.
В тетради. 1, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 2. (Взаимопроверка со слайда)
Мини-тест.
1. Личные окончания глаголов I спряжения:
а) -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют);
б) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).
2. Личные окончания глаголов II спряжения:
а) -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ут(-ют);
б) -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят).
3. Спряжение у глагола с безударным личным окончанием определяем:
а) по форме 2 лица единственного числа;
б) по форме 3 лица множественного числа;
в) по неопределённой форме.
4. К I спряжению относятся все глаголы в ряду:
а) брить, мыть, писать, дышать;
б) веять, сеять, рисовать, гулять;
в) петь, смотреть, рисовать, танцевать.
5. Ко II спряжению относятся все слова в ряду:
а) терп..т, дума..т, мечта..т, собира..т;
б) ход..т, тороп..тся, спеш..т, стел..т;
в) слыш..т, смотр..т, вид..т, говор..т.
В тетради: 1а, 2б, 3в, 4б, 5в. (Самопроверка со слайда).
- Кто выполнил тест на «5»? на «4»? Какие были ошибки?
- Ещё раз сформулируем правило правописания глаголов с безударным личным окончанием. (1-2 ученика рассказывают правило).
V.Развитие речи: упр. 693 (рассказ по рисунку).
Дополнительное задание: подчеркнуть глаголы, указать их спряжение.
VI. Домашнее задание: упр. 697 (+ дополнительное задание для сильных учащихся: вспомнить и записать другие известные пословицы и поговорки о труде).
VII. Итоги, выводы по уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ I и II СПРЯЖЕНИЙ"
Конспект урока...
Конструкт урока в 5 классе по теме «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».
Методическая разработка урока по ФГОС...
«Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»
Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»...
Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
Русский язык. 5 класс...
Дистанционный урок русского языка "Как определить спряжение глагола с безударными личными окончаниями". 5 класс
Дана инструкция ученикам для самоподготовки в период дистанционного обучения, ссылки на дидактические ресурсы, позволяющие организовать процесс обучения....
Дистанционный урок по русскому языку в 5 классе. "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием" (2) Закрепление.
Ученикам предложена инструкция для самоподготовки в период дистанционного обучения, даны ссылки на образовательные ресурсы интернета и указаны интерактиные тесты и тренажеры педагога, расположен...
Работа в группах "Спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола"
В группах по 2-4 человека всегда работать веселее. Ученики при такой работе запоминают гораздо больше, потому что им помогают свои же одноклассники, то есть нет страха сказат...