Методическая разработка "УУД на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шарагольская средняя общеобразовательная школа» |
671835, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Шарагол, ул. Октябрьская, 20, 8 (30142) 37-1-10 e-mail: sharagolshkola@gmail.com
Методическая разработка
«УУД на уроках русского языка»
2018г.
Содержание
- Актуальность темы. Цели и задачи.
- Введение. Понятие УУД. Виды УУД. Функции УУД
- Формирование у учащихся личностных УУД
- Формирование у учащихся регулятивных УУД
- Формирование у учащихся познавательных УУД
- Формирование у учащихся коммуникативных УУД
- Проектирование урока с планируемыми результатами
- Структура урока по новым образовательным стандартам ФГОС
- Используемая литература
Актуальность темы
В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, поэтому важно развить в нём познавательные и созидательные способности путём непрерывного самообразования. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД). Современное образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, заключающийся в стремлении научить ребёнка учиться, развить личность с гражданской и нравственной позиции, ценностными ориентирами, которые предусмотрены новыми стандартами российского образования. Понимание необходимости переориентировать обучающихся на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания образования, новыми приоритетами в образовательной политике, изменением концептуальных ориентиров побудили меня к поиску новых подходов к преподаванию русского языка и литературы.
Цель: описать педагогический опыт по созданию условий для активизации учебной деятельности школьников на уроках русского языка, по созданию оптимальных условий для получения высокого качества обучения; научить школьников самостоятельно добывать знания и применять их на практике путем формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Задачи:
- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы по самообразованию;
- знакомство с системно-деятельностным подходом при обучении русскому языку и применение данного подхода в учебной деятельности;
- изучение приемов формирования УУД, применение их на уроках русского языка;
- прохождение курсовой подготовки с целью повышения квалификации;
- знакомство с передовым опытом учителей и работа по апробации полученных знаний на практике;
- участие в системе методической работы;
- обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.
Введение
Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной и справочной литературой и т. д.- активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать, извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т. д. Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Функции УУД:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды УУД.
Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные УУД. Выделение условий развития универсальных учебных действий в образовательном процессе позволило сформулировать общие рекомендации по формированию УУД в ходе образовательного процесса с учетом специфики учебных предметов, которые закреплены в следующих документах: «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа».
УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Владение УУД позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, в том числе «умение учиться».
Формирование у учащихся личностных УУД.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, в презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений и т.д. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти свое место в жизни, сориентироваться в моральных нормах. Благодаря этим текстам ученики приходят к пониманию необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры, а также работать над развитием своей собственной речи. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, учитель вместе с детьми дает нравственную оценку содержанию этих упражнений (дети определяют идею данных текстов.
Предмет «Русский язык» воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи.
Формирование у учащихся регулятивных УУД
- Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Формирование у учащихся познавательных УУД
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование у учащихся коммуникативных УУД
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов;
- управление поведением партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем.
Коммуникативные УУД успешно формируются, если правильно организована на уроках, работа в паре. Использование данной формы работы позволяет всем ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остается.
Наиболее целесообразно применять работу в парах на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный багаж знаний по пройденным темам или разделу. Однако работу в парах можно применять и на уроках усвоения новых знаний, на уроках контроля.
Здесь можно привести пример деятельности детей, приводящей к развитию коммуникативных УУД: ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проверить правильность выполненного задания. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.
Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными.
Плюсы использования групповой работы на уроках для формирования коммуникативных УУД:
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.
4) Знания усваиваются лучше.
5) Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх
Проектирование урока с планируемыми результатами
№ п/п | Предмет | |||
Класс | ||||
Учебник | ||||
Вид урока | ||||
Тема урока | ||||
Цель урока | ||||
Задачи урока | ||||
Действия, осуществляемые для достижения цели урока | ||||
Используемые технологии | ||||
Планируемые результаты | ||||
Познавательные | Коммуникативные | Личностные | Регулятивные | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
Этап урока | Этап урока | |||
Опрос | Опрос | |||
Структура урока по новым образовательным стандартам ФГОС
Тема:
Тип урока:
Цель:
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: научатся понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы изучающего чтения при работе с различными текстами, а также приёмы слушания, критично относится к собственному мнению.
Регулятивные: научатся соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные: научатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для предметной учебной задачи в несколько шагов.
Предметные:
Личностные: научатся объяснять положительные и отрицательные оценки поступков с позиции общечеловеческих и национальных гражданских ценностей.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
1.Орг. момент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | |
2.Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. | Познавательные УУД: владеть приёмами анализа и систематизация материала | |
3.Постановка проблемы (основного вопроса урока). Цель: обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем? Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, формулировка темы урока. | Проблемная ситуация. | Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать проблему урока, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
4.Открытие нового знания. Цель: решение главной задачи и обсуждение проекта её решения, организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма. | Познавательные УУД: - перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель). Коммуникативные УУД: - умение работать в группах, в паре. | |
5.Развитие учебно-языковых, правописных, речевых умений. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | Познавательные УУД: - анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.); - строить логические рассуждения; - производить анализ, синтез, сравнение. | |
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | ||
7.Рефлексия деятельности. Цель: осознание учениками своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - Назовите ключевые слова урока. Ученики отвечают на вопросы: - Какую задачу ставили а начале урока? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё для решения поставленной задачи? - Где можно применить новые знания? | Регулятивные УУД: - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
8.Домашнее задание. | Познавательные УУД: - свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях. |
Используемая литература
- Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
- Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.
- Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.
- Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. – М., 2001. – 307с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
- Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
- Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
- Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина.
- Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования. – М.: 2008.
- Долинина Тамара Альбертовна. Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения на тему, связанную с анализом текста. Екатеринбург,2011
- Егораева Г. Т. 9 класс. ОГЭ. Типовые тестовые задания.- М., «Экзамен»,2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка к уроку русского языка на тему "Внимание! Опасный безударный гласный!"
В презентации представлен материал, помогающий обобщить знания учащихся 2-го класса о безударных гласных в корне слов, способах их проверки в сочет ании с повторением правил пожарной безопасност...
"Значение суффиксов имён существительных". Методические рекомендации к уроку русского языка в 5 классе
Данный ресурс включает план урока, презентацию....
Методическая разработка для урока русского языка и литературы
Вв данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Стилистичиские функции причастий”. Урок разработан с использованием технологии системно – деятельностного подхода. Урок постро...
Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»
Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...
Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ развивать умение применять знан...
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.Цель урока: познакомить учащихся с понятием &laq...