Урок развития речи в 7-ом классе.Законы делового письма
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Подсекина Альбина Рашитовна

Урок с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadanie_1.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                        Урок развития речи в 7-ом классе

               Законы делового письма (правила делового этикета)

Цели:

1.Продолжить работать над знанием учащимися официально- делового стиля языка.

2.Освоить типовые модели коммуникации в деловой сфере (деловое письмо).

3.Помочь учащимся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека, в успешности и востребованности;

4.Формировать чувство языка, воспитывать уважение к русскому языку.

Оборудование.  Ноутбук с проектором, классная доска, раздаточный материал с текстом

Оформление.  На экран проектируются афоризмы: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» (Наполеон Бонапарт), «»Ясность-главное достоинство речи» (Аристотель).

Ход урока.

Стадия вызова. Мозговой штурм и  составление таблицы. Все версии записываются на доске.

 Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг, brainstorming) включает в себя два этапа:

       1.Класс выдвигает идеи по заданной теме. Все идеи фиксируются, в том числе на первый взгляд абсурдные. Критиковать нельзя.

2.Оценка идей. Отбор материала

 Суть метода — в отделении процесса генерации идей (первый этап) от их анализа и отбора (второй этап).

Учитель: Сегодня мы с вами вспомним особенности официально-делового стиля речи.(На экран выводится незаполненная таблица «Официально-деловой стиль»). Для обсуждения предлагаю следующие вопросы:

 Где используется официально-деловой стиль? С какой целью его используют? Каковы общие признаки этого стиля речи? Каковы языковые особенности стиля?

После обсуждения на основе записей и отбора учащимися делается вывод об особенностях официально-делового стиля , заполняется таблица и записывается в тетрадь

                             Официально-деловой стиль

Где используется?

Цели стиля

Общие признаки

Языковые особенности

Документы, Конституция, законы, заявления, объявления, расписки, деловые письма и т.д.

Дать точную информацию в деловых целях

Официальность, строгость

Фамилии, имена, отчества людей (полностью), точные даты, подписи, устойчивые специальные обороты- канцеляризмы

     

Учитель: Во многих развитых странах вопрос оценки персонала и продвижения чиновника по служебной лестнице уже давно поставлен в зависимость от его умения готовить разного рода документы и материалы. В этих странах госслужащим периодически предлагают выполнять языковые тесты, писать диктанты или сочинения с целью проверки их знаний в области родного языка и умений грамотно излагать свои мысли на бумаге.
Сегодня мы поговорим с вами о  законах делового письма.

Стадия осмысления. Работа с информационным текстом «Деловое письмо».

На столе у каждого учащегося лист с текстом. Применяется прием маркировки текста – инсерт. Читая текст про себя, следует делать пометки карандашом (V- знаю, +- новое, - - вызывает сомнение, ?- вопросы  «толстые» и «тонкие»). Для вопросов на листе с текстом оставлены поля.

                                 Текст (из Интернета)

«Искусство написания писем ценилось нашими предками, как бесценный дар. В эпоху, когда общение на расстоянии было возможно только посредством писем, целые романы были созданы в эпистолярном жанре. Сегодня, во времена телефонов, сотовой связи и электронной почты составление писем для дружеской переписки или общения с родными перестало подчиняться жестким требованиям.

Однако осталась сфера, в которой написание писем все еще необходимо Речь идет о деловой переписке. Сегодня мало кто точно знает, как правильно написать письмо близкому другу, пожилому родственнику или малознакомому человеку.(…)

Но делопроизводство любой компании включает письма, и поэтому деловая переписка по-прежнему остается важнейшей частью взаимоотношений между партнерами, клиентами и заказчиками, работодателями и работниками. Необходимо четко знать, как правильно написать письмо, чем отличается деловое письмо от личного, что должно включать в себя оформление письма, как писать письма для разных ситуаций.

 Именно правильно проведенные деловые переговоры, грамотно оформленное соглашение или умелое обоснование того или иного предложения в конечном итоге определяют успешность предпринимательской деятельности. 
   
Деловое письмо – это документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами, которыми могут быть и юридические, и физические лица.

Деловое письмо выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это информационная функция. В письме фиксируются факты, сведения, мнения и другие явления практической и мыслительной деятельности людей.

Письмо обладает организационной функцией. С помощью письма обеспечивается воздействие на людей в целях организации. Внешние связи организаций обеспечивает коммуникативная функция письма.

Письмо несет юридическую функцию, поскольку его содержание используется в качестве свидетельства, доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами отношений. Наконец, письмо выполняет воспитательную функцию, поскольку требует повышенного уровня образовательной подготовки, дисциплинирует исполнителя, а хорошо оформленное письмо воспитывает эстетический вкус управленческого персонала, поддерживает престиж организации - автора документа.

. Деловое письмо необходимо писать самому. Написание деловых писем не стоит передоверять секретарю, который не знает подробностей вашего общения с партнером. В исключительных случаях стоит написать письмо от руки — это подчеркивает значение адресата для автора письма.
Письмо нужно
писать с точки зрения интересов того человека, которому оно направлено. даже в том случае, если это письмо должно принудить человека выполнить некие обязательства Письмо часто заканчивается стандартными формулировками: «С уважением», «Искренне Ваш», «С надеждой на продуктивное сотрудничество», «С благодарностью за сотрудничество» плюс подпись (должность, ФИО) адресанта. 

Поля – важный атрибут делового стиля: слева – около трёх сантиметров, справа – около полутора. Поля пригодятся адресату для возможных заметок, а также для подшивки письма в архивную папку. Для легкого восприятия текст должен быть набран одним и тем же шрифтом. Стандартной практикой является использование шрифта Times New Roman с 12-м размером кегля и единичным интервалом между строками.

Кроме того, для удобства необходим регистрационный номер письма, включающий в себя дату подписания письма руководителем. Регистрационный номер ставится в верхнем левом углу письма. Это поможет отслеживать судьбу вашего послания. Следование перечисленным правилам гарантирует успешное сотрудничество с адресатом послания и зарекомендует вас как тактичного, вежливого человека. Большинство перечисленных правил подойдет и для электронной переписки».

Скорее всего, проставление двух первых значков не вызовет затруднений. По третьему пункту, возможно, дети засомневаются в огромной важности правильного написания делового письма («Неужели успех в делах может зависеть от какой-то не очень правильно составленной бумаги?»). «Тонкие» вопросы учащихся (на понимание текста) будут примерно такими: Какие функции выполняет деловое письмо? Почему особо важные письма следует писать от руки? С какой целью надо соблюдать правила оформления письма? И т.д. «Толстые» вопросы  - проблемные, побуждающие к дальнейшему поиску ответа. Например: Как это- «писать письмо с точки зрения интересов того человека, которому оно направлено»? «Каким образом можно письмом «принудить человека выполнить некие обязательства»?

Стадия рефлексии. Кластер и создание собственного текста.

Учитель: Что из того, что вы прочитали, вам было знакомо? Что нового вы узнали из текста? Что вызвало сомнения? Как вы можете отстоять свою точку зрения?

Затем обсуждаются вопросы к тексту, поставленные учащимися, даются ответы на них.

Задание1.  Сформулируйте требования, которые необходимо соблюдать, вступая в деловую переписку.
Примерный ответ, оформляемый в виде кластера:


                         Правила составления делового письма

Точность                           Лаконичность                      Убедительность

Комментарий учителя.  Точность.Это качество делового письма должно избежать двусмысленного или неясного понимания изложенного. Точности документа мешают и слэнг, и профессионализмы, в большом количестве попадающие в язык деловой переписки.
       
Лаконичность. Многие излагают на трех страницах то, что можно было бы написать в трех предложениях. Деловые письма должны содержать ту информацию, которая интересна адресату. Ни одно письмо, даже самое короткое, не будет прочитано до конца, если первая же фраза не вызовет у читателя устойчивого интереса.
 
Убедительность. Это требование достигается двумя качествами текста: аргументированностью и грамотностью. К числу самых сильных аргументов относятся факты: примеры, ссылки на документы, постановления, акты и др.

Задание 2.Составить деловое письмо по образцу (образец письма выведен на экран проектором – Приложения 1,2)


      Домашняя работа: Подготовиться к анализу деловых писем, написанных одноклассниками. Для этого разработать план- анализ делового письма, опираясь на кластер и таблицу, составленные на уроке.

                           Использованная литература

1.Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами/ авт.-сост. В.Н. Пташкина (и др.).-Волгоград: Учитель, 2011.

2.Курсовая работа «Деловое письмо».(Электрон. ресурс). Режим доступа:  www.bestreferat.ru|referat-21|091.html

3.Нугайбекова М.А. Актуальные проблемы современного образования.- Самара, 2011.

            Приложение 1.Образец делового письма

Речевые стандарты:

Сообщаем (Вам о том), что …

Доводим до Вашего сведения, что …

Ставим Вас в известность (о том, что) …

Используйте производные предлоги: вследствие, ввиду, в течение, в продолжение и т. п.

               Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5-8 классах." Напиши мне письмо".

Тема : Напиши мне письмо.Цель :Научить детей написанию писем, история письма, правила написания письма, Виды писем, как подписывать конверт, Советы,при написании письма....

Урок развития речи. Навыки написания делового письма.

Урок развития речи закрепляет навыки написания деловой бумаги –  расписки, совершенствует навыки правописания  приставок и грамматического разбора слов, развивает  и активизирует речь у...

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные...

Презентация к уроку развития речи в 5-6 классе на тему-Письма бывают разные......

Урок письма и развития речи в 9 классе по теме "Деловое письмо:заявление"

Тема. «Деловое письмо:заявление»I.Огр.момент-Здравствуйте, ребята!-Садитесь!- Сегодня у нас немного необычный урок.- Кто скажет, чем он необычен? (гости)- Верно.- Но за годы обучения в шко...

Методическая разработка на тему: "«Законы делового письма (правила делового этикета)» Урок развития речи в 7-ом классе

Цели:1.Продолжить работать над знанием учащимися официально- делового стиля языка.2.Освоить типовые модели коммуникации в деловой сфере (деловое письмо).3.Помочь учащимся осознать важность умения влад...