Методическая разработка "Написание поздравительной открытки к празднику «День матери» на уроке развития речи"
методическая разработка по русскому языку по теме

Самолетова Марина Павловна

Методическая цель урока: формирование универсальных учебных действий обучающихся  при написании  поздравительной открытки на уроке развития речи.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с историей возникновения поздравительной открытки, с историей появления праздника День матери, актуализировать  знания обучающихся по композиции поздравительной открытки;

развивающие: формировать логическое и абстрактное мышление обучающихся; формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, развивать творческие способности и речь обучающихся;

воспитательные: формировать культуру общения на уроке; формировать нравственные позиции обучающихся, воспитывать любовь к родному языку, уважение к человеку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                           

Методическая разработка

 Написание поздравительной открытки к празднику «День матери» на уроке развития речи

Самолетова Марина Павловна,

 преподаватель русского языка и литературы

                                                                 

Тверь

2014


Оглавление                                          

                                                                                                                       

  1. Пояснительная записка ………………………………………………….3
  2. Основная часть  

1)  План-конспект урока «Написание поздравительной открытки к празднику «День матери»………………………………………………..4

  1. Список использованной литературы……………………………………11

Основная часть

Тема урока.         

 Урок написания поздравительной открытки к празднику «День матери».          

                   

Методическая цель урока: формирование универсальных учебных действий обучающихся  при написании  поздравительной открытки на уроке развития речи.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с историей возникновения поздравительной открытки, с историей появления праздника День матери, актуализировать  знания обучающихся по композиции поздравительной открытки;

развивающие: формировать логическое и абстрактное мышление обучающихся; формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, развивать творческие способности и речь обучающихся;

воспитательные: формировать культуру общения на уроке; формировать нравственные позиции обучающихся, воспитывать любовь к родному языку, уважение к человеку.

Тип урока: урок развития речи

Вид  урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, поздравительные открытки,  современные конверты и марки.

Эпиграф урока.

Учиться говорить и писать нужно все время.

Д.С.Лихачев.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка подготовленности обучающихся к уроку, эмоциональный настрой.

  1. Изложение темы урока по вопросам:
  1. Вступительное слово преподавателя.

Наш  век – век современных технологий, поэтому эпистолярный жанр сейчас вытеснен современными ритмами, телефонной связью.  Теперь популярны sms-сообщения, электронные письма, очень  жаль, что уходит в прошлое такие замечательные жанры, как письмо и открытка. Когда-то  они были очень популярными и востребованными. 

Сегодня на занятии мы расширим наши представления об эпистолярном жанре, вспомним историю возникновения поздравительной открытки, будем формировать навыки написания открытки, развивать письменную и устную речь, познакомимся с историей  замечательного праздника – День матери.

 При  подготовке к уроку было создано несколько творческих групп из ребят 3 взвода, которые подбирали материал из истории  открытки, писали стихотворения о маме, готовили рисунки.

Сегодня у нас необычное занятие – мы не просто учимся писать поздравительные открытки, но и участвуем во Всероссийской социальной акции: «Мама, я тебя люблю!», которую проводит Почта России в преддверии  праздника Дня матери. Наши суворовцы приехали в Тверь из разных уголков России: Волгограда и Воронежа, Москвы и Южно-Сахалинска, Рязани и Иркутска. Каждый мечтает встретиться с семьей, увидеть своих мам, поздравить их с праздником. К сожалению, это трудно сделать.   В этом нам помогут поздравительные открытки, которые  мы сегодня напишем и отправим по почте. Ведь слова любви, написанные от руки, несут больше тепла и  доброй энергии, чем простые  смс.  

Мама - это слово произносят все дети на свете. С первого дня жизни ребенка мама живет его дыханием, его слезами, его улыбками. У мамы самое доброе сердце, самые добрые и ласковые руки на свете.

Вопрос 1:История возникновения праздника День матери.

По некоторым источникам, традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме. Римляне посвящали три дня в марте матери богов –  Кибеле.  Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее.  С XVII по XIX век в Великобритании отмечалось «мамино воскресенье». В этот день юноши и девушки, которые работали подмастерьями или слугами, возвращаясь  домой, приносили в подарок своим мамам фруктовый пирог. Традиционно этот старинный английский праздник отмечался 22 марта.

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина  от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и  бескорыстной жертве ради блага своих детей.

2) Во многих странах мира отмечают День матери.(выступление учащихся 1 группы:

День матери в разных странах.  Что может быть ценнее материнской любви? Она превозносится у всех народов мира с любой культурой. Многие государства, отдавая дань уважения материнству, празднуют День матери. Правда, в каждой стране отмечается он по-разному и в разное время. Но суть у этого праздника одна – выразить своё почтение женщине, благодаря которой зарождается новая жизнь.

Матерей в это же самое время чествуют и в Австралии. При этом своим мамам дети дарят красные гвоздики. А вот белые гвоздики кладут на могилы умерших матерей. На протяжении всего праздника сыновья и дочери беспрекословно слушаются родительниц и стараются им во всём угодить. Кроме цветов принято дарить подарки, изготовленные собственными руками.

В Канаде торжества, связанные с чествованием матерей, проходят с таким же размахом, как и Рождество. Толпы детей разных возрастов «штурмуют» супермаркеты, а места в ресторанах заказывают за месяц до знаменательной даты. Все ходят с гвоздиками, приколотыми к одежде. Дома на кухне хлопочут дети. Они пекут торты и готовят разнообразные блюда для праздничного стола. Подарки мамам принято дарить не дорогие. Это лишний раз подчёркивает, что главным должно быть внимание.

Зато в Мексике менталитет совсем другой. Там матерям дарят дорогущие презенты. Иногда детям приходится работать несколько месяцев, чтобы накопить необходимую сумму. В праздничный день все богослужения в церквях посвящены матери Божьей, а люди ходят по улицам в приподнятом настроении и оказывают повышенное внимание женщинам с детьми.

Во Франции почитание матери стало практиковаться во времена Наполеона Бонапарта. Современный праздник отмечают с 1950 года. Приходится он на последнее майское воскресенье. Французы не считают цветы главным подарком. Они предпочитают дарить презенты средней стоимости. Это может быть набор косметики, картина, редкая книга или бутылка хорошего вина. В этот день принято всей семьёй ужинать в ресторане. Особым шиком считается пирог, испечённый детьми.

3) Слово учителя:

Счастье и красота  материнства во все века воспевались лучшими художниками: Рафаэлем, Леонардо да Винчи, Венециановым (работа с картинами). 

 Вопросы:

- Что объединяет все эти картины? Что общего в них, написанных разными художниками в разное время?

- Кого прославляют художники и за что? (прекрасных молодых матерей, их женственность и нежность, самопожертвование и любовь к ребенку)  

На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

А материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости (икона Владимирской Божией матери)  Перед вами икона «Владимирская Богоматерь». Младенец Иисус прикоснулся округлой щечкой к щеке Марии. Придерживая сына рукой, она словно пытается защитить от уготованной ему участи. У нее грустные глаза, словно мать предвидит те испытания, которые ему выпадут.

А как живем мы? Что нас волнует и радует? Вы о своих мамах сказали так…(звучат стихи учеников).

 Но, пожалуй, самой трагичной была судьба матери в годы войны. Женщины и война...

 Во время Великой Отечественной войны в 1944 году был учрежден орден «Мать-героиня».

1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья - Анне Алексахиной.

Композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира. Работа скульптора Е. В. Вучетича Родина- мать  представляет собой многометровую фигуру женщины,  шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. 

Вопрос 2. История возникновения почтовой открытки

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова российского академика Д.С.Лихачева, который утверждал: «Учиться говорить и писать нужно все время».

А  как появилась открытка?

ОТКРЫТКА относится к эпистолярному жанру. В переводе с латинского, «письмо, писание, послание».

Сообщение об истории появления открытки: Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам.Согласно их мнению, открытка возникла во время Франко-прусской войны.

            У солдат часто заканчивались писчая бумага и конверты, поэтому , чтобы передать весточку  родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники.  Чтобы отвлечься от тяжёлых военных будней , солдаты разрисовывали свои картонные прямоугольники.

    Один из разрисованных прямоугольников попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки

В России история  открытки началась позднее -  в 1872 году появились первые открытые письма.

Они не были иллюстрированы и выполнены на бумаге разных цветов. Открытки на бумаге чёрного цвета можно было отправлять как внутри города, так и в другие города.

 Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зелёные - для иногородних отправлений.

На Западе существует наука – ДЕЛТИОЛОГИЯ, которая изучает историю, символику открыток. Однако это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки - того, что позволяет этому маленькому кусочку картона быть необходимым в нашей жизни. Но разгадка и не нужна.

Поздравительные открытки служат проводником самых светлых чувств – любви, уважения, признательности. Поэтому неудивительно, что многие пишут открытки сами, вкладывая в них частичку своей души.

Вопрос 3. Написание открытки.

  • Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку.  Обращение должно быть приятным. Как мы обратимся к маме?
  •  ( Дорогая мама!  Милая, добрая мама!)
  • -  Следующая часть открытки - информация о том, с чем поздравляют, здесь мы указываем название праздника
  •  -  Затем можно высказать свои добрые пожелания – это третья часть ,самая трудная часть.
  •  -  С каких слов можно начать пожелание?
  • (Желаю тебе. . . . От всей души желаю. . . . Искренне желаю. . . . От всего сердца желаю. . . Хочу пожелать. . . Хочу, чтобы. . . Пусть. . .
  • Желаем веселья, улыбок, хорошего самочувствия, оставаться такой же доброй, красивой, чтобы улыбались, сияли ваши глаза …
  • Учащиеся приступили к написанию открытки.

Вывод:

Сколько бы хороших, добрых слов ни было сказано мамам, лишними они не будут:

Спасибо вам!.. И пусть каждой из вас почаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на ваших лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!»

Рефлексия. (Беседа с обучающимися).

- Что вы узнали сегодня на нашем уроке? Чему научились?

- Что сможете использовать теперь в своей повседневной жизни?

 Задание на самоподготовку:

    Напишите поздравление  своей бабушке в канун Дня пожилого человека.

 

Использованная литература и интернет-ресурсы

  1. Русский язык 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2/М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Кублицкий Г. Письмо шло пять тысячелетий. Издательство «Малыш», М. 1991.
  3. http://www.vevivi.ru/best/index.php?s=b246ce261ee041b3a299eaf5f25655c2&autocom=downloads&req=download&code=confirm_download&id=107328 
  4. http://festival.1september.ru/articles/594341/ 
  5. http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/urok-pisma.html 
  6. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/uroka-v-6-klasse-pismo


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал к урокам развития речи. Описание памятника.

Описание памятников литературных героев,архитектурных сооружений, знаменитых людей.Данные презентации подготовлены учениками 8 "Г" класса к урокам развития речи по  теме "Описание памятника"....

С любовью к природе. Дидактический материал к урокам развития речи.

Представлены классные сочинения  моих учеников, которые можно прочитать и проанализировать на уроках развития речи....

Материал для уроков развития речи. Эпистолярный жанр в прозе А.С. Пушкина

Подборка фрагментов произведений А.С. Пушкина эпистолярного жанра....

"Спасибо тебе, бабушка". Раздаточный материал к уроку развития речи по созданию художественного портрета.

Раздаточный материал к уроку развития речи по созданию художественного портрета....

"Описание памятника архитектуры. Покровский собор" (доп. материал для урока развития речи)

Данный материал  может быть использован на уроке русского языка в 8 классе по теме "Описание памятника архитектуры"...

Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )

Конспект  интегрированного  урока«Письма, развития речи» и  « изобразительного искусства»        в 6 классе  для ...

Методическая разработка «Поздравительная открытка на День учителя»

Методическая разработка«Поздравительная открытка на День учителя»...