Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: обобщение знаний обучающихся об имени прилагательном
Задачи урока:
- 1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль.
- 2.Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.Цель урока: обобщение знаний обучающихся об имени прилагательном
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_imya_prilagatelnoe_v_5_klasse.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщение знаний обучающихся об имени прилагательном
Задачи урока:
- 1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль.
- 2.Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.
- 3.Поддержать интерес обучающихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Задачи этапа - подготовка обучающихся к лингвистической деятельности. Учитель сообщает тему урока и его задачи.
II.Разминка.
Задача - включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.
Назвать 4-е лишнее:
светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький,
белый, белизна, бел, белый-пребелый
Вывод: Итак, ребята, почему лишними оказались слова РОЗОВЕТЬ и БЕЛИЗНА? Это не прилагательные.
- "Как же вы узнали, что остальные слова - имена прилагательные?
- "Назвать морфологические признаки прилагательного.
- "Для чего необходимо знать морфологический признак? (Чтобы правильно писать прилагательные).
III .Словарная работа
Словарный диктант.
(Написан на закрытой доске, ученик вставляет пропущенные буквы и выделяет орфограммы; класс пишет под диктовку; затем записи сверяются с доской. Попутно повторяются сведения по словообразованию).
Великолепным певц..м, к оч..ровательному цветку, на пр…школьном участке, прекрасным ландыш..м, жёлтенького ц..плёнка, синиц..н хвостик, воздух свеж.., медвеж..нок неуклюж, прибрежный камыш...
Цель этапа - выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы.
- "Какие правила позволили нам вспомнить диктант?
IV.Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.
Цель - определение роли прилагательных в образности речи, работа над выразительностью речи через средства художественной выразительности, воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса.
- "Как вы думаете, ребята, могли ли бы прилагательные быть первыми появившимися словами?
- "Почему нет?
- "Зачем же они нужны в речи?
- "В каком стиле употребляются?
- "Как же называются прилагательные, способные передать настроение, прилагательные эмоционального отражения? (Эпитеты, т.е. художественные определения)
- "Я прочитаю вам стихотворение М.Ю. Лермонтова, ставшее шедевром мировой литературы. Представьте себе бескрайнее море и парус вдали.
- "Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть)
- "Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности). И помогают это понять прилагательные. Назовите их. В роли каких образных средств они выступают?
- "Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
1-человек - синтаксический разбор у доски
2 человек - морфологический разбор прилагательного у доски.
V.Творческое задание. Культурологический аспект урока.
Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана "Март". (Пейзажи настроения).
Март… Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, "невольно улыбнувшись" приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он "нежен и упруг". Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.
- "Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.
Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.
(Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на закрытой доске, которая открывается на V этапе работы.)
"По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.
Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе. Повторение и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное".
Этот урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном в 5 классе.В процессе урока учащиеся применяют знания о прилагательном как части речи, выявляют орфограммы в прилагательных, о...
Урок русского языка в 5 классе по теме: Повторение и обобщение материала по теме "Имя прилагательное"
Данный урок разработан по учебнику "Русский язык. 5 класс" под редакцией С.И.Львовой...
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» (5 класс)
Урок по учебнику Е.А. Быстрова, О.М. Александрова, Е. Е. Семёнова. Русский язык. 5 класс: учебник для образовательных учреждений /Под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2012. – 254 с...
Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»" (презентация к уроку)
Урок «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» проводится в 5 классе. Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания уч...
Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»"
Урок «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» проводится в 5 классе. Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания учащихся о значении,...
Повторение и обобщение знаний по теме " Имя прилагательное"
Урок обобщения и систематизации знаний...
Урок по русскому языку в 6 классе по теме :Повторение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"
Урок по русскому языку в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой,Л.Д.Чесноковой.Тема: Повторение и систаематизация знаний по теме "Имя прилагательное"...