Контрольно-измерительные материалы
тест по русскому языку (5 класс)

Анисимова Анастасия Владимировна

Предварительный просмотр:

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение   

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

К..саясь, к..снувшись, к..сание, прик..сновение, к..сательная, к..сательно, неук..снительно

ФИ___________________________

Индивидуальная работа

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Неприк..сновенность, прик..снуться, прик..саться, соприк..саться, соприк..снуться, соприк..сновение



Предварительный просмотр:

СТИЛИ РЕЧИ.

ЗАДАНИЕ: определите, к какому стилю речи относятся данные тексты. Аргументируйте свой ответ. Озаглавьте тексты под номерами 1, 2, 3, 5. Определите тему.

1.

Загляните в осенний лес. Листья налились, отяжелели и потекли. Зашумел в лесу золотой дождь. Слышите? Капля по листику щелкнет, и сорвется лист, а за ним и другой летит. Синицы на ветке завозятся, и сразу брызнут листья по сторонам. Шумит золотой дождь. Хорошо осенней порой в лесу! (По Н. Сладкову.)

2.

Независимо от любого времени года во Дворце культуры «Октябрь» всегда царит праздничная атмосфера. Здесь любят и с нетерпением ждут зрителей. А 22 октября в фойе второго этажа для слушателей университета старшего возраста состоится осенний балл. Весь вечер для них будут звучать ретро-песни, а также пройдут всевозможные викторины и конкурсы. Добро пожаловать на осенний балл в среду -  в 18.00.

3.

СТИЛИСТИКА, -и, ж. Наука о стиле или стилях языка и художественной речи. Стилистика русского литературного языка. Прил. Стилистический, -ая, -ое. Стилистический анализ.

4.  

Директору ООО «Импульс»

Сторожеву Д.М.

От главного бухгалтера

Мироновой Т.Н.

Служебная записка.

Довожу до Вашего сведения, что 04.09.2009 года произошел сбой программы в  компьютере главного бухгалтера. Прошу принять меры по устранению данной неполадки.

  1. Подпись

5.

   -    А ты знаешь, что завтра будет дождь?

  • Нет, а ты откуда знаешь?
  • Сегодня смотрел прогноз погоды.
  • Жаль. А мы на дачу с родителями собирались.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Обобщающий тест по теме «Сложноподчиненное предложение»

9 класс

Время выполнения – 45 минут

1. Укажите верное утверждение.

А) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.

Б)  Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.

В) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

2.  Найдите лишнее предложение  (знаки препинания не расставлены).

А)  Березки словно девочки босые стоят в снегу.

Б)  Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним.

В)  Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

3. Найдите сложноподчиненное предложение.

А) Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б) В ком добра нет, в том правды мало.

В) Живопись Левитана, считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

А) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

Б) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

В) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

5.   Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А) Это и была школа, куда меня направили.

Б) Я знал, куда меня направили.

В) Я приехал туда, куда меня направили.

6. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным условия.

А) Если у нас ничего не выйдет, я уеду вместе со всеми.

Б) За то время, пока рабочий разбирался с гайками, цех опустел.

В) Он так испугался, что не заметил бегущего на помощь отца.

7. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.

А) Чуть только тучка закроет солнце, лес сразу становится угрюмым.

Б) Огонёк, что виднелся вдали, потух.

В) Надо будет встать с места, пока не включат свет.

8. Назовите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.

А) Левитан стремился писать так, чтобы был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена.

Б) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь.

В) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

9. Выполните полный  синтаксический разбор предложения (знаки  не расставлены)

 Должно быть каждый из нас подумал о мерцающих звездах о лесных ручьях которые бегут под буреломом.

10. Составьте схему  предложения,  укажите вид  подчинения придаточных

 Внимательно прочитав все написанное Пришвиным, убеждаешься, что он не успел рассказать нам и сотой доли того, что превосходно видел и знал?

 11. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной.

В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

12. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А) Однородное.  

Б) Параллельное (неоднородное).  

В) Последовательное.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой  или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

Б) Тихо, как умеют только звери, медведь сидел возле неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба.

В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией.

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) Для того чтобы правдиво сыграть любую роль, прежде всего нужно найти зерно художественного образа.

Б) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звезды и все в лесу примолкает.

В) На задаваемые вопросы Дерсу объяснял, что если в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении  

Я подумал (1) что (2) если в сию решительную минуту     не переспорю старика (3) то уже впоследствии трудно будет  освобождаться от его опеки (4) так досаждавшей мне.

А) 1,2,3,4,         Б) 1,3,4,       В) 1,2,3.

16. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении    

Оказалось (1) что (2) хотя доктор и говорил очень складно (3) и долго (4) никак нельзя было передать того (5) что он сказал.

А) 1,2,4,5,       Б) 1,4,5,            В) 1,5.

                                                 Вариант 2.

1.  Укажите неверное утверждение.

А) В СПП части неравноправны (одна подчиняется другой).

Б) В СПП части связываются при помощи союзов или союзных  слов.

В) Союзы и союзные слова не являются членами предложения.

2. Найдите лишнее предложение  (знаки препинания не расставлены).

А) За окном ничего нет кроме фонарей.

Б) Чуть брезжило когда нас разбудили.

В) Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в сад и уже собирал-ся выйти на улицу.

3.  Найдите сложноподчиненное предложение.

А) Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.

Б) Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В) Аист, говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

А) Я знаю, где ты был.

Б) Мы любим дом, где любят нас.

В) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

5. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении   Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.

А) придаточное времени,

Б) определительное,      

В)  условное.

6. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

А) Андрей почувствовал, что кто-то дёргает его за рукав.

Б) Он полез в нагрудный карман гимнастёрки, где в плоской коробочке лежал шприц.

В) Колпак, наверное, был закреплён, потому что по физическим законам ему полагалось упасть.

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным цели.

А) Чтобы не стоять неподвижно, она повернулась и стала медленно снимать шубу.

Б)  Они медленно пошил вниз, где их уже ждали

В)  Их нет, так что пока можно отдохнуть.

8. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

А) Надо будет встать с места, пока не включат свет.

Б) Наконец, он оказался на таком месте, откуда было всё видно.

В) Раз уж так вышло, выясним наши отношения.

9. В предложении:  Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. - придаточное предложение стоит:

А) перед главным предложением,

Б) после главного предложения,

В) в середине главного предложения.

10. Какое предложение соответствует схеме:   ?

А) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

Б) Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

В) Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

11. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне по-святим души прекрасные порывы!                  

Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу.

В) Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что ко-мандир ранен в голову.

12. Укажите СПП с однородным подчинением.

А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл.

Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать.

В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть и что время от време-ни заставляло его содрогаться.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.

Б) И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной я вечно в долгу.

В) В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.

14. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

А) Я сказал, что пошутил, и, подойдя к своей постели, юркнул с головой под одеяло.

Б) В темноте я проверил, опущены ли шторы затемнения, и зажег свет.

В) Я приду и если вы что-нибудь не поняли, объясню вам.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении    

Оказалось (1) что (2) хотя доктор и говорил очень складно (3) и долго (4) ни-как нельзя было передать того (5) что он сказал.

А) 1,2,4,5,       Б) 1,4,5,            В) 1,5.

                                              Вариант 3.

1. Укажите неверное утверждение.

А) Части СПП связаны сочинительной связью.

Б) Придаточное предложение может стоять впереди главного, после него, мо-жет разрывать главное.

В) В СПП выделяются главное и придаточное предложение.

2. Найдите лишнее предложение  (знаки препинания не расставлены).

А) Дальние горы казались как бы вырезанными из картона.

Б) Посмотри как тихо позолоту август рассыпает на полях.

В) В зеркальных окнах плыло только что поднявшееся солнце.

3. Найдите сложноподчиненные предложения.

А) Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.

Б) Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не  раз приходилось русичам отражать их набеги.

В) Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтому мальчики долго не могли успокоиться.

4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным места:

А) Я рассказал, где прошло мое детство.

Б) Я поехал туда, где прошло мое детство.

В) Я побывал в городе, где прошло мое детство.

5. Определите вид придаточного в сложноподчиненном предложении   Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.

А) сравнительное,  

Б) условное,  

В) придаточное места.

6. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:

А) Неизвестно, смогу ли я его остановить.

Б) А ещё через пару минут, когда впереди замигали фонари, эта мысль стала главной.

В) Вёл он себя так, словно и правда говорил что-то приятное.

7. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:

А) Может быть, если гости заблудились, мы пойдём их встречать?

Б) Все согласятся, что Новый год – самый лучший праздник, правда же?

В) Все эти картины развёртываются передо мной по обе стороны тропинки, которая ведёт вглубь.

8. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным цели:

А) Гоголя мы узнаем в ту пору нашей жизни, когда каждая страница жизни равноценна для нас пережитому событию.

Б) Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.

В) Небо на востоке стало темнеть, хотя солнце еще не ушло за горизонт.

9. В предложении:  Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги - придаточное предложение стоит:

А) перед главным предложением,                      

Б) после главного предложения,

В) в середине главного предложения.

10. Какая схема соответствует предложению   Если бы природа могла чувство-вать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила  Пришвина?

11. Определите тип подчинения придаточных предложений

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

А) Однородное.      

Б) Неоднородное (параллельное).    

В) Последовательное.

12. Укажите СПП с параллельным подчинением.

А) Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.

Б) Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.

В) Когда, утомленные ходьбой, они воротились в свою каморку, из штаба при-слали вестового, сообщившего, что связь налажена.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Я ждал ее рассказа и молчал, боясь, что, если я спрошу ее о чем-либо, она опять отвлечется в сторону.

Б) Ночь была так черна, что, вплотную столкнувшись, нельзя было видеть друг друга.

В) О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому не известное.

14. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

А) Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки, и, сняв кастрюлю с керосинки, слил воду.

Б) Мы не думали, что он убежит так далеко и, поджидая его, стали кидать камнями по реке.

В) Федька нахлобучил фуражку, всунул книги за пазуху, чтобы не промокли, и ушел.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении

Когда человек нам не нравится (1) мы найдем любые поводы (2) отказать ему в помощи (3)  но (4) если он нам нравится (5)  мы всегда убедим себя (6) что ему необходимо помочь.

А) 1,3,5,6,      Б) 1,3,4,5,6,           В) 1,2,3,4,5.

                                               Вариант 4.

1.  Укажите неверное утверждение.

А) Союзные слова не только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но и являются членами придаточного пред-ложения.

Б) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.

В) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

2. Найдите лишнее предложение  (знаки препинания не расставлены).

А) Ни стрелы не летали ни пушки не гремели.

Б) Березы распустились дубы же стояли обнаженные.

В) В лесу было тихо потому что главные певцы улетели.    

                           

3. Найдите сложноподчиненные предложения:

А) Я слышал, что воду считали вещей силой.

Б) Школьники мало читают, и вследствие этого понизилась грамотность.  

В) Стали блестеть, как мокрые, на солнце листочки тополей.

4. Найдите придаточное определительное:

А) Мест, где не ступала бы нога человека, теперь не найдешь.

Б) Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне.

В) Везде, где солнце светит, товарищи у нас.  

 

5. Найдите придаточное изъяснительное:

А) Ты рада, что ты дома?

Б) Куда река пошла, там и русло будет.

В) Аэродром, где приземлился самолет, был недалеко от центра.

6. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным следствия:

А) Раз мы начали говорить, то лучше договорить до конца.                                  

Б) Я сильно устал, так что не мог идти дальше.  

В) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.  

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное предложение с придаточным времени:

А) Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.

Б) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

В) Яхта изменила курс, так как попала в туман.

8. Определите вид придаточного предложения в сложноподчиненном предло-жении Я люблю роман, потому что написал его по внутренней необходимости.

А) придаточное причины,  

Б) придаточное условия,  

В) придаточное места.

9. В каком СПП придаточное предложение занимает постпозицию по отноше-нию к главному (знаки препинания не расставлены):

А) Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива.

Б) Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.

В) Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.

10. Какая схема соответствует предложению  

Когда все части снова были оттянуты к шоссе, пришло известие, что командир ранен в голову.

11. Определите тип подчинения придаточных предложений.

Он в испуге схватил сына за руку и смотрел ему в глаза, стараясь убедиться, что это он, что это не лукавый призрак.

А) Однородное.  

Б) Неоднородное (параллельное).    

В) Последовательное.

12. Укажите СПП с последовательным подчинением.

А)  Жанна выходит на улицу посмотреть, не тише ли стало море, не светает ли и горит ли лампа на маяке.

Б) Поезд уходил в 7 часов вечера, так что Михаил мог успеть пообедать, хотя дел ещё было много.

В) Палка, которую я вытачивал, получилась чёрная и блестящая, как если бы она была из чёрного дерева.

13. Найдите СПП с несколькими придаточными.

А) Гимназия, где я учился,  располагалась напротив Евразийского национального университета.

Б) Я накинул на плечи шинель, потому что, несмотря на теплый день, озяб от холода и усталости,  и пошел искать машину.

В) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой  или же равнодушно, ни на что не обращая внимания, долбили клювами черствую землю.

14. Найдите СПП с пунктуационными ошибками.

А) Я подумал,  что,  если в сию решительную минуту не переспорю старика,  то уже впоследствии трудно будет  освобождаться от его опеки,  так досаж-давшей мне.

Б) Я думаю,  что,  когда заключённые увидят лестницу, многие захотят бежать.

В) А женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях,  и,  хотя слова её были привычными,  у  Сабурова от них вдруг защемило сердце.

15. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания в предложении  

Мы сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти раздавались гулко и резко.

А) 1,2,3,4,6,      Б) 1,2,3,6,      В) 2,3,4,6.

Расставьте знаки  препинания, определите  вид придаточного. (обозначьте союзы, главное и придаточное,задайте  вопрос)

1. Одно из противоречий каким живо творчество Мандельштама касается собственной природы этого творчества.

2.Что бы со мной ни было я хочу быть один.

3. Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне.

5.Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда.

6.Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда когда даёт его в переносном значении.

7.Корчагин неоднократно спрашивал меня когда он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна.

9.Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш неплохо посещался.

10.В степи было тихо несмотря на то что солнце поднялось.

11.Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме.

12.Зной всё усиливался так что становилось трудно дышать.

13.Я сижу  до тех пор пока не начинаю чувствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так чтобы выделяться из окружающей обстановки.

15.Я спросил у кукушки сколько лет проживу я.

16.Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

17.Как ни интересен труд режиссёра актёрская работа всё же интереснее.

18.Стало так тихо что со своего балкона я слышал голоса в саду.

19.Если начнёшь усиленно заниматься то успеешь подготовиться к экзамену.

20. И я во сне вижу как на волке еду по тропинке лесной.

Расставьте знаки  препинания, определите  вид придаточного. (обозначьте союзы, главное и придаточное,задайте  вопрос)

1. Одно из противоречий каким живо творчество Мандельштама касается собственной природы этого творчества.

2.Что бы со мной ни было я хочу быть один.

3. Мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья.

4. Ей снится будто бы она идёт по снеговой поляне.

5.Он работал всюду где заставала его жажда творческого труда.

6.Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда когда даёт его в переносном значении.

7.Корчагин неоднократно спрашивал меня когда он может выписаться.

8. Я упоминаю об этом исключительно для того чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих произведений Куприна.

9.Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы театр наш неплохо посещался.

10.В степи было тихо несмотря на то что солнце поднялось.

11.Как летом роем мошкара летит на пламя слетались хлопья со двора к оконной раме.

12.Зной всё усиливался так что становилось трудно дышать.

13.Я сижу  до тех пор пока не начинаю чувствовать голод.

14. Красивая девушка должна быть одета так чтобы выделяться из окружающей обстановки.

15.Я спросил у кукушки сколько лет проживу я.

16.Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

17.Как ни интересен труд режиссёра актёрская работа всё же интереснее.

18.Стало так тихо что со своего балкона я слышал голоса в саду.

19.Если начнёшь усиленно заниматься то успеешь подготовиться к экзамену.

20. И я во сне вижу как на волке еду по тропинке лесной.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе для 11 класса за 1-ое полугодие

                     Фамилия, имя_____________________________________

Вопрос

Ответ

1.

Тема произведения - это…

2.

Идея произведения – это…

3.

Сюжет –это…

4.

Композиция – это…

5.

Жанр –это…

6.

Перечислить жанры эпоса:

7.

Перечислить жанры лирики:

8.

Перечислить жанры драмы:

9.

Назвать изобразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры):

10.

Дать определение понятию

«серебряный век»

11.

Охарактеризовать литературный процесс первых 3-х десятилетий 20 века.

12.

Назвать произведения следующих авторов:

1.Бунин

2.Куприн

3.Горький

1.

2.

3.

13.

Какие поэмы написаны следующими поэтами:

1.Блок

2.Есенин

3.Маяковский

1.

2.

3.

14.

Соотнести автора и произведение:

1. Серафимович

2. Фурманов

3. Бабель

4. Замятин

5. Фадеев

6. Зощенко

7. Аверченко

8. А.Н. Толстой

А. «Конармия»                                                   А.

Б. «Разгром»                                                       Б.

В. «Дюжина ножей в спину революции»    В.

Г. «Чапаев»                                                          Г.

Д. «Жертва революции»                                  Д.

Ж. «Железный поток»                                       Ж.

З. «Мы»                                                                 З.

Е. «Пётр Первый»                                               Е.

15.

Назвать автора следующих поэтических строк:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, игристо, остро!

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно не новей.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочёл до середины:

А вы ноктюрн сыграть могли бы

На флейте водосточных труб?

Ты плачешь? Послушай: далеко на севере Чад

Изысканный бродит жираф…

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Сжала руки под тёмной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,



Предварительный просмотр:

ЕГЭ 2015: задание 7

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ВАРИАНТ 1

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам национальной свободы России.

1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом

Б. По приезду в Венецию я сразу посетил несколько своих давних знакомых.

2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В. Поэзия пробуждающейся весны раскрывается  Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенних водах»

3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми, управляющими разными падежами

Г. Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого

Д. Слушатели передачи  ожидали  и  надеялись  на встречу с известным телеведущим.

5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Е. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

6) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ж. Провожающие шли с сумками и печальными лицами.

7) Неправильное употребление падежной формы  существительного с предлогом.

З. Уезжая в командировку, отец обещал, что я обязательно вернусь к праздникам.

8) Неправильное употребление  второстепенных членов и придаточного предложения.

И. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность

9) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

10) Нарушение структуры причастного оборота

11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий

12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.

ЕГЭ 2015: задание 7

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ВАРИАНТ 2

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека.

1 ) Нарушение связи подлежащего и сказуемого

Б. Я пил кофе, приготовленный барменом  и в который добавили виски.

2) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

В. Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

3) Неправильное употребление  обособленных второстепенных членов и придаточного  предложения.

Г.  Навстречу двигались жители села, мужчины, дети.

4) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д. Некоторыми из путешественников, бывавшим в притоках реки Амазонки, было описано растение с огромными плавающими листьями.

5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Е. По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.

6) Нарушение структуры причастного оборота

Ж. Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Черное Ухо».

7) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

З. Тем, кто были постарше, предложили стулья.

8) Нарушение структуры предложения, связанное с употреблением двойных союзов

И. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

9) Ошибка в построении предложения с однородными сказуемыми, управляющими разными падежами.

10) Нарушение согласования  причастия с определяемым словом.

11) Соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.

12) Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

ЕГЭ 2015: задание 7

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ВАРИАНТ 3

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

1) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом.

Б. Пришвин глубоко знал и рассказывал нам о природе в своих произведениях.

2) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В. Экологи неоднократно отмечали о том, что проблема охраны лесов сегодня особенно важна.

3) Ошибка в построении предложения с однородными членами-сказуемыми, управляющими разными падежами.

Г. Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного  обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.

4) Нарушение связи подлежащего и сказуемого

Д. В магазине она выбрала себе нарядное платье, идеальное для выпускного бала, и которое прекрасно подошло по размеру.

5) Неправильное употребление несогласованного приложения-имени собственного.  

Е. Ряд новых домов стояли на окраине села.

6) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ж. Требуется специалист по ремонту компьютеров, согласного выехать на дом.

7) Неправильное употребление падежной формы  местоимения с предлогом.

З. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.

8) Неправильное употребление  обособленных второстепенных членов и придаточного предложения.

И. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть.

9) Нарушение согласования имени прилагательного с определяемым существительным

10) Нарушение структуры причастного оборота

11) Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий

12) Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.

ЕГЭ 2015: задание 7

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ВАРИАНТ 4

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.

1 ) Нарушение связи подлежащего и сказуемого

Б. Офицер потребовал у станционного смотрителя, что ему нужны лошади.

2) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

В. Я часто сталкивался с представителями светского общества, незаслуженно ставящих себя выше простых рабочих.

3) Неправильное употребление  второстепенных членов и придаточного  предложения.

Г.  Готовясь к ЕГЭ по русскому языку, необходимо повторение всего школьного курса.

4) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д. Многотонный истребитель, вопреки всех законов гравитации, почти без разбега поднимается в воздух с палубы авианосца.

5) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Е. В своей последней книге писатель исследует и рассуждает о проблемах образования в современных российских деревнях.

6) Нарушение согласования причастия с определяемым существительным.

Ж. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.

7) Нарушение управления в словосочетании с производным предлогом.

З. Те, кто ещё недавно снисходительно смотрел на Виталия, начал уважительно обращаться к нему по отчеству.

8) Ошибка в построении предложения с однородными сказуемыми, управляющими разными падежами.

И. Дети идут  в вестибюль одеваться, где их уже ждут родители.

9) Неправильное  употребление двойных союзов

10) Неправильное построение предложения с косвенной речью.

11) Нарушение порядка слов в сложноподчинённом предложении.

12) Нарушение структуры причастного оборота

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЮ 7

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

А

4

8

2

5

Б

7

3

3

10

В

5

9

7

6

Г

8

11

1

4

Д

3

10

8

7

Е

10

5

4

8

Ж

11

2

9

9

З

6

1

5

1

И

2

6

6

11



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе (10 класс) за I полугодие

Вариант 1

Часть 1

  1. Закончите предложение, выбрав правильный ответ

              Реализм – это направление в литературе и искусстве, деятели которого…

               1) стремятся понять и изобразить взаимодействие человека с окружающей средой

               2) поднимают в своих произведениях проблемы воспитания, просвещения и гражданского

           служения

       3) принимают культ гордой и эгоистически настроенной личности

       4) обращаются к духовному миру героя, его внутреннему «Я».

    2.    Определите литературное направление:

             Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением

             самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую

             бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

             А) сентиментализм       Б) классицизм    В) романтизм

    3.      Афоризм – это

             А) выразительная ироническая характеристика

             Б)  художественное обоснование поступков персонажей

             В) краткое изречение, содержащее в себе законченную  философскую  мысль, житейскую

                  мудрость или нравоучение

             Г) часть  лексики, слова и обороты, употребляющиеся для создания исторического  колорита.

   4.       Идея художественного  произведения – это

             А) авторское понимание темы                 Б) главная мысль  произведения

             В) основная проблема произведения      Г) последовательность  событий, описываемых  в

                                                                                      произведении.

   5.      Гипербола – это

            А) один  из  тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном

                 приуменьшении

            Б) изображение неодушевленных  ил  абстрактных  предметов, при котором они  наделяются

                 свойствами  живых  существ

            В) один  из  тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие – либо  качества.

  6.      Какой троп можно определить как замену одного слова другим на основе связи и

           значений по смежности    («театр рукоплескал» вместо «публика рукоплескала»)?
             А)  гипербола            Б)  метафора             В)  гротеск            Г)  литота            Д)  метонимия.

  7.       Соотнесите литературное направление и жанры литературных произведений:

                 А) классицизм                                                      1.  баллада, исторический роман, новелла

              Б) сентиментализм                                               2.  ода, басня, комедия, трагедия

              В) романтизм                                                        3.  элегия, роман в письмах, повесть

   8.      Главным оружием М.Е. Салтыкова-Щедрина является

              А) реальное изображение действительности

              Б) смех

              В) яркое изображение характеров

   9.     Как называется город в повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»?

              А) Умнов                          Б)Дурнев                    В) Весельев               Г) Глупов

10.    Общественный смысл романа И.А. Гончарова «Обломов» заключается в:

           А) критике дворянства и крепостничества

           Б) идеализация буржуазии как класса

           В) утверждение человека как личности

11.    Авторским идеалом в романе И.А. Гончарова «Обломов» является:

          А) Обломоа             Б) Штольц              В) Захар               Г) Ольга Ильинская

12.    Укажите, какую роль выполняют внесюжетные персонажи (посетители Обломова)

    в 1-й части романа И.А. Гончарова «Обломов»:

     А) оживляют вялое течение романа;             Б) олицетворяют суету петербургской жизни;

     В) незаметно для героя меняют его жизнь;  Г) помогают понять характер главного героя.    

13.    По какому принципу вводятся образы Обломова и Штольца в роман?

     А) по принципу сравнения;             Б) по принципу антитезы (противопоставления);

     В) по принципу дополнения;          Г) по принципу сопоставления.

14.    Деталь, отражающая особенность образа жизни Обломова:

            А) галстук    Б) сюртук   В) халат    Г) шляпа

15.   Ольга Ильинская и Штольц, вспоминая Обломова, отмечают в нём то, что «дороже

        всякого ума»:

          А) добрый характер                Б) мягкость души

          В) честное, верное сердце      Г) умение не вмешиваться в чужую жизнь

16.   Основа конфликта романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»:

          А) ссора между П.П. Кирсановым и Е. Базаровым

          Б) борьба между либеральными монархистами и народом

          В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

          Г) конфликт между Н.П. Кирсановым и Е. Базаровым.

 

17.  Споры героев романа И.Тургенева «Отцы и дети»  велись вокруг разных  вопросов,

       волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

       А) об отношении к культурному наследию                                Б) об искусстве, науке

    В) о нравственных принципах и системе поведения человек   Г) о положении рабочего класса.

18.  Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:

       А) А. Герцену       Б) В.Г. Белинскому      В) Н.А. Некрасову     Г) А.С. Пушкину

19.  В отрывке из поэмы «Медный всадник»:

Ещё кипели злобно волны,

Как бы под ними тлел огонь,

Ещё их пена покрывала,

И тяжело Нева дышала,

Как с битвы прибежавший конь.

      А.С. Пушкин использует следующие художественно-выразительные средства:

1) гипербола, метафора, оксюморон               2) метафора, эпитет, сравнения, олицетворение

3) аллегория, олицетворение, перифраз         4) эпитеты, сравнения, антитеза

 20.  Определите художественно-выразительное средство

        Лениво дышит полдень мглистый,

        Лениво катится река…

        А) литота      Б) анафора     В) инверсия      

Часть 2

  1. -  определённая организация, построение текста, расположение его частей.

  1. … -  средство художественной выразительности, которое предполагает нарушение прямого

                  порядка слов в предложении

  1. Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

  1. По какому принципу вводятся в роман образы Обломова и Штольца?

  1.  Назовите жанр лирического произведения, написанного возвышенным стилем и воспевающем

          кого-либо или какое-либо торжественное событие?

Часть 3

Напишите развёрнутый ответ (не менее 200 слов) на следующий вопрос:

«Что мне даёт русская классическая литература?»

Свой ответ аргументируйте, опираясь на конкретное произведение.



Предварительный просмотр:

(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. (4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбуждённо, что ничего нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

(6)Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (7)Из-под него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. (8)Над чёрными нивами вился лёгкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли. (9)Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, приправленная неопределёнными сожалениями о прошлых вёснах.

(10)Ночи стали теплее. (11)В их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы...

                                  А. Куприн

(1)Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. (2)Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. (3)В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками; с крыш посыпались частые звонкие капли. (4)Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбуждённо, что ничего нельзя было расслышать за их криком. (5)Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.

(6)Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. (7)Из-под него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. (8)Над чёрными нивами вился лёгкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли. (9)Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, приправленная неопределёнными сожалениями о прошлых вёснах.

(10)Ночи стали теплее. (11)В их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы...

                                  А. Куприн

Вариант 1

  1. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа.
  1. Ночи стали (10)
  2. Казалось (8)
  3. Снег сошел (6)
  4. Чувствовалась торопливая тревога(5)
  5. Отразилось голубое небо (3)
  1. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Среди писателей конца ХХ века (1) именно (2) В.М. Шукшин вновь обратился к народной теме. Люди (3) которые сохранили народные «корни» (4) по мнению писателя (5) тянутся к духовному началу (6) заложенному (7) в народном сознании.

  1. Замените словосочетание творческая работа, построенное на основе согласования, словосочетанием со связью управление.

  1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) РАЗГОВАРИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

2) ТУМАННЫЙ – в полной форме страдательного причастия пишется НН.

3) ПРЕДЛОЖИТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) МОЛОДЁЖЬ – в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.

5) (одет) ПО-ДОМАШНЕМУ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
  1. Весна наступила ранняя.
  2. Ночи были еще холодными.
  3. Снег сошел не везде.
  4. Вместе с запахом оттаявшей земли в душу автора вливалась весенняя грусть.
  1. Укажите номера предложений, в которых  средством выразительности речи является эпитет.

1. 5

2. 9

3. 1

4. 10

  1. Найдите в тексте синоним к слову беспокойство.

Вариант 2

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа.

  1. Воробьи кричали (4)
  2. Мне казалось (8)
  3. Выглянула земля (7)
  4. Везде чувствовалась (5)
  5. Отразилось голубое небо (10)

3. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Замечательные черты (1) М.В. Ломоносова (2) выделявшие его (3) среди многих великих современников (4) заключались в несокрушимой воле (5) и тяге к знанию (6) заставившей его (7) в возрасте 19 лет (8) пешком отправиться из Архангельска в Москву.

4. Замените словосочетание по деревенским улицам, построенное на основе согласования, словосочетанием со связью управление.

5. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

1) ГОРЕВАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.

2) ДИВАННАЯ (подушка) – в имени прилагательном, которое образуется с помощью суффикса -Н- от имени существительного с основой, оканчивающейся на Н, пишется НН.

3) БЕЛЬЧОНОК – в суффиксе имени существительного под ударением после шипящего пишется буква О.

4) (напиток) ШИПУЧ – на конце имени существительного 2-го склонения после шипящего не пишется буква Ь.

5) РАСЩЕДРИТЬСЯ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

  1. В огромных лужах отражалось серое небо.
  2. Воробьи кричали громко и возбужденно.
  3. Ночи стали теплее.
  4. Торопливая тревога жизни ощущалась местами.

7. Укажите номера предложений, в которых  средством выразительности речи является олицетворение.

1. 2

2. 4

3. 6

4. 10

8. Найдите в тексте синоним к слову тоска.



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст. Установите соответствие между примерным кругом проблем и позицией автора по проблеме: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

(1) Глубокая зимняя ночь. (2) Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна; ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой. (5)Никто не спит. (6)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (7)Прислушиваются, вздыхают...(8)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (9)Прозвучал и замолк... (10)И ещё раз... (11)И ещё...

– (12) Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (13) Никто ему не отвечает.

– (14) Вот опять... (15)Слышишь?.. (16) Как будто человек...

– (17) Спи, – сурово говорит женщина. – (18) Никого там нет.

– (19) Страшно ночью в лесу...

– (20) Это только ветер. (21) Ты разбудишь ребёнка...

(22) Но дитя вдруг подымает голову.

– (23) Я слышу, я слышу. (24) Он кричит: «Спасите!»

(25)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся вопль, протяжный и отчаянный:

– (26)Спа-си-те!

– (27)Мама! (28)Может быть, на него напали разбойники?.. (29)Может быть...

– (30)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (31)Это голодный волк воет в лесу. (32)Вот он тебя съест, если не будешь спать.

– (33)Спасите!

– (34)Жалко живую душу, – говорит муж. – (35)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы...

– (36)Лежи, дурак... (37)Не наше дело...

(38)В темноте шлёпают туфли... (39)Старческий кашель... (40)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (41)Он брюзжит злобно:

– (42)Что вы тут бормочете? (43)Спать не даёте никому. (44)Какой такой человек в лесу? (45)Кто в эту погоду по лесам ходит? (46)Все дóма сидят. (47)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... (48)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

(49)Это голос чёрствого благоразумия. (50)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

– (51)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (52)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (53)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (54)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

– (55)Спа-си-те!

(56)Молчание...

(По А.И. Куприну*)

* Александр Иванович Куприн (1870–1938 гг.) – русский писатель.

Проблема

Позиция автора

А

Проблема равнодушного отношения людей к чужой беде. (Всегда ли люди относятся к чужой беде, горю неравнодушно?)

1

Превыше всего некоторые люди ставят собственное благополучие, забывая о высоких нравственных принципах.

Б

Проблема эгоизма, «чёрствого благоразумия». (Почему некоторые люди предпочитают не замечать чужой беды, заботятся только о своем спокойствии?)

2

Выбор человека обусловлен нравственными ценностями. Семья, описанная в тексте, превыше всего ставит собственное спокойствие и благополучие, поэтому отказывается помочь человеку, попавшему в беду.

В

Проблема взаимоотношений между людьми. (Как должны люди относиться друг к другу в беде и несчастье?)

3

Взаимоотношения между людьми должны строиться на основе взаимопомощи, неравнодушного отношения друг к другу.

Г

Проблема нравственного выбора человека. (Какие нравственные ценности определили в ситуации нравственного выбора поведение семьи, описанной в тексте?)

4

Нередко к чужому горю люди относятся равнодушно, с высокомерием, не думая о том, что сами могут оказаться в сложной ситуации и нуждаться в помощи.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Ключи:

А

Б

В

Г

4

1

3

2



Предварительный просмотр:

  1. Умение: Нахождение информации.

 Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.  

Текст 1

Американские фермеры иногда получают огромные деньги от кукурузных полей. Но довольно необычным образом. Сначала выращивают кукурузу высотой до двух метров. Потом часть вырубают и продают билеты на интересный аттракцион – лабиринт.

1.Как американские фермеры зарабатывают деньги?

А) от пшеничных полей   В) от кукурузных полей   С) от цветочных полей

2.Из чего фермеры делают лабиринты?    А) из кукурузы   В) из камня   С) из сена

3.Какой высоты должна быть кукуруза для лабиринта?

 А) метр     В) два метра     С) десять метров

Текст 2

Современные пресмыкающиеся в основном небольшие животные. Но бывают и исключения. Среди них американский удав – анаконда. Эта змея – рекордсмен. Её длина около десяти метров. Встречаются такие гиганты в непроходимых джунглях Амазонки.

1.Существуют ли десятиметровые змеи?     А) да              В) нет

2.Где живут анаконды?  А) в джунглях   В) в горах   С) в пустынях

3.Какие животные ближайшие родственники змей?    А) кролики     В)  волки      С) ящерицы

                                                                       ТЕКСТ 3

   Лувр отапливается калориферами. Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.

   Это греются нищие. Величавые и строгие луврские сторожа их не трогают. Посетители тоже как будто ничего не замечают. Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных бездомных.

Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим лицом, в порыжевшей от времени накидке. Она виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было понятно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.

     Старушка вытирала этим платком слезящиеся глаза. В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.

   Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой. Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию с картины Боттичелли. Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один к калориферу. Строго сказала старушке:

— Садитесь!

— Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась, так низко, что издали казалось, будто она касается головой своих колен.

   Художница вернулась к своему мольберту. Служитель пристально следил за этой сценой, но не шелохнулся.

   Красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. Мальчик подбежал к художнице. Поклонился ей, шаркнул ногой и звонко сказал:

— Мерси, мадам!

   Художница кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и пережил то состояние, которое мы называем «гора с плеч». (К.Г.Паустовский)

1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.  

1)Калорифер-прибор для нагревания воздуха в системах воздушного отопления, вентиляции и в сушилках. 

А)  ДА

Б) НЕТ

2) Ботичелли-это известный композитор

А)  ДА

Б) НЕТ

3) Луврские нищие грели ноги на калорифере

А)  ДА

Б) НЕТ

4) В тексте упоминается мальчик девяти лет

А)  ДА

Б) НЕТ

5)  Лувр-это знаменитый концертный зал во Франции

А)  ДА

Б) НЕТ

  1. Умение: Интерпретация текста.

Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.

ТЕКСТ 1.

Много лет тому назад в Италии в семье музыканта родился мальчик, которого назвали Галилео Галилей.

Семнадцатилетним юношей Галилео по совету отца поступил в университет и занялся изучением медицины. Однако эта наука не увлекла молодого человека. Его интересовали исследования в области техники, поэтому юноша оставил учебу в университете и стал штудировать труды древних греков — Евклида, Архимеда, Платона, Аполлония и особенно углублённо постигал точные науки: математику, физику и астрономию.

Галилей сделал ряд важных открытий. Он исследовал и обосновал, как находить центр тяжести тел разнообразной формы, открыл законы падения тел, изобрел особые весы для измерения плотности тел. Галилей своими руками построил зрительную трубу и первым использовал ее для наблюдений за небесными светилами. С ее помощью он обнаружил пятна на Солнце, горы на Луне, увидел фазы планеты Венеры, открыл четыре спутника Юпитера.

Астрономическими наблюдениями и выводами из них Галилей подтвердил учение Коперника о том, что Земля вращается и движется вокруг Солнца.

Перед судом инквизиции Галилея заставили отречься от своих идей. Однако инквизиторы не достигли самого главного: Галилей не признал себя виновным в ереси.

(По материалам «Детской энциклопедии»)

2. Выбери названия наук, изучением которых не занимался Галилео Галилей. Запиши  варианты ответов.

А) медицина

Б) литература

В) астрономия

Г) геология

Д) математика

Е) география.

ТЕКСТ 2

Проблема мусорного загрязнения планеты стояла всегда — например, в Средние века в развитых странах Европы издавались специальные законы, запрещающие выливать на улицу нечистоты и прочие отходы жизнедеятельности человека.

В 20 веке, после того как была изобретена пластмасса и другие материалы, незаменимые в производстве буквально всего, что можно произвести, проблема мусорного загрязнения встала очень остро — дело в том, что пластмасса и другие синтетические материалы практически не разлагаются в земле, нанося колоссальный вред всему живому и неживому на сотни километров вокруг от мест организованных захоронений. Масла в огонь добавляет и тот факт, что производители различных товаров заботятся только о собственной прибыли, принуждая потребителя приобретать всё новые и новые товары, выкидывая старые на свалку, где они могут лежать десятилетиями и постепенно убивать всё живое вокруг.

В России в радиусе 10-20 километров от любого мегаполиса можно найти несколько десятков свалок, дым с которых иногда заволакивает весь город. Понимая, как вреден дым со свалок, муниципальные власти крупных городов принимают меры для уменьшения количества пластмассового мусора в городе и за его пределами, но, к сожалению, мусора за прошедшее столетие скопилось настолько много, что утилизировать или избавиться от него полностью практически невозможно.

1.  Выбери и запиши, как  ты рассортируешь   мусор по  бакам  А, Б,В.

Мусор: 1 - исписанный блокнот  2 - колпачок ручки, 3 - коробка из- под сока, 4 - пакет "Пятерочка",  5- журнал,6 - консервная банка, 7 -  коробка из- под обуви, 8 - одноразовый стаканчик, 9 - железная крышка.

Бак А ________________________________________________

Бак Б ________________________________________________

Бак В ________________________________________________

Впиши номера  отходов в соответствующий бак.

ТЕКСТ №2

Ростов Великий — самый древний город в Северо-Восточной Руси. Только два города Древней Руси были удостоены почетного звания «Великий»: Новгород и Ростов Ярославский (Ростов Великий). При князе Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество прекратило платить дань Киеву, стало одним из сильнейших в Европе, именно тогда Ростов и получил название Великого.

С XVIII в. Ростов стал крупным торгово-ярмарочным центром. В XIX в. Ростовская ярмарка была третьей в России по объемам торговли — после Нижегородской и Ирбитской.

Современный Ростов Великий — это уникальный историко-архитектурный заповедник, удивительный город, существующий уже более одиннадцати столетий. Кроме величественного Кремля, монастырских ансамблей и храмов в Ростове сохранилось немало интереснейших памятников культового и гражданского зодчества. Архитектурные памятники Ростова Великого продолжают свою жизнь в современном городе, наполненном новой жизнью, незримо связанные с сегодняшним днем. Они — молчаливые свидетели прошлого и настоящего, и ростовцы бережно и трепетно заботятся об их сохранении.

Славен Ростов и своими художественными ремеслами. Ростовскую финифть — уникальный народный промысел, традиционно существующий только в Ростове — ценят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом.

В 1970 Ростов объявлен городом-заповедником.

2. Выбери иллюстрации, на которой изображены памятники зодчества . Запиши  варианты ответов.

А )   

Б)https://www.1zoom.ru/big2/942/261440-frederika.jpg

В)https://qwizz.ru/wp-content/uploads/2021/01/tradicii-belorusov-2.jpg

            Г) https://kelohouse.ru/images/dom277/14.jpg

  1. Умение: осмысление и оценивание содержания и формы текста.  

Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.

ТЕКСТ 1

Трудно найти того, кто не слышал о Дмитрии Ивановиче Менделееве. Чаще всего эта фамилия ассоциируется с химией, хотя его область научной деятельности гораздо шире. Дмитрий Иванович был отличным педагогом, экономистом, геологом и приборостроителем. Этот неординарный ученый стал первым разработчиком стратостата. Немалый вклад Дмитрий Иванович внёс и в кораблестроение — результаты его работы очень пригодились при освоении Крайнего Севера.

Да, талант многогранен. Гений — тем более... Гений? Услышав однажды, как кто-то из его учеников произнес это вслух, Менделеев рассердился всерьез, замахал руками и крикнул сварливо: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и гений...»

Менделеев был одним из основателей Русского химического общества и неоднократно избирался его президентом. Был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран. Имя Менделеева носит химический элемент № 101 (менделевий), подводный горный хребет и кратер на обратной стороне Луны, ряд учебных заведений и научных институтов. В 1962 г. АН СССР учредила премию и Золотую медаль им. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии, в 1964 г. имя Менделеева было занесено на доску почёта Бриджпортского университета в США наряду с именами Евклида, Архимеда, Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, А. Лавуазье.

3. Почему Дмитрия Ивановича Менделеева можно назвать гением? Обоснуй ответ, приведи доказательство своей точки зрения из текста.

ТЕКСТ 2

Первая встреча Пушкина с Николаем I произошла в Москве, куда царь вызвал поэта из Михайловской ссылки. Это было через два месяца после расправы над декабристами, многие из которых были друзьями поэта. Пушкин знал, что в делах почти всех осуждённых декабристов находили его вольнолюбивые стихи, что стихи эти были широко рас-пространены в армии и что сам он у царя на подозрении. Когда Николай не добился от арестованных показаний о прямой связи с ними поэта, он приказал сжечь его «возмутительные» стихи.

Ещё в Михайловском Пушкин тщательно пересматривает свои бумаги и уничтожает наиболее опасные страницы драгоценных записок о выдающихся современниках, которые он вёл в продолжение пяти лет. Поэт боялся, что записи его могут многим повредить, а может, и умножить число жертв.

Царь спросил Пушкина, переменился ли за годы ссылки его образ мыслей и даёт ли он слово думать и действовать иначе. Поэт не мог, однако, сделаться другим и по-прежнему вёл себя свободно и независимо. Об этом говорит хотя бы стихотворение «Арион», в котором Пушкин провозглашает свою верность друзьям-декабристам: «Я гимны прежние пою…»

(Из книги А. Гессена «Набережная Мойки, 12»)

  3. Исключите варианты, который не объясняет  смысл выражения "«Я гимны прежние пою…»".

А.  Лирический герой поёт гимн своей страны.  

Б. Поэт предан идеалам своих друзей-декабристов.

В.  Поэт совершает  геройский поступок.



Предварительный просмотр:

Прочитай. Спиши текст. Подчеркни фразеологизмы. Выполни задания после текста.

У меня есть друг Петька. Мы с ним просто не разлей вода! От Петиного дома до моего дома рукой подать. Когда мы с ним строили будку для Шарика, я понял, что у Пети золотые руки. Он отличник, у него светлая голова. Мой друг никогда не закрывает глаза на чужую беду. Он первым приходит на помощь. Как хорошо, что у меня есть такой друг!

  1. Фразеологизма с каким значением нет в тексте:

А) очень умный    Б) очень близко В) лучшие друзья Г) далеко.

       2.  Кто никогда не закрывает глаза на чужую беду?

А) Петька Б) рассказчик В) Шарик

3. Можно ли считать, что фразеологизмы не разлей вода и душа в душу – это антонимы. Ответ поясни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно - измерительные материалы. 9 класс. Контрольные вопросы за I четверть

Контрольные вопросы по теме "Изобразительный язык и эмоционально - ценностное содержание синтетических искусств" 9класс,  I четверть....

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники».

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по МДК. 03.01. «Эксплуатация контрольно-кассовой техники». Дифференцированный зачёт в форме игры....

Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )

В своей педагогической деятельности  я использую тесты для проверки знаний учащихся....

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 5 класса (ФГОС)

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 5 класса федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования з...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов контрольной работы за 1 четверть по математике для 6 класса (ФГОС)

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 6 классов федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования ...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...