Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Баймухамедова З. С.
Место работы: МБОУ «СОШ им.А.Джанибекова с.Растопуловка» Приволжского района Астраханской области
Предмет: русский язык
Класс: 5
Учебник:Русский язык,5класс:учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., ч.2 [А.Д.Шмелев,Э.А.Флоренская,Ф.Е.Габович,Е.Я.Шмелева] под ред.А.Д.Шмелева
Тема урока: «Знаки препинания при обращениях и вводных словах»
Тип урока: урок развития умений и открытия новых знаний
Педагогические цели урока: обеспечение оптимальных педагогических условий для закрепления знаний учащихся о вводных словах и обращениях, формирования у учащихся умений находить в предложении обращение и вводные слова, строить схемы, развития умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.
Цели как деятельность учащихся на достижение планируемых результатов:
личностные –ответственно относиться к учению, моделировать и употреблять в речи предложения с обращениями и вводными словами в соответствии с ситуацией общения; аргументировать свою позицию с помощью вводных слов.
метапредметные – пользоваться разными видами чтения, извлекать необходимую информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую(в схему-опору, таблицу);оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
предметные – распознавать члены предложения; опознавать, правильно интонировать и пунктуационно оформлять предложения с обращениями и вводными словами.
Формы работы учащихся: индивидуальная, в паре, групповая.
Оборудование: ПК с выходом в Интернет(для ЭОР), мультимедийный проектор,экран.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) Цель этапа: настрой на позитив, побуждение интереса к получению новой информации в хорошем настроении.
|
|
1.1. Приветственное слово учителя: -Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас снова. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы общаться сегодня в хорошем настроении, которое, наверняка, поможет нам познать новое. Человек без улыбки – Это кухня без плитки, Это море без чайки, Это дом без хозяйки, Это кот без хвоста, Это хвост без кота! Улыбайтесь всегда И хорошего дня! | Приветствуют учителя. Слушают стихотворение. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности(10 мин.) Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему и цели урока.
|
|
Анализ учебно-научного текста (исследование материала), стр. 75 Работа в парах. Ребята, вспомните все, что вы знали о вводных словах и обращении и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…» Я знал (а) | Я узнал (а) | Хочу узнать |
|
|
|
На экране- задание, выполнение которого помогает выяснить затруднения детей, и помогает им работать в парах: 1. Подумайте и завершите лингвистические фразы: 1.Обращение – это…(слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью). 2.Вводные слова – это... (слова и СС, которые передают отношение говорящего к выраженной в предложении мысли). 3.Обращения и вводные слова являются …(добавочными элементами). 4.Обращения и вводные слова на письме выделяются…(запятыми). 5.Обращение и вводные слова не являются…(членами предложения).
Сформулируйте тему и цели нашего урока, используя опору.
|
На доске опора Цель урока: находить … … … … (вводные слова и обращения) и учиться … … … … … (правильно ставить знаки препинания)
Определяют тему и цели урока
Объединяются в пары и обсуждают свои записи определений, на основе которых формулируют и задают друг другу вопросы (предполагаемые вопросы:Что называется обращением?Что называется вводными словами?Какова их особенность? и т. д.
Ставят учебную задачу на основе соотнесения известного и нового.
| Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание (П) Самоопределение (Л)
Выполнение пробного учебного действия (Р)
Взаимодействие в паре, осуществление взаимного контроля (К) Преобразование информации в другую форму (М/П)
|
|
|
|
3. Проблемное объяснение нового знания(8 мин.) Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения. |
Раздает учащимся тексты с правильной информацией. Знаки для маркировки текста: «V» - это я знал «+» - новое для меня «-« - думал иначе «?» - есть вопросы Информационный текст: 1.Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому обращаются с речью. 2.Вводные слова – это слова и СС, которые передают отношение говорящего к выраженной в предложении мысли. 3.Обращения и вводные слова являются добавочными элементами. 4.Обращения и вводные слова на письме выделяются запятыми. 5.Обращение и вводные слова не являются членами предложения.
Физкультминутка(2 мин.) | Индивидуальная работа с текстом. Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации. Словами или словосоч. записывают информацию во 2 столбик таблицы.
В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут).
| Анализ, сравнение, обобщение (П) Смысловое чтение (П) Определение основной и второстепенной информации (П) Моделирование (П) Постановка вопросов (К) Волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р) |
4. Первичное закрепление во внешней речи (8 мин) Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания. |
----Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чем вы прочитали (базовый уровень) ----Проанализируйте текст, оформите свои наблюдения в таблицу «Сходства и различия обращений и вводных слов» (повышенный уровень)
5.Развитие речевых и правописных умений(10 мин.) Цель этапа: развивать и применять умения в устной и письменной речи. Всем при обращении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можешь смело обратиться. На письме не забывай- Запятыми выделяй. (В.Валгина) 1).Сформулируйте рекомендацию автора. К каким еще добавочным элементам можно ее применить? 2). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/85f9e151-cd40-42b6-bdbd-821d1ff58aae/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_015W%5D.swf
Прокомментируйте, пожалуйста, речевую ситуацию. 3).Представьте себе следующие речевые ситуации и составьте предложения с обращениями –именами собственными, не забывая об этикетных словах и знаках препинания (работа по вариантам) 1в.- попросите своего товарища дать вам книгу; 2в.- спросите у учителя разрешения войти в класс; 3в.- позовите свою собаку гулять; 4в. – узнайте у сестры, когда она придет; 5в. – посоветуйте другу не есть холодное мороженое.
4)Упр.93 Прочитайте предложения без вводных слов, затем – добавляя каждый раз новое вводное слово. Объясните , как меняется при этом смысл высказывания. 5)Выявление уровня усвоения новых знаний. | Проговаривают теоретические сведения.
Слушают стихотворение, формулируют ответ. Составляют схему «Группы знаков препинания по их функции»
Составляют и записывают предложения с обращением.
Выполняют упражнение, объясняя знаки препинания. Делают вывод о том, какую роль выполняют вводные слова в речи.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ae3a4fd-a208-45d6-a2cf-f9674d4012cd/%5BRUS8_200%5D_%5BIM_122%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5616f19e-de6d-4dae-b35f-6277f754759e/%5BRUS8_199%5D_%5BIM_114%5D.swf | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П), Умение структурировать знания (П)
Преобразовывание информации из одной формы в другую (П) Стремление к речевому совершенствованию овладение культурными нормами речевого поведения в зависимости от речевой ситуации(Л)
Анализ,сравне-ние,вывод(П)
Самоконтроль(К) Определение степени успешности работы(Р) |
6. Рефлексия (3 мин.) Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности |
1. Достигли ли вы поставленной перед собой цели? 2.Какая информация отложилась у вас в памяти? | Отвечают на вопросы учителя | Рефлексия способов и условий действия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К)Учет разных мнений (К)
|
7. Домашнее задание: (2 мин.) Выполнить упр. 89(Б), 91(Б),92, 94 (П) – по выбору |
|
|
Ресурсы
1.Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.2. [ А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелёва] ; под ред. А.Д. Шмелёва.- М., «Вентана Граф»,2014 г.
2.Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы.- И.П.Цыбулько.М., «Просвещение»,2014г.
3.Технология подготовки урока в современной ИОС. -Е.В.Чернобай, М., «Просвещение»,2014г.
4.Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. -М., «Просвещение»,2014 г.
5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5616f19e-de6d-4dae-b35f-6277f754759e/%5BRUS8_199%5D_%5BIM_114%5D.swf
6. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1ae3a4fd-a208-45d6-a2cf-f9674d4012cd/%5BRUS8_200%5D_%5BIM_122%5D.swf
7. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6205a844-ed48-4c00-825d-40b9b7de7996/%5BIS-RE_05-06%5D_%5BMA_015R%5D.swf