Знаки препинания при обращениях и вводных словах. 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Знаки препинания при обращениях и вводных словах. 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rya_8_kl.doc | 66 КБ |
prezentatsiya.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Знаки препинания при обращениях и вводных словах.
Повторение и систематизация знаний
Цель урока: повторить, что такое обращение и вводные слова, уметь находить их в тексте, правильно ставить знаки препинания при них; воспитывать любовь к родной земле.
Задачи:
Образовательные: актуализация и расширение знаний обучающихся об обращениях, вводных словах; обобщение и расширение знаний о данных группах слов, словосочетаний; отработка умения составлять лингвистические рассказы по заданной теме.
Воспитательные: воспитание у обучающихся любви к Крыму; чувства патриотизма и гордости по отношению к родной земле; развитие интереса к русскому языку.
Развивающие: развитие у обучающихся коммуникативных качеств; формирование умений оценки своей деятельности; развитие интеллектуальных способностей.
Оборудование: презентация, карточки, рисунки учащихся с видами Крыма, вспомогательные материалы, листы оценивания у инструктора группы
То, что мы знаем, — ограниченно,
а то, что мы не знаем, — бесконечно.
(П. Лаплас)
Ход урока
- Организационный момент (приветствие, запись в тетради даты и классной работы).
Комментарий: обучающиеся разделены учителем на 3 группы, в начале урока обучающиеся сидят в соответствии со своей группой. В каждой группе назначен инструктор, у которого находится листок оценивания с фамилиями обучающихся и пронумерованными заданиями. Инструктор в течение урока вносит баллы (используется накопительная система оценивания) в соответствии с выполненными обучающимися заданиями и в конце урока совместно с учителем выставляют отметки.
- Актуализация опорных знаний обучающихся.
- Графический диктант (Слайд № 1)
Задание. Постройте схемы к данным предложениям (предложения представлены на экране – тема «Однородные члены предложения), знаки препинания не расставлены.
- В Юрзуфе жил я сиднем купался в море и объедался виноградом. (А.С. Пушкин)
- В Ялте Чехов работал над рассказами «Случай из практики» «Новая дача» «Душечка» «Дама с собачкой».
- Писатель и живописец балерина и пианист философ и востоковед актриса и инженер в доме Волошина все были равны.
Ответы (схемы чертят на доске) (Слайд № 2)
- [ O, O и O].
- [ O: O, O, O, O].
- [O и O, O и O, O и O, O и O - O].
Обучающиеся выполняют взаимопроверку.
Инструкторы ставят баллы в лист оценивания по указанию учителя (2 балла за 4 правильных схемы, 1 балл – две правильных схемы)
- Вопросы учащимся.
- какую пунктограмму мы повторили?
- что представляют собой ОЧП?
- Мотивация учебной деятельности.
- Задание. Прочитайте внимательно предложения. Скажите, все ли знаки препинания поставлены в предложениях? Объясните постановку знаков препинания. (Слайд № 3)
- Прекрасны вы брега Тавриды
Когда вас видишь с корабля,
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я… (А.С. Пушкин) - Быть может (лестная надежда!)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт! (А.С.Пушкин)
(Слайд № 4 – эти же предложения с расставленными знаками препинания)
Инструкторы ставят 1 балл за правильный ответ
- Вопросы учащимся.
- какова тема нашего сегодняшнего урока? (Обращения и вводные слова. Знаки препинания при них)
- но ведь мы же уже несколько уроков изучаем эту тему, так? Как же называют такие уроки, на которых мы возвращаемся к изученному материалу? (Повторение)
- какова цель нашего сегодняшнего урока? (Повторить, что такое обращение, вводные слова, научиться их находить в тексте, правильно ставить знаки препинания при них)
- Запись темы в тетради (Слайд № 5 – тема, цель урока, эпиграф)
Вопрос учащимся:
- а что будет выступать лейтмотивом нашего урока, глядя на рисунки, на использованные уже в уроке предложения? (Тема Крыма: произведения о Крыме, произведения, написанные в Крыму, произведения, написанные авторами, жившими в Крыму)
(Слайд № 6 – Крым с портретами Пушкина, Волошина, Чехова, Куприна, Толстого)
- Работа над темой урока.
- Задание. Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы (Слайд № 7 – предложения без расставленных знаков препинания)
- Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми послушное ветрило
Волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.С. Пушкин) - Фонтан любви фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы. (А.С. Пушкин) - Лети корабль неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей… (А.С. Пушкин)
- Вопросы учащимся.
- что такое обращение?
- как ставятся знаки препинания при обращении?
- все произведения написаны кем? Написаны о…
Инструкторы ставят в листы оценивания отвечающим по 2 балла – расставленные правильно запятые + схема
3. Историческая справка.
Презентация «Пушкин и Крым» - подготовили обучающие 1 группы
Инструкторы ставят за презентацию и рассказ – 3 балла (оформление презентации, содержание и рассказ обучающихся на основе презентации)
4. Орфографическая разминка (Слайд № 8 – 10) (является также и физминуткой, т.к. обучающиеся пересаживаются с места на место в ходе ответов)
Задание. Представлено 3 вида правописания гласных – работают с картами разного цвета, на которых соответственно написаны буквы О, Ё, О, А, Е, И (поднимают карту с правильным написанием буквы)
1 группа – Буквы О-Ё после шипящих (3 пары)
- Ш…пот, прыж…к, ш…колад, ноч…вка (1 группа)
- Боч…нок, ш…ссе, расч…ска, ч…рточка (2 группа)
- Зайч…нок, реш…тка, крыж…вник, обж…ра (3 группа)
2 группа – Буквы О-А в корнях с чередованием (3 пары)
- З…ря, р…стение, к…снуться, заг…рать (1 группа)
- Обм…кнуть, предл…гать, дол…жить, оз…рять (2 группа)
- Ур…внение, предл…жение, сл…гаемое, Р…стов (3 группа)
3 группа – Буквы Е – И в корнях с чередованием (3 пары)
- Зап…рать, бл…стательный, соч…тание, разб…рать (1 группа)
- Зам…рать, соб…рательный, подст…лить, оп…реться (2 группа)
- Приб…ру, уд…рать, бл…стеть, подж…гать (3 группа)
Инструкторы ставят в листы оценивания за каждую группу правильных ответов по 1 баллу (максимальное количество - 3 балла)
5.Выборочный диктант (Слайд № 11)
Задание. Прочитайте предложения на экране. Знаки препинания не расставлены. Выпишите в тетрадь только вводные слова.
Очумелов: « Собаку истребить немедля. Она наверное бешеная».
Голос из толпы: « Это кажись генерала Жигалова!»
Очумелов: «Ты должно быть расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в голову идея, чтоб соврать...»
Елдырин: « А может быть и генеральская. На морде у ней не написано…»
Голос из толпы: « Вестимо генеральская!»
- из какого произведения взяты данные фразы? («Хамелеон»)
- кто является автором этого произведения? (А.П. Чехов)
- Историческая справка.
Презентация «Чехов и Крым» - подготовили обучающие 2 группы
Инструкторы ставят за презентацию и рассказ – 3 балла (оформление презентации, содержание и рассказ обучающихся на основе презентации)
- Проверка выполненного задания (Слайд № 12 - представлены только вводные слова)
Учащиеся читают выписанные вводные слова (1 балл – в листы оценивания)
- каким членом предложения являются вводные слова?
- Задание. Составьте предложение, используя одно из выписанных вводных слов, но так, чтобы оно было членом предложения.
Например: Кажется, сегодня будет не очень тепло.
Весь мир кажется огромным.
Инструкторы ставят 1 балл за правильно составленное предложение.
- Задание по группам. 1 группа выписывает вводные слова с удвоенной согласной; 2 группа – вводные слова, которые пишутся через дефис и 3 группа – вводные слова - существительные с предлогом. (Слайд № 13)
(К)счастью, (по)моему, (бе...)спорно, (по)видимому, естестве…о, (бе…)сомнения, (к)сожалению, несомне…о, (во)вторых.
Самопроверка: ответы на доске (Слайд № 14)
Инструкторы ставят 1 балл за правильно выполненное задание.
- Задание по группам.
1 группа составить Опорный конспект по теме «Обращение»
2 группа составить Опорный конспект по теме «Вводные слова»
3 группа составить Опорный конспект по теме или «Обращение», или «Вводные слова» в рисунках.
Выставляют и защищают свои конспекты (максимальное количество баллов - 3)
- Чтение учителем стихотворения Максимилиана Волошина «Коктебельская бухта» (Слайд № 15)
Выйди на кровлю. Склонись на четыре
Стороны света, простерши ладонь...
Солнце... Вода... Облака... Огонь...-
Все, что есть прекрасного в мире...
- Слово учителя. Имена великих людей навечно связаны с Крымом. Они восхищались им, писали о нем, любовались им… Просто жили здесь и любили его, так же, как и мы. Прежде чем мы напишем свои послания Крыму, у нас есть еще историческая справка о Максимилиане Волошине.
- Историческая справка
Презентация «Волошин и Крым» - подготовили обучающие 3 группы
Инструкторы ставят за презентацию и рассказ – 3 балла (оформление презентации, содержание и рассказ обучающихся на основе презентации)
- Итоги урока
- Задание. Читают послания Крыму, которые они написали дома, используя обращения и вводные слова (2 балла)
Учитель озвучивает свое послание, написанное на сердце (Слайд № 16)
Учащиеся читают свои послания и наклеивают их на полуостров, представленный на доске, в окружении рисунков, выполненных обучающимися (Слайд № 17 –полуостров Крым покрывается летящими сердцами)
За рисунок инструкторы выставляют по 3 балла
- Рефлексия.
Учащиеся продолжают фразу: «Сегодня на уроке я был (была) успешен (успешна)…» (Слайд № 18)
- Учитель совместно с инструкторами выставляет отметки за урок.
18 и более – «5»; 13 – 18 баллов – «4»; менее 12 баллов и менее – «3»
- Домашнее задание (Слайд № 19)
Зад. 3, стр. 199 – отметка «4» ;
составить тест из 10 вопросов по теме «Обращение. Вводные слова. Знаки препинания при них» - отметка «5».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Юрзуфе жил я сиднем купался в море и объедался виноградом. (А. С. Пушкин) В Ялте Чехов работал над рассказами «Случай из практики» «Новая дача» «Душечка» «Дама с собачкой». Писатель и живописец балерина и пианист философ и востоковед актриса и инженер в доме Волошина все были равны. Графический диктант
Однородные члены предложения В Юрзуфе жил я сиднем, купался в море и объедался виноградом. (А. С. Пушкин) В Ялте Чехов работал над рассказами: «Случай из практики», «Новая дача», «Душечка», «Дама с собачкой». Писатель и живописец, балерина и пианист, философ и востоковед, актриса и инженер – в доме Волошина все были равны.
Прекрасны вы брега Тавриды Когда вас видишь с корабля, При свете утренней Киприды, Как вас впервой увидел я… (А.С. Пушкин) Быть может (лестная надежда!) Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт! (А.С.Пушкин)
Прекрасны вы, брега Тавриды , Когда вас видишь с корабля, При свете утренней Киприды, Как вас впервой увидел я… (А.С. Пушкин) Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт! (А.С.Пушкин)
Знаки препинания при обращениях и вводных словах. Повторение и систематизация знаний То, что мы знаем, — ограниченно, а то, что мы не знаем, — бесконечно. (П. Лаплас) повторить, что такое обращение, вводные слова; научиться их находить в тексте, правильно ставить знаки препинания при них; воспитывать любовь к Крыму. Цель урока:
Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми послушное ветрило Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.С. Пушкин) Фонтан любви фонтан живой Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. (А.С. Пушкин) Холмы Тавриды край прелестный Я снова посещаю вас... (А.С. Пушкин) Лети корабль неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей… (А.С. Пушкин) Задание. Запишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, начертите схемы Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.С. Пушкин) Фонтан любви, фонтан живой! Принес я в дар тебе две розы. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. (А.С. Пушкин) Холмы Тавриды, край прелестный, Я снова посещаю вас... (А.С. Пушкин) Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей… (А.С. Пушкин)
Очумелов : « Собаку истребить немедля. Она наверное бешеная». Голос из толпы : « Это кажись генерала Жигалова!» Очумелов : «Ты должно быть расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в голову идея, чтоб соврать...» Елдырин : « А может быть и генеральская. На морде у ней не написано…» Голос из толпы : « Вестимо генеральская!» Задание. Прочитайте предложения на доске. Найдите недостающие знаки препинания. Выпишите в тетрадь только вводные слова.
Наверное Кажись Должно быть Может быть Вестимо
(К)счастью, (по)моему, ( бе ...)спорно, (по)видимому, естестве…о, ( бе …) сомнения, (к) сожалению, несомне …о, (во)вторых. Задание по группам: 1 группа – вводные слова с удвоенной согласной; 2 группа – вводные слова, которые пишутся через дефис; 3 группа – вводные слова - существительные с предлогом. 1 группа бесспорно естественно несомненно 2 группа по-видимому во-вторых по-моему 3 группа без сомнения к счастью к сожалению
Родной и любимый Крым! Ты прекрасен и удивителен: во-первых, Искренне желаю тебе, край, наполненный теплом и солнцем , процветать, гордиться добрыми людьми, беречь свою красоту и дарить всем счастье! Светлана Георгиевна 15.04.15 г. своей историей, во-вторых , уникальной красотой, в-третьих , бесконечным вдохновением! Каждому живущему здесь ты даришь свою любовь, и мы, бесспорно , платим тебе тем же!
Сегодня на уроке я был (была) успешен (успешна)…
1)зад. 3, стр. 199 – на «4» балла; 2)составить тест из 10 вопросов по теме «Обращение. Вводные слова. Знаки препинания при них» - на «5» баллов Домашнее задание
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знаки препинания в предложениях с вводными словами"
план урока "Знаки препинания в предложениях с вводными словами"...
Урок русского языка в 8 классе «Знаки препинания в предложениях с вводными словами».
Урок русского языка в 8 классе...
Дианостика знаний по теме "Знаки препинания в предложениях с вводными словами".
Задание в формате теста для подготовки к сдаче ГИА....
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями
Предложенная презентация напоминает о необходимости отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся таковыми, и в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания. В матер...
Технологическая карта урока "Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями"
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и обращениями (УМК под ред. Шмелёва)...
Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, их творческое применение, а также контроль полученных знаний)...
«Знаки препинания при обращениях и вводных словах»
Технологическая карта урока...