Конспект урока на тему «Определительные местоимения»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_opredelitelnye_mestoimeniya1.docx | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему «Определительные местоимения»
6а класс, учебник: Русский язык : учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. Баранов М. Т., Ладыженская Л. А. Тростенцова Л. А., М. : Просвещение.
- Тип урока: урок объяснения новых знаний, формирования умений и навыков.
- Цели урока:
2.1 .Образовательные:
– повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении;
- познакомить учащихся с новым разрядом местоимений – определительными;
- показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении;
- научить находить определительные местоимения в тексте;
2.2. Развивающие:
– формировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в устной и письменной речи;
– учитывать особенности склонения неопределенных местоимений в устной и письменной речи;
- развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);
-вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
2.3.Воспитательные:
– воспитывать в учениках любовь к слову и русскому языку;
2.4. Метапредметные:
А. Регулятивные:
- работая по плану, сверять свои действия с целью;
- уметь определять степень успешности выполнения своей работы.
Б. Информативные:
- сформировать умение читать схемы и условия выбора орфограммы ;
- сформировать умение вычитывать актуальную информацию.
В. Коммуникативные:
- умение работать в группе.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
2.5. Предметные:
А. Познавательные:
– объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;
Б. Практические:
- Формирование практических умений и навыков, обучающихся по осознанному применению полученных знаний по теме «определительные местоимения» в практике;
Перед уроком, на доске написать число, классная работа и тему урока.
Ход урока.
- Организационный момент (приветствовать учащихся, проверить наличие у школьников учебников и тетрадей). Отводится 2 мин.
- Проверка домашнего задания. 7-10 мин.
- Фронтальный опрос по пройденному материалу. Ответ формируется с помощью учителя, если ученики не могут дать ответ. 2-3 мин. на выполнение работы.
- Что такое местоимение? (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и их количества, но не называет их)
- Какие разряды местоимений они знают + примеры
( личные – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Возвратное – себя
Вопросительные – кто? Какой? Что? Чей? Сколько? Каков?
Относительные - кто, что, какой, который, чей, сколько, каков.
Неопределенные – нЕкто, нЕчто, нЕкоторый, нЕсколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др..
Отрицательные – никтО, ничтО, никакой, ничЕй, нЕкого, нЕчего.
Притяжательные – мой, твой, наш, ваш, свой.
Указательные – тот, этот, такой, таков, столько.
Определительные – весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой).
- Для чего служат указательные местоимения?(Они указывают на предмет, признак или количество. Служат для выделения среди других какого-либо предмета, признака или количества.)
- Перечислите указательные местоимения?(тот, этот, таков, такой, столько)
- Как изменяются указательные местоимения? (тот, этот, такой изменяются по падежам и числам, местоимение таков изменяется по родам и числам)
- Какова синтаксическая функция указательных местоимений? (они могут быть подлежащим, определением, дополнением)
- Работа по теме урока.
5-7мин. Слово учителя: «Сегодня на уроке мы познакомимся с последним разрядом местоимений – определительные местоимения. Цель нашего урока – это научиться находить определительные местоимения в тексте и правильно употреблять их в речи».
Давайте попробуем найти их в предложениях.
Возьми со стола любое яблоко.
У самого забора росла берёзка.
Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?
Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире.
Это может сделать каждый.
Для иных вернуть долг – дело чести.
После записать определение неопределенного местоимения на доске при этом, проговорив его целиком, далее записать его на доске, повторяя еще раз определение. Продиктовать, как изменяются неопределенные местоимения: «Определительные местоимения указывают на обобщенное качество предмета.
Они изменяются по родам, падежам и числам».
- Скажите, какие определительные местоимения вы помните? (весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой)
- Как вы думаете, почему эти местоимения называют определительными?
(Они указывают на качества предмета, то есть чаще всего заменяют прилагательные, которые в предложении в основном являются определениями. Отсюда и название определительные).
В предложении могут быть подлежащим, определением, дополнением.
Из этого следует, что в предложении определительные местоимения чаще выступают в роли определения. (Пример: Каждой веточкой живой лес беседует со мной).
Местоимения – наречия всюду, всегда, везде не изменяются и в предложении являются обстоятельствами.(Пример: Поездки в Петербург всегда были для меня праздником).
Попросить школьников открыть учебник на стр. 187 и спросить: «Все ли я вам рассказала?».
- Работа по теме урока.
- Практическое задание.
А сейчас сделаем задание на внимательность. К доске вызываются двое учеников. У каждого будет свой список местоимений, они будут должны выписать определительные местоимения. Остальные записывают оба варианта в тетрадь.
1 вариант: Некоторый, всякому, твой, самый, мой, резкий, ваш, иного.
2 вариант: Другой, любого, несколько, самая, какие, сам, каждой, чей.
Попросить посмотреть на таблицу, расположенную на стр. 188. Разобрать ее с учениками.
- На какую значимую часть слова падает ударение в местоимениях сам(сама) и самый в косвенных падежах?
В местоимениях сам и сама на окончание, а в местоимении самый на корень.
- Выполнение упражнения 446. Один ученик идет к доске, склоняет словосочетание «самая любимая пора», остальные пишут в тетради данное словосочетание и «сама весна-красавица». На выполнение дается 5 минут. После выполнения, ученик у доски комментирует свои записи, второе словосочетание проверяются желающим устно .
И.п. (кто ,что?) самая любимая пора
Р.п.( кого,чего?) самой любимой поры
Д.п.(кому,чему?) самой любимой поре
В.п.(кого,что?) самую любимую пору
Т.п.(кем?чем?)самой любимой порой
П.п.(о чем?) о самой любимой поре
И. п.: сама весна-красавица
Р. п.: самой весны-красавицы
Д. п.: самой весне-красавице
В. п.: саму весну-красавицу
Т. п.: самой весной-красавицей
П. п.: о самой весне-красавице
- Разбор словосочетаний в упр. 443. Ученики читают по два словосочетания, разбирают орфограммы, обозначают разряды местоимений.
БИография (словарное слово) писателя, в тысячА восемЬсот (Восемь сотен. В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 пишется мягкий знак в середине) девяностО (числит., П.п.) седьмом году, автор повести (Р.п.), пЕчатать (проверочное слово печать) в тИпографиИ (словарное слово) подзаголовок книгИ (Р.п.) разнообразнЫм(Т.п.) шриФтом (иностранное слово) , располОжить (корень лож) на какой –либо(неопределенное местоимение, суффикс –либо пишется через дефис) страницЕ , нЕСколько(неопред. Местоим., приставка не- пишется слитно) великолепных иЛЛюстраций (словарное слово), орнамент на обложкЕ , блАгодорить (проверочное слово благо) некого(неопред. Местоим., приставка не- пишется слитно), какие-то(неопределенное местоимение, суффикс –то пишется через дефис) искусные переплетчИки (суффикс –чик- после т) не разочАровался (не с глаголом пишется раздельно, чары) ни в чем(отрицательное местоимение, ни отделяется от местоимения предлогом, поэтому раздельно), рекомендовать произведения классиков, присутствовать на обсуждениИ (П.п.) приветствовать читателей, бурно разгОрелся (корень –гор- без ударения).
- На доске записывается домашнее задание – повторить пройденный материал, подготовится к диктанту по упр. 443, выполнить упр. 445 из учебника. Попросить посмотреть его в учебнике и спросить : «Все ли вам понятно в данном задании?». Если что-то вызывает трудности, то объяснить.
- Подведение итогов урока. Фронтальный опрос (если останется время).
- На что указывают определительные местоимения? (Определительные местоимения указывают на обобщенное качество предмета)
-Приведите примеры определительных местоимений? (весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой)
- Как изменяются определительные местоимения?( Они изменяются по родам, падежам и числам)
- Какими членами предложения могут являться? (В предложении могут быть подлежащим, определением, дополнением.)
(Выставление оценок.) Слово учителя: «Мне понравилось, как сегодня вы работали на уроке, спасибо, удачи вам ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме: "Определительные местоимения".
Урок построен по новым стандартам ФГОС ОО. Объяснение нового материала. На уроке используется мультимедийная презенация....
Урок на тему "Определительные местоимения"
Сформировать понятие об определительных местоимениях, научится находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи....
открытый урок русского языка в 6 классе по теме "Определительные местоимения"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Определительные местоимения" построен в соответствии с ФГОС. Проведение каждого этапа описано подробно....
Урок-презентация на тему "Определительные местоимения"
Данный урок построен в соответствии с ФГОС....
Конспект урока на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений»
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»...
Урок открытия новых знаний по теме "Определительные местоимения" 6 класс
Сценарий урока по теме "Определительные местоимения" в 6 классе по УМК Ладыженской....