Этимология слов. Знакомство с этимологическими словарями
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Апрелевская СОШ № 1
КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку в 6 классе
на тему: «Этимология слов. Знакомство с этимологическими словарями»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Сидорова Татьяна Сергеевна
2018 год
Тема урока: «Этимология слов. Знакомство с этимологическими словарями».
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Дидактическая задача урока: повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.
Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с еще одним разделом науки о языке – этимологией; познакомить школьников с понятием «этимологический словарь», показать его отличие от толкового словаря; формировать навык морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном языковом материале;
развивающая: развивать коммуникативную, культуроведческую и лингвистическую компетенции, языковое чутье, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;
воспитательная: прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре, к языкам и культуре других народов; воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» для 6 класса (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.). «Этимологический словарь» и книга «В мире слов» Н.М.Шанского (или распечатки необходимых словарных статей), таблицы.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация к деятельности.
- Актуализация знаний, частичная проверка выполнения домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
- Деятельность учащихся по теме урока.
- Итоги урока, рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем наших гостей, которые находятся в конце класса. Для того чтобы перейти к теме нашего урока, я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку, которую подготовили ваши товарищи.
Инсценировка
Хвастун (в шарфе): Вот, недавно себе воротник купил. Ты знаешь, из кого он?
Петя: Хм, насколько мне известно, воротники делают из лисиц, норок. Но твой не похож ни на что.
Хвастун: Ты что?! Ведь это выдра, невооруженным глазом видно.
Петя (смеётся): Да? А ты хоть знаешь, почему выдра выдрой называется?
Хвастун: Нет, я как-то над этим не задумывался (поглаживает воротник).
Петя: Дело в том, что при обработке шкурки этого зверька из нее полностью выдирается шерсть. Поэтому выдра – это шкурка, из которой выдрана шерсть. Вот так вот.
Хвастун: Ого! Ничего себе… Почему же тогда она так ценится?
- Ребята, почему наш хвастун оказался в нелепом положении?
- Как Петя его проучил?
- Хвастунишка поверил этой версии происхождения? А вы?
- Это хорошо. А давайте вспомним, если мы не знаем происхождение какого-либо слова, куда мы заглядываем?
- Почему он назван «этимологическим»?
- Что такое этимология? Отлично, а само слово «этимология» имеет происхождение? Откуда взялось это слово?
- Сегодня мы продолжим изучать этимологию слов, будем учиться работать с этимологическими словарями. Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.
- Итак, давайте возьмём в руки словари, которые лежат у вас на партах, и немного с ними познакомимся.
- Что вы видите на обложке данной книги?
Николай Максимович Шанский – советский и российский лингвист, специалист по лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису, этимологии и по другим наукам о языке.
- Давайте узнаем, какие сведения о словах содержатся в этом словаре. Откройте, пожалуйста, страницу 3 и прочитайте последний абзац. Теперь откройте любую страницу. Мы видим, что все слова, как обычно, располагаются в алфавитном порядке. И каждое этимологически неясное слово толкуется в отдельной словарной статье. Всего в этом словаре около 10 000 слов.
- Дома некоторые из вас определяли происхождение слов работа, привередливый и обворожить.
1. Работа (с. 264) – это слово первоначально означало «тяжёлый, подневольный труд, рабство», из старославянского языка. В современном русском языке корень -работ-, а исторический корень -раб- не выделяется.
2. Привередливый (с. 253) – от слова вередливый – от слова веред («боль, болячка, рана, гной»). Слово означает «слишком чувствительный к боли». Вред, повредить.
3. Обворожить (с. 206) – от глагола ворожить («колдовство») – от слова ворог («колдун»). Слово означает «околдовать».Враг.
- Спасибо, ребята. А сейчас у вас будет самостоятельное задание. Найти в этимологическом словаре происхождение следующих слов и записать в тетрадь: кольчуга, дотла, насекомое, боярин, дремучий.
1. Кольчуга (с. 140) – от слова «кольцо».
2. Дотла (с. 77) – от предлога до и слова тло («дно, пол, основание»). Слово означает «без остатка, до основания».
3. Насекомое (с. 198) – от слова «сечь, секу». Животное так названо по насечкам.
4. Боярин (с. 30) – от слова бой. Первоначально слово означало «воин, боец».
5. Дремучий (с. 77) – образовано от глагола дремать. Слово означает «густой, тёмный, труднопроходимый» (лес). Первоначально выражение дремучий лес означало «никем не потревоженный в своём сне лес».
- Как мы уже знаем, существует лексика исконная и заимствованная. Этимология помогает выявить образ, первоначальное значение, которое было положено в основу заимствованного слова.
- В первом столбике таблицы даны слова: оранжевый, территория, ангина, гранит, помидор, депутат. Чтобы убедиться в том, что эти слова заимствованы русским языком из других языков, при помощи этимологического словаря найдём иностранные слова, послужившие образованию заимствованного слова. Полученные данные запишем во второй столбик таблицы. В третий столбик запишем значение заимствованного слова в русском языке.
Заимствованное слово | От какого иностранного слова оно образовано | Что означает заимствованное слово в русском языке |
Оранжевый | ||
Территория | ||
Ангина | ||
Гранит | ||
Помидор | ||
Депутат |
Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы.
Сообщения учеников о происхождении своих фамилий.
- Итак, наш урок подошёл к концу. Давайте еще раз повторим, что такое этимология?
- В каком случае мы заглядываем в этимологические словари? Какая информация о слове в них содержится?
- Да, этимологические словари являются нашими верными помощниками. Они помогают узнать первоначальное значение слова, его первоначальный морфемный состав, выявить его родственные связи, понять его написание. Я думаю, что теперь вы будете часто обращаться за помощью к этимологическим словарям, и надеюсь, что тайны, которые таят в себе слова, станут доступными и вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этимологический словарь М.Фасмера
Презентация...
Статья "Этимология некоторых слов и влияние этимологического анализа на повышение орфографической грамотности"
В данной статье описывается использование этимологического анализа на уроках русского языка, обращается внимание на то, что этимологический анализ способен переместить трудные для запоминания слова в ...
Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь
Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...
Г. П. Цыганенко ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
Более 5000 слов 2-е издание, переработанное и дополненное КИЕВ <РАДЯНСЬКА ШКОЛА> 1989 Рекомендовано Институтом языковедения им. А. А. Потебни АН УССР Рецензенты: до...
Шанский Н.М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка
В настоящем словаре в научно-популярной форме, доступной для самого широ-кого читателя, подробно толкуется происхождение наиболее употребительных словсовременного русского языка, их родословная, источ...
Этимологические словари. Этимология слова.
Презентация, сопровождающая лекцию учителя по теме. Включены задания познавательного характера....
Брэйн-ринг "История слова как история целого народа" (на основе "Историко-этимологического словаря" В.И.Абаева)
Дети, как и большинство взрослых, очень редко задумываются над происхождением того или иного слова. А ведь зачастую этимология, казалось бы, самого простого и наиболее часто употребляемого в быт...