Этимология слов. Знакомство с этимологическими словарями
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Сидорова Татьяна Сергеевна

урок русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_etimologiya_slov.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Апрелевская СОШ  № 1

КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку в 6 классе

на тему: «Этимология слов. Знакомство с этимологическими словарями»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Сидорова Татьяна Сергеевна

2018 год

Тема урока: «Этимология слов. Знакомство с этимологическими словарями».

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Дидактическая задача урока: повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.

Цели урока:

образовательная: познакомить  учащихся с еще одним разделом науки о языке – этимологией; познакомить школьников с понятием «этимологический словарь», показать его отличие от толкового словаря; формировать навык  морфемного и словообразовательного разбора на нестандартном языковом материале;

развивающая:  развивать коммуникативную, культуроведческую и лингвистическую компетенции, языковое чутье, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;

воспитательная:  прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре, к языкам и культуре других народов;  воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Оборудование:  мультимедийный проектор, учебник «Русский язык» для 6 класса (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.).   «Этимологический словарь»  и книга «В мире слов» Н.М.Шанского  (или распечатки необходимых словарных статей), таблицы.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация к деятельности.
  3. Актуализация знаний, частичная проверка выполнения домашнего задания.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Деятельность учащихся по теме урока.
  6. Итоги урока, рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

- Здравствуйте, ребята. Давайте поприветствуем наших гостей, которые находятся в конце класса. Для того чтобы перейти к теме нашего урока, я предлагаю посмотреть небольшую инсценировку, которую подготовили ваши товарищи.

Инсценировка

Хвастун (в шарфе): Вот, недавно себе воротник купил. Ты знаешь, из кого он?

Петя: Хм, насколько мне известно, воротники делают из лисиц, норок. Но твой не похож ни на что.

Хвастун: Ты что?! Ведь это выдра, невооруженным глазом видно.

Петя (смеётся): Да? А ты хоть знаешь, почему выдра выдрой называется?

Хвастун: Нет, я как-то над этим не задумывался (поглаживает воротник).

Петя: Дело в том, что при обработке шкурки этого зверька из нее полностью выдирается шерсть. Поэтому выдра – это шкурка, из которой выдрана шерсть. Вот так вот.

Хвастун: Ого! Ничего себе… Почему же тогда она так ценится?

- Ребята, почему наш хвастун оказался в нелепом положении?

- Как Петя его проучил?

- Хвастунишка поверил этой версии происхождения? А вы?

- Это хорошо. А давайте вспомним, если мы не знаем происхождение какого-либо слова, куда мы заглядываем?

- Почему он назван «этимологическим»?

- Что такое этимология? Отлично, а само слово «этимология» имеет происхождение? Откуда взялось это слово?

- Сегодня мы продолжим изучать этимологию слов, будем учиться работать с этимологическими словарями. Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

- Итак, давайте возьмём в руки словари, которые лежат у вас на партах, и немного с ними познакомимся.

- Что вы видите на обложке данной книги?

Николай Максимович Шанский – советский и российский лингвист, специалист по лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису, этимологии и по другим наукам о языке.

- Давайте узнаем, какие сведения о словах содержатся в этом словаре. Откройте, пожалуйста, страницу 3 и прочитайте последний абзац. Теперь откройте любую страницу. Мы видим, что все слова, как обычно, располагаются в алфавитном порядке. И каждое этимологически неясное слово толкуется в отдельной словарной статье. Всего в этом словаре около 10 000 слов.

- Дома некоторые из вас определяли происхождение слов работа, привередливый и обворожить.

1. Работа (с. 264) – это слово первоначально означало «тяжёлый, подневольный труд, рабство», из старославянского языка. В современном русском языке корень -работ-, а исторический корень -раб- не выделяется.

2. Привередливый (с. 253) – от слова вередливый –  от слова веред («боль, болячка, рана, гной»). Слово означает «слишком чувствительный к боли». Вред, повредить.

3. Обворожить (с. 206) – от глагола ворожить («колдовство») – от слова ворог («колдун»).  Слово означает «околдовать».Враг.

- Спасибо, ребята. А сейчас у вас будет самостоятельное задание. Найти в этимологическом словаре происхождение следующих слов и записать в тетрадь: кольчуга, дотла, насекомое, боярин, дремучий.

1. Кольчуга (с. 140) – от слова «кольцо».

2. Дотла (с. 77) – от предлога до и слова тло («дно, пол, основание»). Слово означает «без остатка, до основания».

3. Насекомое (с. 198) – от слова «сечь, секу». Животное так названо по насечкам.

4. Боярин (с. 30) – от слова бой. Первоначально слово означало «воин, боец».

5. Дремучий (с. 77) – образовано от глагола дремать. Слово означает «густой, тёмный, труднопроходимый» (лес). Первоначально выражение дремучий лес означало «никем не потревоженный в своём сне лес».

- Как мы уже знаем, существует лексика исконная и заимствованная. Этимология помогает выявить образ, первоначальное значение, которое было положено в основу заимствованного слова.

- В первом столбике таблицы даны слова: оранжевый, территория, ангина, гранит, помидор, депутат. Чтобы убедиться в том, что эти слова заимствованы русским языком из других языков, при помощи этимологического словаря найдём иностранные слова, послужившие образованию заимствованного слова. Полученные данные запишем во второй столбик таблицы. В третий столбик запишем значение заимствованного слова в русском языке.

Заимствованное слово

От какого иностранного слова оно образовано

Что означает заимствованное слово в русском языке

Оранжевый

Территория

Ангина

Гранит

Помидор

Депутат

Учащиеся проверяют правильность заполнения таблицы.

Сообщения учеников о происхождении своих фамилий.

- Итак, наш урок подошёл к концу. Давайте еще раз повторим, что такое этимология?

- В каком случае мы заглядываем в этимологические словари? Какая информация о слове в них содержится?

- Да, этимологические словари являются нашими верными помощниками. Они помогают узнать первоначальное значение слова, его первоначальный морфемный состав, выявить его родственные связи, понять  его написание. Я думаю, что теперь вы будете часто обращаться за помощью к этимологическим словарям, и надеюсь, что тайны, которые таят в себе слова, станут доступными  и вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Этимология некоторых слов и влияние этимологического анализа на повышение орфографической грамотности"

В данной статье описывается использование этимологического анализа на уроках русского языка, обращается внимание на то, что этимологический анализ способен переместить трудные для запоминания слова в ...

Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь

Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...

Г. П. Цыганенко ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Более 5000 слов 2-е издание, переработанное и дополненное КИЕВ <РАДЯНСЬКА ШКОЛА> 1989 Рекомендовано Институтом языковедения им. А. А. Потебни АН УССР Рецензенты: до...

Шанский Н.М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка

В настоящем словаре в научно-популярной форме, доступной для самого широ-кого читателя, подробно толкуется происхождение наиболее употребительных словсовременного русского языка, их родословная, источ...

Этимологические словари. Этимология слова.

Презентация, сопровождающая лекцию учителя по теме. Включены задания познавательного характера....

Брэйн-ринг "История слова как история целого народа" (на основе "Историко-этимологического словаря" В.И.Абаева)

Дети, как и большинство взрослых,  очень редко задумываются над происхождением того или иного слова. А ведь зачастую этимология, казалось бы, самого простого и наиболее часто употребляемого в быт...