Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 6 класса
учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс)

Сборник контрольных и проверочных работ по русскому языку для 6 класса поможет учителю качественно отследить знания и навыки, полученные обучающимися при  изучении тем по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnye_i_proverochnye_raboty_6_kl.docx116.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Палимовская средняя общеобразовательная школа»

Бузулукского района Оренбургской области

 

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 6 класса

 Автор и составитель  :                                                                                                           учитель русского языка и литературы

МОБУ «Палимовская СОШ»

 Сосунова Елена Владимировна

                                                                                                                   

С.Палимовка, 2019г.

Словообразование

1 вариант

1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т.е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с   помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

Д) метет.

4. Укажите слово, образованное по модели «?^^?»:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г)  приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,

Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ?^^?, ¬?^?, ¬¬?^?;

Б) ?^?, ??^?, ¬?^?;

В) ¬?^?, ?^?, ¬??;

Г) ¬?^^?, ¬??, ¬?^^;

Д) ¬?^?, ¬ ¬?^?, ?^^?.

8. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.

10. Какое слово образовано путём  сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Г) ВУЗ,

Д) кресло-кровать.

2 вариант

1 . Морфема – это…:

А)  наименьшая значимая часть слова;

Б)  звук;

В)  Буква;

Г)  слово;

Д)  словосочетание

2.Корень – это…:

А)  состав слова

Б)  центральный элемент структуры слова

В)  основа слова

Г)  логическое ударение

Д)  система морфем

3. Раздел языкознания, изучающий систему морфем языка и морфемную структуру слов, называется:

А)  фонетикой

Б)  синтаксисом

В)  морфологией

Г)  морфемикой

Д)  фразеологией

4. Какие слова называются однокоренными?

А)  Слова с одним лексическим значением

Б)  слова с переносным значением

В)  слова с прямым значением

Г)  слова с одинаковым корнем

Д)  слова с несколькими лексическими значениями

5. Найдите слово с нулевым окончанием:

А)  книга

Б)  умный

В)  стул

Г)  вышла

Д)  сильное

6. Основы бывают:

А)  непроизводные и производные

Б)  прямые и косвенные

В)  глухие и звонкие

Г)  парные и непарные

Д)  сильные и слабые

7. Определите способ словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:

А)  суффиксальный

Б)  приставочный

В)  приставочно-суффиксальный

Г)  переход одной части речи в другую

Д)  сложение основ

8. Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.

А)  прилагательное

Б)  причастие

В)  существительное

Г)  наречие

Д)  местоимение

9.По какой модели образовано слово подснежник:

А)  ? ¬ ?

Б)  ¬ ? ?

В)  ? ^

Г)  ¬ ?

Д)  ¬ ? ^ ?

10. Аббревиатурами называются:

А) сложносокращённые слова

Б) иноязычные слова

В) устаревшие слова

Г) новые слова

Д) заимствованные слова

 

 

Словообразование

1. Вставьте буквы.

Пр…забавный, пр…сытый, пр…близиться, пр…строить, пр…дорожный, пр…крыть, пр…лепить.

2. Все ли слова правильно написаны? Исправьте ошибку(если есть).

Приморский, преспокойно, призадуматься, пришкольный .

3. Запиши правильный ответ.

Вопрос

Ответ

1.

Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется __________

 

2.

Какое окончание в слове “договорилась”?

 

3.

Какой корень в слове “досрочный”?

 

4.

Какое окончание в слове “видел”?

 

5.

С помощью какого суффикса образовано слово “охотник”?

 

6.

Какой корень в слове “маленький”?

 

7.

Слово белизна образовано _______________ способом

 

8.

Каким способом образовано слово “героизм”?

 

9.

Являются ли однокоренными в современном языке слова “автор” и “авторитет”?

 

10.

Верно ли, что в слове “преуспеть” одна приставка – ПРЕ - ?

 

4.Вставьте буквы, знаки препинания, объясните правописание слов с пропущенными буквами. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Заг..ралась алая з…ря дог..рали звезды.

5.Сделать морфемный и словообразовательный разбор слова:

Безумный-

6. Вставьте буквы и выделите морфему:

К…саться, к…снись, зап…рались,  пол…гать, изл…жение, выр…с, водор…сли, р…сту, прил…гать, р…сток, сл…гаемое, прик…саться, выр…щенный, сл…жить, бл...стели, соб...рать, зам...реть, л…жилась.

7. Вставьте буквы и выполните задание:

1.Подчеркните  слова с безударными гласными в корне:

                      К…са, п…ля, р…сток, заг…р.

2. Подчеркните слова с приставкой пре - :

Пр…бежал, пр…интересный, пр…ехал, пр…школьный.


3. Подчеркните слова с чередующейся гласной – о - :

Ог…род, заг…р, гор…д, ул…жить.

4. Подчеркните слова с корнями – кос – кас:

       К…шевар, прик…сновение, в…спитание, бр…шюра.

5.Подчеркните слова с чередующейся гласной е:

Заб…рать, у…хать, приб…жать, зат…реть.

6. Подчеркните слова с приставками на с– и з-:

        Побег, слышать, бе…звучный, вы…вать

8. Подбери схему, которая соответствует предложению. Расставьте знаки препинания.

  1. «», - А.
  2. А: «».
  3. А: «?».
  4. «!» - А.

Предлагаю тебе Алексей прокатиться на санях говорил дядя.

9. Вставьте пропущенные буквы:

        Лед…кол, раз…скивать, везд…ход, сверх…дейный, без…скусный, птиц…лов,            

земл…коп, верт…лёт, стал…вар, сам…кат, раз…грать.

10. Определите, как образованы следующие слова:

1. -приставочным способом                                           1. Лётчик.

2. -суффиксальным  способом                                        2. Электровоз.

3. -приставочно-суффиксальным способом                  3. Малодоступный.

4. –сложение (основ или целых слов)             4. Кресло-кровать.

5. –сложение сокращённых основ                                  5.  МГУ

6. -Переход одной части речи в другую                         6. Учительская.

7.- бессуффиксальный способ                                         7. Зелёный

                                                                                            8. Завуч

                                                                                            9. Турпоход

                                                                                            10. Зелёный

Словообразование

 1 вариант

Часть А

A1. Что такое морфема?

1) самостоятельная часть речи
2) наименьшая значимая часть слова
3) неизменяемая часть слова
4) корень слова

А2. О какой части слова идёт речь: «Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов»?

1) приставка
2) суффикс
3) корень
4) окончание

А3. Укажите ряд, в котором все слова однокоренные

1) вода, водитель, водный
2) лес, лесной, лесник
3) гора, горный, гореть
4) вести, приведёт, привет

А4. В каком слове нет окончания?

1) тишь
2) озноб
3) выстрел
4) наугад

А5. В каком ряду во всех словах выделяется приставка НА-?

1) надрубка, надежда, надувной
2) наблюдение, наибольший, навзрыд
3) наивный, название, наилучший
4) навылет, нависает, нагреть

А6. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) свалка, удивление, весело
2) нависает, страдание, перевяжет
3) связной, перегородка, пришкольный
4) высокий, разлюбил, наклейка

А7. Слова какого ряда имеют две приставки?

1) предпосылка, предсказание, предубеждение
2) предрассветный, преподнести, преувеличить
3) предыдущий, предшествовать, предусмотреть
4) предъюбилейный, предполагать, предугадать

А8. Укажите слово с двумя суффиксами

1) водяной
2) лесок
3) ленивица
4) львица

А9. Какие приставки имеют значение высшей степени качества проявления признака?

1) пре-, сверх-
2) при-, над-
3) пре-, при-
4) над-, пере-

A10. Укажите слово с окончанием -ОЙ

1) конвой
2) отбой
3) отвагой
4) открой

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Пушистые снежинки осторожно ложатся на землю, и она одевается в ослепительный наряд. (2)Побелели дорожки и крыши домов. (3)Под лучами солнца блестят разноцветные искорки инея. (4)На речке среди зарослей камыша темнеет вода.

В1. Выпишите слово, состоящее из двух корней.

В2. Из предложений 1-2 выпишите слово, не имеющее окончания.

Часть С

1. Какова тема текста?

2. Озаглавьте текст.

3. Каким настроением проникнут текст?

4. В чём смысл употребления эпитета ослепительный?

2 вариант

Часть А

A1. Какие части слова служат для образования новых слов?

1) корень и окончание
2) корень и суффикс
3) суффикс и приставка
4) приставка и окончание

А2. Какие морфемы входят в основу слова?

1) приставка, корень, суффикс
2) корень, окончание
3) суффикс, окончание, корень
4) приставка, суффикс, окончание

А3. Укажите слово с нулевым окончанием 

1) тетрадь
2) тетрадка
3) поставили
4) сном

А4. Слова какой части речи не имеют окончания?

1) глагола
2) наречия
3) местоимения
4) прилагательного

А5. Какое из слов имеет нулевое окончание?

1) низкий
2) наряд
3) изложение
4) рассказала

А6. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ЗА-?

1) зажечь, законный, замолчать
2) загородный, задумчивый, закатился
3) замшевый, заикается, зазеленел
4) заморский, занозить, замок

А7. Слова какого ряда имеют два суффикса?

1) обидчик, законный, придумал
2) услышал, питание, задержал
3) обещание, выдернул, розовый
4) отцовский, прорежет, усидчивый

А8. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня,одного суффикса и окончания?

1) крепкий, подсыпает, слушает
2) засекретил, влево, высоко
3) уползает, приплясывают, подснежник
4) заботливый, полоска, помойка

А9. Слова какого ряда не имеют суффикса?

1) хижина, тина, кабина
2) лавина, глубина, длина
3) картина, баранина, глина
4) тишина, впадина, перекладина

А10. Какой суффикс указывает на оттенок цвета?

1) -ов-
2) -тельн-

3) -ан-, -ян-
4) -оват-, -еват-

Часть В

Прочитайте текст, выполните задания В и С.

(1)Рябину называют осенней красавицей. (2)Она не боится холода, а её ягоды становятся сладкими от мороза. (3)Рябина — полезная ягода. (4)Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц, а птицы истребляют вредоносных насекомых.
(По Н. Анучину)

В1. Выпишите слово, состоящие из двух корней.

В2. Выпишите из предложения 4 слова, состоящие из приставки, корня, суффикса и окончания. 

Часть С

1. Какова тема текста ?
2. Определите идею текста.
3. Каким настроением проникнут текст?
4. Что вы можете сказать о рябине? В чём её красота?


Лексика

Прочитайте задания 1 –11, ответьте на вопросы. Обведите кружочком букву, под которой находится вариант с правильным ответом

1. Укажите верное утверждение

1)Антонимы могут относиться к разным частям речи

2)Новые слова, возникающие в языке, называются историзмами

3)Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями той или иной местности

2. Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся оттенками лексического значения и употребления в речи, называются:

1) омонимами

2) синонимами

3) антонимами

 4) неологизмами

3. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются:

1) устаревшими

2) заимствованными

3)профессиональными

4) диалектными

4. Укажите строку, в которой все слова являются заимствованными

1) энциклопедия, простокваша, подол

2) спутник, акварель, цирк

3) лапти, светлица, уста

4) шоколад, йогурт, олимпиада

5. Укажите строку, в которой правильно указаны синонимы:

1) одаренный – талантливый

2) благородный – спокойный

3) реять – радоваться

4) холодный – вспыльчивый

6. Укажите словосочетание, в котором выделенное слово употреблено в переносном значении

1) золотой медальон

2) серебряный ручей

3) цветущий сад

4) красный закат

7. Укажите строку, в которой правильно указаны антонимы:

1) могучий – глупый

2) робкий – скупой

3) благородный – подлый

4) почет - уважение

8. Укажите фразеологизм, синоним к словосочетанию очень любить:

1) проще пареной репы

2) яблоку негде упасть

3) как свои пять пальцев

4) души не чаять

9. Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его:

1) Фотограф приготовил фиксаж

2) Солдаты атаковали форт

3) Полотер вышел из строя.

4) Маляр размешал палитру в ведре.

10. Укажите предложение, в котором встречается диалектизм

1) По базам мычали, не наевшись молодой зелёнки, коровы.

2) Настал день, назначенный для судного поединка.

3) Биосфера – это область распространения жизни на Земле.

4) На болотах много клюквы.

11. Укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словах буквам.

а

б

в

г

пор..жать

а

а

о

о

п..рила

е

и

е

и

изобр..тение

е

и

е

и

р..форма

е

и

и

е

р..кета

а

о

о

а

прим..рять друзей

и

е

и

е

пол..скать ребенка

а

а

о

о

пос..деть к старости

е

е

и

и

Прочитайте текст и выполните задания 12 – 14. В одном из предложений текста допущена пунктуационная ошибка.

(1) На поляне с брусничным ковром стоял медвежонок он был один и делал что-то странное. (2) То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю, то явно что-то ловил и никак не мог поймать.

(3) Долго он перекатывался, хватал, кусал, сердился, бегал сломя голову по поляне. (4) А я все смотрел и никак ничего не мог разобрать.

(5) И вдруг понял: медвежонок ловил свою тень! (6) Он видел, что рядом шевелится что-то темное, бросался туда и скалил зубы. (7) Этот дурень не мог еще сообразить, что тень – это тень и что поймать ее нельзя.

(8) Пошагал медвежонок прочь, а тень за ним. (9) Вот это да!

12. Определи тему текста

13.  Определи стиль и тип речи.

1) разговорный, повествование

2) научный, рассуждение

3) художественный, повествование с элементами рассуждения

4) художественный, описание

14. Укажи номер предложения с однородными членами

1) 3

2) 5

3)  8

4)  9

Ответы к заданиям 15 – 18 напишите словом(словами), цифрой (цифрами)


15. Укажи номер предложения с пунктуационной ошибкой

Ответ:______________________________________________

16. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм (фразеологизмы)

Ответ:______________________________________________

17. Из предложений 5-7 выпишите слово с яркой стилистической окраской.

Ответ:______________________________________________

18. Подберите синоним к слову сообразить из предложения 7

Ответ:______________________________________________

Фразеология

1. Найдите правильное утверждение.

1)Антонимы — это близкие по смыслу слова.

2)Антонимы — это противоположные по смыслу слова.

3)Антонимы — это слова в переносном значении.

4)Антонимы — это разные по смыслу слова, совпадающие по звучанию, по написанию.

2. Укажите значение слова ЛАНИТЫ.

1)наперсток

2)перстень

3)щеки

4)платье

3. Какие из данных пар являются синонимами?

1)трусливый — несмелый

2)длинный — короткий

3)громадный — маленький

4)громадный — крошечный

4. Какие из данных пар являются антонимами?

1)глубокий — бездонный

2)вьюга — метель

3)дряхлый — обветшалый

4)труд — безделье

5. Какие из этих слов являются устаревшими?

1)доктор 

2)врач 

3)лекарь

4)знахарь

6. Какие из этих слов являются иноязычными?

1)фонарь

2)джемпер

3)ворота

4)небосвод

7. В каком словосочетании (в каких словосочетаниях) прилагательное употреблено в переносном значении?

1)черный кот

2)черные чернила

3)черные мысли

4)черная лестница

8. Укажите ряд омонимов. 

1)(родниковый) ключ — ключ (от замка)

2)разговорчивый — молчаливый

3)смеяться — хохотать

4)морда — лицо

9. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.

1)Цыплят по осени считают.

2)Еды было с гулькин нос.

3)Дела шли ни шатко ни валко.

4)Не делайте из мухи слона!

10. Укажите предложение, в котором есть фразеологизм.

1)Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула.

2)Тишина.

3)Ребята бросились бежать очертя голову.

4)Птичка-невеличка.

Имя существительное

Правописание сложных существительных

1. Определите сложносокращённое  слово женского   рода.
A) ТЮЗ  B) МГУ  C) МХАТ  D) НИИ  E) ГЭС


2.Определите вариант, в котором  сложное существительное пишется слитно.

A) (Авиа)бандероль  

B) (Выставка)продажа  

C) (Социал)демократия  

 D) (Северо)восток  

E) (Вице)чемпион


3. Определите вариант, в котором сложное  существительное пишется через дефис.

A) (Электро)самовар
B) (Килограмм)секунда
C) (Кино)театр
D) (Зоо)парк
E) (Агро)фирма


4. Определите вариант, в котором существительное с корнем пол- пишется через дефис. 

A) (Пол)мандарина
B) (Пол)мира
C) (Пол)лепёшки


D) (Пол)квартиры
E) (Пол)города


5. Определите вариант со слитным написанием сложных существительных

А) (Северо)запад 
В) (Электро)самовар
С) (Вице)чемпион
D) (Киловатт)час
Е) (Экс)министр

6. Определите вариант со слитным  написанием существительного :

А) (Авиа)бандероль
В) (Юго)восток
С) (Экс)чемпион
D) (Штаб)квартира
Е) (Грамм)молекула


7. Определите существительное, которое пишется через дефис :

А) (Электро)самовар
В) (Авиа)бандероль
С) (Экс)президент


D) (Теле)фильм
Е) (Кино)театр

8. Определите существительное, которое пишется через дефис :

А) (Зоо)парк
В) (Аэро)дром
С) (Теле)экран
D) (Экс)чемпион
Е) (Космо)связь

9. Определите существительное, которое пишется через дефис :

А) (Аэро)порт
В) (Зоо)парк
С) (Кино)актёр
D) (Теле)фильм
Е) (Вице)чемпион


10.Определите существительное, которое пишется через дефис :

А) (Киловатт)час
В) (Зоо)парк
С) (Кино)фильм
D) (Авиа)завод
Е) (Электро)прибор



Глагол

Лексический запас

Задание 1. Замените выделенную букву на другую так, чтобы получился новый глагол. Обратите внимание, что гласные можно заменять только гласными, а согласные – исключительно согласными буквами!

А) грясти – Б) копать -

жарить – давать -

ковать – делать -

мыть – селить -

давить – опустеть –

маскировать – крушить –

месить -                  образовать –

Задание 2. Соедините прямыми линиями синонимичные глаголы из двух столбцов. Какие глаголы вы используете сегодня в речи, а какими пользовались ваши бабушки и дедушки? Как называются "состарившиеся" глаголы?

Изумить истощиться

всклокочить приговаривать

вторгнутьсяокончить

влачить грызть

холить, лелеять разрешить

обременятьворваться

глодать нахмуриться

кочевать печалиться

скорбеть встрепать (волосы)

насупить замусорить

дозволить затруднить

ликоватьухаживать

захламить тащить

обрекать удивить

завершить изменить

нагромоздить догнать

настигнуть путешествовать

исказить радоваться

иссякнуть навалить

Задание 3. Объясните значение данных ниже глагольных пар. Почему, как вам кажется, эти глаголы чаще всего употебляются вместе? Придумайте с ними предложения.

холить – лелеять

судить – рядить

Задание 4. Объясните на примерах разницу в значении глаголов

одеть – надеть

ужесточить – ожесточить

обобщать – обобществлять

одушевлять – одухотворять

Задание 6. Найдите в стихотворении все глаголы движения.

Стихотворение, написанное второпях

Ты спешишь, и время – тоже.

Мчится дням наперерез:

Мимо зеркала в прихожей –

С рюкзаком наперевес.

Ты с портфелем рвешься в школу,

По двору несешься вскачь

Как задиристый, веселый,

Непослушный рыжий мяч.

А потом степенно с папкой

Продвигаешься к авто

Или бежишь, минуя давку,

Из трамвая на метро.

Время - вот суровый тренер!

Год за годом гонит прочь.

И уже на старте племя

Молодое – сын и дочь.

Ну, а ты сползаешь чинно

К серой финишной черте,

Дребезжа им вслед: «Обидно,

Нынче скорости не те!»

Спряжение и прошедшее время глагола

Задание 1. Измените по лицам (настоящее и простое будущее время) и по родам (прошедшее время) данные ниже глаголы.

мучить – мучиться

застичь – застигнуть

ла́зать – ла́зить

Задание 2. Объясните на примерах (словосочетаниях) разницу в употреблении нескольких форм 1, 2 или 3 лица данных глаголов. Чем обусловлена необходимость избыточной парадигмы спряжения?

метать – мечу, метаю

махать – машешь, махаешь

брызгать – брызгает, брызжет

мучать – мучают, мучат

мяукать – мяукает, мяучит

Задание 3. Найдите принцип, по которому данные глаголы объединены в группы и продолжите каждую группу

А) молить, колоть, ...

Б) мстить, мостить, ...

В) наградить, морозить, ...

Г) мочь, сечь, ...

Д) месить, моросить, ...

Е) колотить, мутить, ...

Задание 4. Какая из форм 1 лица ед.ч. соответствует данному глаголу?

голосить – голошу, голосую, голосю

обречь – обрету, обречу, обреку

Задание 5. От которого из глаголов в данных ниже парах нельзя образовать форму 1 лица ед.ч.? В чем причина недостаточной (неполной) парадигмы спряжения?

напада́ть, напа́дать; побеждать, победить

Задание 6. Образуйте формы 1 лица ед.ч. и 3 лица мн.ч. от глаголов

обузить, износить, раскусить, отразить, попросить, голосить

Задание 7. Проспрягайте данные глаголы. Следите за ударением!

белить, белеть

Задание 8. Проставьте ударения в данных глагольных формах

задать – задал, задала, задали

нагрузить – нагрузят

белить – белят

Задание 10. Поставьте данные ниже глаголы в формы 1 и 3 лица ед.ч., 3 лица мн.ч. настоящего времени; муж. и жен. рода прошедшего времени (всего 5 форм каждого глагола). Следите за чередованиями гласных и(или) согласных!

мучить

мучиться

лазать

лазить

Переходность – возвратность глагола

Задание 1. К каким трем из данных глаголов нельзя добавить постфикс –ся? Как вы думаете, почему?

ожесточить, озлобить, озаботить, окружить, озадачить, окрасить, округлить, окрестить

Задание 2. По какому грамматическому признаку глаголу в первом задании отличаются от глаголов во втором задании?

окоченеть, онеметь, опустеть

Задание 3. Находятся ли глаголы из третьего задания в том же отношении друг к другу как глаголы из первого и второго заданий?

опустить – опустеть, ослабить – ослабеть

Задание 4. Какие глаголы соответствуют описанию восприятия данными органами чувств

нос

язык

уши

глаза

кожа

Задание 5. Составьте максимум словосочетаний скаждым из данных глаголов

чувствовать

ощущать

Задание 6. Докажите на примерах, что данные глаголы могут быть как переходными, так и непереходными. Чем вы объясняете подобный феномен (многозначность, омонимия)?

мыслить

напоминать

настаивать

доносить

Задание 7. «Крестики-нолики». Зачеркните крестом не согласующиеся друг с другом слова; а слова, образующие лексически корректное словосочетание, обведите кружочками. Если вы ответили верно, то вы победили!

одетьребенка

шубу

обутьсапоги

разуть

надетьшапку

обувь

остричь волосы

газон

пуделя

постричь ветки

ногти

ребенка

брови

выстричь клок

волосы

голову

газон

обстричь собаку

Задание 8. Вставьте вместо точек З или С и ответьте на вопросы после задания!

обе...болить, обе...дометь, обе...силить, обе...печить, обе...жирить, обе...личить, обе...силеть, обе...оружить, обе...цветить, обе...покоить, обе...кровить, обе...куражить

А) Чем отличаются глаголы на –Ить от глаголов на –Еть (кроме типа спряжения)?

Б) Какой из перечисленных выше глаголов имеет исключительно положительное значение?

Вид глагола

Задание 1. Найдите среди данных глаголов две видовые пары (например, писать, писать и наконец написать – видовая пара).

выходи́ть – вы́ходить

высыпа́ть – вы́сыпать

вычита́ть – вы́читать

выреза́ть – вы́резать

выноси́ть – вы́носить

Задание 2. Придумайте предложения таким образом, чтобы:

А) данные глаголы образовывали видовую пару

Б) данные глаголы имели различное значение. Назовите в этом случае видовую пару к каждому из глаголов!

высекать – высечь

заигрывать – заиграть

Задание 3. Объясните разницу в значении глаголов

выравнять

выровнять

Задание 4. Составьте с данными глаголами предложения или словосочетания таким образом, чтобы объяснить разницу в их значениях.

застывать – застыть, застынуть

закалить – закаливать, закалять

глохнуть – заглохнуть, оглохнуть

Задание 5. Переведите на немецкий и английский языки данные глаголы. В каком из иностранных языков сохраняется качественная и(или) количественная структура, близкая данной:

поменять

менять – обменять

разменять

Задание 6. Назовите глаголы несовершенного вида (видовую пару) к данным глаголам

выгнать, выгнуть

загнать, загнуть

согнать, согнуть

Задание 7. Расставьте правильно ударения в данных глагольных формах

вспенить, заржаветь, ржаветь

Задание 8. Какая из форм сегодня является наиболее употребительной? Обратите внимание, что существуют ОБЕ формы!

вывертывать – выворачивать

достичь – достигнуть

застичь – застигнуть

осмыслять – осмысливать

Задание 9. Восстановите цепочки! Назовите недостающие глаголы, являющиеся парными по виду к данным глаголам. Причем, для одного из данных глаголов отсутствующее звено является парой совершенного вида, а для другого – парой несовершенного вида.

завязывать – ... – завязнуть

купать – ... – искупить

метать – ... – намести

Задание 10. Перечисленные ниже глаголы являются двувидовыми. Составьте с каждым из них простое предложение так, чтобы в одном случае глагол имел значение совершенного, а в другом – несовершенного вида

использовать

ремонтировать

изолировать

Задание 11. Допишите к данным глаголам:

А) форму несовершенного вида

захламить

изумить

Б) форму совершенного вида

мстить

класть

ложиться

калечить

уродовать

Задание 12. Распределите данные ниже глаголы по трем группам, в зависимости от значения, придаваемого им приставкой НА-. Причем, в каждой из групп должно оказаться по 3 глагола!

наложи́ть, написать, наброса́ть, надумать, набро́сить, нагнать, настелить

Задание 13. В каких из глаголов НА- не является приставкой?

насторожить, населять, настаивать, насиживать, насытить, начинать

Задание 14. Какой из двух глаголов является видовой парой к данному?

рвать – оторвать, отрывать

переводить – перевести, перевозить

набрасывать – набросить, набросать

Наклонение глаголов

  1. Выборочный диктант.

Выпишите из текста глаголы и определите их наклонение.

…бы

Хорошо бы, если бы взрослые были как дети, а дети как взрослые.

И сидели бы папа и мама у меня как шелковые, а уж когда бы пришла бабушка, я бы прищурился, всплеснул бы руками и заголосил: «Папа! Мама! Полюбуйтесь-ка на нашу бабуленьку! Какой вид! Грудь распахнута, шапка на затылке! Щеки красные, вся шея мокрая! Хороша, нечего сказать. Признавайся, опять в хоккей гоняла? А это что за грязная палка? Ты зачем ее в дом приволокла? Что? Это клюшка? Убери ее сейчас же с моих глаз!»

(по В.Драгунскому)

  1. Диктант с грамматическим заданием.

Запишите текст под диктовку. Подчеркните грамматические основы. Определите время и наклонение глаголов-сказуемых

Мне очень нравился этот ласковый, приветливый зверь. Бывало, еще издали увидит он меня или услышит мой голос, сразу бросается к клетке. Прижмется лбом к прутьям и следит за мной. Наступило лето, и вот, когда я уже надеялась, что гепард останется в зоопарке, за ним приехали из цирка.                        (В. Чаплина)

Контрольная работа «Глагол»

Вариант 1

                                                                                                                                                                1.Обведи нужную букву. Подчеркни  «третий лишний»:

а) ум(и,е)рать, расст(и,е)лать, зап(и,е)ретъ;

б) пат(и,е)реть, зад(и,е)рать, ум(и,е)реть;

в) бл(и,е)снул, перест(и,е)лить, бл(и,е)стательный;

г) подж(и,е)гать, выт(и,е)рать, выб(и,е)ру;           

д) изл(а,о)гать, предпол (а,о)жение, предпол(а,о)гать;

2. Определи время глаголов и обозначь цифрами глаголы настоящего (1), прошедшего (2) и будущего (3) времен.

а) Мы будем сажать леса из скорорастущих деревьев. Мы преодолеем время.

б) Деревья в лесу зашумят не все сразу, а поочередно. Отыграет листвой береза, а за ней по соседству сухо прошуршит липа, дуб потрясет рыжими космами.

в) Днем была духота. Я лег под березу, заснул и проснулся от гари. Ветер стелил дым над озером.

3.  Подчеркни глаголы   II спряжения.

Как хорош этот лес осенью, когда прилетают вальдшнепы! Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, лица приходят на память. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток.

4. Подчеркни глаголы   I спряжения.

Брить, стелить, вылететь, ненавидеть, колоть, выспаться.  дышать, думать, шептать, держать, обидеться, бороться, украсить, тянуться, лаять, вертеть, терпеть.

5 .Вставь пропущенные буквы. Подчеркни  глаголы II спряжения с безударным окончанием:

а)они представля_т,    они слуша_т,    они завис_т;        

б)держ_мся,   вымокн_м,    украша_м.  

 6. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы I спряжения с безударным окончанием:

а)бор_шься, ненавид_шь, стро_шь;

б)он ответ_т, он выстро_т, он  ла_т.

7.  Вставь пропущенные буквы и выдели окончания:  

 а) глагола 1 лица мн. ч.   дума_м, чита_шь, прилет_т

б) глагола 2 лица ед. ч.   :Ненавид_шь, чувству_шь, постро _те;

в) глагола3 лица.  мн. ч.:  гон_те, пиш_т, завяс_т.

8. Отметь глагол, которому соответствует следующая характеристика:
глагол сов. вида, Iспр., стоит в ед. ч., буд. вр., 3 лице.                                                                    Сколько здоровья и бодрости приобретет каждый, кто дружит с природой и заботится о ней.

9.Установите соответствие глагола (колонка I) и его значения (колонка II).

1) движет        

а) протекает

2) каплет        

б) падает каплями

3) двигает        

в) льется

4) капает        

г) вытекает

д) переставляет, перетаскивает

е) побуждает, руководит

ж) затаскивает

10.Укажите ряд глаголов 1. совершенного, 2. несовершенного вида:

а) сыпать, спать, резать, бегать.;
б) рассыпать, засыпать, вырезать, сбегать

11.Ряд глаголов относится к 1. первому, 2. второму спряжению:

а) терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть;

б) сеять, лелеять, лаять;
в) одеть, добреть, жалеть, успеть.

Вариант 2

1.  Обведи нужную букву. Подчеркни «третий лишний»:                                                                                                                                 а) перет(и,е)рать, уд(и,е)рать, выж(и,е)чь;

б) уб(и,е)рут, ум(и,е)рать, бл(и,е)стеть;        

в) пост(и,е)лить, зап(и,е)рать, выт(и,е)рать;

г) выж(и,е)гать, бл(и,е)стать, зам(и,е)р;      

д) пол(а,о)жение, изл(а,о)гать, ул(а,о)жить.

2.  Определи время глаголов и обозначь цифрами глаголы настоящего (1), прошедшего (2) ибудущего (3) времен.                                                                                                                                                                 а) Осенью па опушку леса  прилетели тетерева.

б) Через десять лет на этих пустошах будут шуметь густые леса.

в) Снежинки кружатся, опускаются медленно, тают на лицах.

г) Когда мы пойдем в поход, мы обязательно возьмем с собой карту. Она поможет нам в пути, подскажет верный маршрут.

3.  Найди глаголы. Подчеркни глаголы  I спряжения.

Вот и лес. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как бос красивой липы. Вы едете по зеленой дорожке; большие ж мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают. мошки вьются столбом.

4. Подчеркни глаголы   II спряжения.

Бранить, выпить, видеть, слышать, полоть, вылить, гнать, отвечать, прыгать, сеять, делать, стелить, мыть, украсить, белить, обидеть, пилить.

5. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни  глаголы II спряжения с безударным окончанием:

а) гон_шь, шепч_шь, (они) охраня_т;

б)  слыш_м, стел_шь, (он) кол_т;  

6.  Вставь пропущенные буквы. Подчеркни глаголы I спряжения с безударным окончанием:

а) расстел_те, бре_те, ненавид_м;      

б) он дыш_т, он мо        т, он пил_т.

7. Вставь пропущенные буквы и выдели окончания:

а) глагола 2 лица ед. ч.:  продолжа_шь,  дума_м,  гон_т;

б) глагола 2 лица мн. ч.   бор_мся,   чита_те,   (они) хлопоч_т;

в) глагола ед. ч.  кле_те,   се_те,    кле_т.

8. Отметь глагол, которому соответствует следующая  характеристика:

глагол несов. вида, IIспр. стоит в ед. ч., наст. вр.,  3 лице

Дышит степь июльская покоем, блещут  зори  дальние.

9. Установите соответствие глагола (колонка I) и его значения (колонка II).

     

1)брызгает          

а) разбрасывает капли

2) метает            

б) поливает

3) брызжет          

 в) увлажняет

4) мечет            

 г) опрыскивает

д) бросает, обшивает

е) разбрасывает, направляет

ж) закидывает

10.  Укажите ряд глаголов 1. совершенного, 2. несовершенного вида:

а) рассыпать, засыпать, вырезать, сбегать;
б) сыпать, спать, резать, бегать.

10 .Ряд глаголов относится к 1. первому, 2. второму спряжению:                                                                              

а) сеять, лелеять, лаять;
б) терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть;
в) одеть, добреть, жалеть, успеть.

Местоимение

Использование местоимений в речи

1. Найдите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном  виде.

1) В городе проживает миллион человек. С каждым днём он благоустраивается. 2) Л. Н. Толстой мастерски изображает роль русского народа в войне 1812 года. Он показывает их мужество и патриотизм. 3) Они переехали реку на арбе. Оглянулись – по ней ходили большие волны. 4) У клеток с обезьянами всегда много детворы. Им нравится наблюдать за животными. 5) В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали деревья. 6) Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости. 7) Друзей, вероятно, нет дома. В ихней квартире окна тёмные. 8) Кислород представляет из себе газ без цвета и запаха.

2. Прочитайте текст и найдите в нём неоправданные лексические повторы. Устраните их. Вы получили отрывок из рассказа А. И. Куприна «Слон». Спишите текст в отредактированном виде, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните слова, которые обеспечивают  связь предложений. Какой частью речи они являются? Определите вид связи.

Маленькая девоч(?)ка нездорова. Каждый день к маленькой девоч(?)ке ход..т доктор Михаил Петрович к..торого маленькая девоч(?)ка зна..т уже д..вным-д..вно. а иногда Михаил Петрович пр..водит ещё двух докторов,(не) знакомых. (Не) знакомые доктора перев..рачивают девоч(?)ку на спину и на ж..вот слушают что-то оттягивают (в) низ глазные веки и смотрят. При этом д..ктора как-то важно посапывают лица у д..окторов строгие и говорят д..ктора (между) собой на (не) понятном языке.

3.  Объясните, какие неправильности допущены в данных ниже вопросах. Запишите исправленный вариант формулировки вопроса. Подчеркните местоимения.

1) Чего ты делаешь? 2) Сколько время? 3) Сколько много книг ты прочитал за лето?

Распознавание  разрядов местоимений

1. Спишите текст. Найдите в нём местоимения и укажите их разряды.

Я люблю ходить вдвоём

 В поле, в лес, на водоём,

    Я люблю пускаться в путь

    Не один, а с кем-нибудь…

                                            Белка в зелени густой

                                            Скачет в перелеске.

          Крикнуть некому: «Постой!»

Я один:.. Мне красотой

                                             Поделиться не с кем.

(А. Барто.)

2. Составьте 4 предложения с местоимением некого, некем, никого, никем; запишите их в 2 столбика в зависимости от места ударения.

3.  Прочитайте отзыв ученика на книгу Г. Мартынова «Каллисто». Ответьте на вопросы: удалось ли автору отзыва заинтересовать вас этой книгой! О чём, по-вашему, следовало бы написать подробнее? Какие слова неоправданно повторяются? Как можно было избежать этого повторения? Запишите текст в исправленном виде.

В этом году я прочитал книгу «Каллисто». Мне эта книга очень понравилась. Я советую всем прочесть эту книгу.

В ней рассказывается о том, как на Землю прилетел космический корабль с планеты Каллисто, о приключениях его пассажиров на Земле и о полёте двух советских людей на Кпллисто.

В книге рассказывается много интересных случаев. Особенно мне понравилась вторая часть книги – «Каллистяне» В этой книге рассказывается о пребывании наших людей на Каллисто.

- Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.

4. Определите падеж определительных и притяжательных местоимений; укажите местоимения-синонимы; составьте с ними предложения.

Как-то зимой я устроил кормушку под самым окном нашего лесного домика. На кормушку каждый день слетались синицы и другие лесные птицы. Всякий раз неизменно появлялся и поползень. Наверное, не все видели и знают эту небольшую  и очень весёлую птицу.

(И. Соколов-Микитов.)

5.   Выпишите из текста местоимения и определите их разряды.

Как-то я шагал домой        И добавил:

И болтал с самим собой.        - Не хитри!

Говорит мне сам с собой:        Разве я сейчас не видел,

- Ты, приятель, сам не свой!        Как ты девочку обидел?

Я ведь знаю по себе,        Я прошу тебя: вернись и

Что тебе не по себе!        Сейчас же извинись!

Я ответил:        Я на миг остановился:

- Интересно!        - Где же я её найду?

Ну-ка, что тебе известно?        Сам собою разозлился:

Поскорее признавайся,        - Ну тогда я сам пойду.

Только правду говори!                                         … Мы друг другу подмигнули

Он сказал:        И обратно повернули.

- Не притворяйся!

(С. Орлов.)

6. Спишите. Подчеркните как члены предложения все известные вам местоимения.

Кто, волны, вас остановил,

   Кто оковал ваш бег могучий,

              Кто в пруд безмолвный и дремучий

                                                      Поток мятежный обратил?

   Чей жезл волшебный поразил

             Во мне надежду, скорбь и радость?

                                                                                                               (А. Пушкин.)

- Найдите в тексте однородные члены предложения и объясните постановку.

Распознавание вопросительных местоимений

 1. Прочитайте. Определите границы предложений. Спишите, вставляя на месте пропусков нужные местоимения.

На сучки грибы надеты … попали на сучки толстяки боровики… устроил … так ловко … с грибов очистил сор это белкина кладовка это белкин летний сбор!

(Е. Трунева.)

2. Запишите исправленные варианты предложений. Подчеркните неопределённые местоимения.

1) Я хочу сказать вам кой-чего. 2) Я принёс вам чего-то. 3) Чего-нибудь придумаем. 4) Кто-то из  женщин вошла сюда.

Распознавание притяжательных местоимений

Выпишите из текста словосочетания, зависимая часть которых – притяжательные местоимения; запишите их по образцу: …возле домика (чьего?) нашего; запишите полностью пятое предложение и произведите его синтаксический разбор.

Дергач

Почти всё лето возле нашего домика на клеверном поле кричал дергач-коростель. По ночам я выходил на дорогу слушать его бодрый крик.

Звёздное небо широким шатром простиралось над моею головою. Казалось, я слышал живое дыхание земли. Я посмотрел на звёзды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери-земле напало на меня.

… Никто никогда не видел отлетающих на юг дергачей.  Наверное, далёкие путешествия свои они совершают в тёмные ночи, бесшумно и низко летя над землёй.

(И. Соколов-Микитов.)

Распознавание определительных местоимений

Спишите и укажите синтаксическую роль определительных местоимений.

1) Рощи да леса – всему краю краса. 2) Маленькому зверьку в лесу – каждый куст помощник. 3) Всякая помощь хорошо вовремя. 4) Сам погибай, а товарища выручай.

Распознавание неопределённых местоимений

Просчитайте стихотворение Л. Татьяничевой. Найдите неопределённые местоимения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

 Все на что-нибудь похоже

 Все на что-нибудь похоже

                                           На кого-то и на что-то.

 На кого похож наш ёжик?

                                           На енота!

                                           На енота!

 Все на что-нибудь похоже

                                           На кого-то и на что-то.

 Встала радуга над рожью,

                                                     Как огромные ворота.

Распознавание личных местоимений

Спишите. Определите синтаксическую роль и падеж местоимений 1-гол. ед. ч.

1) Я уселся на камень, как в кресло, и стал наблюдать. 2) (Передо) мною простиралось море. 3) Высоко (надо) мной, срываясь со скалы, шумели крыльями бесчисленные птицы. 4) Мне захотелось остаться одному. 5) (Подо) мной зелёным ковром расстилается мох, ниже – розовый свет и вмёрзшие в лёд недвижимые камни. 6) (Надо) мной наверху шумит птичий базар. (И. Соколов-Микитов.) 7) Каждой веточкой живой лес беседует со (мной). (Л. Татьяничева.)

Слитное и раздельное написание не и ни  в местоимениях

Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные запятые. Подчеркните орфограммы.

1) Люблю того, кто (не) обидит (ни) кого. 2) Обидеть-то каждый мож..т, а пож..леть (не) кому. 3) Кто дважды олян..тся, тот (ни) чего (не) потеряет. 4) Дома с..дит, (ни) (на) кого (не) глядит. 5) Иного (ни) чем (не) удовлетворишь и (ни) чем (не) насытишь. 6) В одной руке пусто, а в другой нет (ни) чего. 7) Поехали с орехами – пр..едут (ни) (с) чем. 8) Воин с оружием – все ,воин без оружия – (ни) что. 9) (Не) чего на зеркало пенять, коли рожа кр..ва. 10) Плохого человека (ни) чем (не) уважишь.

(Пословицы.)

Местоимения с предлогами

1. Спишите, раскрывая скобки и ставя местоимения в нужной форме.

Поступать наперекор (они), прийти без (она), наклониться над (он), достать благодаря (он), устроиться около (он), договориться по поводу (они), остановиться возле (он), попасть мячом в (она), пройти мимо (они).

2.  Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите разряды местоимений.

С виду хорёк маленький и безобидный. Мордочка (у) него круглая, симпатичная, будто у кошки. А в теплой, зимней шубке он т..кой красивый, что так и хочется потрепать его пушистую ш..рсточку. Но т..ким безобидным хорек только кажет(?)ся , (на) самом деле это очень кровожадный зверёк. Стоит только посмотреть (на) его тонкое, гибкое тело, на острые клыки и стремительно хищ(?)ные движения, что(бы) сразу догадат(?)ся, что хорёк хоть и маленький, но очень грозный хищ(?)ник.

(В. Чаплина.)

- Укажите беглые гласные в предлогах, употреблённых с местоимениями.

Употребление личных местоимений

Спишите. Поставьте местоимения в нужной форме.

1) Берёз пахучие сере..ки зв..нели тихо надо (я). 2) А роз..вое обл..ка с..яет, как будто очень весело (оно). (С. Смирнов.) 3)  И царица у окна села ждать (он) ода. 4) На (он) она взглянула, т..желешенько взд..хнула. 5) (Она) в приданное дано было зерк..льце одно.. (А. Пушкин.)

Употребление местоимений

 Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите, какими членами предложения являются выделенные местоимения. Укажите падежи.

Дочери только и знали, что у ворот с..деть, на улицу гл..деть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала.

Выйдет Крошечка-Ховрошечка в поле, обнимет свою рябую к..рову, ляжет к ней на шейкуи рассказывает, как ей тяжело жить-поживать: «Коровушка-матушка! Меня бьют, хлеба не д..ют, плакать не велят К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, поб..лить».

(Из сказки.)

 

Имя числительное

Числительное как часть речи

1. Спишите пословицы и загадки. Подчеркните числительные как члены предложения.

I. 1) Старый друг лучше новых двух. 2) Учиться и в шест(?)десят(?) лет не поздно. 3) За ученого двух (не) ученых дают , да и то (не) берут. 4) Сильный поборет одного, а учёный одолеет тчс..чу.

II. 1) Один льёт, другой пьёт, третий р..стёт. 2) Сем(?)десят(?) одёж..к, все без застёж..к. 3) У двух матерей по пят.. сыновей. 4) Два брата гл..дятся, а вместе (не) сойдутся.

2. Спишите, заменяя цифры словами. Укажите падеж имён числительных.

7 раз отмерь, а 1 раз отрежь; 7 одного не ждут; 7 пятниц на неделе; 7 пядей во лбу; до 7 пота; за 7 печатями; на 7 небе; 7 вёрст до небес; 7 бед – один ответ; у 7 нянек – дитя без глаз; опыт важнее 7 правил мудрости.

Разряды количественных числительных.

Выпишите в отдельные столбики целые и дробные числительные (словами).

Земля имеет возраст от 4,5 до 5 миллиардов лет. Площадь её поверхности – 150 миллионов квадратных километров. 361 миллион из них – 70, 8% занимают моря и океаны, а на долю суши приходится 29,2%. Чтобы совершить кругосветное путешествие вдоль экватора, нужно проехать 40075, 7 километра, а вдоль меридиана – 40008, 5 километра. На Северном полюсе человек находится на 21километр ближе к центру Земли, чем на экваторе.

Правописание числительных

1. Запишите в родительном и творительном падежах количественные и порядковые числительные.

77; 36; 50; 88; 124; 43; 868

2. Озаглавьте текст и разделите его на три части (абзаца). Запомните содержание текста и воспроизведите его по памяти. Порядковые числительные запишите словами.

Более полувека назад в Ливадийском дворце открылся первый в мире санаторий для крестьян. То была сенсация. Где было видано, чтобы в барских хоромах, да ещё бесплатно, лечили крестьян? Приехали курортники в зипунах и лаптях. На вещах дворца увидели таблички, что они стоят. Стол – 2885 руб., платье царицы – 5600 руб. «Сколько лошадей можно купить!» - ахали мужики. Возвратившись домой, говорили, что «взаправду были вместо царя».

Теперь в санатории нередко появляются и потомки первых курортников-крестьян. Летом 1976 года их оказалось восемь человек. Двое рабочих, механизаторов совхоза, доярка, учёный-физик, врач, председатель колхоза, лётчик.

«Ливадия» - действительно санаторий для всех.

-  Сделайте синтаксический разбор первого и последнего предложения.

3. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Цифры замените словами. Числительные с ь  в середине разберите по составу.

1) На мраморной доск.., что на стене Кунсткамеры, написано: «В этом здании.., колыбел.. ру(с, ск)ой наук.., с 1741 года по 1756 год работал Ломоносов». 2)  Петропавловскую крепость начали строить 16 мая 103 года. В этот день основан мор(с, ск) ой город Петербург. 3) Самый большой из мостов – мост Александра Невского постро..н в 1965 году.                                                                                                                 (По М. Басиной.)

- Выпишите любое порядковое числительное и покажите, как оно образовано.

(«В мире занимательных фактов».)

4. Прочитайте вслух, затем перепишите, заменяя цифры словами и раскрывая скобки.

I. 90 (летний) юбилей, 40 (градусный) мороз, 38 (градусный) жара; 900 (метровый) высота, 450 (квартирный) дом, 1  ½  (тысячный) коллектив, 340 (километровый) переход, 200 (литровый) бак, 3  ½ (тысячный) митинг, 280 (миллионный) народ.

II. 8 (килограмм) (апельсины, помидоры, лимоны); ящик со 124 (килограмм) (яблоки); груз весом в 411 (тонна), (килограмм); длина, равная 45 (метр).

 - Сделайте морфологический разбор выделенного слова.

 

Распознавание частей речи.

Сгруппируйте по частям речи и запишите.

Один, единица, единственный, единство, первый. Два, двухэтажный, двое, двойка, удвоить, двойной, второй, двумя. Три, трое, тройка, тройной. Пять, пятеро, пятый, пятерка, пятидневный. Десять, десятка, десяток, десятый, вдесятеро. Сто, сотня, сотый, сотни.

Наречие

Правописание наречий

Вариант1

1.В каком случае НЕ с наречием пишется раздельно?

1)приблизиться (не)заметно

 2)делать (не) быстро, но правильно;

3)расположиться (не)далеко, а близко

 4) держаться (не)возмутимо

2. В каком случае НЕ с наречием пишется раздельно?

1)устал (не)много;

2)нисколько (не)трудно это сделать

3)(не)допустимо резкий тон;

4) отвечал (не)уверенно

3. В каком предложении в наречии пишется одна буква Н?

1)В саду отчая…о кричали галки.

 2)Оратор говорил взволнова…о.

3)Вещь искус…о сделана.

4)Он вёл себя стра…о.

4.В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

1)повернуть налев…

 2)наскор… перекусить

3)издавн... интересовался

4)уйтизасветл…

5.В каком наречии на месте пропуска пишется буква О?

1) накалился докрасн..;

2)светился справ..;

3) раздался слев..;

4)пошёл направ..

6. В каком предложении слово пишется через дефис?

1)(По)прежнему пути они не пошли.

2)(По)видимому, будет дождь.

3)Я иду (по)осеннему лесу.

 4)Дом строился (по)моему проекту.

Вариант2

1. В каком примере НЕ с наречием пишется раздельно?

1)(не)прерывно работать

2)делать это (не)легко, но интересно

3)приехал (не)ожиданно

4)ничуть (не)радостно

2. В каком примере НЕ с наречием пишется слитно

1)(не)трудно, а на редкость легко;

 2)мне вовсе (не)просто говорить об этом;

3)вокруг было очень (не)весело;

 4)это обошлось мне нисколько (не)дорого

3.В каком наречии пишется одна буква Н?

1)испуга..о вздрогнуть

2)отвечал увере..о

3)беше..о мчаться

4) намере..о сделал

4. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

1)шагнуть вправ..;

2)уйти засветл..;

3) издавн.. интересовался;

4)задолг.. до рассвета;

5. В каком наречии на месте пропуска пишется буква О?

1)добраться затемн..,

2)вытереть досух..;

3) изредк.. интересоваться;

4)засидеться допоздн..

6.В каком предложении слово пишется через дефис?

1)Он уже скучал (по)настоящему делу. 2)Здание было перестроено (по)другому проекту.

3)(По)осеннему шепчутся деревья. 4)Варенье варили (по)старинному обычаю.

Правописание наречий

1. В каком наречии на конце пишется буква О?

1)жгуч.. палит

2)хорош.. читал

3) вёл себя вызывающ..

4) прорычал угрожающ..

2.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1)извлеч.., отдаш.., багаж.., сплош..

2) стереч.., кроиш.., врач.., навзнич..

3)сжеч.., спешиш.., свеж.., вскач..

 4) сбереч.., несёш.., проч.., дрож..

3. Выпишите из данного текста все наречия.

Солнце светит еще по - летнему, но трава чуть – чуть пожелтела. Вверху над нами бледно - голубое небо, слева – лес, а справа –не скошенное овсяное поле. Мы сворачиваем влево, к лесу.

4. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

1)наскор.. перекусить;

2) глядеть искос..;

3)надолг.. запомнить;

4)вытереть насух..

5.В каком предложении слово пишется через дефис?

1)Дом он строил (по)своему проекту.

2)В саду было (по)настоящему сумеречно.

3)(По)весеннему звону капели было ясно: весна не уйдет.

4)(Во)вторых рядах сидели дети постарше.

6.В каком предложении слово пишется раздельно?

1)(По)зимнему холодно было сегодня.

2)(По)моему проекту было выполнено задание.

3) Так не (по)товарищески поступать нельзя.

4) (Во)вторых, уходить было уже поздно.

7. В каком наречии на конце пишется буква О

1)С утра свеж..;

 2)певуч.. говорил;

3) шагать неуклюж..;

 4)просить умоляющ..

8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь

1)помощ…, сплош…, невтерпёж.., горяч…,

2)съеш…те, вскач…, замуж…,ландыш…

3) наотмаш…, (много) туч…, кумач…, улыбнёш..ся

4) пустош…, отреж…, навзнич.., рож…

9. Выпишите из данного текста все наречия

Лес и теперь по - прежнему хорош. Волей – неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем шагаем в чащобу. Широкие ветви могучих деревьев крепко – накрепко переплетаются в вышине. Медленно продвигаемся вперед.

Правописание наречий

1. В каком случае НЕ с наречием пишется раздельно.

1) (не)произвольно взглянул

2) (не)доуменно прядает ушами

3) (Не)умолчно завывали

4) отнюдь (не)спокойно

2.В каком случае НЕ с наречием пишется раздельно?

1) (не)заметно подошел;

2)сделать очень (не)аккуратно;

3) держаться (не) возмутимо;

4)вовсе (не) сложно решить

3. В каком предложении в наречии пишется одна буква Н?

1) Готовиться начали ещё затем…о.

2)Бабушкаоблегчё…о вздохнула.

3)Девочка затихла, сдавле…о всхлипнув.

4) Войско сражалось мужестве…о.

4.В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

1)запрост... решил;

2)наелсядосыт...,

3)вымыл начист...,

4)переписалнабел...

5.В каком наречии на месте пропуска пишется буква О?

1)ударить сгоряч...;

2)раскалитьдокрасн...;

3)расположен слев...

4)выйтизатемн....

6. В каком наречии на месте пропуска пишется буква О?

1) поссориться сгоряч…;

2)отмытьдобел…;

3)издавн.. повелось;

4)знать изначальн..

7. В каком предложении слово пишется через дефис?

1)(По)прежнему пути они не пошли.

2)(По)видимому, будет дождь.

3)Я иду (по)осеннему лесу.

 4)Дом строился (по)моему проекту.

8.В каком предложении слово пишется через дефис?

1)Он уже скучал (по)настоящему делу.

2)Здание было перестроено (по)другому проекту.

3)(Едва)едва шепчутся деревья.

4)Варенье варили (по)старинному обычаю.

9. В каком наречии на конце пишется буква О?

1)жгуч.. палит

2)хорош.. читал

3) вёл себя вызывающ..

4) прорычал угрожающ..

10.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1)извлеч.., отдаш.., багаж.., сплош..

2) стереч.., кроиш.., врач.., навзнич..

3)сжеч.., спешиш.., свеж.., вскач..

4) сбереч.., несёш.., проч.., дрож..

11. Выпишите из данного текста все наречия.

Надо идти дальше, в глубь леса, но мои подружки врассыпную разбегаются по поляне. Наконец и я замечаю под блестящими листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо – невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами. Мы наелись досыта.

(По В. Мазиловой)

Контрольный тест по теме «Правописание наречий»

Вариант 1

А1. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) ране..ый в руку  

 2) испуга..о посмотрел   

  3) беше..о  скачет  

 4) утро  тума..о

А2. В каком наречии на месте пропуска пишется буква О?

1) ещ..        

 2) горяч..

 3) зловещ..    

 4) волнующ..

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

1) изредк..     

2) достаточн..    

3) своевременн..

4) направ..

А4. В каком примере дефис не ставится?

1) (по)прежнему доверяю

2) (по)дружески

3) (во)первых       

4) (по)другому пути

А5. Какое наречие пишется раздельно с приставкой?

1) (на)скоро   

2) (в)миг     

3) (во)всю   

4) (на)скаку

    

А6. Какое наречие пишется через дефис?

1) (видимо)невидимо    

2) (с)разбегу      

3) бок(о)бок  

4) (до)сыта

А7. В каком наречии не пишется на конце Ь?

 1) проч..  

 2) невтерпёж..                                  

3) наотмаш..   

4) настеж

А8. В каком наречии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) мелькОм  

 2) неоткУда

 3) дОсуха   

 4) во-первЫх            

В1. Выпишите из данного предложения отрицательное наречие.

Он нимало не смутился, когда его уличили во лжи.

С1. Опишите, используя наречия, действия продавца.     

Вариант 2

А1. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

1) медле..о поднялся    

2) вяза..ыеварежки                         

3) говорит ум..о      

4) предложение записа..о

А2. В каком наречии на месте пропуска пишется буква Е?

1) свеж..  

2) общ..    

3) хорош..  

4) певуч..

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

1) исправн..

 2) занов..  

 3) докрасн..        

4) строг..

А4. В каком примере дефис не ставится?

 

1) (по)турецки говорил  

 2) (по)весеннему    небу

 3) (в)пятых      

 4) (по)зимнему холодно

А5. Какое наречие пишется раздельно с приставкой?

1) (в)верху  

2) (на)чисто

3)(на)миг

4) (в)пустую

А6. Какое наречие пишется через дефис?

1) точь(в)точь

2) (на)ходу 

3) (под)силу  

4) (по)двое

А7. В каком наречии не пишется на конце Ь?

1) навзнич..   

2) вскач..

3) сплош..    

4) замуж..

А8. В каком наречии верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нимАло        

2) некогдА  

3) Испокон (веков)        

4) издАвна

В1. Укажите степень сравнения наречия в данном предложении.

После бури над землёю светит радостней лазурь.

С1. Опишите, используя наречия, действия водителя.                     

Сосунова Елена Владимировна, учитель Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Палимовская средняя общеобразовательная школа» Бузулукского района Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 5-6 классов.

В 5 – 6 классах при изучении курса русского языка используются различные формы работы: диктанты, проверочные работы, работа по карточкам и т.д. Но в свете подготовки к ЕГЭ и ГИА (9 класс) по рус...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 7 класса.

В 7 классе при изучении курса русского языка используются различные формы работы: диктанты, проверочные работы, работа по карточкам и т.д. Но в свете подготовки к ЕГЭ и ГИА (9 класс) по русскому языку...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 8 класса.

В 8 классе при изучении курса русского языка используются различные формы работы. Но в свете подготовки к ЕГЭ и ГИА (9 класс) по русскому языку необходимо использовать задания, структурированные под э...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 9 класса.

В свете подготовки к ЕГЭ и ГИА (9 класс) по русскому языку необходимо использовать задания, структурированные под экзаменационные материалы. Необходимо отработать навыки выполнения таких ...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 6 класса по теме "Причастие и деепричастие" по программе М.М.Разумовской

  Сборник представляет собой контрольные тесты, проверочные работы, позволяющие на практике отработать сложную для шестиклассников тему :"Причастие и деепричастие". Задания отрабатывают ор...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 8 класс

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 8 класс...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс....