Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 5-6 классов.
тест по русскому языку (6 класс) на тему

Кожарова Ольга Ивановна

 

В 5 – 6 классах при изучении курса русского языка используются различные формы работы: диктанты, проверочные работы, работа по карточкам и т.д. Но в свете подготовки к ЕГЭ и ГИА (9 класс) по русскому языку необходимо уже на начальном этапе использовать тестовые задания, структурированные под экзаменационные материалы. 

      Задача учителя на уроке - отработать навыки выполнения таких заданий, закрепить их в индивидуальной, групповой и фронтальной работе и только потом провести контрольную или проверочную работу с целью проверки знаний, анализа и исправления ошибок.

      Такая методика подготовки и проведения самостоятельных работ дает  прогнозируемый достаточно высокий результат. Конечно, можно пользоваться и готовыми материалами, предлагаемыми методистами и учителями, но, зная уровень подготовки класса, особенности восприятия материала школьниками данного класса, можно заранее предусмотреть те трудности, которые у них могут возникнуть, предложить алгоритм выполнения заданий, что приведет к успешному выполнению работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnye_i_proverochnye_raboty_dlya_5-6_klassov..doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 гимназия №6  г. Сочи

 

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 5-6 классов.

 Автор и составитель  :                                                                                                           учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии №6 г. Сочи

 Кожарова Ольга Ивановна.

                                                                                                                   

г. Сочи 2011 год

В 5 – 6 классах при изучении курса русского языка используются различные формы работы: диктанты, проверочные работы, работа по карточкам и т.д. Но в свете подготовки к ЕГЭ и ГИА (9 класс) по русскому языку необходимо уже на начальном этапе использовать тестовые задания, структурированные под экзаменационные материалы.  

      Задача учителя на уроке - отработать навыки выполнения таких заданий, закрепить их в индивидуальной, групповой и фронтальной работе и только потом провести контрольную или проверочную работу с целью проверки знаний, анализа и исправления ошибок.

      Такая методика подготовки и проведения самостоятельных работ дает  прогнозируемый достаточно высокий результат. Конечно, можно пользоваться и готовыми материалами, предлагаемыми методистами и учителями, но, зная уровень подготовки класса, особенности восприятия материала школьниками данного класса, можно заранее предусмотреть те трудности, которые у них могут возникнуть, предложить алгоритм выполнения заданий, что приведет к успешному выполнению работы.

   В данном пособии предлагаются следующие задания  для итогового и текущего контроля по темам:

  1. Повторение изученного в 4 классе  
  2. Контрольная работа по фонетике
  3. Итоговое повторение  (2 варианта)
  4. Правописание о и ё (е) после шипящих и ц.
  5. Корни с чередующимися и проверяемыми глас ными
  6. Ы-И  в словах после приставок.
  7. Орфографический тест 1 (2 варианта)
  8. Орфографический тест 2.            
  9. Имя существительное   (2 варианта)
  10. Глагол   (2 варианта)
  11. Работа с текстом.
  12. Главные и второстепенные члены предложения.  Тире между подлежащим и сказуемым
  13. Лексика  (2 варианта)
  14. Фразеология  (2 варианта)

Повторение изученного в 4 классе  

Тест 1     

1.        Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:

1)угол-уголь;  

2)мол - мул;  

3)лак - лыко.

2.        Укажите слово, в котором звуков больше, чем букв:

1)яма;    

2)семья;    

3) люк.

3.        Укажите слово, в котором все согласные звуки твердые:

1) час;    

2)щука;      

3) жила.

4.        Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие:

1) сияние;    

2) цепи;    

3) широко.

5.        Укажите слово, в котором все согласные звуки глухие:

1) мышь;    

2)вскачь;  

 3)затем.

6.        Укажите слово, в котором все согласные звуки звонкие:

1)дома;    

2) плащ;    

3) просьба.

7.        Отметьте слово, у которого на конце оглушается согласный:

1)лобзик;      

2)зуб;      

3) закат.

8.        Отметьте слово, в котором шипящий звук твердый:

1)лыжи;    

2)ночи;      

3) мощи.

9.        Укажите слово, состоящее из четырех звуков:

1)ёрш;    

2) вьюга;      

3) дочь.

10.        Укажите слово, состоящее из пяти звуков:

1)въезд;    

2) весть;      

3) зимою.

11.        Укажите слово, состоящее из шести звуков:

1)нырять;  

2)спиной;      

3) любовь.

12.        Укажите слово, в котором пишется ь:

1)лис...тик;  

2)с...ел;  

3)мен...ше.

13.        Отметьте слово, в корне которого пишется о:

1)гл...за;      

2)стр...на;  

3)к...сьба.

14.        Отметьте слово, в корне которого пишется е:

1)с...рота;  

 2)дл...на;  

3)н...сти.

15.        Отметьте слово, в котором гласная в корне не проверяется  ударением:

1)в...кзал;    

2)х...лодный;  

3)в...терок.

16.        Отметьте слово, в котором пишется ь:

1)об...езд;  

2)воз...му;  

3)ад...ютант.

17.        Укажите слово, в котором пишется ъ:

1)в...юга;  

 2)суб...ект;  

3)обез...яна.

18.        Укажите слово с двойной согласной:

1) кристал...ный;

 2)кристал..ический.

Контрольная работа по фонетике.

1. Сколько раз употребляется звук [ц] в данном предложении?

К первым относятся виды птиц, численность которых так резко сокращается, что им уже не выжить без активного вмеша тельства человека.

1)1        2)2        3)3         4)4

2.  Какое слово состоит из семи  звуков?

  1. маячить
  2. разрежьте
  3. бурьян
  4. съехать

3.        В каком слове все согласные звуки являются твёрдыми?

  1. готовиться
  2. государственный
  3. малыши
  4. возможность

4.  В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. богатство
  2. местность
  3. попытались
  4. древняя

5. В каком слове все согласные звуки являются звонкими?

  1. посадка
  2. мороз
  3. царица
  4. вьюжная

6.   Какое слово состоит из трёх звуков?

  1. её
  2. ещё
  3. себя
  4. быть

7. .Какой звук произносится на конце слова водопровод!

  1. [д] — согласный, звонкий, твёрдый
  2. [т] — согласный, глухой, твёрдый
  3. [д'] — согласный, звонкий, мягкий
  4. [т'] — согласный, глухой, мягкий

8. В каком слове нет звука [ш]?

  1. дрожжи
  2. нарежьте
  3. чтобы
  4. стриж

9. В каком слове все согласные звуки являются мягкими?

  1. съешьте
  2. по-щучьему
  3. часики
  4. отличаешься

10. В какой последовательности нужно расположить данные пред ложения, чтобы получился текст?

(1) Мыши, например, спасаются на корягах и в птичьих гнез дах. (2) А зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. (3) Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды. (4) Лесных зверей половодье гонит на возвышенные места.

            1)  2,4,3, 1        3)   1,4,2,3

              2)   4, 1, 3, 2        4)   3, 1, 4, 2

11 .Выбери слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

1)  шьёшь    

2) метель        

3) ель        

4) язык

Итоговое повторение.

ТЕСТ  1     Вариант I

1.  Вставь пропущенные буквы. Найди «третий лишний»:

а)        л_сной, л_сичка, стр_ла;

б)        заб..жал, пос_ дел с горя, зас_делся;

в)        уд_вление, по_вление, пл_        сать;

г)        к.. рмить, н_ чной, зап_ х;

д)        разв_валось на  ветру, быстро разв_валось, хорошо прив__лось.

2.   Зачеркни ненужную букву:

а)         н(е,и)бесный, пр(е,и)лестный, цв(е,и)тной;                                                                                                                         б)          м(а,о)хнуть, сп(а,о)сти, к(а,о)рмить;

в)        к(а,о)чели, м(а,о)лыш, л(а,о)житься;

г)        б(а,о)льшой, подхв(а,о)тил, ост(а,о)новка;

д)        ж(ы,и)знь, ш(ы,и)рокий, ш(ы,и)'ны;

е)        сп(е,и)шит на работу, сп(е,и)шите правильно;

ж)        прим(е,и)рение, прим(е,и)рять костюм;

з)        пол(а,о)скать к(а,о)тенка, пол(а,о)скать б(е,и)лье;
и)      св(с,и)ла гнездо, св(е,и)ла с тропинки.

3.        Вставь пропущенные буквы. Подчеркни «пятый лишний»:

а)        (б/п)  гри_        ,  ду__,  зу        ,  зо        ,  штам_ ;

б)        (г/к)   поро_,  сло_,  ро__, вра_,  галсту_;

в)        (д/т) ло_ка,  кла_, чу        кий,  жи_кий,  ре__кий;

г)        (з/с)   ре_кий,  ни_кий,  про_ьба,  ука__ка,  ре_ьба.

4.        Выбери слова с непроизносимыми согласными. Подчеркни их.

Прелес _ ный, ус__ ный,  напра _  ный, дворня_  ка, здр _  ствуй; ло __ кий, чес __ ный, мес _ ный.                                                                                      

5.  Вставь буквы. Подчеркни «третий лишний»:

а)        вел_        с_пед,   ув_дел,  б_скетбол;

б)        в_кзал, м_роз, с_нева;

в)        г_ворит, г_рбарий, б_нокль.

6.        Вставь пропущенные буквы.

Выл_ю , обез_яна , с_емка, пис_мо ,в_ехал, сер_езно, под_езд , лис_я , пал_то, птич_и,  солов_я , с_ежится , п_еса , мол_, бол_, сем_я,  белич__и , с_язвить

7.        Найди «третий лишний», подчеркни:

а)        ж_ри,  ж_рный,  ж_знь;

б)        щ_чка,  брош_ра,  щ_риться.

8.        Разбери по составу слова:

Привокзальный,  конфетка,  подъезды,  подснежник,  предгрозо вой,  лисонька,

домик,   открою,  закричу,  подход,  березовый,  до роженька.

ТЕСТ 1              Вариант 2

1.        Вставь пропущенные буквы. Найди «третий лишний»:

а)        в_сна, с__нева, т_снота;

б)        п pop_        дить грядки, пол_ тел,  с_дел на ветке;

в)        кр_чать, про_        вление, выгл_нуть;

г)        п__левой, пол_сатый, стр__на;

д)        з _ лотистый, ст _ лица, в_ реный.

2.        Зачеркни ненужную букву:

а)        выл(е,и)зать из норки, прол(е,и)теть, выл(е,и)вать;

б)        ук(а,о)лоть, проп(а,о)лоть, зап(а,о)стись;

в)        м(а,о)лоденький, х(а,о)роший, к(а,о)заться;

г)        ост(а,о)новка, сп(а,о)сатель, д(а,о)рогой;

д)        ж(ы,и)рный, ш(ы,и)пы, ш(ы,и)нель;

е)        отв(а,о)рить к(а,о)ртофель, притв(а,о)рить дверь;
ж)      об(е,и)жал площадку, об(е,и)жал товарищей;

з)       посв(е,и)тить лампой, посв(я,и)тить другу;

и)      прож(е,и)вать в деревне, прож£е,и)вать хорошо.

3.        Вставь пропущенные буквы. Подчеркни «пятый лишний»:

а)        (б/п) шта_,  ро__ко,  про_ка,  кно_ка, ю__ка;

б)        (г/к)    ко_ти, пиро_,  сапо_        , ло_ти,  рыча_;

в)        (д/т)   гла_кий,  ме_кий,  комо_,  сложный  ко_,  сва_ ьб

г)        (ж/ш) стру_ка,  ватру__ка, шала_, насме_        ка, зверю_ка

                                                                                                                                             

 4.        Выбери слова с непроизносимыми согласными. Подчеркни эти слова.

Чуде_        сный, бедня_ка, прекра__ный, окрес__ный, интере_ный, ненас_ный, учас_ник, извес__ный, грус_ный.

                                                                                                                                     

5.   Вставь буквы. Подчеркни «третий лишний»:

а)        х_ккей, в_гон, пох_лодало;

б)        зам__нить скатерть, к__лоть дрова, г_рбарий;

в)        фу_бол, к_рабкаться, сп_ртивный.

6.  Вставь пропущенные буквы.

В_ ехал, под__ем , с__ел , стат_я , руж_е , в__юга ,дал__ний , плат_е , об_явление , друз_я , ш_ют пред..юбилейный , слушат_, в__юн , б_ют , пол_ю,воз_ми, с_ехал .

7.        Найди «третий лишний», подчеркни:                                                                                                    а)        ч__шка, ч_до,  параш_т;

б)          ш_ рь,  ш_ рма,  брош_ ра.                                                                                        

8.        Разбери по составу слова:

Заезд, вылечу, придорожный, столики, березонька , причудливый, ужонок, голубоватый,   запишу, всходы, книжечка.

Правописание о и ё (е) после шипящих и ц.

Вставьте букву о или ё (е).

1.Бараш_к, галч_нок, девч_нка, книж_нка, овраж_к, пирож_к, реч_нка, рубаш_нка, руч_нка, снеж_к.


2. С багаж_м, с открытой душ_й, кирпич_м, зачерпнуть ковш_м, крыльц_, под крыш_й, с Кузьмич_м, луж_й, украсить парч_й, плащ_м, пляж_м, рощ_й, этаж_м ниже.


3. Алыч_вое варенье, глянц_вый, грош_вый, груш_вый, камыш_вый, морж_вый, парч_вый, плюш_вый, свинц_вый, холщ_вый, горяч_ спорить, свеж_.


4. Круглолиц_й девочки, куц_го хвоста, лучш_й доли, могуч_й силы, небольш_го куска, рыж_й лисы, хорош_го отношения, чуж_го человека.

5. Беч_вка, ж_лтый, ж_лудь, ж_лоб, ж_кей, капюш_н, крыж_вник, прич_ска, пощ_чина, прож_рливый, прош_л, пч_лы, реш_тка, сч_т, щ_тка, трещ_тка, чащ_ба, ч_лка, ч_рствый, ч_рт, ч_порный, чеч_тка, ш_лк, ш_рстка, ш_в, ш_кировать, ш_колад, ш_мпол, ш_ссе, ш_тландец, ш_фер, щ_лочь.


6. Возмущ_нный, запрещ_н, зараж_н, затуш_вывать, кипяч_ный, напряж_нный, ноч_вка, облиц_ванный, обожж_нный, окольц_ванный, опустош_н, отраж_нный, пританц_вывать, просвещ_нный, ретуш_р, сгущ_нка, стаж_р, танц_вать, увлеч_нный, уч_ный.


7. Волч_нок, вооруж_нный, с врач_м, горош_к, деш_вый, дириж_р,
душ_нка, ж_ваный, ж_рдочка, ж_сткий, зажж_нный, замш_вый, зач_т, истощ_нная земля, кумач_вые флаги, ландыш_вый, лучш_го ученика, маж_рный, моч_ный, солнечным луч_м, обж_ра, облиц_вать фасад, ож_г руку, опустош_нный человек, освещ_н, печ_нка, письмец_, полотенц_,


8. Пунц_вый, прыж_к, распаш_нка, расч_ска, ситц_вый, с большим стаж_м, трущ_ба, туш_нка, тяж_лый ож_г, хорош_, ч_лн, ч_рточка, чуж_й вещи, ш_пот, ш_винизм, ш_рох, ш_рты, щ_голь.

Корни с чередующимися и проверяемыми глас ными

1) И -  разб..раться,  нат..реть,  соб..рать,  изб..ратель,  раст..рание,

2) Е -  соб..рать,  зап..рать,  отп..реть,  оп..раясь, соч..тать, предпоч..тать

3) А - прир..щение,  подр..сли,  подр..стали,  отр..слевой,  р..сточек

4) О - дог..рать, заг..рать , з..рница, з..ревой,  , з..рянка,

6) Е - оп..раться на п..рила, п..ровать, п..рьевой, п..рочинный,

7)А- непром..каемый, пром..кашка, обм..кнуть в чай, непром..каемая ткань

8) О - к..совица трав, к..согор, прик..сновение, к..сательная, соприк..саться  л..ктями

9) А - р..внение на передовых, пор..вняться, подр..внять волосы, ср..вняться в выработ ке

10) О - пл..вучий, пл..вец, попл..вок, пл..вучесть, пл..вун.

11) О - наск..чить, ск..куны, ск..чок, подск..чить, ск..чите быстрее

12) А - выр..стали, выр..щенный, р..сточком мал, подр..стковый возр..ст, ср..щение

13) О -  зар..внять поверхность,   уст..новить ур..вень,  выр..внить на глаз, р..вновесие

14)  О - притв..риться, тв..рение, благотв..рительный,   стихотв..рение, претв..рить в жизнь

15) А - уг..реть, подг..ревший, г..релка, г..ристый, приг..рюнился

Орфографический тест.

1 вариант.

  1. Раз..скать , без..мянный герой , сверх..зысканные манеры , контр..гра , пред..стория .
  2. ..десь, ра..считывать , ра..пространить , и..чезнуть , чере..чур .
  3. Пр..поднести подарок , пр..емник учёного , пр..видение , пр..чудливый , камень пр..ткновения.
  4. В ожидани.. , в ине.. , в племен.. , на взморь.. , о санатори.. .
  5. Мороз..ц , луж..ца , кусоч..к , сарайч..к , горош..нка .
  6. Буфет..ик , донос..ик , вербов..ик , доклад..ик , бетон..ик .
  7. Нет вишен.. , барышен.. , чащ.. , задач.. , горошен.. .
  8. Врем..чко , горл..нка , сем..чко , зайч..к , солом..нка .
  9. В постел.. , в постельк.. , при знании.. , при знамен.. , на сидень.. .
  10. Ткань красит..ся , каша варит..ся десять минут , обязан учит..ся , закат золотит..ся , опасает..ся , поранит..ся .

2 вариант.

  1. Ум..лять о помощи , разв..ваться на ветру , прор..дить рассаду , прим..рять костюм , посв..тить фонарём .
  2. Об..зательный человек , хорошее об..няние , д..легат , просторный в..стибюль , к..ндидат в к..манду .
  3. Изл..жение , дог..рающая свеча , возр..ст , р..внина , соч..тание .
  4. Р..стовщик , з..рянка , у..вень , пл..вец , р..сток .
  5. Оторванная   деревя..ка , скомканная бума..ка , испуганная зверю..ка , пойманная рыбё..ка , вкусная коври..ка .
  6. Ше..ствовать по дороге , чу..ствовать гордость , объезжать окрес..ность , блес..нуть в облаках , чес..вовать ветеранов .
  7. Гал..ерея , ал..ея , груп..а , ак..орд , колон..а .
  8. Деш..вый , ш..колад , искусный ж..нглёр , тёмная чащ..ба , модная прич..ска .
  9. Ц..ган , дефиц..т ,панц..рь , бледнолиц..й , ц..рковой .
  10. Ад..ютант , с..экономить , спряч..те лучше , без..ядерная держава, порт..ера .

Имя существительное     Вариант 1

1.   Допиши фразы.

а)        Одушевленные существительные отвечают на вопрос______________________

б)        В предложении существительные чаще всего бывают______________________

в) Нарицательные существительные являются названиями  _______________________                                                                   г) К существительным собственным принадлежат _______________________                                                              д) В кавычки заключаются_____________________________

2.        Зачеркни ненужную букву. Обведи букву с  именами  собственными:

а)        (К,к)аштанка;      д) (М, м)олодежь;       и) (К, к)уликовская битва;

б)        (К,к)утенок;        е) (Г,г)азета;             к) (Т,т)ортила;

в)        (Е,е)нисей;          ж)(Л,л)омоносов;         л) (М,м)арс;

г)        (П,п)етрович;      з) (Ч,ч)ерепаха;            м) (И,и)мператор.

3.        Выпиши  те  имена  собственные,  которые  необходимо  заключать в кавычки.

а)        Передача Диалоги о животных, столица Франции, город  Санкт-Петербург.

б)        Тележурнал Ералаш, горный Урал, машина Урал.

 в)        Бородинское сражение, роман Остров сокровищ, военный  катер Смелый.

4.        Цифрами обозначь род существительных:

1 - мужской род;    2 - женский род;    3 - средний род.

Рояль ( ), мармелад ( ), мышь ( ), путь ( ), созвездие ( ), повидло ( ), шампунь ( ), неприятность ( ), фамилия ( ), тюль ( ), гербарий ( ), пианино ( ), шоссе ( ),-камыш ( ), шелк ( ), дедушка ( ).

5.        Продолжи перечисление существительных, приведи 2—3 примера.

а)        Ножницы, ясли,        

Эти существительные имеют только форму__________числа.

б)        Такие существительные, как железо, молоко        

имеют только форму____________числа.

6.        Вставь пропущенные буквы и подчеркни «третий лишний!».

а)        в деревн_,   в город_, в бандерол_                

б)        в алле_,     в рощ_,       в гаван_;                 

в)        на станции_,   на лекци_,   на полянк_;                 

г)        о собрани_,   о договор_,   о заявлени_;               

д)        к галере_,    к амбулатори_,     к электростанци_;

е)        в гербари_,    в планетари        ,    в сара        .        

7. Вставь буквы в окончания существительных множественного числа. Дополни третьей парой:

а)        город — город_, директор — директор_,        

б)        шофер — шофер_, факел — факел_,             

в)        стрела — стрел_, страна — стран_,        

8.   Отметь существительные, имеющие нулевые окончания в род. п. мн. ч.:

а)        болгары;                  г) апельсины;                       ж) партизаны;

б)        дела;                             д) чулки;                       з) помидоры;

в)        яблоки;                   е) носки;                      и) места.

Имя существительное   Вариант 2

1.  Допиши фразы.                                                                                                                                                                   а) На вопрос что? отвечают  имена существительные.______________________

б) Имена существительные относятся к____________ и изменяются по_________________

в) Существительные собственные являются названиями_______________

г) К существительным собственным принадлежат______________

д) В кавычки заключаются____________

2. Зачеркни ненужную букву.  Обведи букву с  именами  собственными

а)        (К,к)ороль;                               ж)(Б,б)азилио;

б)        (3,з)олушка;                              з) (Т,т)ихий (0,о)кеан;

в)        (Ч ,ч)ерное (М,м)оре;        и) (П,п)роспект;

г)        (Л, л)ермонтов;                  к) (А,а)нглия;

д)        (Ж, ж)урнал;                             л) гора (Э,э)льбрус;

е)        (К к)от;                             м) (М,м)урзик.

3.    Подчеркните имена собственные,  которые необходимо заключать в кавычки.

а)        Город Париж, планета Марс, газета Комсомольская правда,

б)        Программа Итоги, корабль Титаник, птица воробей.

в)        Телепередача Утренняя звезда, балет Лебединое озеро, улица Шелковичная.

4.        Цифрами обозначь род существительных:

1 - мужской род;    2 - женский род;    3 - средний род.

Бабушка ( ), тюлень ( ), варенье ( ), полотенце ( ), простыня ( ), рояль ( ), свежесть ( ), тюль ( ), шампунь ( ), пианино ()чудовище ( ), сирень ( ), туфля ( ), тополь ( ), фамилия ( ),                   фасоль(  ).

5.        Продолжи перечисление существительных, приведи 2-3 примера.

а)        Щипцы, консервы,        

Эти существительные имеют только форму ___________ числа.

б)        Такие существительные, как керосин, бегство,        

имеют только форму __________ числа.

6.   Вставь пропущенные буквы и подчеркни «третий лишний».

а)        на стадион        , на строительств        , на лошад        ;

б)        в летопис_, на пристан_, в подземель_;      

в)        на репетици_, на постановк…, станци_;

г)        о расстояни_, о затмени_, о героизм_;

д)        к фабрик_, к коллекци_, к алле_;

е)        в санатори_, в сара_, в строительств_.

7.        Вставь буквы в окончания существительных множественного числа. Дополни третьей парой:                                                                                                                                                                                        а)  паспорт - паспорт_, якорь — якор_,______

б)  оператор - оператор_, инженер - инженер_,__________        

в)   земля - земл_, карусель - карусел_,____________        

8.        Отметь существительные, имеющие нулевые окончания в род. п. мн. ч.:

а)        солдаты;            г) носки;                    ж) мандарины;

б)        ботинки;            д) томаты;                    з) офицеры;

в)        армяне;            е) валенки;                    и) татары.

Глагол      Вариант 1                                                                                                                                                                    1. Обведи нужную букву. Подчеркни  «третий лишний»:

а) ум(и,е)рать, расст(и,е)лать, зап(и,е)ретъ;

б) пат(и,е)реть, зад(и,е)рать, ум(и,е)реть;

в) бл(и,е)снул, перест(и,е)лить, бл(и,е)стательный;

г) подж(и,е)гать, выт(и,е)рать, выб(и,е)ру;           

д) изл(а,о)гать, предпол (а,о)жение, предпол(а,о)гать;

2. Определи время глаголов и обозначь цифрами глаголы настоящего (1), прошедшего (2) и будущего (3) времен.

а) Мы будем сажать леса из скорорастущих деревьев. Мы пре одолеем время.

б) Деревья в лесу зашумят не все сразу, а поочередно. Отыграет листвой береза, а за ней по соседству сухо прошуршит липа, дуб потрясет рыжими космами.

в) Днем была духота. Я лег под березу, заснул и проснулся от гари. Ветер стелил дым над озером.

3.  Подчеркни глаголы   II спряжения.

Как хорош этот лес осенью, когда прилетают вальдшнепы! Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем люби мые образы, лица приходят на память. Вся жизнь развертыва ется легко и быстро, как свиток.

4. Подчеркни глаголы   I спряжения.

Брить, стелить, вылететь, ненавидеть, колоть, выспаться.  дышать, думать, шептать, держать, обидеться, бороться, украсить, тянуться, лаять, вертеть, терпеть.

5 .Вставь пропущенные буквы. ПОДЧЕРКНИ  глаголы  II спряжения с безударным окончанием:

а)        они представля_т,    они слуша_т,    они завис_т;        

б)        держ_мся,    вымокн_м,    украша_м;  

                                                                                                                                                                                                   6. ПОДЧЕРКНИ глаголы I спряжения с безударным окончанием:

а)        бор_шься, ненавид_шь, стро_шь;

б)        он ответ_т, он выстро_т, он  ла_т;

7. Вставь пропущенные буквы и выдели окончания:                                                                                                 а)         глагола 2 лица ед. ч.:  продолжа_шь,  дума_м,  гон_т;

б)        глагола 2 лица мн. ч.   бор_мся,   чита_те,   (они) хлопоч_т;

в)        глагола ед. ч.  кле_те,   се_те,    кле_т.                                                                                        

8. Отметь глагол, которому соответствует следующая  характеристика:

  глагол несов. вида, II спр. стоит в ед. ч., наст. вр.,  3 лице

Дышит степь июльская покоем, блещут  зори  дальние.

9. Установите соответствие глагола (колонка I) и его значения (колонка II).

     1)брызгает          а) разбрасывает капли  
    2) метает            б) поливает
    3) брызжет          в) увлажняет
    4) мечет             г) опрыскивает

                                д) бросает, обшивает
                               е) разбрасывает, направляет
                                ж) закидывает

10.  Укажите ряд глаголов 1. совершенного, 2. несовершенного вида:

а) рассыпать, засыпать, вырезать, сбегать;
б) сыпать, спать, резать, бегать.

11 .Ряд глаголов относится к 1. первому, 2. второму спряжению:                                                                              

а) сеять, лелеять, лаять;
б) терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть;
в) одеть, добреть, жалеть, успеть.

Глагол      Вариант 2

1.  Обведи нужную букву. Подчеркни «третий лишний»:                                                                                                                                     а) перет(и,е)рать, уд(и,е)рать, выж(и,е)чь;

б) уб(и,е)рут, ум(и,е)рать, бл(и,е)стеть;        

в) пост(и,е)лить, зап(и,е)рать, выт(и,е)рать;

г) выж(и,е)гать, бл(и,е)стать, зам(и,е)р;      

д) пол(а,о)жение, изл(а,о)гать, ул(а,о)жить.

2.  Определи время глаголов и обозначь цифрами глаголы настояще го (1), прошедшего (2) и будущего (3) времен.                                                                                                                                                                    а) Осенью па опушку леса  прилетели тетерева.

б) Через десять лет на этих пустошах будут шуметь густые леса.

в) Снежинки кружатся, опускаются медленно, тают на лицах.

г) Когда мы пойдем в поход, мы обязательно возьмем с собой карту. Она поможет нам в пути, подскажет верный маршрут.

3.  Найди глаголы. Подчеркни глаголы  I спряжения.

Вот и лес. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные  ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как бос красивой липы. Вы едете по зеленой дорожке; большие ж мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают. мошки вьются столбом.

4. Подчеркни глаголы   II спряжения.

Бранить, выпить, видеть, слышать, полоть, вылить, гнать, от вечать, прыгать, сеять, делать, стелить, мыть, украсить, белить, обидеть, пилить.

 5. Подчеркни  глаголы II спряжения с безу дарным окончанием:

а) гон_шь, шепч_шь, (они) охраня_т;

б)  слыш_м, стел_шь, (он) кол_т;  

6.  Подчеркни глаголы I спряжения с безударным окончанием:

а) расстел_те, бре_те, ненавид_м;      

б) он дыш_т, он мо        т, он пил_т;

7.  Вставь пропущенные буквы и выдели окончания:                                                                                                             а) глагола 1 лица мн. ч.   дума_м, чита_шь, прилет_т

б) глагола 2 лица ед. ч.   :Ненавид_шь, чувству_шь, постро _те;

в) глагола3 лица.  мн. ч.:  гон_те, пиш_т, завяс_т.

8. Отметь глагол, которому соответствует следующая характеристика:
глагол сов. вида, I спр., стоит в ед. ч., буд. вр., 3 лице.                                                                     Сколько здоровья и бодрости приобретет каждый, кто дружит с природой и заботится о ней.

9.Установите соответствие глагола (колонка I) и его значения (колонка II).

1) движет        а) протекает                                                                                                                         2) каплет         б) падает каплями
3) двигает        в) льется
4) капает        г) вытекает

                        д) переставляет, перетаскивает
                      е) побуждает, руководит
                       ж) затаскивает

10.Укажите ряд глаголов 1. совершенного, 2. несовершенного вида:

а) сыпать, спать, резать, бегать.;
б) рассыпать, засыпать, вырезать, сбегать

11.Ряд глаголов относится к 1. первому, 2. второму спряжению:

а) терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть;

б) сеять, лелеять, лаять;
в) одеть, добреть, жалеть, успеть.

Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Каждое утро хозяйка выносила тарелку рубленых яиц. (2) Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. (3) Как только утята подбегали к тарелке, вдруг прилетала большая стрекоза и на чинала кружить над ними. (4) Она очень страшно стрекотала. (5) Перепуганные утята убегали и прятались в траве. (6) Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. (7) А злая стрекоза сади лась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. (8) После этого утята уже целый день не подхо дили к тарелке. (9) Они боялись, что стрекоза прилетит опять. (10) Хозяйка не знала, что утята каждый вечер ложились спать голодные.

1.В каком предложении заключена основная мысль текста? Напишите его номер.               Ответ:        _______________________

2.Из предложения 1 выпишите словосочетание глагол + существительное.                           Ответ:        ________________________

3.Среди предложений 5-10 найдите простые предложения, напишите по порядку их номера.

Ответ:        ____________________________

4.Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.                                                                         Ответ:____________________________        

5.Из предложения 7 выпишите словосочетание прилагательное + существительное.                     Ответ:____________________________        

6.Из предложения 7 выпишите слово с приставкой.                                                                                      Ответ:        ___________________________

7.Напишите, каким членом предложения является слово страшно (предложение 4).                         Ответ:        ____________________________

8.Напишите, простым или сложным является предложение 7.                                                               Ответ: ______________________________        

ЛЕКСИКА                                                                                                                                                                                                1. Допишите предложение, используя один из ответов.                                                                                   Лексика – это_______________

А. Слова одной темы.    

Б. Словарный запас языка.      

В. Морфема.                                                                                                                                                                                            

2. «Четвертое лишнее» (устаревшее слово).                                                                                                       1.Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
2. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
3. Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.                                                                                                                                        

3. Раскройте скобки и запишите словосочетания.                                                                                                                 Стадо или стая? (Журавли, коровы, лебеди, воробьи, волки, олени, дельфины.)                                                                                   _ стадо _______________________________________________________________________

_ стая _______________________________________________________________________

4. Составьте и запишите словосочетания, в которых бы каждое из указанных слов выступило в разных значениях.                                                                                                                                                                         Корень ______________________.
Мягкий _____________________.
Ходить ______________________.                                                                                                                                

5. Прочитайте словосочетания. Укажите ,какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении.                                                                                                                                                   1.Плачущая береза;

 2. плачущий ребенок;

3. дремлет лес;

 4. дремлет собака;

5. разыгравшиеся воды;

6. разыгравшиеся дети;

7. спят цветы; спят дети;

 8.  крылатый звук;

9.  крылатая ракета;

 10. волнистое облако;

11. волнистые волосы.                                                                                                                                                                Прямое значение___________________________________________

Переносное значение ________________________________________                                                                                                                                                            

6. Подчеркните  нужные слова.                                                                                                                                          

Цветной (платок, телевизор);   эффектный (костюм, способ);   сытный (обед, человек);                                                 благодарный (край, взгляд);  дипломат (конкурса скрипачей, опытный).

 7. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен с большей силой.                                     

 А. Большой, громадный, колоссальный.
Б. Стеречь, караулить, охранять.
В. Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.                                                                                                  

8. Подчеркните  антонимы в пословицах.                                                                                                                        1. Правой рукой строит, а левой разрушает.              

2. Велик день для лодыря, а для ударника мал.
3. Ученье – свет, а неученье – тьма.                          

4. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
5. Корень учения горек, да плод его сладок.            

6. Полный колос к земле клонится, пустой к небу тянется.                    

ЛЕКСИКА    ВАРИАНТ 2.                                                                                                                                                           1 . Следует переносить:                                                                                                                                                        

1) отс-транить;          

2) дерз-кий;            

3) узн-аю;          

4) прис-ылать.

 2  В каком слове ударение падает на второй слог?

1) Эксперт;            

2) положил;            

3) искра;          

 4) каталог

 3.  В каком слове неверно определено количество букв и звуков?

1) Яркий – 5 букв, 6 звуков;                        

 2) кольцо – 6 букв, 5 звуков;
3) властный – 8 букв, 8 звуков;                    

4) пьют – 4 буквы, 4 звука.

4 .  В каком слове букв больше, чем звуков?

1) Юный;  

2) соль;  

3) музей;  

4) вьюга.

 

 5 . В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) Елка;  

 2) праздник;    

3) мысль;    

4) клюв.

  6 . Отметьте номер слова, в котором буква с  обозначает звук [з]:

1) листва;    

2) просьба;  

 3) весенний;  

4) колос.

  7. Определите слова по их лексическому значению и запишите их:

 1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению:_____________________                                                                                                                                   2.  Слова, имеющие несколько лексических значений: ______________.
3. Слова, имеющие одно лексическое значение: ___________________.
4.. Слова, обозначающие одно и то же, но различающиеся оттенками значений:_____________________

  8. Подчеркните слова с переносным значением .                                                                                                      

1. Вид растения; здоровый вид; альбом с видами Крыма.
2. Ему везет; везет песок; везет массу новостей.
3. Лисий мех; ходить в мехах; кузнечный мех.
4. Карнавальный наряд; наряд на уголь; наряд милиции.
5. Сделать добро людям; чужое добро.

 9. Продолжите ряд синонимов.                                                                                                                  

1.Интересный, занимательный ____.
2.Большой, громадный, __________.
3.Хороший, славный, ____________.

 

 10. Запишите пословицы, в которых встречаются попарно соединенные здесь слова. Как называются такие слова? Укажите их названия с помощью обозначения.

 1. Дело – безделье.                   1_____________

2. Посеешь – пожнешь.             2_____________

3. Труд – лень.                           3_____________

4. Свет – тьма.                           4_____________

5. Дело – потеха.                       5_____________  

   

ФРАЗЕОЛОГИЯ          ВАРИАНТ I

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) к фразеологизмам можно отнести также и посло вицы;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А. Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В. Катаев).

Б. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пье-Цух).

В. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермон тов).

Г. Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Тол стой).

Д. Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен).

Е. Хан, строивший крепость, думал только о собствен ном благе (П. Лукиницкий).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень любить:

а) как свои пять пальцев;

б) яблоку негде упасть;

в) души не чаять;

г) проще пареной репы;

д) носить на руках;

е) положа руку на сердце.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) во что бы то ни стало;

б) игра не стоит свеч;

в) ни слуху ни духу;

г) хоть караул кричи;

д) себе дороже;

е) хоть волком вой;

ж) кровь из носу;

з) как в воду канул.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) душа в душу;

б) засучив рукава;

в) играть на руку;

г) положа руку на сердце;

д) вставлять палки в колеса;

е) кривить душой;

ж) как кошка с собакой;

з) через пень колоду.

6. Разбор предложения по членам  

 Незачем валить с больной головы на здоровую.

ФРАЗЕОЛОГИЯ                    ВАРИАНТ II

1. Укажите неверное утверждение:

а) фразеологизмы придают речи живость и образность;

б) смысл фразеологизма нельзя выразить одним словом;

в) существуют фразеологизмы-антонимы;

г) к фразеологическим оборотам можно отнести и поговорки.

2. Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания.

А. Чуть стелется туман над золотистой нивой (К. Фофанов).

Б. И веют древними поверьями ее упругие шелка (А. Блок).

В. С часу на час Сергей ожидал телеграммы (А. Гайдар).

Г. Он всю литературу как свои пять пальцев знает (Б. Лавренев).

Д. Симонов в виде шутки хлопал меня по плечу (В. Гиляровский).

Е. Но и такая цена была мне не по карману (С. Маршак).

3. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию очень быстро:

а) как с гуся вода;

б) хоть пруд пруди;

в) пуд соли съесть;

г) сломя голову;

д) вытягиваться в струнку;

е) во весь дух.

4. Найдите синонимические фразеологизмы:

а) волосы дыбом;

б) два сапога пара;

в) ум за разум заходит;

г) испустить дух;

д) протянуть ноги;

е) кровь стынет в жилах;

ж) голова идет кругом;

з) одним миром мазаны.

5. Найдите антонимические фразеологизмы:

а) семи пядей во лбу;

б) дойная корова;

в) китайская грамота;

г) заячья душа;

д) проще пареной репы;

е) не робкого десятка;

ж) олух царя небесного;

з) черная дыра.

6. Разбор предложения по членам.  

 Скрепя сердце пришлось дать согласие.

СПИСОК   ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. 5 – 9 класс. – СПб.: «САГА», «Азбука-классика», 2005
  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 5 – 6 классы. – СПб: Питер Пресс, 1997
  3. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П. Русский язык 5 класс. М.: Дрофа, 2011 (ЕГЭ: шаг за шагом)
  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010. (Контрольно-измерительные материалы)
  5. Лебедев В.А. Поурочные разработки по русскому языку: 5-й класс: к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс». – М.: Дрофа, 2001 (Библиотека учителя. Русский язык).
  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2009
  8. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.О. Татур. – М.: «Интеллект-Центр», 2007
  9. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 5-го класса (пособие для средней школы). – М.: ООО «Грамотей», 2006

                                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 7 класса.

В 7 классе при изучении курса русского языка используются различные формы работы: диктанты, проверочные работы, работа по карточкам и т.д. Но в свете подготовки к ЕГЭ и ГИА (9 класс) по русскому языку...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 8 класса.

В 8 классе при изучении курса русского языка используются различные формы работы. Но в свете подготовки к ЕГЭ и ГИА (9 класс) по русскому языку необходимо использовать задания, структурированные под э...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 9 класса.

В свете подготовки к ЕГЭ и ГИА (9 класс) по русскому языку необходимо использовать задания, структурированные под экзаменационные материалы. Необходимо отработать навыки выполнения таких ...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 6 класса по теме "Причастие и деепричастие" по программе М.М.Разумовской

  Сборник представляет собой контрольные тесты, проверочные работы, позволяющие на практике отработать сложную для шестиклассников тему :"Причастие и деепричастие". Задания отрабатывают ор...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку в 8 классе

Материал позволяет проводить проверку знаний учащихся...

Контрольные и проверочные работы по русскому языку для 5 класса

Тексты диктантов с грамматическим заданием и тесты по основным темам курса помогут вам проверить знания обучающихся....