ЗАНИМАТЕЛЬНО О ПУНКТУАЦИИ
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Касаткина Наталья Алексеевна

Материал к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelno_o_punktuatsii.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

                       Тема: «ЗАНИМАТЕЛЬНО О ПУНКТУАЦИИ»

Цель:

Обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации, полученных на данный момент учащимися, совершенствование лингвистической монологической речи учащихся, знакомство с дополнительной литературой по русскому языку, предварительная работа в группах.

Вопросы:

  1. Что изучает синтаксис? Что такое пунктуация? Какие знаки препинания есть в русском языке? Какие высказывания о них встретились в указанной литературе?
  2. Каков секрет названия знаков препинания? Каково их происхождение? Когда они появились в языке? Какие у них есть родственные, однокоренные слова?
  3. Можно ли отменить пунктуацию?
  4.  Как «работают» знаки препинания? (Сделать схемы
    по пунктуации.) Как связана с пунктуацией интонация? Что первично — интонация или пунктуация?

5. В какие фразеологизмы входят названия знаков препинания? Каково значение этих фразеологизмов?

Практическое задание:

Выберите один из пунктов данного вопроса и выполните практическое задание, производя лингвистический эксперимент по вопросу: какие знаки препинания любят:

а)        А. С. Пушкин,   И. С. Тургенев,   М. Ю. Лермонтов, М. И. Цветаева, К. Г. Паустовский и другие писатели (по выбору учащихся) (стиль художественной литературы);

б)        авторы статей в газетах и журналах (стиль публицистический);

в)        авторы учебников (стиль научно-популярный)?

Оборудование

Выставка книг; на столах учащихся, кроме привычных учебников,— дополнительная литература, у некоторых не по одной книге.

Ход семинара

I.        Урок открывается чтением стихотворения Ю. Коринца «Знаки препинания»:

                       Ученик ты будешь славный,

коль начнешь писать с заглавной

                                                   и возьмешь в соображенье

                                                   точкой кончить предложенье.

                                                 Не забудь и знаки прочие:

                                                     запятую, многоточие...

                                                 Знаки препинания

                                               Нужны нам, как дыхание.

Учитель напоминает тему семинара (учащиеся записывают в семинарской тетради число, тему) и спрашивает, какие слова из стихотворения «Знаки препинания» могут быть эпиграфом к уроку. («Знаки препинания нужны нам, как дыхание».)

Учащиеся записывают эпиграф, объясняют постановку знаков препинания.

II.        Учащиеся представляют подобранную ими лингвистическую литературу. При этом важно, чтобы высказался каждый, но высказывание должно быть очень кратким: это пока лишь представление книги.

Учитель интересуется, выходили ли ребята, готовясь к семинару, в Интернет, какая там есть информация.

III. Первая группа учащихся сообщает, что они узнали о синтаксисе и пунктуации, о происхождении этих терминов (синтаксис — гр. syntaxis — строй, построение; пунктуация — позднелатинское, лат. punctum — точка); о том, что изучается в разделе грамматики «Синтаксис» (способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, а также сами словосочетания и предложения); о том, что пунктуация — это:

  1. собрание правил постановки знаков препинания;
  2. расстановка знаков препинания в тексте;
  3. то же, что знаки препинания*.

Учащиеся сравнивают толкование этих понятий в разных словарях. Сообщают, какие есть в русском языке знаки препинания, показывают карточки с их изображением: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, тире, скобки, вопросительный знак, восклицательный знак.

- Отвечая на вопрос, какие высказывания о знаках препинания встретились в указанной литературе, учащиеся выразительно читают, например, следующие произведения.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

                            Ребята! В предложениях стою я для того,

                         чтоб выделить волнение,

                         тревогу, восхищение,

                          победу, торжество...

                      Не зря я от рождения противник тишины.

                        Где я, те предложения

                         с особым выражением

                         произносить должны.

                                                         А. Тетивкин.

                                                                                  КАВЫЧКИ

                                           Эти маленькие птички

                                           называются кавычки,

                                              прилетели — и готово,

                                              и стоит на строчке слово.

                                           Раз в кавычках оборот —

                                           например, любить в кавычках —

                                              это значит — враждовать.

                               С кем-нибудь дружить в кавычках —

                               это значит — воевать.

                                 Сними кавычки, снова

                                Станет очень ясным слово.

                                Как приятно встретить друга

                               без кавычек, дорогого.

                                                                         Р.Сеф

ТРИ ТОЧКИ

Что такое точка? Ничего. О ней вспоминают, когда предложение закончено. И вот три точки решают объединиться. И оказывается, теперь они могут прервать предложение, заставить слово, повисев на кончике пера, отправиться в чернильницу. Три точки — это вам не одна. В предложении три точки кое-что значат.

Ф. Кривин

Стихотворение С. Маршака «Знаки препинания» можно инсценировать.

1-й учащийся:

                                                        У последней

                                                         Точки

                                                        На последней

                                                           Строчке

                                                        Собралась компания

                                                     Знаков препинания.

2-й учащийся:

                                             Прибежал

                                                        Чудак —

                                                        Восклицательный знак.

                                                      Никогда он не молчит,

                                                        Оглушительно кричит:

                                                                        Ура!

                                                                Долой!

                                                            Караул!

                                                               Разбой!

3-й учащийся: 

                                             Притащился кривоносый

               Вопросительный знак. 

               Задает он всем вопросы:

                 Кто?

                 Кого?

                Откуда?

               Как?

4-я и 5-я учащиеся:

                Явились запятые,

                Девицы завитые.

                                            Живут они

                                             В диктовке

               На каждой остановке.

6-й учащийся:

Прискакало двоеточие,

 Прикатило многоточие

 И прочие,

И прочие,

И прочие.

4-я и 5-я учащиеся:

Заявили запятые:

 Мы особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

7-я учащаяся:

— Если нет над вами точки,

 Запятая — знак пустой! —

Отозвалась с той же строчки

 Тетя точка с запятой.

8-й учащийся:

Двоеточие, мигая,

 Закричало: — Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой.

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

9-й учащийся:

— Нет,— сказало многоточие,

 Еле глазками ворочая, —

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие...

3-й учащийся:

Вопросительный знак

Удивился: — То есть как?

2-й учащийся:

Восклицательный знак

Возмутился: — То есть так!

10-я учащаяся:

Так,— сказала точка,

Точка-одиночка,—

Мной кончается рассказ

 Значит, я важнее вас.

НАВИГАЦИЯ В ТЕТРАДИ

Словно головастики, в странном беспорядке

Запятые плавают у меня в тетрадке!

После подлежащего, где глагол на страже,

Запятые плавают, не волнуясь даже!

А перед союзом «И», не взглянув направо,

Проплывает их порой целая орава.

И плывут они, плывут

В полном беспорядке —

Навигация открылась

У меня в тетрадке!

М. Тахистова

Учитель может спросить, почему, прежде чем поставить запятую перед «и», надо взглянуть направо. (Проверяем — перед нами сложное предложение или однородные члены предложения.)

Самым выразительным высказыванием учащиеся обычно называют слова К. Г. Паустовского: «Знаки препинания это нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Эти предложения записываются и анализируются с точки зрения пунктуации. Затем группа учащихся рассказывает о секрете названия знаков препинания, их происхождении, этимологических родственниках.

Учащиеся, рассматривавшие фотодокументы в книгах «Рукописная книга Северо-Восточной Руси XII-XV вв.» и «Первые рукописные книги», сообщают и показывают, что текст сначала не имел деления на слова и абзацы, какие-то точки стоят в текстах на верху строки (XI-XII вв.). Они делают вывод (на основании подготовленного материала), что осмысленная точка и двоеточие, но произвольное, появились в XV в., в XVI в. — обоснованная запятая, в XVI-XVII в. — «подстолия», «полуточие», т. е. точка с запятой, в XVI в. — «удивный знак», т. е. восклицательный, а тире внес в пунктуацию Н. М. Карамзин в XVIII в. В «Грамматике русского языка» А.А.Барсова (1797) этот знак назван «молчанкой»: «Молчанка начатую речь прерывает на малое время для выражения жесткой страсти; либо для приготовления к чему-нибудь чрезвычайному или неожиданному слову». В 1619 г. знак скобки назывался «вмест-ный знак», кавычки— «пресекательный знак».

Эти сведения интересны для учащихся. Они позволяют видеть, что русский язык «живой, как жизнь». Этимологическими родственниками (однокоренными словами) точки являются слова: ткнуть, тыкать, затычка, ткать, со-ткатъ, сутки; запятой препятствие, пятиться, запинка, препинания, пятка. Названия знаков препинания входят во фразеологизмы: в самую точку, точка в точку, отправная точка, дойти до точки, поставить точки над i.

Учащиеся, сделавшие об этом сообщение, предлагают одноклассникам дать толкование фразеологизмов, знакомят со статьями «Фразеологического словаря».

Вопрос: можно ли отменить пунктуацию? — на самом уроке-семинаре уже не вызывает дискуссию. Спор обычно возникает, когда учитель впервые знакомит учащихся с вопросами к уроку-семинару. На самом семинаре учащиеся аргументированно доказывают необходимость знаков препинания. В качестве аргумента звучит рассказ о «кровавых запятых». С интересом воспринимается история выражения «казнить нельзя помиловать», история о короле Англии Эдуарде II (XIII-XIV вв.), заключенном по воле его жены Изабеллы на 8 месяцев в тюрьму. В записке, посланной тюремщикам от королевы, не было знаков препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно». Тюремщики поняли хитрость королевы*.

Учащиеся рассказывают историю о купце, попавшем в кораблекрушение и завещавшем наследникам поставить в память о нем «статую золотую пику держащую».

Для учащихся становится бесспорным положение о том, что знак препинания — смысловой знак. Иногда пятиклассники пробуют рассказать и о «грамматических», и об «интонационных» знаках. Но лучше этот материал оставить на период изучения причастных, деепричастных оборотов, авторских знаков препинания*.

Учащиеся приводят примеры, подтверждающие важность пунктуации.

Вперед нельзя назад.

Поездку отложить нельзя выезжать.

Меня зовут Миша.

Предлагают исправить ошибки.

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

В нашем селе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Рябчики говорят: «Охотники любят дремать на деревьях».

Просят уточнить с помощью знаков препинания.

Вся аппаратура доставлена испорченной привезена только рация у которой замкнута батарея.

Ребят отправьте утром встретим.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Когда солнце село с блеяньем и ревом прошло стадо.

Вера видела что ее подруга шла по улице и поприветствовала ее.

Учитель или учащиеся просят прочитать текст, данный в рукописи первой половины XV в., «осовременить» его, расставить знаки препинания:

тоеосеникнязъсеменъдмитриевич'ъсуздалъский. Приидератъюкновъгороду нижнему.аснимъцаревич ентякчьстысячьютатаръ.Людижезатворилисяв'ъгороде.

(В ту осень князь Семен Дмитриевич Суздальский пришел с войском к Новгороду Нижнему. А с ним царевич Ентпяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе.)*

Учащиеся убеждаются в том, как трудно читать текст, не разделенный на слова и предложения. Для ответа на вопрос, как связана интонация с пунктуацией, анализируются предложения.

Белый туман расстилается над полями.

Пауза между группой подлежащего (темой) и группой сказуемого (ремой) всегда есть в русском языке, но знака препинания здесь не должно быть.

Сквозь обнаженные сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо.

Пауза после распространенного обстоятельства в начале предложения провоцирует постановку запятой. Но ставить ее нельзя (!): это обычный второстепенный член предложения, обособления здесь нет!

Анализ подобных случаев предупреждает распространенную пунктуационную ошибку: постановку лишней запятой.

Слово учителя

Как «работают» знаки препинания? Главное в ответе на этот вопрос, что они «работают» в соответствии с пунктуационными правилами.

Учащиеся демонстрируют схемы знаков препинания, рассказывают, как они ставят знаки препинания и что думают о них герои рассказов А. П. Чехова «Мыслитель» и «Восклицательный знак».

Схемы знаков препинания

   А: «П.»                                  закон                                                                        «П,» - а.

 А: «П?»                                 четырёх знаков                                                      «П?» - а.              (4+1)

   А: «П!»                                  препинания                                                            «П!» - а.

Читается отрывок из рассказа А. П. Чехова «Мыслитель» .

1. Юноша. Нужно сознательно ставить знаки препинания.

Перекладин. Ставятся они перед «который» и перед «что». Ежели в бумаге перечислять чиновников, то каждого из них надо запятой отделить.

Вопрос

Прав ли Перекладин? Учащиеся рассуждают о том, в чем он прав.

Читается отрывок из рассказа А. П. Чехова «Восклицательный знак».

    2. Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания,— говорит Яшкин, тюремный смотритель.Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит: Милостивый государь - запятая, посетив тюрьму такого-то числа запятая. Я заметил — запятая, что арестанты — запятая... тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое...

Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд...

Вопрос

Прав ли Яшкин, осудивший Меринова? (Учащиеся объясняют знаки препинания, поставленные Мериновым.)

IV. Сообщения по практическому заданию (Кто из писателей какие знаки препинания любит?) позволяют выявить кругозор учащихся, познакомиться с их читательскими интересами: они выбирают тексты из произведений любимых писателей.

Наблюдения за знаками препинания заставляют их более осознанно воспринимать законы пунктуации, а необычность задания стимулирует интерес к его выполнению. На этом этапе семинара звучат замечательные художественные, публицистические и научные тексты мастеров русского слова.

Итоговое задание

Учитель говорит о том, что на семинаре вспомнили знаки препинания, уточнили их роль в языке, интонационную и пунктуационную зависимость, законы постановки знаков препинания, которые «нужны нам, как дыхание», что теперь можно быть уверенным в том, что никто не будет поступать, как герои повести К. И. Чуковского «Серебряный герб», писавшие диктант по «веревочной» подсказке. Следует рассказ учащегося по главе I. Предложение воспроизводится на доске. Оно вызывает смех учащихся и недоумение.

В тот день когда: доблестный Игорь ведущий? войска из лесов и болот увидел что в поле где? стояли враги поднялось! зловещее облако пыли? он сказал? Как? сладко умереть за отчизну.

Практическое задание

Напишите предложение, данное в итоговом задании, правильно расставив знаки препинания.

Заключение

Итак, семинар закончен. Учитель спрашивает, понравился ли урок-семинар? Чьи выступления запомнились, чем? Какую книгу хочется рассмотреть, полистать, почитать?

Учащиеся получают задание: повторить схемы знаков препинания, поработать со своими ошибками, подготовиться к диктанту или к тестовому контрольному заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Занимательная пунктуация

Презентация поможет интересно провести урок или факультативное (элективное) занятие по синтаксису и пунктации (1 урок)....

Час занимательного синтаксиса и пунктуации. 8 класс.

Данный материал можно использовать в рамках декады русского языка. Преназначен для работы с учащимися 8 класса, способствует повторению и обобщению изученного о простом предложении. Позволяет повысить...

Пунктуация и орфография.Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

laquo;Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как...