Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Кошенкова Галина Владимировна

В занимательной форме закрепляется правопосание числительных. Используется познавательный материал. Урок в форме дидактической игры, путешествие по Санкт-Петербургу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx22.98 КБ
Файл imya_chislitelnoe.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

           

     

     

Урок в форме дидактической игры

«Имя числительное». 6 класс.

                                                                     

Учитель русского языка и литературы :

Кошенкова Г.В.

Тема «Повторение изученного по теме «Имя числительное»

Оборудование :

  1. Виды Санкт-Петербурга (набор открыток);
  2. Карта-схема;
  3. Переносная доска;
  4. Диаскоп;
  5. Раздаточные карточки;
  6. Выставка книг о Санкт-Петербурге.

  Ход урока :

       Слово учителя :

1) Ребята, какие вы знаете города-герои ? Назовите их ?

(Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Тула, Киев, Севастополь, Одесса, Минск, Брест, Новороссийск, Смоленск, Керчь).

2) Все мы с вами любим путешествовать. Часто бываем с вами в Москве, а скажите, кто был в Санкт-Петербурге ?

Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по Санкт- Петербургу, экскурсию по Санкт-Петербургу.

- Что такое экскурсия ? Объясните ?

- А сейчас мы прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

(читает заранее подготовленный ученик)

 3) Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.

 Сегодня мы совершим экскурсию по Санкт-Петербургу образовательную.

В классе есть всё необходимое для этого :

Схема города,

виды Санкт-Петербурга,

выставка книг, с которой уже заранее вы познакомились

4) Мы поговорим о революционном прошлом Санкт-Петербурга, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, обучаясь друг с другом.

Работа с карточками. № 1.

У вас на картах лежит карточка №1. Прочитайте текст про себя, затем вслух.

- Конечно, вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем об имени числительном, как о части речи.

- Какую часть речи мы называем числительным ?

- Какие бывают числительные по значению? Примеры.

- Какие бывают числительные по составу ? Примеры.

- Чем отличаются количественны числительные от порядковых ?

- Выпишите из текста словосочетание

«сущ. + числительное.»  (числительное записать прописью.)

- Назовите из текста порядковые числительные ?

- Назовите количественные числительные ?

  Работа с карточкой №2.

Ребята, Нева впадает в Финский залив и одним потоком, здесь есть и Большая Невка и т.д. (показать на схеме города.)

Вам, конечно, интересно узнать, сколько островов в дельте Невы.

Сейчас вы узнаете.

(карточка №2, читает ученик)

Задание по тексту :

Выпишите словосочетание «числительное + сущ.»

Назовите числительное, у которого в середине пишется «ь». Какие это числительные, назовите их ?

Слово учителю, читаю текст.

Сейчас мы едем по городу со скоростью 50 км в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км. На трассе автобус едет со скоростью до 70 км и даже до 80 км.

- Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала ?

(о склонении числительных от 50 до 80).

  Слово учителя :

Посмотрите на карту-схему горда.

Грандиозные площади, прямые набережные, чёткая композиция улиц и перспектив придают городу строгий и стройный вид. Город рос необыкновенно быстро.

Экскурсия продолжается.

Текст читает ученик :

     К концу 18 века…

Карточка №3.

Задание : Письменно просклоняйте 500 улиц (1 вариант)

Учитель : на карте-схеме отчётливо видны реки, каналы, набережные Финского залива.

-Сколько же рек и каналов в Санкт-Петербурге ?

-Какую часть территории города занимает его водная поверхность ?

(Текст на переносной доске записан, читает ученик.)

В пределах современного Санкт-Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяжённостью почти 300 км. В черте города также имеется 100 водоёмов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных км, т.е. 1/10 часть площади Санкт-Петербурга.

Задание : Выписать из текста существительное с устными  и дробными числительными.

В чём особенность склонения дробных числительных ? (первая часть склоняется как числительное, обозначая устное число, а вторая часть – как прилагательное во множественном числе.)

 Слово учителя : интересна и история городского транспорта .

Послушаем экскурсовода. (читает подготовленный ученик.)

  Карточка №4.

А сейчас мы познакомимся с описанием этого события в одной из столичных газет того времени.

Ваша задача – найти в тексте числительное, о котором мы ещё сегодня не говорили.

 Читаю я.

В начале десятого часа утра приглашённые лица стали съезжаться к Александровскому саду, где был разбит шатёр, декорированный тропическими растениями. У входа в сад выстроились вагоновожатые в новой обмундировке : пятеро с одной стороны, пятеро с другой стороны. Тут же на линии выстроились убранные национальными  флагами десять вагонов.

В течении устного дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением, и ни один вагон не отходил не переполненным пассажирами.

Это собирательное  числительное пятеро.

Приведите примеры собирательного числительного с сущ. ?

Что вы скажете о собирательном числительном оба (обе) ?

м. и ср. род (оба)                           ж. род (обе)

Запишите предложение.

Сейчас в Санкт-Петербурге 65 трамвайных маршрутов.

-Охарактеризуйте числительное 65 ?

-Как склоняется составное количественное числительное ?

Наше путешествие заканчивается.

Последняя запись – словарный диктант.

Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллион,  миллиард.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО : (устно) назовите /сущ., прилагательные, глагол.\ числительные, в состав которых входят числительные.

Закончилась одиннадцатая пятилетка.

В течение пяти лет Санкт-Петербург строился и строил.

На смену пятиэтажным домам пришли пятиэтажные здания, появились новые бассейны, кинотеатры.

Территория Санкт-Петербурга теперь составляет 600 кв.м.

Удвоилась сеть городского транспорта.

За проезд в трамвае до декабря 1986 года петербуржцы платили 3 копейки.

На проезд в троллейбусе давал право четырёхкопеечный билет,

За пятачок можно было проехать из конца в конец по автобусному маршруту и целый день изучать подземные дворцы метрополитена.

Теперь единая такса на все виды транспорта – 5 копеек или пятикопеечный талон.



Предварительный просмотр:

           

     

     

Урок в форме дидактической игры

«Имя числительное». 6 класс.

                                                                     

Учитель русского языка и литературы :

Кошенкова Г.В.

Тема «Повторение изученного по теме «Имя числительное»

Оборудование :

  1. Виды Санкт-Петербурга (набор открыток);
  2. Карта-схема;
  3. Переносная доска;
  4. Диаскоп;
  5. Раздаточные карточки;
  6. Выставка книг о Санкт-Петербурге.

  Ход урока :

       Слово учителя :

1) Ребята, какие вы знаете города-герои ? Назовите их ?

(Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Тула, Киев, Севастополь, Одесса, Минск, Брест, Новороссийск, Смоленск, Керчь).

2) Все мы с вами любим путешествовать. Часто бываем с вами в Москве, а скажите, кто был в Санкт-Петербурге ?

Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по Санкт- Петербургу, экскурсию по Санкт-Петербургу.

- Что такое экскурсия ? Объясните ?

- А сейчас мы прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

(читает заранее подготовленный ученик)

 3) Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.

 Сегодня мы совершим экскурсию по Санкт-Петербургу образовательную.

В классе есть всё необходимое для этого :

Схема города,

виды Санкт-Петербурга,

выставка книг, с которой уже заранее вы познакомились

4) Мы поговорим о революционном прошлом Санкт-Петербурга, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, обучаясь друг с другом.

Работа с карточками. № 1.

У вас на картах лежит карточка №1. Прочитайте текст про себя, затем вслух.

- Конечно, вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем об имени числительном, как о части речи.

- Какую часть речи мы называем числительным ?

- Какие бывают числительные по значению? Примеры.

- Какие бывают числительные по составу ? Примеры.

- Чем отличаются количественны числительные от порядковых ?

- Выпишите из текста словосочетание

«сущ. + числительное.»  (числительное записать прописью.)

- Назовите из текста порядковые числительные ?

- Назовите количественные числительные ?

  Работа с карточкой №2.

Ребята, Нева впадает в Финский залив и одним потоком, здесь есть и Большая Невка и т.д. (показать на схеме города.)

Вам, конечно, интересно узнать, сколько островов в дельте Невы.

Сейчас вы узнаете.

(карточка №2, читает ученик)

Задание по тексту :

Выпишите словосочетание «числительное + сущ.»

Назовите числительное, у которого в середине пишется «ь». Какие это числительные, назовите их ?

Слово учителю, читаю текст.

Сейчас мы едем по городу со скоростью 50 км в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км. На трассе автобус едет со скоростью до 70 км и даже до 80 км.

- Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала ?

(о склонении числительных от 50 до 80).

  Слово учителя :

Посмотрите на карту-схему горда.

Грандиозные площади, прямые набережные, чёткая композиция улиц и перспектив придают городу строгий и стройный вид. Город рос необыкновенно быстро.

Экскурсия продолжается.

Текст читает ученик :

     К концу 18 века…

Карточка №3.

Задание : Письменно просклоняйте 500 улиц (1 вариант)

Учитель : на карте-схеме отчётливо видны реки, каналы, набережные Финского залива.

-Сколько же рек и каналов в Санкт-Петербурге ?

-Какую часть территории города занимает его водная поверхность ?

(Текст на переносной доске записан, читает ученик.)

В пределах современного Санкт-Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяжённостью почти 300 км. В черте города также имеется 100 водоёмов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных км, т.е. 1/10 часть площади Санкт-Петербурга.

Задание : Выписать из текста существительное с устными  и дробными числительными.

В чём особенность склонения дробных числительных ? (первая часть склоняется как числительное, обозначая устное число, а вторая часть – как прилагательное во множественном числе.)

 Слово учителя : интересна и история городского транспорта .

Послушаем экскурсовода. (читает подготовленный ученик.)

  Карточка №4.

А сейчас мы познакомимся с описанием этого события в одной из столичных газет того времени.

Ваша задача – найти в тексте числительное, о котором мы ещё сегодня не говорили.

 Читаю я.

В начале десятого часа утра приглашённые лица стали съезжаться к Александровскому саду, где был разбит шатёр, декорированный тропическими растениями. У входа в сад выстроились вагоновожатые в новой обмундировке : пятеро с одной стороны, пятеро с другой стороны. Тут же на линии выстроились убранные национальными  флагами десять вагонов.

В течении устного дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением, и ни один вагон не отходил не переполненным пассажирами.

Это собирательное  числительное пятеро.

Приведите примеры собирательного числительного с сущ. ?

Что вы скажете о собирательном числительном оба (обе) ?

м. и ср. род (оба)                           ж. род (обе)

Запишите предложение.

Сейчас в Санкт-Петербурге 65 трамвайных маршрутов.

-Охарактеризуйте числительное 65 ?

-Как склоняется составное количественное числительное ?

Наше путешествие заканчивается.

Последняя запись – словарный диктант.

Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллион,  миллиард.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО : (устно) назовите /сущ., прилагательные, глагол.\ числительные, в состав которых входят числительные.

Закончилась одиннадцатая пятилетка.

В течение пяти лет Санкт-Петербург строился и строил.

На смену пятиэтажным домам пришли пятиэтажные здания, появились новые бассейны, кинотеатры.

Территория Санкт-Петербурга теперь составляет 600 кв.м.

Удвоилась сеть городского транспорта.

За проезд в трамвае до декабря 1986 года петербуржцы платили 3 копейки.

На проезд в троллейбусе давал право четырёхкопеечный билет,

За пятачок можно было проехать из конца в конец по автобусному маршруту и целый день изучать подземные дворцы метрополитена.

Теперь единая такса на все виды транспорта – 5 копеек или пятикопеечный талон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное

Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М.  Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...

Урок по русскому языку_6 класс_раздел "Имена числительные"_Публичное выступление на тему: "Берегите природу"

Вид занятия: урок развития речи.Участники: 6 класс.Тема: Публичное выступление на тему «Берегите природу?!» Цель мероприятия: учить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, о...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....

Разработка урока по русскому языку 6 класс "Разрядый имен числительных"

Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные» Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: 1) Предметные: способствовать формированию и развитию ...

Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".

Цель урока:  - дать понятие о собирательных числительных;   - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....