Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
В занимательной форме закрепляется правопосание числительных. Используется познавательный материал. Урок в форме дидактической игры, путешествие по Санкт-Петербургу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe.docx | 22.98 КБ |
imya_chislitelnoe.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в форме дидактической игры
«Имя числительное». 6 класс.
Учитель русского языка и литературы :
Кошенкова Г.В.
Тема «Повторение изученного по теме «Имя числительное»
Оборудование :
- Виды Санкт-Петербурга (набор открыток);
- Карта-схема;
- Переносная доска;
- Диаскоп;
- Раздаточные карточки;
- Выставка книг о Санкт-Петербурге.
Ход урока :
Слово учителя :
1) Ребята, какие вы знаете города-герои ? Назовите их ?
(Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Тула, Киев, Севастополь, Одесса, Минск, Брест, Новороссийск, Смоленск, Керчь).
2) Все мы с вами любим путешествовать. Часто бываем с вами в Москве, а скажите, кто был в Санкт-Петербурге ?
Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по Санкт- Петербургу, экскурсию по Санкт-Петербургу.
- Что такое экскурсия ? Объясните ?
- А сейчас мы прочитаем значение этого слова в толковом словаре.
(читает заранее подготовленный ученик)
3) Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
Сегодня мы совершим экскурсию по Санкт-Петербургу образовательную.
В классе есть всё необходимое для этого :
Схема города,
виды Санкт-Петербурга,
выставка книг, с которой уже заранее вы познакомились
4) Мы поговорим о революционном прошлом Санкт-Петербурга, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, обучаясь друг с другом.
Работа с карточками. № 1.
У вас на картах лежит карточка №1. Прочитайте текст про себя, затем вслух.
- Конечно, вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем об имени числительном, как о части речи.
- Какую часть речи мы называем числительным ?
- Какие бывают числительные по значению? Примеры.
- Какие бывают числительные по составу ? Примеры.
- Чем отличаются количественны числительные от порядковых ?
- Выпишите из текста словосочетание
«сущ. + числительное.» (числительное записать прописью.)
- Назовите из текста порядковые числительные ?
- Назовите количественные числительные ?
Работа с карточкой №2.
Ребята, Нева впадает в Финский залив и одним потоком, здесь есть и Большая Невка и т.д. (показать на схеме города.)
Вам, конечно, интересно узнать, сколько островов в дельте Невы.
Сейчас вы узнаете.
(карточка №2, читает ученик)
Задание по тексту :
Выпишите словосочетание «числительное + сущ.»
Назовите числительное, у которого в середине пишется «ь». Какие это числительные, назовите их ?
Слово учителю, читаю текст.
Сейчас мы едем по городу со скоростью 50 км в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км. На трассе автобус едет со скоростью до 70 км и даже до 80 км.
- Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала ?
(о склонении числительных от 50 до 80).
Слово учителя :
Посмотрите на карту-схему горда.
Грандиозные площади, прямые набережные, чёткая композиция улиц и перспектив придают городу строгий и стройный вид. Город рос необыкновенно быстро.
Экскурсия продолжается.
Текст читает ученик :
К концу 18 века…
Карточка №3.
Задание : Письменно просклоняйте 500 улиц (1 вариант)
Учитель : на карте-схеме отчётливо видны реки, каналы, набережные Финского залива.
-Сколько же рек и каналов в Санкт-Петербурге ?
-Какую часть территории города занимает его водная поверхность ?
(Текст на переносной доске записан, читает ученик.)
В пределах современного Санкт-Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяжённостью почти 300 км. В черте города также имеется 100 водоёмов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных км, т.е. 1/10 часть площади Санкт-Петербурга.
Задание : Выписать из текста существительное с устными и дробными числительными.
В чём особенность склонения дробных числительных ? (первая часть склоняется как числительное, обозначая устное число, а вторая часть – как прилагательное во множественном числе.)
Слово учителя : интересна и история городского транспорта .
Послушаем экскурсовода. (читает подготовленный ученик.)
Карточка №4.
А сейчас мы познакомимся с описанием этого события в одной из столичных газет того времени.
Ваша задача – найти в тексте числительное, о котором мы ещё сегодня не говорили.
Читаю я.
В начале десятого часа утра приглашённые лица стали съезжаться к Александровскому саду, где был разбит шатёр, декорированный тропическими растениями. У входа в сад выстроились вагоновожатые в новой обмундировке : пятеро с одной стороны, пятеро с другой стороны. Тут же на линии выстроились убранные национальными флагами десять вагонов.
В течении устного дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением, и ни один вагон не отходил не переполненным пассажирами.
Это собирательное числительное пятеро.
Приведите примеры собирательного числительного с сущ. ?
Что вы скажете о собирательном числительном оба (обе) ?
м. и ср. род (оба) ж. род (обе)
Запишите предложение.
Сейчас в Санкт-Петербурге 65 трамвайных маршрутов.
-Охарактеризуйте числительное 65 ?
-Как склоняется составное количественное числительное ?
Наше путешествие заканчивается.
Последняя запись – словарный диктант.
Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллион, миллиард.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО : (устно) назовите /сущ., прилагательные, глагол.\ числительные, в состав которых входят числительные.
Закончилась одиннадцатая пятилетка.
В течение пяти лет Санкт-Петербург строился и строил.
На смену пятиэтажным домам пришли пятиэтажные здания, появились новые бассейны, кинотеатры.
Территория Санкт-Петербурга теперь составляет 600 кв.м.
Удвоилась сеть городского транспорта.
За проезд в трамвае до декабря 1986 года петербуржцы платили 3 копейки.
На проезд в троллейбусе давал право четырёхкопеечный билет,
За пятачок можно было проехать из конца в конец по автобусному маршруту и целый день изучать подземные дворцы метрополитена.
Теперь единая такса на все виды транспорта – 5 копеек или пятикопеечный талон.
Предварительный просмотр:
Урок в форме дидактической игры
«Имя числительное». 6 класс.
Учитель русского языка и литературы :
Кошенкова Г.В.
Тема «Повторение изученного по теме «Имя числительное»
Оборудование :
- Виды Санкт-Петербурга (набор открыток);
- Карта-схема;
- Переносная доска;
- Диаскоп;
- Раздаточные карточки;
- Выставка книг о Санкт-Петербурге.
Ход урока :
Слово учителя :
1) Ребята, какие вы знаете города-герои ? Назовите их ?
(Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Тула, Киев, Севастополь, Одесса, Минск, Брест, Новороссийск, Смоленск, Керчь).
2) Все мы с вами любим путешествовать. Часто бываем с вами в Москве, а скажите, кто был в Санкт-Петербурге ?
Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по Санкт- Петербургу, экскурсию по Санкт-Петербургу.
- Что такое экскурсия ? Объясните ?
- А сейчас мы прочитаем значение этого слова в толковом словаре.
(читает заранее подготовленный ученик)
3) Итак, экскурсия – это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
Сегодня мы совершим экскурсию по Санкт-Петербургу образовательную.
В классе есть всё необходимое для этого :
Схема города,
виды Санкт-Петербурга,
выставка книг, с которой уже заранее вы познакомились
4) Мы поговорим о революционном прошлом Санкт-Петербурга, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, обучаясь друг с другом.
Работа с карточками. № 1.
У вас на картах лежит карточка №1. Прочитайте текст про себя, затем вслух.
- Конечно, вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем об имени числительном, как о части речи.
- Какую часть речи мы называем числительным ?
- Какие бывают числительные по значению? Примеры.
- Какие бывают числительные по составу ? Примеры.
- Чем отличаются количественны числительные от порядковых ?
- Выпишите из текста словосочетание
«сущ. + числительное.» (числительное записать прописью.)
- Назовите из текста порядковые числительные ?
- Назовите количественные числительные ?
Работа с карточкой №2.
Ребята, Нева впадает в Финский залив и одним потоком, здесь есть и Большая Невка и т.д. (показать на схеме города.)
Вам, конечно, интересно узнать, сколько островов в дельте Невы.
Сейчас вы узнаете.
(карточка №2, читает ученик)
Задание по тексту :
Выпишите словосочетание «числительное + сущ.»
Назовите числительное, у которого в середине пишется «ь». Какие это числительные, назовите их ?
Слово учителю, читаю текст.
Сейчас мы едем по городу со скоростью 50 км в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км. На трассе автобус едет со скоростью до 70 км и даже до 80 км.
- Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала ?
(о склонении числительных от 50 до 80).
Слово учителя :
Посмотрите на карту-схему горда.
Грандиозные площади, прямые набережные, чёткая композиция улиц и перспектив придают городу строгий и стройный вид. Город рос необыкновенно быстро.
Экскурсия продолжается.
Текст читает ученик :
К концу 18 века…
Карточка №3.
Задание : Письменно просклоняйте 500 улиц (1 вариант)
Учитель : на карте-схеме отчётливо видны реки, каналы, набережные Финского залива.
-Сколько же рек и каналов в Санкт-Петербурге ?
-Какую часть территории города занимает его водная поверхность ?
(Текст на переносной доске записан, читает ученик.)
В пределах современного Санкт-Петербурга насчитывается 93 реки, ручья, канала общей протяжённостью почти 300 км. В черте города также имеется 100 водоёмов. Таким образом, водная поверхность города занимает 60 квадратных км, т.е. 1/10 часть площади Санкт-Петербурга.
Задание : Выписать из текста существительное с устными и дробными числительными.
В чём особенность склонения дробных числительных ? (первая часть склоняется как числительное, обозначая устное число, а вторая часть – как прилагательное во множественном числе.)
Слово учителя : интересна и история городского транспорта .
Послушаем экскурсовода. (читает подготовленный ученик.)
Карточка №4.
А сейчас мы познакомимся с описанием этого события в одной из столичных газет того времени.
Ваша задача – найти в тексте числительное, о котором мы ещё сегодня не говорили.
Читаю я.
В начале десятого часа утра приглашённые лица стали съезжаться к Александровскому саду, где был разбит шатёр, декорированный тропическими растениями. У входа в сад выстроились вагоновожатые в новой обмундировке : пятеро с одной стороны, пятеро с другой стороны. Тут же на линии выстроились убранные национальными флагами десять вагонов.
В течении устного дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением, и ни один вагон не отходил не переполненным пассажирами.
Это собирательное числительное пятеро.
Приведите примеры собирательного числительного с сущ. ?
Что вы скажете о собирательном числительном оба (обе) ?
м. и ср. род (оба) ж. род (обе)
Запишите предложение.
Сейчас в Санкт-Петербурге 65 трамвайных маршрутов.
-Охарактеризуйте числительное 65 ?
-Как склоняется составное количественное числительное ?
Наше путешествие заканчивается.
Последняя запись – словарный диктант.
Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, гараж, миллион, миллиард.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО : (устно) назовите /сущ., прилагательные, глагол.\ числительные, в состав которых входят числительные.
Закончилась одиннадцатая пятилетка.
В течение пяти лет Санкт-Петербург строился и строил.
На смену пятиэтажным домам пришли пятиэтажные здания, появились новые бассейны, кинотеатры.
Территория Санкт-Петербурга теперь составляет 600 кв.м.
Удвоилась сеть городского транспорта.
За проезд в трамвае до декабря 1986 года петербуржцы платили 3 копейки.
На проезд в троллейбусе давал право четырёхкопеечный билет,
За пятачок можно было проехать из конца в конец по автобусному маршруту и целый день изучать подземные дворцы метрополитена.
Теперь единая такса на все виды транспорта – 5 копеек или пятикопеечный талон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"
Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
урок русского языка 6 класс тема: Имя числительное
Урок изучения нового материала по учебнику Разумовской М. М. Урок построен так, что новый материал дается не в готовом виде, а познается учащимися в процессе исследования теоретического...
Урок по русскому языку_6 класс_раздел "Имена числительные"_Публичное выступление на тему: "Берегите природу"
Вид занятия: урок развития речи.Участники: 6 класс.Тема: Публичное выступление на тему «Берегите природу?!» Цель мероприятия: учить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, о...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....
Разработка урока по русскому языку 6 класс "Разрядый имен числительных"
Тема урока: «Разряды числительных. Количественные и порядковые имена числительные» Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: 1) Предметные: способствовать формированию и развитию ...
Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".
Цель урока: - дать понятие о собирательных числительных; - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....