Презентация по русскому языку на тему "Понятие об обособленности"
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Бондаренко Ольга Леонидовна

Презентация для вводного урока по русскому языку 8 класса  по теме "Понятие об обособленности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_chleny_predlozheniya_8klass.pptx960.74 КБ
Файл tehnol_karta_8kl_urok.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие об обособленности 8 класс Русский язык

Слайд 2

Актуализация знаний Выполните задание 1 Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева. Определите тему и идею стихотворения. Спишите 1-ую строфу стихотворения. Расставьте знаки препинания, графически объясните их постановку.

Слайд 3

*** Как весел грохот летних бурь, Когда взметая прах летучий Гроза нахлынувшая тучей Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно!.. Как под незримою пятой, Лесные гнутся исполины; Тревожно ропщут их вершины, Как совещаясь меж собой, — И сквозь внезапную тревогу Немолчно слышен птичий свист, И кой-где первый желтый лист, Крутясь, слетает на дорогу... Ф.И. Тютчев

Слайд 4

Постановка темы урока обособленные члены предложения. Понятие об обособлении.

Слайд 5

Задание Заполните кластер, просмотрев презентацию

Слайд 7

Обратимся к словарям ОБОСОБЛЕНИЕ — интонационное и смысловое выделение какого либо члена предложения (вместе с зависимыми от него словами), придающее ему некоторую синтаксическую самостоятельность. Обособленные члены предложения обычно выделяются запятыми или реже тире ( Большой Энциклопедический словарь ). Обособле́ние — ритмико - интонационное выделение какого-либо неглавного члена предложения в целях сообщения ему самостоятельной коммуникативной значимости. Обособлению подвергаются чаще всего компоненты с определительной в широком смысле слова функцией — определения , приложения , обстоятельства , слабоуправляемые предложно - падежные формы (Лингвистический энциклопедический словарь ).

Слайд 8

Когда появился термин «обособленные члены предложения»? Термин «обособленные члены предложения» ввёл в науку известный учёный–лингвист А. М. Пешковский в 1914 году. Детальное описание обособленных членов дал А. М. Пешковский в книге «Русский синтаксис в научном освещении». Пешковский Александр Матвеевич (1878 - 1933)

Слайд 9

Определение А.М.Пешковского Обособленным второстепенным членом называется второстепенный член, уподобившийся (один или вместе с другими, зависящими от него членами) в отношении мелодии и ритма и — параллельно — в отношении связей своих с окружающими членами отдельному придаточному предложению (из книги «Русский синтаксис в научном освещении».)

Слайд 10

Явление «обособление» было замечено еще раньше. Сторонники логико-грамматического направления: А.Х.Востоков, Ф.И. Буслаев, Н.И. Греч это явление трактовали как «сокращенное придаточное предложение». А. Х. Востоков Ф. И. Буслаев Н. И. Греч

Слайд 11

А.М. Пешковский первым определил особый интонационный рисунок предложений с обособленными компонентами в качестве языкового средства выражения смысловых отношений между ними.

Слайд 12

Вывод Обособление – выделение членов предложения по смыслу и интонационно для того, чтобы придать им особую значимость в высказывании. Такие члены предложения называются обособленными . На письме они выделяются запятыми, реже - тире.

Слайд 13

Обособление Главные члены предложения не обособляются. Обособляются только второстепенные члены предложения. Различаются обособленные: определения обстоятельства дополнения Обособленные члены подчеркиваются так же, как и необособленные.

Слайд 14

примеры Мальчик, / заснувший в неудобной позе прямо на чемодане/ , вздрогнул. Сашка сидел на подоконнике, / ёрзая на месте и болтая ногами/ . Я ничего не слышал, кроме тиканья будильника .

Слайд 15

Функции обособленных членов предложения Обособленные члены выполняют по отношению к предложению или к отдельным словам разнообразные функции: а) выражение добавочного высказывания : Над бухтами стоял безмолвный штиль, затянутый вечерним дымом (К. Паустовский) б) пояснение, уточнение : Вдали налево, в углу садового вала , чернел ельник (И. Бунин) в) выделение, ограничение : На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем (К.Паустовский) г) присоединение : Минутами я был близок к обмороку — от счастья. (К. Станиславский)

Слайд 16

Ключевые слова для кластера

Слайд 17

Работа в группах Задание 3 Прочитайте предложения, запишите их. Найдите в предложениях обособленные члены предложения, определите чем они выражены, выделите графически. Ответьте устно на вопросы: «Объединены ли предложения общей темой? Какой?» 1 группа Продолжая двигаться огромная туча опускаясь всё ниже к земле смешалась с туманом. Она словно ра ( с,з ) талкивала другие голубоватые облачка пытавшиеся расположит(?) ся по ветру. Облачка походили на корабли выстроившиеся для морского сражения.

Слайд 18

2 группа Вскоре за синей тучей ра ( с,з ) ползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды и( с,з ) чезли последние солнечные лучи. Тёмно(серый) цвет просачивался сквозь дли( н,нн ) ое облако едва освещая землю. Затрепетав прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал её. Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.

Слайд 19

3 группа Внезапно вспышка ослепительной молнии ра ( с,з )порола тучи, и осветившись ею небо словно ра ( с,з )кололось. Удар грома достигший лесной опушки потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве д.. ревьев , по кустам. Полил дождь (не)прекращавшийся до самого утра.

Слайд 20

Задание 4 Объединены ли предложения всех групп общей темой? Можем ли мы назвать эти предложения текстом? Как можно озаглавить текст? Назовите тему текста? Основную мысль? Что общего между этим текстом и поэтическим текстом, который прочитали в начале урока? Чем отличаются?

Слайд 21

Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь всё ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения. Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью, прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал её. Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца. Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра. (По П.Проскурину)

Слайд 22

« v » - это я знал «+» - новая информация «-» – я думал иначе «!» – обратить особое внимание «?» – непонятная информация

Слайд 23

Домашнее задание Сделать карточку. Выписать из художественной литературы 6 предложений с обособленными членами. Знаки препинания не ставить. Упр. 288

Слайд 24

Источники https://ru.wikipedia.org/wiki/ Пешковский,_ Алек-сандр_Матвеевич https://humanities_dictionary.academic.ru/412/ Обо-собление 1. Пешковский А.М. «Русский синтаксис в научном освещении » 2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. «Русский язык» 8класс



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №41

города Новосибирска

Учебно-методическая разработка урока русского языка в 8 классе

 на тему «Понятие об обособлении»

Разработал учитель русского языка и литературы

                                                                                                      Бондаренко О.Л.

2018-2019

Аннотация к уроку

          Данная методическая разработка урока русского языка для 8 класса по УМК под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской  направлена на реализацию современных требований к организации учебной деятельности школьников.

    Данный урок является первым в серии уроков по теме «Предложения с обособленными членами».

   Урок построен  в соответствии с программными требованиями. Для достижения поставленных целей используются приемы технологии проблемно-диалогического обучения, технологии критического мышления учащихся, ИКТ, исследовательской деятельности.  

     Сочетание  традиционных и современных методов эффективно для реализации поставленных целей. Методы  обучения и  используемые приемы (кластер, ассоциативный ряд, инсерт), формулирование темы и целей деятельности, приемы рефлексии послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные  методы и приемы  соответствуют характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

       На протяжении урока используются практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

       Для организации деятельности обучающихся используются фронтальная, индивидуальная формы, работа в парах, в группах.

Реализуются важные для современного урока русского языка подходы:

  • Текстоориентированный и коммуникативно-деятельный.   Работа с текстами художественного стиля;
  • Функциональный :  определяли роль обособленных членов предложений  в тексте;
  • Интегрированный. Связь с литературой.

Тема. Понятие об обособленности

Цель: создание условий для формирования языковой компетенции через овладение знаниями об обособленных членах предложения.

Задачи:

Образовательные: научить с помощью определённой последовательности действий находить обособленные члены предложения;

показать, что обособление – один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения;

развивающие: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать коммуникативные отношения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- распознавать обособленные члены предложения;

- строить  речевые  высказывания с употреблением обособленных членов предложения.

Личностные:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;

-воспитывать любовь к родному языку;

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.  

Познавательные:

- находить ответы на вопросы ;

-  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные :

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные:

-учить постановке  цели работы;

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Метапредметные:

-искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,

-формирование информационной компетенции работы с текстом.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Методические  приемы:  ассоциации, приемы рефлексии, анализ предложений, текста.

Формы работы: фронтальная, групповая  работа, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование урока:                                                                                                                            мультимедийный  проектор,

 презентация,

Рабочие листы.

Картинки для эмоциональной рефлексии.

План урока

1.Организационный  момент.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

2. Актуализация опорных знаний. «Открытие» нового знания.

3. Определение темы и задач урока

 4.Первичное закрепление. Тренировочные упражнения .

5. Подведение итогов урока

6. Рефлексия.

7. Задание на дом.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность   обучающихся

1.Организационный  момент.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

II.  Актуализация опорных знаний. Открытие нового.

Постановка проблемы

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня присутствуют гости на уроке, давайте поприветствуем их.

- Сегодня  мы  познакомимся  со следующей темой из раздела  «Простое осложненное предложение».  

-Как правило,  изучение нового основывается на чём?

- Запишите дату в тетради.

Слайды 1-2

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева

«Как весел грохот летних бурь…»

(слайд).

- Определите тему и идею стихотворения.

(Работа в парах, на столах листы с текстом)

- Прочитайте внимательно 1-ую строфу.

Отступите одну строку в тетради. Спишите, расставляя  недостающие  запятые, объясните графически их постановку.

- Где поставили недостающие знаки препинания?

- Выделяются ли обороты интонационно? Как? (паузы, усиление ударения)

-В каких случаях ставятся запятые при причастном и деепричастном оборотах?

- Значит, мы их выделяем на письме?

-Подберите слово синоним к этому слову. (Обособляем)

- Как вы понимаете значение слова обособленность?

- Как вы думаете причастный и деепричастный обороты будут являться обособленными? Существуют ли еще другие обособленные члены предложения?

Приветствуют гостей.

Отвечают на заданный вопрос. (Изучение нового основывается на полученных ранее знаниях, ранее изученных темах)                                                                        

Записывают число, вид работы.

Слушают стихотворение.

Определяют тему и идею стихотворения.

Обсуждают задание в парах, записывают четверостишие, расставляют недостающие знаки препинания, выделяют графически причастный и деепричастный обороты.

Отвечают на вопросы.

-Выделяются интонационно: усилением ударения , паузами.

-Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми.

-Деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми с обеих сторон, если находится внутри предложения, и одной запятой, если в середине или в конце предложения.

III.Определение темы и задач урока

- Над какой темой мы будем сегодня работать? (Обособленные члены предложения. Понятие об обособленности.)

- Запишите тему в оставленную вами  строку.

 

-Какая цель нашего урока?

- Какие задачи мы перед собой поставим на уроке?

Ученики называют, записывают  тему урока:

«Понятие об обособленности»

Ученики  определяют и называют цель урока.

(Познакомиться с обособленными членами предложения, их признаками. Формировать умение находить в тексте обособленные члены; выделять их в устной и письменной речи.)

 Называют задачи: 

  1. Выполнить упражнение, для того, чтобы научиться находить обособленные члены предложения.
  2. Правильно выделять запятыми на письме об.чл пр.

  1. Выделять интонационно обособленные члены предложении.

IV Работа по теме урока.

Первичное закрепление.

Составление

кластера

Работа с текстом в группах.

V. Подведение итогов урока

VI. Рефлексия.

VII.Задание на дом

 

Ваша задача посмотреть презентацию  и заполнить кластер в тетради.

- Ребята, у вас на столах листы, найдите, пожалуйста, задание 2.

- Прочитайте предложения, запишите в тетради. Найдите обособленные члены предложения, определите,  чем они выражены  в предложении, покажите графически.

- Прочитайте предложения. Назовите обособленные члены предложения, чем они выражены?

-  Ребята объединены ли ваши предложения общей темой? Можем ли мы назвать эти предложения текстом?

- Как можно озаглавить текст?

- Назовите тему текста?

-Основную мысль?

- Что общего между этим текстом и текстом, который прочитали в начале урока?

- Наша работа завершена. - Давайте вспомним, какие задачи мы поставили в начале урока? Выполнили ли мы их?

-О чем вы узнали?

-Чему научились?.

ИНСЕРТ

1. Сделать карточки. Выписать из произведений художественной  литературы  6 предложений  с обособленными членами предложения. (Знаки препинания не ставить)

2.упр.288

 

 

Смотрят презентацию анализируют материал, заполняют кластер «Обособленность».

Формулируют вывод.     ( Выделенные второстепенные члены предложения  называются обособленными. Выделяются на письме запятыми, в устной речи интонационно. Обособленными бывают только второстепенные члены предложения).

Учащиеся в группах читают  отрывки из текста. Находят обособленные члены предложения, выделяют графически причастные и деепричастные обороты.

От каждой группы выходит ученик выходит к доске, называет обособленные члены предложения, объясняет постановку запятых.

Отвечают на вопросы, анализируют, выполнили ли поставленные перед собой задачи.

«v» - это я знал                          «+» - новая информация «-»  - я думал иначе                  «!»  - обратить особое внимание                        «?» -  непонятная информация

 Ученики записывают задание в дневник.

Приложение№1

Рабочий лист

Фамилия, имя_______________________________________

___________________________________________

Тема__________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №1.  Спишите 1-ую строфу  стихотворения. Расставьте знаки препинания, графически объясните их постановку.        

***

Как весел грохот летних бурь,
Когда  взметая прах летучий
Гроза нахлынувшая тучей
Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..

Как под незримою пятой,
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины,
Как совещаясь меж собой, —

И сквозь внезапную тревогу
Немолчно слышен птичий свист,
И кой-где первый желтый лист,
Крутясь, слетает на дорогу...

 

Ф.И. Тютчев

Задание №2.  Прочитайте предложения, запишите их. Найдите в предложениях обособленные члены предложения, определите чем они выражены, выделите графически.

     1 группа

 Продолжая  двигаться огромная  туча опускаясь  всё  ниже  к  земле смешалась  с  туманом.  Она  словно  ра(с,з)талкивала  другие  голубоватые  облачка  пытавшиеся  расположит(?)ся  по  ветру.  Облачка  походили  на  корабли  выстроившиеся  для  морского  сражения.

     2 группа

          Вскоре  за  синей  тучей,  ра(с,з)ползавшейся  по всему  небу  со  скоростью  прибывающей  во  время  прилива  морской  воды исчезли  последние  солнечные  лучи.  Темно-серый  цвет  просачивался  сквозь  длинное  облако  едва  освещая   землю.  Затрепетав  прошумела  листва  на  деревьях,  хотя  даже  слабый  ветерок  не  колебал  её.  Всё  вокруг  потемнело,  как  это  бывает   после  захода  солнца.

     3 группа

         Внезапно  вспышка  ослепительной  молнии  распорола  тучи,  и  осветившись  ею небо  словно  раскололось.  Удар  грома  достигший  лесной  опушки потряс  землю.  Через  минуту  крупные  капли  дождя  застучали  по  листве  деревьев  по  кустам.  Полил дождь  не  прекращавшийся  до  самого  утра.                      

                                                                                           (По  П.Проскурину)

- Ответьте  устно на вопросы: « Объединены ли предложения общей темой. Какой?»

Задание №3.  Просмотрите свои записи в тетради, отметьте  значками

«v» - это я знал                       «+» - новая информация

«-»  - я думал иначе                 «!»  - обратить особое внимание

«?» -  непонятная информация

 

 Домашнее  задание.    

  1.     Сделать карточку. Выписать из художественной  

    литературы   6 предложений  с     обособленными членами. (Знаки препинания не ставить).

  1. Упр. 288


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»

Данная презентация демонстрирует работу учеников по  закреплению изученного  материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются  упражнения, связанные с преобразованием с...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 7 классе. Она отражает все случаи постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах....

Презентация по русскому языку по теме : "Синтаксический разбор предложения с обособленными членами . 8 класс"

Данная презентация поможет провести урок русского языка в 8 классе по теме " Синтаксический разбор предложения с обособленными членами" педагогам , работающимпо учебнику  Л.А. Тростенцовой , Т.А....

Презентация КГЭ Русский язык. Задание 16: обособленные члены предложения

Презентация подготовлена на основе материала сайтаwww.videotutor-rusyaz.ru/ekzameny/testyege/344-otvetyktekstamege.htmlСостоит из 2-х частей: тесты тренировочне 2) проверочный текст с ответами Ис...

презентация урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства" (урок 1)

данная презентация предназначена для темы урока русского языка в 8 классе по теме      "Обособленные обстоятельства" ( урок 1)...

Презентация к уроку русского языка "Повторение по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Данная презентация содержит материал с разными заданиями для повторения и закрепления изученного по теме "Обособленные члены предложения", а также позволяет организовать проверку взаимпровер...