Открытые уроки
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Косарева Ирина Анатольевна

Открытые уроки, проведенные в рамках Фестиваля 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt1.8 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_delovye_bumagi.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

( заявление, автобиография) Деловые бумаги

Слайд 2

Цель: научиться составлять различные документы, необходимые в повседневной жизни. Задачи: повторить общие признаки официально-делового стиля речи; развивать умения и навыки составления деловых бумаг; совершенствовать речевую и письменную грамотность .

Слайд 3

Стиль языка- это его разновидность.

Слайд 4

Область его применения— официальная переписка , правительственные акты , употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения ( пленум, сессия, решение, постановление, резолюция ).

Слайд 5

Стилевые черты . Точность, не допускающая иного толкования ( отсутствие изобразительно-выразительных средств языка). Краткость(сжатость изложения). Неличный характер(употребление глаголов 3-го лица мн. числа). Стандартизованность ( обилие устойчивых оборотов: играть роль, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и т. д.). Документы официально-делового стиля оформляются по особым стандартам.

Слайд 6

Стилевые черты . Предписывающий характер деловых документов (использование цепочки глаголов в неопределённой форме: обязан выполнять…, заключать…, осуществлять… и т.д.). Отсутствие эмоциональности, экспрессивности. Единая внешняя форма.

Слайд 7

Словарная работа. Заявление- 1) официальное сообщение в устной или письменной форме. Сделать заявление для печати. 2) письменная просьба о чём- нибудь. Написать заявление об отпуске.

Слайд 8

Составные части заявления: Адресат. Заявитель. Наименование документа. Содержание заявления. Дата (слева) . Подпись заявителя (справа) .

Слайд 9

Отредактируйте заявление Руководителю театрального кружка «Улыбка» Украинцевой Н.А. ученицы 9 класса, проживающей по адресу п. Ихала ул.Центральная заявление. Прошу принять меня в театральный кружок «Улыбка» с 01.09.2017 года. Подпись 01.09. 2017г.

Слайд 10

Образец заявления: Руководителю театрального кружка «Улыбка» Украинцевой Н.А. ученицы 9 класса Валюк Анны, проживающей по адресу п. Ихала ул.Центральная д.1, заявление. Прошу принять меня в театральный кружок «Улыбка» 01.09.2017 года. 1.09. 2017г. Подпись

Слайд 11

Автобиография – описание своей жизни. фамилия, имя, отчество; дата рождения (число, месяц, год); место рождения(село, город, район, область); образование(когда, где и какое учебное заведение окончил); • трудовая деятельность (место работы, должность, последующие перемещения, награждения); состав семьи (где и кем работают или учатся); • дата (слева); • подпись (справа).

Слайд 12

Отредактируйте автобиографию Я, Иванов Иван Иванович, родился 12 августа 2001 года в небольшом, но очень красивом поселке Ихала. В 2008 г. поступил в первый класс Ихальской школы. В настоящее время окончил 8 классов с похвальным листом. Мой отец, 1970 года рождения, работает на фанерном комбинате. Моя мать, Иванова Мария Петровна, библиотекарша. 21 марта 2018 г. (подпись).

Слайд 14

Домашнее задание: Напишите автобиографию, используя схему.Обратите внимание на употребление обособленных приложений в этом виде деловых бумаг.

Слайд 15

Итог урока: Чему научились на уроке? Где пригодятся эти знания? О чём надо помнить при составлении деловых бумаг?



Предварительный просмотр:

Открытый Урок . Деловые бумаги.

Тема: Деловые бумаги.

Цель: научить составлять различные деловые бумаги, необходимые в повседневной жизни.

Задачи:

- повторить общие признаки официально-делового стиля речи;

- прививать умения и навыки составления деловых бумаг;

- научить пользоваться деловой речью в определенной обстановке, в определенной жизненной ситуации;

- воспитывать социально значимую личность, свободно себя чувствующую в сфере правовых, служебных и производственных отношений.

Оборудование урока: презентация, учебник русского языка, раздаточный материал.

Ход урока

I Оргмомент.

     

II. Сообщение темы и цели урока.

Запишите число и тему урока.

Слайд: ( Деловые бумаги(заявление, автобиография))

Слайд: Цель нашего урока: научится составлять различные деловые бумаги, необходимые в повседневной жизни.

   Задачи, которые стоят перед нами, это:

- повторить общие признаки официально-делового стиля речи;

- развивать умения и навыки составления деловых бумаг;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность.

III Словарная работа.

   У нас сегодня необычный урок.

И начнем мы его с выполнения следующего задания.

- Допишите подходящие по смыслу существительные к глаголам. Учитывайте, что сфера их употребления должна лежать в области официально-делового стиля.

  Задание будете выполнять по вариантам. Для первого варианта такие слова:

I вариант.

довести (до сведения)

состоять (в браке)

выступить (с докладом, на конференции, на съезде)

удостоверить (личность)

приложить (усилия)

Для второго варианта такие слова:

II вариант

отменить (приговор)

вынести (постановление, решение)

принять во внимание)

предоставить (аргументы)

конфисковать (имущество)

А в это время нужно выполнить следующее задание.

-  К данным словам дописать словосочетания.

- произвести (тайное расследование)

обжаловать (решение суда)

возбудить (уголовное дело)

назначить (условный срок)

привлечь (к уголовной ответственности)

    ( К доске вызывается один ученик)

- Выполняйте задания.

IV Проверка самостоятельной работы.

- Какие еще слова можно дописать?

V Проверка д/з.

   Ребята, те слова, с которыми мы работали, являются лексикой официально-делового стиля.

Слайд: - Вспомните, где используется официально-деловой стиль? (Правильно, официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов и деловых бумаг)

- Правильно, официально-деловой стиль употребляется в сфере правовых, служебных и производственных отношений.

- Какова форма речи официально-делового стиля?

-Но только ли письменная?

- Где используется устная форма речи официально-делового стиля?

( Да, официально-деловой стиль функционирует преимущественно в форме письменной речи. Но существует и устная форма речи официально-делового стиля. Это выступления на торжественных собраниях, заседаниях, приемах, доклады государственных и общественных деятелей)

- Назовите виды официально-делового стиля?

   ( Правильно, к видам официально-делового стиля относятся государственные документы и деловые бумаги)

-Жанрами государственных документов являются: приказы, указы, законы, постановления, соглашения и т.д.)

- Назовите ещё жанры деловых бумаг.

   ( Да, это заявления, справки, протоколы, расписки и т.д.)

VI Лексико-офографическая работа.

   Чтобы обобщить знания об официально- деловом стиле, прочитаем в учебнике параграф «Деловые бумаги».

         ( Чтение текста)

   В тексте вам встретились такие слова как штампы, клише, эмоциональность, экспрессия, экспрессивность. У вас на парте лежит словарная статья.

   Прочитайте лексическое значение этих слов.

Словарная статья

Клише (или языковые стандарты) – готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекста стандарта. Они являются конструктивными оборотами речи. Например: встреча на высшем уровне.

Речевые штампы – слова и выражения, утратившие эмоциональную окрашенность. Например, рассмотреть под углом зрения.

Эмоциональность – предрасположенность к испытанию живых эмоций. Например, страх – одна из форм эмоций.

Экспрессия – выражение чувств, переживаний.

Экспрессивность ( от латинского exprtssio) – значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. Например, вместо слова «хороший», приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, чудесный.

VII Фронтальная беседа.

- Ребята, в прочитанном тексте найдите и назовите лексические, грамматические, синтаксические особенности официально-делового стиля.

- Назовите лексические особенности.

( Лексические: термины, стандартные обороты речи, штампы)

- Назовите грамматические особенности.

( Грамматические: отглагольные существительные: нарушение, расторжение, взыскание, уведомление и т.п.; краткие прилагательные: должен, обязан и т.п.; отыменные предлоги и производные слова: в связи, в виду того что и т.п.)

- Назовите синтаксические особенности.

   ( Много обособленных оборотов, однородных членов предложения)

- Назовите речевые особенности.

   ( Отсутствие эмоциональности, экспрессии, выразительных средств)

VIII Запись основных стилевых черт официально-делового стиля.

Слайд: Итак, основными стилевыми чертами официально-делового стиля являются следующие:

  • Точность, не допускающая иного толкования (отсутствие изобразительно-выразительных средств языка)
  • Краткость (сжатость изложения)
  • Неличный характер (употребление глаголов 3-го лица мн.числа)
  • Стандартизованность (обилие устойчивых оборотов: по истечении срока, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и т.д.)
  • Документы официально-делового стиля оформляются по особым стандартам
  • Слайд: Предписывающий характер деловых документов (использование цепочки глаголов в неопределенной форме: обязан выполнять…,заключать…,осуществлять… и т.д.)
  • Отсутствие эмоциональности, экспрессивности
  • Единая внешняя форма

IX Обучение написанию заявления.

  1. Слово учителя.

В повседневной жизни каждому из нас нередко приходится иметь дело с деловыми бумагами. Поэтому необходимо научиться составлять такие деловые бумаги.

   К наиболее распространенным деловым бумагам относятся заявление.

  2. Чтение раздела «Заявление »

- Прочитайте раздел «Заявление»

- Что представляет собой заявление?

- Какие требования предъявляются к оформлению заявления?

- Почему слово «заявление» пишется с маленькой буквы?

   ( Если исходить из грамматики – из того, что вся начальная часть заявления представляет собой одно предложение, то справедливо считать, что слово заявление следует писать со строчной буквы)

  3. Знакомство с составными частями заявления.

- Познакомимся с составными частями заявления.

   Итак, реквизиты, то есть обязательные составные части заявления и их последовательность следующие:

  • адресат
  • заявитель;
  • наименование документа;
  • содержание заявления;
  • дата (слева);
  • подпись заявителя (справа).

Слайд: 4. Чтение образца заявления.

- Прочитайте образец заявления.

5. Практическая часть.

   Иногда в заявлении подробно излагается просьба и ее причина, указывается перечень прилагаемых документов, то есть приложение.( их название, когда и зачем выданы)

-

Познакомьтесь  со следующими заявлениями:

1.                                                                       Директору ДЮСШ

                                                           № 2 г. Лахденпохья В.А. Панову

                                                 ученика 6 «А» класса

                                                  средней школы № 178,

                                        Григорьева С.Н.,

                                                        проживающего по адресу:

                                                                   г.Лахденпохья, ул. Мира, д. 15, кв. 84

заявление.

Прошу принять меня в 6 класс вашей школы в связи с переездом семьи на постоянное место жительства.

15 сентября 2009 года                                     (подпись) Григорьев С.Н.

2.                                                              

                                                                  Ректору педагогического университета

                                                                 

                                                                  Боярского Дмитрия Петровича,

                                                                  проживающего по адресу:

                                                                  г.Лахденпохья,

                                                                  ул. Шевченко, 15, кв. 20

Заявление.

Прошу допустить меня к вступительным экзаменам на филологический факультет по специальности «Иностранный язык».

К заявлению прилагаю: 1) автобиографию, 2) свидетельство об образовании за № 17156 от 25 июня 2002 года, выданное СОШ № 4,

3) характеристику

4) справку о состоянии здоровья (форма № 286),

5) 4 фотокарточки.

6 июля 2008 года                                                             (подпись) Боярский Д.П.

- Сравните оба эти заявления.

- Чем они различаются?

( В первом заявлении излагается причина просьбы, а во втором – нет.

Во втором заявлении есть приложение, то есть перечень прилагаемых документов, а в первом – нет)

- Какие ошибки были допущены при составлении второго заявления?

   ( Нет адресата, нет заявителя; употребление глагола 1-го лица ед.числа (неличный характер))

6. Выполнение упражнений.

  упр 210(устно)

- Почему данное заявление не соответствует требованиям, предъявляемым к нему?

   ( В тексте нарушено стилистическое единство: есть не свойственная официально-деловому стилю эмоциональность и образность: красавица Двина, вековой бор; не соблюдены правила оформления)

X Составление заявления

- Составьте самостоятельно заявление директору школы с просьбой принять вас в 10 класс данного образовательного учреждения.

- I вариант составляет заявление с приложением, а II вариант – без приложения.

XI Проверка самостоятельной работы (I вариант)

XII Обучение написанию автобиографии.

- Ребята, вы, наверное, уже обратили внимание на то, что к заявлению прилагается автобиография.

- Вспомните, что такое автобиография.

   ( Автобиография – это официальный документ, в котором человек описывает свою жизнь и деятельность)

- Прочитайте определение автобиографии в учебнике.

- Когда и по поводу чего она пишется?

   ( Действительно, автобиография составляется и подается обычно при поступлении в учебное заведение или на работу)

- Какую форму имеет автобиография?

   ( Чтение текста по учебнику)

- Что указывается в тексте автобиографии?

   ( Чтение текста по учебнику)

Слайд: - Итак, в тексте автобиографии указывается следующие данные:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата рождения (число и, месяц, год);
  • место рождения (село, город, район, область);
  • образование (когда, где и какое учебное заведение окончил);
  • трудовая деятельность (место работы, должность, последующие перемещения, награждения);
  • состав семьи (где и кем работают или учатся);
  • дата (слева);
  • подпись (справа);

Слайд: - Прочитайте образец автобиографии.

Слайд: - Прочитайте ученическую автобиографию

   Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.

Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.

В 1993 году я поступил в первый класс средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.

В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.

Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике.

В данный момент учусь в десятом классе.

12 мая 2002 г.

Подпись Степаненко А.

- Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены?

   ( экспрессивность: небольшая деревушка; разговорное слово: библиотекарша; подпись: должна быть справа; нет отчества того, кто пишет автобиографию; нет числа и месяца рождения)

- Какая лишняя информация содержится в тексте?

- Отредактируйте текст и запишите его в исправленном виде.

XIII Проверка самостоятельной работы.

- Выделите структурные элементы, обязательные для автобиографии.

XIV Знакомство с автобиографией Ю.А. Гагарина

Слайд: Накануне Дня космонавтики нельзя не вспомнить о первом космонавте Ю.А. Гагарине и познакомится с его автобиографией.

XV Д/з.

  Упр 213

- Напишите автобиографию, используя предложенную схему в учебнике на стр. 93.

   Помните об особенностях официально-делового стиля, иначе у вас получится вот такая автобиография.

Автобиография.

   Я, Петров Марат, родился 8 марта 1981 года, прямо в Женский день. Родители очень обрадовались, а я очень расстроился. Я же не девчонка. И назвали меня не Марта, а Марат.

   А потом я пошел в первый класс, а когда переехали в этот город, пошел в 5 класс, в другую школу, где и учусь в настоящее время.

   Мои родители: отец – Петров Евгений Иванович – инженер. На работе его хвалят.

   Моя мама – Петрова Евгения Владимировна – ткачиха. У моих родителей одинаковые имена. Не хватало, чтоб и меня еще так назвали. Лучше уж Марат.

   Есть еще член нашей семьи, а именно: сестра Оксана. Ей 4 года. Она ходит в детский сад, что рядом с нашим домом.

   Проживаем мы все по адресу: Лесной переулок, д. 86, кв. 15.

   Марат Петров.

XVI Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке и чему научились?

- Что представляет собой заявление?

- Дайте определение автобиографии.

- Приведите примеры деловых бумаг.

Спасибо за  урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...