Статья "Графическая игра в СМИ и рекламе"
статья по русскому языку
В статье рассматривается феномен языковой игры, приобретающий все большую популярность в СМИ и рекламе, а также один из видов такой игры -графический.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._graficheskaya_igra_v_smi_i_reklame.docx | 25.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Графическая игра в СМИ и рекламе
В последнее время интерес к феномену «языковой игры» вызван динамичными изменениями в русском языке и языке СМИ.
К определению феномена языковой игры не существует единого подхода.
Понятие «языковой игры» и ее изучение восходит еще к античности. А именно, в «Риторике» Аристотеля упоминается об игре слов, «забавных словесных оборотах» как средстве шутки или «обмана» слушателей.
И.В.Цикушева считает, что « Языковая игра – осознанное и целенаправленное манипулирование ресурсами речи, обусловленное установкой на реализацию комического эффекта.
Е.А. Земская отмечает, что касательно случая языковой игры «говорящий» играет с формой речи для усиления ее выразительности или же создания комического эффекта».
В современной лингвистике уделяется достаточно большое внимание изучению «языковой игры», однако, С.Ильясова в своей статье говорит о том, что сегодня «термин "языковая игра" получил несколько иную (более узкую) трактовку: под языковой игрой понимается осознанное нарушение нормы. При таком подходе языковая игра противопоставляется языковой ошибке, которая возникает как следствие непреднамеренного нарушения нормы. При кажущейся очевидности и логичности такого противопоставления в современной языковой ситуации не всегда легко провести грань между ошибкой и игрой». Получается, теперь ошибка не считается ошибкой, а становится тоже нормой, но другой. То есть то, что раньше рассматривалось как ошибка, например, намеренное изменение написания какой – либо буквы в слове, попадающей под категорию « нарушение нормы написания в русском языке», теперь при таком подходе квалифицируется как воплощение норм коммуникации, предусмотренных и требуемых задачами рекламного текста.
Таким образом, мы видим, что языковая игра основывается на нарушении норм русского языка: языковых или речевых. Это привлекает внимание и адресат включается в игру. Он начинает «дешифровку» текста, а значит, прилагает определенные интеллектуальные усилия. И эти усилия могут доставлять удовольствие, и оно будет тем сильнее, чем оригинальнее и интереснее представлена языковая игра. Оригинальность игрового приема может иметь большую ценность, потому как потребитель напрямую связывает оригинальность рекламы с оригинальностью товара, или же оригинальность заголовка с оригинальностью текста.
Языковая игра – это эффективный способ коммуникации между автором и реципиентом. Языковые игры способствуют снятию языкового барьера.
Исследователи выделяют различные виды ЯИ: фонетический, морфологический, словообразовательный, графический.
С.И.Сметанина говорит о том, что «графическая игра предполагает шрифтовую, цветовую, пространственную, пунктуационную ( кавычки, скобки, тире, дефис) актуализацию элемента, организующего новое слово. Суть графической игры в выделении той части слова, которая должна быть воспринята, как активный элемент, формирующий оригинальный смысл».
Самым простым примером графической игры могут выступить заголовки газетных текстов и текстов журналов, которые испытывают на себе изменение для привлечения большего количества читателей и воздействия на них.
Таким образом, с помощью методов графической передачи информации, визуализируется семантика.
С помощью графической игры можно обозначить авторские неологизмы, например, путем выделения значимой части прописными буквами ( он не ВРАСТЕНИК).
Так же, графическая игра может служить средством создания комической ситуации, каламбура, иронии и так далее.
То есть, можно говорить об одной из особенностей графической языковой игры – зрительном восприятии. Мы не можем услышать, выделенные красным буквы, мы их можем только увидеть. Суть данной игры в выделении наиболее значимой части слова, формирующей оригинальный смысл и отражающей суть.
Наибольшая частота употребления графических средств прослеживается в газетах и в журналах массового употребления.
На основе исследованных материалов мы можем сделать вывод, что самым употребляемым видом графической игры является выделение части слова или части заголовка с помощью прописной буквы, а так же , выделение всего или части заголовка жирным шрифтом. . Так же, нами были выделены такие виды графической игры (которые не были указаны ранее), как кавычки, использование троеточия. На основе полученных материалов мы составили собственную классификацию видов графической игры, которые в некоторой степени дополняют предыдущие классификации.
Классификация графических приемов языковой игры
- Выделение заголовка, в том числе прописными буквами
- По характеру выделенной части в заголовке
- Весь заголовок
ПЕРВАЯ ПАРА ( Cosmopolitan, апрель 2013).
ПИТЕР ВСЕ ЕЩЕ БОЛЕЕТ (Спорт - экспресс, 2 марта, 2015).
- Часть заголовка
Худеем к лету: самые модные диеты мира (Комсомольская правда, 11 – 18 марта, 2015).
ФАС – фуд (Аргументы и Факты, 8 – 14 декабря, 2014).
По ЛОКОТь в крови. Подлинная история Локотского самоуправления.( Аргументы и Факты, 27 января – 3 февраля, 2015)
- Слово
СЕРБ и молот (Комсомольская правда, 20 – 27 января, 2015).
- Часть слова
Наташа в черлидерах (Спорт экспресс, 27 февраля, 2014).
«СМИротворец – 2014». (Комсомольская правда, 3 - 9 ноября, 2014)
Страсбургские ПАСЕделки. (Комсомольская правда, 2 -8 февраля, 2015)
- По характеру выделенной части в слове
- Выделение производящей основы при создании нового слова
ЭлектроШОКовая терапия. (Ильясова. Образование (№23. 12.12.2001 ).
- Выделения в контаминированных образованиях: нарицательных существительных, имен собственных, аббревиатур, « модной» темы.
АМИРным путем( Аргументы и факты,16 – 22 июля, 2014 ),
ДЗЮБоворот ( Спорт - экспресс, 28 января, 2015).
С ИНТЕРНЕТционалом воспрянет род людской. (Ильясова. Образование (№23 12.12.2001 ).
ГРАНТиозные планы(Cosmopolitan, сентябрь, 2014).
- Главная часть слова не выделена
Кто перееврозимует (Спорт – экспресс, 15 декабря, 2014).
Страшный насон для «Родины» (Спорт – экспресс, 4 марта, 2015).
- По типу шрифтовыделения: жирный, курсив и т.д.
Тренируем навык(Cosmopolitan, апрель 2014).
ЛЕТО красное (Cosmopolitan, апрель 2014).
- Контаминированные образования при совмещении знаков кириллицы и латиницы
Лицедеi ( Реквизит, 2 – 8 марта, 2015).
COLLИЖНИКОВ (Спорт – экспресс, 3 марта, 2015)
Made in ЛНР. (Комсомольская правда, 16 - 22 марта, 2014)
MegaБаталии ( Cosmopolitan, июнь, 2014).
Всем SPAть (Cosmopolitan, январь, 2015).
- Графическая игра с помощью других средств
- Цветовыделение
Твоя история с Pandora(Cosmopolitan, ноябрь, 2014).
- Декомпозиция ( использование дефиса, точки, запятой, восклицательного/ вопросительного знака, пробела там, где их не должно быть)
Красно – бело – дар (Спорт – экспресс, 5 марта, 2015).
Раз – работка (Аргументы и Факты, 3 – 10 марта, 2015).
Джентльмены у дачи. (Аргументы и Факты, 15 - 21 декабря, 2013)
- Исправление / зачеркивание
В журнале ТIME на обложке фотография Путина и написано « PREMIER, PRESIDENT, CZAR», где первые два слова зачеркнуты, т.е. Путин – царь. (TIME, 19 мая, 2014)
- Использование интернет – знаков
@ - друг человека. (Реквизит, 2 - 8 марта, 2015)
- Использование кавычек
«Цена» больничного (Cosmopolitan, ноябрь 2014).
Американские «бояре» разозлили немецкого канцлера (Комсомольская правда, 9 - 15 марта, 2015).
- Использование троеточия
Что немцу хорошо…то русскому – копать глубоко футбольное поле. (Аргументы и Факты, 15 – 21 сентября, 2014)
Команда, а не…( Спорт – экспресс, 14 марта, 2015).,
…Как Илья –Муромец (Спорт -экспресс, 3 марта, 2015)..
- Разделение звуков («упс – с – с»)
Рожаем! Уп – с – с- с!( Реквизит,13 – 19 октября, 2014).
Скажите « кри – и – и – изис!»(Комсомольская правда, 23 - 28 февраля, 2015)
- Контаминации с цифрами
11 – метровый Рондон ( Спорт – экспресс, 12 марта, 2015).
Все гениальное про100. (Реквизит, 20 - 26 октября, 2014).
и) Идиографемы
В качестве примеров употребления идеографии можно привести следующие рекламные объявления:
- «ДЕРЕВЯШКИН. Изделия из ДЕРЕВА для ДОМА, ДАЧИ, БАНИ!». Само слово «деревяшкин» имеет корень « - дерев - », и у нас сразу возникает образ дерева, досок. Буква «Д» изображена в виде дома, что отсылает нас к образным ассоциациям с деревянным домам. Второе предложение в рекламе подтверждает наши предположения. Загадка решена правильно.
- «ВЕЛОPROFI». Реклама магазина велосипедов. Мы это понимаем по началу слова «вело - », но не только. Обе буквы «О» изображены в виде велосипедных колес, которые представляют собой часть изображенного велосипеда.
к) Графические зевгмы
Окказионализмы, которые встречаются лишь в рекламе, публикующейся в печатных СМИ, и способствующие речевой экономии. Этот прием соответствует экспрессивной графике. В данном случае слова объединяются вокруг главного для всех элемента. Примером графической зевгмы может служить реклама компании по ремонту и установке стиральных машин
Р
И
МАСТЕР
Общим компонентом является буква «А». Прием графической зевгмы встречается довольно редко, но безусловно заслуживает внимания, как один из тех, к которым взгляд возвращается для того, чтобы перечитать рекламу.
Также, при анализе фактического материалы мы выяснили, что своей целью и заголовки и реклама ставят не только информирование граждан, но и привлечение внимания к себе в частности и печатным изданиям в целом. Ко всему прочему, в заголовках и рекламе отражаются реалии современной действительности.
Игровые заголовки способствуют экономии газетного пространства и привлечению внимания читателя к ключевым моментам.
Так же, мы считаем, что при правильном и грамотном применении языковой игры авторами, графическая игра может способствовать развитию речемыслительной деятельности реципиента, обогащает его словарный запас, способствует развитию логики.
Список литературы
- Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Русский язык, 1979. — 240 с.
- Ильясова С.И. Языковая игра в газетном тексте// Русский язык. 2001. №23 (77). С.33-37.
- Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. Спб.: Издательство Михайлова В. А., 2002. -383 с.
- Цикушева И.В. Феномен языковой игры как объекта лингвистического исследования//Известия Российского государственного университета им. А.И.Герцена. 2009. № 90. С. 169 – 171
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Е.А.Худикова. Реклама элективного курса. "Отражения кривых и преобразование формул"
Учитель должен тоже уметь делать рекламу своей продукции, чтобы заинтересовать учеников и побудить их к знаниям....
Роль рекламы в жизни современного школьника
Научно - исследовательская работа по русскому языку...
Приёмы языковой игры на материале слоганов американской рекламы
Приёмы языковой игры на материале слоганов американской рекламы...
Презентация к теме "Реклама" "История рекламы от древности до наших дней"
Данная презентация дает представление о возникновении и развитии рекламы от древности до наших дней. Рассчитана на 6 класс....
Деловая игра «Создаем социальную рекламу» (итоговый урок по теме «Обработка текстовой информации»)
Рассматриваемый урок является обобщающим уроком по теме «Обработка текстовой информации» и проводится в форме деловой игры, в процессе которой обучающиеся демонстрируют приобре...
Технологическая карта урока технологии "Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности.
Технологическая карта урока технологии поможет учителям провети урок по теме: "Реклама" в 5 классе....
РОЛЬ НЕВЕРБАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ КАК СПОСОБА ПОВЫШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА МАТЕРИАЛЕ БАННЕРНОЙ РЕКЛАМЫ США)
Статья посвящена анализу конкретных образцов политической рекламы США на предмет возможного влияния их невербальной составляющей на восприятие электоратом....