ОГЭ. подготовка к части 15.3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Нурисламова Анна Гайнитдиновна

открытый урок по подготовке к сочинению ОГЭ часть 15.3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar._urok.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

 в 9Б классе

на районном семинаре учителей-языковедов

на тему:

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Учитель: Нурисламова А. Г.

Тема «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

Цель:- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,

как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Работа над построением сочинения - рассуждения. Слово учителя:

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения

III. текст.

(1)Однажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжёлый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.

         (3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убегает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

          (5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задёргалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слёзы от самой маленькой обиды.

         (7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, подкрался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз неповадно было.

         (10)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда всё забудется, я как ни в чём не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (13)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»

              (15)В урочный день и час, на большой перемене, я подошёл к Витьке.

 (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.

(17)— Да уж… (18)Я знаю, ты драться начнёшь. (19)Отплачивать.

(20)— Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжём теплинку.

         (22)Между тем положение моё осложнилось. (23)Одно дело — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чьё мясо съела, а другое дело — весь этот разговор.

         (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошёл, было бы куда всё проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.

           (26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так всё точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)Значит, я накалился и готов к отмщению.

         (29)На горе, где начались маленькие ёлочки, выпал удачный момент. (30)Как раз Витька, шедший впереди меня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы ещё больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.

(32)— Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку. — (33)Шмель оттуда вылетел, я сам видел. (34)Давай раскопаем? (35)Может, там мёду полно.

(36)«Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, — потом уж я с тобой разделаюсь!»

 (37)На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, недаром у него глазищи по чайному блюдечку.

(39)— Айда за солью! — предложил Витька. (40)— Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

            (42)А я думал, лелея по-прежнему свой злодейский замысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищучу в лесу!»

(43)Мы принесли соль и два куриных яйца.

(44)— Теперь давай ямку копать.

            (45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засыпали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдём домой, и тут я буду должен… (47)Что бы ещё такое придумать, так не хочется идти домой…

(48)— Бежим на речку, — говорю я Витьке. (49)— Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьём холодненькой.

        (        51)Ну вот, мы и попили, и умылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идёт вперёд. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

              (56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идёт впереди тебя.

         (58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что-нибудь интересное придумает.

         (61)Ладно! (62)Если он ещё раз стукнет меня между лопаток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь — ладно.

          (64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

                                                                                                       (По В. Солоухину)

  • Какие темы здесь затронуты?(доверие, предательство, человечность, жалость….)

IV. работа с текстом. (слайд 6).

1. Чувство обманутого.

2. Рана, наносимая словом.

3. Осадок после оскорбления.

17. Это горькое чувство появляется, когда нас задевают за живое.

25. Серьёзное огорчение.

        «Словарь кроссвордиста»

1.  - о каком чувстве идет речь?

Сегодня мы поработаем с этим словом.

2. чтение задания. (слайд 7).

4.  – ребята! А вам знакомо чувство обиды?

Конечно, каждый из нас когда-либо испытывал это чувство. Поэтому попытаемся подобрать к нему эпитеты. – а что такое эпитет? (Эпитет - это яркое образное определение

(слайд 8) Беспощадная, бешеная, болезненная, больная, большая, великая, глубокая, глухая, горькая, грубая, давняя, жгучая, жестокая, злая, кровная, мелкая, минутная, мучительная, невольная…

По ходу урока будем составлять кластер. Откройте свою тетрадь с теорией. И записывайте туда, все что относится к слову «обида».

5. работа с текстом по вопросам. (слайд 9) 

– Что произошло на школьном участке во время уборки картофеля?

– Как описывает рассказчик чувство обиды, охватившее его?

– Что порождают обида и злость?

– Какой план мести созрел у героя?

– Как вы понимаете смысл слова МЕСТЬ?

– Какие эмоции, чувства владеют рассказчиком, обдумывающим план мести?

– Как он пытался сохранить, разжечь в себе чувство обиды?

– Что помешало рассказчику отомстить Витьке?

– Что испытывает рассказчик, когда  отказывается от мести?

– Как изменилось его отношение к Витьке после похода в лес?

–  Как характеризует рассказчика отказ от желания отомстить? Докажите свою точку зрения.

 - Что такое теплина? (слайд10)

ТЕПЛИНА I ж. местн. 1) а) Огонь, разведенный в овинной печке для сушки снопов. б) Печка или яма, в которой разводится огонь. 2) Костер, разведенный на открытом месте. II ж. местн. см. теплина.

6. работаем с понятием «обида». Составляем кластер на формате А4.

(распечатать слайд 12.)

Пробуем с помощью кластера дать определение понятию ОБИДА.

ФИЗМИНУТКА: давайте немного дадим отдохнуть глазам нашим от экрана. Вас обидели. Отпустите вниз взгляд. Закройте теперь руками лицо. Подумайте, стоит ли обижаться. Откройте глаза. Посмотрите, не поворачивая головы, влево и вправо, вверх и вниз. Поймите – жизнь прекрасна. Улыбнитесь друг другу. Давайте работать дальше.

7. попробуем сравнить понятие обида. Я говорю слова, а вы пробуете объяснить почему так.

 Обида похожа на (слайд 13)

  • удава, так как душит всё сильнее;
  • острое оружие, потому что ранит очень больно;
  • огонь, так как обжигает душу;
  •  снежный ком, потому что обрастает

     новыми негативными эмоциями;

  • бездну, потому что упасть в неё легко, а выбраться трудно;
  • лабиринт, так как, блуждая по нему и не находя выхода, погружаешься в беспросветное отчаяние.

Попробуйте дать определения помощью наших сравнений.

Даем определение  слова ОБИДА. (слайд 14.)

8. работаем над комментарием к определению.

  • Какова отличительная особенность (признак) данного чувства (негативного переживания)?
  • Что может быть причиной возникновения этого чувства?
  •  В чём заключаются его негативные качества, свойства? и т.п

ПИШЕМ 1Й АБЗАЦ  СОЧИНЕНИЯ.

(читают).

9. Аргуентация.

1й аргумент – по тексту. Я думаю вы все справитесь с этим заданием.

(напишите мне второй абзац с аргументом по тексту)

(читают)

- Д/З. я вас попросила перечитать Пришвина «Кладовая солнца». Как вы думаете, почему? (это будет аргументом к сочинению)

(можно также указать здесь , что это произведение о природе, также о красоте, что нужно беречь природу, Год Экологии).

 - ваше д.з. было найти пословицы про обиду. Давайте я их послушаю.

Как при написании сочинения они вам помогут?

(послужат аргументом)

Какой можно сделать вывод?   - нужно уметь прощать.

А знаете, что такое прощеное воскресение? И его историю? (Слайд 17)

(пишут 3й абзац. Аргумент из жизненного опыта)

10.. Давайте послушаем притчу об обиде. (раздаю слова двум ученикам).

Однажды ученик попросил своего духовного учителя:

— Мастер, ты постиг божественную мудрость, всегда находишься в состоянии полного покоя и хорошего настроения. Тебя никто не раздражает, и ты ни на кого не обижаешься. Научи меня быть таким же.

— Хорошо, я научу, но для этого принеси мешок и картофель.

Ученик сделал всё, как сказал учитель.

— Когда ты разозлишься на кого-нибудь или затаишь обиду, напиши имя обидчика на картофелине и положи ее в мешок, — сказал учитель ученику.

— И это все, что нужно сделать? — недоумённо спросил  ученик.

— Нет, этот мешок ты должен всегда носить с собой, куда бы ни шел. И каждый раз, раздражаясь или обижаясь на кого-либо, добавляй картошку в мешок.

— Хорошо, —ответил ученик.

          Прошло некоторое время. Мешок добросовестного ученика постепенно прибавлял в весе и стал очень тяжелым. К тому же первые картофелины начали портиться и издавать неприятный запах.

Тогда ученик пришел к своему учителю и сказал:

— Я уже не могу носить с собой эту тяжелую вонь. Предложи мне что-нибудь другое.

На что мудрец ответил:

— А разве в душе ты носишь что-то другое, когда обижаешься и злишься на людей? Я подарил тебе возможность посмотреть на всё со стороны. Думаю, в следующий раз ты задумаешься, нужна ли тебе очередная картофелина…

11. ПИШЕМ 4й абзац.

12. рефлексия. Чтение полного сочинения. Выставление оценок.

Зачитываем свои сочинения. Д.з. доработать сочинения.

Какую бы вам не обидно было получить оценку за урок?попробуйте поставить сами себе оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к части С ЕГЭ по русскому языку

Задание к части «С» единого государственного экзамена формулируется так: «Напишите сочинение по прочитанному тексту» Однако на деле оказывается, что ни сочинение, ни анализ текста никому не нужны, т. ...

Урок русского языка. Подготовка выполнения части В.

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему  обучени...

Материал для подготовки к части С ЕГЭ

Материал для подготовки к части С ЕГЭ.притча для аргументации по проблеме: РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА....

Подготовка к части В

Этот план позволяет отрабатывать навыки, необходимые для успешного решения части В в тесте формата ЕГЭ....

Подготовка к части С

Материал может пригодиться к одному из этапов сочинения по заданному тексту...

Подготовка к части С ЕГЭ по русскому языку

В документе содержатся клише, которые помогут одиннадцатиклассникам оформить сочинение-рассуждение по предложенному тексту....

Подготовка ЕГЭ. Часть С.

Образцы сочинений-рассуждений....


 

Комментарии

Хидиятова Ильсия Юлаевна

Спасибо за отличную разработку!.