Урок русского языка. Подготовка выполнения части В.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи.В рамках системно-деятельностного подхода был проведен урок в 11классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок (11класс)
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов образования нового поколения.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему обучения то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи.
Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.
В рамках системно-деятельностного подхода был проведен урок в 11классе.
До этого ребята ещё не работали в таком режиме, но у них есть опыт участия в уроках - проектах, элементы этих уроков и были использованы. Класс разделён на 4 группы, каждая впоследствии работала над своей частью задания В, выбраны консультанты.
Тема:Подготовка выполнения части В.
Задачи: подготовить учащихся к выполнению части В3-В6;совершенствовать навыки самостоятельной работы в группе; формировать корректное отношение к чужому мнению; развивать навыки работы с учебниками и другими материалами по заданию; оформлять полученные знания в виде схем, таблиц ит.д.
Ход урока.
1.Постановка учебной задачи. (2мин.)
У:Задания части В связаны с анализом языковых явлений в тексте. Они требуют умения самостоятельно сформулировать ответ в виде слова, небольшого перечня слов, цифр. Неумение опознать определённые грамматические конструкции (например, причастный, деепричастный обороты) затрудняет освоение текста.
Ваша задача выполнить задания В3- В6
2. Учащиеся получают задания, в группе работают 5 человека. (7мин.)
(В3-виды словосочетаний, В4-виды односоставных предложений, В5-виды предложений с обособлением (определений, обстоятельств, дополнений), В6- СПП с различными видами придаточных).
3. Учащиеся выполняют задания, учитель - у консультантов, консультанты - у ребят.
Вывод: сколько человек не справились с тем или иным заданием. (2мин)
4. Обсуждение. (6мин.)
У: Проанализируйте, какие задания не смогли выполнить и почему?
Что не учли при выполнении задания?
Каких знаний не хватило при выполнении?
Свяжите эти задания с разделами языка.
Что необходимо предпринять, чтобы закрыть пробелы?
Проанализируйте соответствующие тексты в учебниках и переработайте так, чтобы пробел был
закрыт. Что это может быть?
Прежде чем вы приступите к работе, хочу обратить ваше внимание на слова М.Монтеня ( на доске): «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.»
Поэтому попробуйте сами добыть эту «собственную мудрость».
(Каждая группа получает задание, причём ребята не знали до этого, какое задание им достанется. Консультанты распределяют роли в группе и помогают, если необходимо.)
5.Учащиеся работают с теоретическим материалом, оформляют его, озвучивают результаты своей работы. (20мин.)
(Задание В3-оформляеся на доске, В4- на компьютере, В5 и В6 – на ватманах).
6. Практическая работа. (8мин.)
В соответствии со схемами, постарайтесь устранить ошибки в КИМах. Для практической работы вам предлагаются разноуровневые упражнения (учебник Розенталя):
На «3» -тест из сборника «ГИА», стр.83 1,2,3.
стр.93 вариант 1,2.
На «4» - Выписать из упр.№309 (учебник Д.ЭРозенталя):
А) 2 словосочетания со связью управление;
Б) предложение с обособленным определением;
В) сложноподчиненное предложение с определительным придаточным.
На «5»- Выбрать и выписать из упражнения № 314 (учебник Д.Э.Розенталя) словосочетания я, предложения, связанные с заданиями В3-В6 ЕГЭ.
7. Домашнее задание: выбрать из упражнения №433 ученик «Русский язык» под редакцией В.Ф.Грекова примеры в соответствии с ошибками, допущенными вами в КИМах.
Использованные источники:
1. Трофимова О.В., доцент кафедры теории и методики преподавания гуманитарных дисциплин ЯрОИПК , Реализация принципов развивающего обучения Л.В. Занкова на уроках русского языка в
средней школе.
2. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. (ресурсы Интернета).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка "Правописание омонимичных частей речи"
Урок- повторение в начале 9 класс...
Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"
"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...
Презентация к уроку русского языка "Глагол как часть речи"
Презентация по теме "Глагол как часть речи"....
Проблемное обучение на уроках русского языка через выполнение нестандартных заданий
Данные упражнения направлены на развитие познавательных способностей учащихся...
Разработка урока русского языка "Подготовка к ГИА. Задания части В"
Закрепление анализа текста, используя знания орфографии, пунктуации, лексиски и синтаксиса. Разбор заданий ГИА по русскому языку (часть В)...
Презентация к уроку русского языка. Подготовка к ЕГЭ. Часть В1.
Материал поможет при подготовке к ЕГЭ, в презентации представлен алгоритм решения части В1 и тесты....
Активизация логического мышления на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками
Использование работы над ошибками с целью активизации логического мышления и повышения качества знаний учащихся на уроках русского языка....