рабочая программа 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 5 класс составлена составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
- Федеральный перечень учебников;
- ООП МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 23 »;
- Учебный план МАОУ «Основная общеобразовательная школа №23 » на 2018 - 2019 учебный год;
Содержание тем учебного курса.
1. Язык – важнейшее средство общения. – 2 ч. + 1 ч.Р.р.
2. Повторение изученного в начальных классах. - 26 ч.(5 ч.Р.р).
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 31ч. (7 ч.Р.р.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. – 16 ч. (4 ч. Р.р.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
5. Лексика. Культура речи. – 15 ч. ( 4 ч. Р.р.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи – 23ч. (4 ч. Р.р.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
7. Морфология.Орфография. Культура речи – 50 ч. + 11 ч. Р.р.
Самостоятельные и служебные части речи –
Имя существительное - 20 ч. (4ч. Р.р.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное - 11 ч. (3) ч. Р.р.
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол – 29 ч.(4 ч. Р.р.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе – 5 ч.
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Календарно-тематическое планирование. 5 класс
1 | Введение. Язык и человек. Общение устное и письменное | ||
2 | Стили речи | ||
Вспоминаем, повторяем и изучаем (29ч) | |||
3 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | ||
4 | Орфограмма | ||
5 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | ||
6 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | ||
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | ||
8 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова | ||
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | ||
10 | Буквы и,у,а после шипящих | ||
11 | Разделительные Ь и Ъ | ||
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами | ||
13 | Проверочная работа | ||
14 | Развитие речи. Что мы знаем о тексте | ||
15 | Развитие речи. Обучающее изложение | ||
16 | Части речи | ||
17 | Глагол | ||
18 | Написание –тся и –ться в глаголах | ||
19 | Развитие текста. Тема текста | ||
20 | Личные окончания глаголов | ||
21 | Проверочная работа | ||
22 | Имя существительное | ||
23 | Проверочная работа | ||
24 | Имя прилагательное | ||
25 | Проверочная работа | ||
26 | Развитие речи. Сочинение по картине АА Пластова «Летом» | ||
27 | Местоимение | ||
28 | Развитие речи. Основная мысль теста | ||
29 | Контрольный диктант | ||
30-31 | Работа над ошибками. Тест | ||
Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. (20ч) | |||
32 | Синтаксис и пунктуация | ||
33 | Словосочетание. Разбор словосочетания. | ||
34 | Предложение | ||
35 | Развитие речи. Сжатое изложение | ||
36 | Виды предложении по цели высказывания. Восклицательные предложения. | ||
37 | Развитие речи. Сочинение на тему «Памятный день в школе» | ||
38 | Тест по теме «Словосочетание и предложение» | ||
39 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | ||
40 | Тире между подлежащим и сказуемым | ||
41 | Нераспространенные и распространенные предложения | ||
42 | Второстепенные члены предложения. Дополнение, определение и обстоятельство. | ||
43 | Закрепление темы «Второстепенные члены предложения» | ||
44 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
45 | Обобщающие слова при однородных членах | ||
46 | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | ||
47 | Предложения с обращениями | ||
48 | Развитие речи. Письмо | ||
49 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | ||
50 | Синтаксический разбор сложного предложения. | ||
51 | Контрольная работа по теме «Простые и сложные предложения», «Прямая речь» | ||
52 | Итоговый урок по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (14ч) | |||
53 | Фонетика. Гласные и согласные звуки. | ||
54 | Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие. | ||
55 | Развитие речи. Повествование. Изложение. | ||
56 | Согласные звонкие и глухие. | ||
57 | Графика. Алфавит. | ||
58 | Развитие речи. Описание предмета | ||
59 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | ||
60 | Двойная роль букв е,ё,ю,я | ||
61 | Орфоэпия | ||
62 | Фонетический разбор слова | ||
63 | Повторение темы «Фонетика» | ||
64-65 | Контрольная работа. Работа над ошибками | ||
66 | Развитие речи. Описание картины ФП Толстого «Цветы, фрукты и птица» | ||
Лексика. Культура речи. (10ч) | |||
67 | Слово и его лексическое значение. Способы выражения лексических значении слов | ||
68 | Однозначные и многозначные слова | ||
69 | Прямое и переносное значение слов | ||
70 | Омонимы | ||
71 | Синонимы | ||
72 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине ИЭ Грабаря «Февральская лазурь» | ||
73 | Антонимы | ||
74 | Развитие речи. Изложение | ||
75 | Повторение темы «Лексика» | ||
76 | Проверочная работа по теме «Лексика» | ||
Морфемика. Орфография. Культура речи. (24ч) | |||
77 | Понятие о морфеме. Изменение и образование слов | ||
78 | Окончание. Основа слова | ||
79 | Развитие речи. Сочинение-письмо | ||
80 | Корень слова | ||
81 | Развитие речи. Рассуждение | ||
82 | Суффикс. Приставка. | ||
83 | Развитие речи. Выборочное изложение. | ||
84 | Закрепление тем «Корень. Суффикс. Приставка» | ||
85 | Чередование звуков | ||
86 | Беглые гласные | ||
87 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | ||
88 | Проверочная работа по теме «Варианты морфем» | ||
89 | Правописание гласных и согласных в приставках | ||
90 | Буквы З и С на конце приставок | ||
91 | Буквы О-А в корне –лаг- - -лож- | ||
92 | Буквы О-А в корне –раст- - -ращ- - - рост - | ||
93 | Буквы Ё-О после шипящих в корне | ||
94 | Буквы И-Ы после Ц | ||
95 | Повторение темы «Морфемика. Орфография. Культура речи» | ||
96 | Проверочная тема по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | ||
97 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине ПП Кончаловского «Сирень в корзине» | ||
98-99 | Контрольная работа «Морфемика. Орфография. Культура речи» | ||
100 | Заключительный урок по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | ||
Морфология. Орфография. Культура речи. ( 65 ч) | |||
Имя существительное (21ч) | |||
101 | Имя существительное как часть речи | ||
102 | Развитие речи. Доказательства в рассуждении | ||
103 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | ||
104 | Имена существительные собственные и нарицательные | ||
105 | Род Имен существительных | ||
106 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | ||
107 | Развитие речи. Сжатое изложение | ||
108 | Три склонения Имен существительных | ||
109 | Падеж Имен существительных | ||
110-111-112 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | ||
113 | Развитие речи. Изложение | ||
114-115 | Множественное число Имен существительных | ||
116 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | ||
117 | Повторение темы «Имя существительное» | ||
118 | Морфологический разбор Имени существительного. | ||
119-120 | Контрольный диктант. Тест. Работа над ошибками. | ||
121 | Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине ГГНисского «Февраль. Подмосковье» | ||
Имя прилагательное (14ч) | |||
122-123-124 | Имя прилагательное как часть речи | ||
125-126 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||
127 | Развитие речи. Описание животного | ||
128-129 | Прилагательные краткие и полные | ||
130 | Развитие речи. Описание картины АН Комарова «Наводнение» | ||
131 | Морфологический разбор имени прилагательного | ||
132 | Повторение темы «Имя прилагательное» | ||
133 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | ||
134-135 | Контрольный диктант. Работа над ошибками | ||
Глагол (32ч) | |||
136 | Глагол как часть речи | ||
137 | Не с глаголами | ||
138 | Развитие речи. Рассказ. | ||
139-140 | Неопределенная форма глагола | ||
141 | Развитие речи. Устное изложение | ||
142-143 | Правописание –тся и –ться в глаголах | ||
144-145 | Виды глагола | ||
146 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | ||
147 | Развитие речи. Редактирование речи | ||
148 | Время глагола. Прошедшее время | ||
149 | Настоящее время | ||
150 | Будущее время | ||
151 | Спряжение глаголов | ||
152 | Определение спряжение глаголов с безударным личным окончанием | ||
153-154 | Правописание безударных личных окончании глаголов | ||
155 | Развитие речи. Составление описании и диалогов с использованием глаголов настоящего времени | ||
156 | Морфологический разбор глагола | ||
157 | Развитие речи. Изложение | ||
158 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | ||
159 | Употребление времен | ||
160 | Развитие речи. Употребление времен в устных и письменных рассказах | ||
161-162 | Обобщение по теме «Глагол» | ||
163-164 | Контрольный диктант. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи» | ||
Повторение и систематизация изученного в 5 классе. (11ч) | |||
165-166 | Разделы науки о языках | ||
167-168 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | ||
169 | Орфограммы в окончаниях слов | ||
170 | Употребление Ь и Ъ | ||
171 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | ||
172 | Итоговый тест по программе 5 класса | ||
173 | Работа над ошибками | ||
174 | Итоговый контрольный диктант | ||
175 | Анализ ошибок в контрольных работах, подведение итогов года. |
Учебно-методическое обеспечение
- Книгопечатная продукция
- Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2012.
- Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составительН.В. Егорова. –М.:ВАКО,2011.
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
- М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
- Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
- А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.
- Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
- Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
- Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008.
- Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр, 2007.
- Цифровые образовательные ресурсы:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
- http://rusolimp.kopeisk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...