"Имена существительные собственные и нарицательные". Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imena_sushchestvitelnye_sobstvennye_i_naritsatelnye.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка и литературы.
ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» г. Саранск
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-М КЛАССЕ
«ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ»
Цели урока:
узнать: деление существительных на собственные и нарицательные.
научиться: правильно писать имена существительные собственные, обозначать орфограмму «Большая буква и кавычки в именах собственных».
предметные УУД:
- формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные;
- продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки;
- закреплять знания об общем значении, морфологических признаках и синтаксической роли существительного;
- закреплять умения находить и использовать имена существительные в тексте;
развивать творческие способности обучающихся; воспитывать интерес к изучению предмета;
личностные УУД:
- понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;
метапредметные УУД:
- связь с литературой, географией, историей, музыкой, живописью.
регулятивные УУД:
- формировать умение целеполагания, планирования, поводить рефлексию и саморегуляцию;
познавательные УУД:
- формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
- формировать умение анализировать текст с целью выявления общих законов; умение доказывать;
коммуникативные УУД:
- формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока.
- Оргмомент. Организационное начало.
II. Мобилизующий этап урока.
– Какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя существительное)
Ребята, нам потребуются сигнальные карточки «Да», «Нет». Если я верно говорю, то вы поднимаете «Да», если я неверно утверждаю, то вы поднимаете карточку «Нет». Итак…
III. Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «ДА» и «НЕТ»):
- Имя существительное относятся к служебным частям речи.
- Имя существительное - самостоятельная часть речи.
- Имя существительное обозначает признак предмета.
- Имя существительное обозначает предмет.
- Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?
- Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?
- Имя существительное в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
- Имя существительное изменяется по лицам и числам.
- Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду.
- Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
- Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?
III. Объяснение нового материала.
1) Перед вами слова в двух столбиках. Прочтем их и определим, к какой части речи относятся данные слова.
имя | Степан |
отчество | Дмитриевич |
фамилия | Эрьзя |
собака | Мухтар |
река | Мокша |
озеро | Инерка |
город | Саранск |
• Слова какого столбика обозначают названия отдельных, единичных предметов?
Это имена существительные собственные.
• Что относится к именам собственным?
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- Слова первого столбика обозначают названия однородных предметов, каких много. Это имена существительные нарицательные. Пишутся они со строчной буквы.
ЗАДАНИЕ: соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тетрадь.
2) Определите, слова какой группы будут являться именами собственными, какой -нарицательными:
историческое событие
книга
басня
стихотворение
журнал
газета
картина
кинофильм
фабрика
корабль
Справка: «Стрекоза и Муравей», Бородинское сражение, «Тимур и его команда», «Известия Мордовии», «Мурзилка», «Полосатый рейс», «Опять двойка!», «Аврора», «Ламзурь», «Зимнее утро».
• Догадайтесь, в чем заключается задание (подобрать к именам нарицательным подходящие по смыслу имена собственные)
Задание выполняется коллективно в тетрадях.
• Сделаем вывод по этому упражнению:
а) С какой буквы пишутся названия исторических событий?
б) Какие имена существительные собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?
3) Обобщим наши рассуждения по плану:
а) Какие существительные относятся к именам собственным?
б) Как пишутся имена собственные?
в) Какие имена собственные не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки?
г) Как будем обозначать новую орфограмму? (форзац учебника)
4) Знакомство с материалом учебника ( стр. 195, 199 )
IV. Закрепление нового материала.
1) ЗАДАНИЕ: заполнить таблицу.
*■
Имена существительные
Нарицательные | Собственные | Собственные и нарицательные |
здание | Саратов | Курган, курган |
• • • | • • • | • • • |
(К, к)вартира, (М, м)инск, (Л, л)ист, (Е, е)нисей, (Г, г)итара, (Б, б)инокль, (Ю, ю)Питер, (В, в)ера, (О, о)рёл, (А, а)рктика, (К, к)осмонавт, (О, О)гонек, (М, м)осквич, (Т, т)руд, (Г, г)реция, (К, к)абинет.
2) Перед вами текст. Прочитаем его и докажем, что это действительно текст.
(Р, р)оссия - крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом большом материке (Е, е)вразия и занимает значительную часть территории в двух частях света - (Е, е)вропе и (А, а)зии.
(Р, р)оссия омывается водами трех океанов. С запада - (А, атлантического, с севера - Северно-Ледовитого, с востока - (Т, т)ихого.
Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как (Р, р)оссия. Тепло (Ч, ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф, ф)ранца (И, и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова (К, к)амчатка - все это наша (Р, р)одина!
- Какова основная мысль текста? ( Россия - великая и прекрасная страна )
- ЗАДАНИЕ: выписать из текста слова на орфограмму «Заглавная буква в именах собственных».
- Что обозначает каждое из этих имен собственных и все они вместе? (географические названия)
3) Перед вами портрет известного мордовского художника Ф.В.Сычкова и репродукция одной из известных его картин «Девочка с цветами».
• ЗАДАНИЕ: составить и записать предложения, используя имя, отчество, фамилию художника и название его картины.
( Ф.В.Сычков -гордость республики Мордовия. Картина «Девочка с цветами» -одно из лучших его полотен )
4) ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА НА КОМПЬЮТЕРЕ.
Мы читаем журнал ...
Юный техник «Юный техник»
Моя любимая песня ...
«Улыбка» Улыбка
Наша школа находится на улице ...
садовой Садовой
Летом я с родителями был в городе
Москве москве
Я читал рассказ А.Куприна ...
скворцы «Скворцы»
Мы писали сочинение по картине П. П. Кончаловского ...«Сирень» сирень
В нашем городе есть кинотеатр ...
«Победа» Победа
На море часты бури и штормы.
Черном «Черном»
В газете была статья о современном искусстве.
«Труд» Труд
Талантливый художник Перов родился в ... .
Сибири сибири
Мою любимую собаку зовут ....
полкан Полкан
Недалеко от Пензы есть станция ...
«Луговая» Луговая
В стихотворении «Бородино» Лермонтов описал
Бородинское сражение «Бородинское» сражение
Наш класс совершил экскурсию на завод
«Орбита» орбита
V. Итог урока:
- Что нового мы узнали на уроке?
- Названиями каких предметов являются имена собственные?
- Какие имена собственные заключаются в кавычки?
VI. Домашнее задание.
- группа- пар. 79, упр. 468, 472(1. 2)
- группа - пар. 79, упр. 468, 472( 1 )
- группа - пар. 79, упр. 468.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"
Презентация рекомендована для индивидуального обучения....
" Имена существительные собственные и нарицательные ". Урок русского языка в 5 классе.
Урок изучения нового материала в 5 классе в нетрадиционной форме - игра-путешествие....
Урок русского языка в 5 классе по теме «Имена существительные собственные и нарицательные»
Разработка данного урока содержит цели урока, словарно-орфографическую работу, материалы для наблюдения и закрепления,физкультминутку с привлечением лингвистического материала, а также дифференц...
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.
Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...
Урок по русскому языку в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок по русскому языку с использованием средств субъективизации...
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Урок формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс). Имена существительные собственные и нарицательные.
Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом и 6-ом классе....