Развитие критического мышления при обучении русскому языку
статья по русскому языку

Гончарова Эгнара Ивановна

Выступление на заседании ШМО от 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_ot_17.11.2017.docx274.34 КБ

Предварительный просмотр:

     Выступление на заседании ШМО гуманитарного цикла

«Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы» .

                                                                                                 

        подготовила учитель русского языка и литературы Гончарова Э.И.

                                                                                                 ноябрь 2017 год

     Педагогическое сообщество переходит на иные образовательные стандарты, в основу которых положена новая идеология, которая обусловливает переход школы к реализации новой образовательной парадигмы. Она требует принципиальных изменений в содержании образования, а также качественно иного методического мышления учителя.            Школа призвана воспитать человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Это предполагает целенаправленное и системное развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. В частности, обучение должно быть направлено на становление системы универсальных учебных действий (УУД), овладение метапонятиями и метаумениями. Умение учиться – ключевая компетенция, формируемая в школе.

    Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Причины перехода к новым технологиям в обучении

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:

желание развития творческого мышления,

потребность в развитии письменной и устной речи,

увеличение объёма информации,

снижение познавательной деятельности учащихся,

низкая мотивация учебной деятельности.

Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения.

Я постоянно задаю себе вопрос: «Чему я хочу научить своих учеников?» И в каком бы я классе ни преподавала, ответ всегда неизменен. Я глубоко убеждена в том, что главная цель урока - это воспитание личности, человека, умеющего   анализировать   прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моем понимании - человек, не боящийся мыслить.

Чтобы достигнуть поставленной цели, нужно создать определенные условия для ученика, которые помогли бы ему обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы раскрыться, способствовали формированию   его   мировоззрения.   Современная   методика преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать комфортные условия для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее говоря, сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися.

Я часто задумывалась, почему ребятам скучно на уроках, почему современные дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не заботясь о том, что содержание их работы не совпадает с темой заданного сочинения. Мне стало понятно, что только заученное правило не сделает ребенка грамотным, а выученные даты жизни писателя не помогут ему понять то или иное литературное произведение.

Что же делать, чтобы это изменить? Пришлось пересмотреть методы и приемы работы на уроках литературы и русского языка.

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Поиски привели меня к использованию технологии развития критического мышления.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование К. м. — одна из актуальнейших задач современного обучения.

    Ещё лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

     В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы.

     Из всех технологий она, на мой взгляд, самая рациональная. При её использовании нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя и верить ему на слово, работа в коллективе заставляет ребенка взглянуть на себя по-другому, мобилизовать свой потенциал. Необходимо выделить такую особенность критического мышления, как взаимная, органичная связь его с творческим развитием ребенка.

    Целью всей моей работы стала модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации усвоения новых знаний через использование мощностей технологии развития критического мышления и передовых информационных технологий.

     Цель технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) - научить учащихся получать знания не только пассивно, но и критически преобразовать, пережить, и, самое главное, "присвоить" предложенную информацию, помочь учащимся освоить методику самообразования, активного поиска информации, а следовательно, повысит уровень и качество образования в целом.

     Таким образом, я поняла, что именно технология развития критического мышления поможет мне подготовить школьников к выпускным экзаменам, научит детей работать с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации. Поэтому цель технологии становится и моей целью.

    Применение методов и приёмов ТРКМЧП на уроках русского языка и литературы

Познакомившись глубже с теоретической основой технологии, я получила ответы на многие вопросы и выработала несколько моделей работы с текстом, скомбинировав известные приёмы

Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо. Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а также мотивирует их деятельность.

hello_html_35ffe49a.png

Урок по технологии критического мышления композиционно предполагает 3 этапа: вызов, осмысление содержания, рефлексию.

hello_html_m72a046b6.png

hello_html_m4a1945bb.png

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности, сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

hello_html_24492f4c.png

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями, искать ответы на поставленные в первой части вопросы..

Третья стадия – рефлексия.

hello_html_m48441064.png

На этом этапе основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания, новой информации учеником; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Целесообразно использовать и жанр критики и публицистики – эссе (небольшая письменная работа). Это свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.

Если посмотреть на 3 стадии занятия, то с точки зрения традиционного урока, совершенно очевидно, что они есть на каждом обычном уроке, а именно – сначала идет введение в проблему, потом следует изучение нового материала и, наконец, закрепление материала.

В чем же различие? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируют на создание условий развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много, но объединяет их ещё и то, что все они направлены, в конечном счете, на развитие речи.

Какие методические приёмы можно использовать на данных этапах (стадиях) уроков русского языка и литературы?

Методические приёмы

«Вызов»

«Корзина» идей, понятий, имён…; рассказ- предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и другие

«Осмысление»

Работа с текстом; работа со схемой, таблицей; просмотр эпизода из фильма; материал учебника; «инсерт» (маркировочные знаки: !, ?,-, +; маркировочная таблица)

«Рефлексия»

заполнение кластеров, таблиц; возврат к ключевым словам, логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы;написание творческих работ: синквейнов, эссе, лингвистических сказок; составление кроссвордов;

исследования отдельных вопросов темы и другие

Указанные в данной таблице приёмы развития критического мышления формируют способность находить нужную информацию, критически осмысливать, систематизировать; переводить визуальную информацию в вербальную и обратно;

находить ошибки в информации, высказывать обоснованные аргументы; умения длительное время собирать и систематизировать тематическую информацию.

В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности. При работе над изложениями не только активизируется пассивный словарь ученика, но и обогащается его устная речь, так как он вводит новые слова.

hello_html_m4df46d50.png

На уроках я использую все виды изложений: подробные и сжатые, полные и выборочные. Часто в изложения ввожу творческие задания: озаглавить текст, описать внешность героя, описать поведение героя, сформулировать свое мнение о поступке героя.

На уроках русского языка при подготовке к изложению с творческим заданием по сюжетному тексту целесообразно применять такую модель:

Заключение

Благодаря применению методов и приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, появилась большая заинтересованность учащихся в предмете. Я заметила, что на уроках повышается активность учащихся, даже самые слабоуспевающие и безразличные к учебе школьники стали проявлять заинтересованность в собственных достижениях, добиваться успеха.

К одной и той же задаче можно подходить по-разному, в зависимости от знаний в данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек - это интересный человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!

Таким образом, используя технологию развития критического мышления на своих уроках русского языка и литературы, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся. Использование технологии развития критического мышления, ее приемов и методов дает хороший результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в  10 классе показывается использование данной технологии....

Структура урока в технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В данной статье представлены материалы организации уроков русского языка с использованием методов и приемов технологии развития критического мышления. Представлен конспект урока русского языка в 5 кла...

«ИЗУЧЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса. Изменение масштабов событий , происходящих сегодня в мире, а также информационный взрыв , стремитель...

Практическое использование технологии развития критического мышления при обучении иностранным языкам: из опыта учителя.

Чтобы учение стало учебной деятельностью необходимо не только и  не просто получение знаний, а главное  -  способы их приобретения. Важно, чтобы учащиеся  самостоятельно добывали з...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...