Урок - практикум
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
индивидуальная, фронтальная, групповая,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_moy_urok.docx | 32.38 КБ |
oge_urok.ppt | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок - практикум
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая,
Цель урока: отработка умения выполнять задания 3,13,14,15.3 ОГЭ по русскому языку; расширение представлений о возможных тематических направлениях, предлагаемых в текстах для анализа и написания сочинения-рассуждения на ОГЭ по русскому языку.
Задачи:
1.повторить и закрепить знания орфоэпических норм языка; повторить и закрепить знания о выразительных средствах языка и их значении, отработать умение различать средства художественной выразительности и находить в предложенном языковом материале (задание 3 ОГЭ); отработать навык синтаксического анализа сложного предложения с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью (задания 13,14 ОГЭ
2.развивать умение сотрудничать; развивать умение владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры речи, умение оценивать выразительную сторону речи; развивать мышление;
3.воспитывать культуру речи; воспитывать культуру общения, взаимопонимание; воспитывать внимательное отношение к выбору будущей профессии как жизненному пути.
Планируемый результат: уметь выполнять задания 3, 13, 14, 15.3 ОГЭ: владетьязыковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, проверяемых во время ОГЭ по русскому языку; понимать важность правильного выбора профессии как залога счастливой жизни человека.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с заданиями и текстами).
ХОД УРОКА
1.Организационный момент (приветствие, выявление уровня готовности к уроку)
Стадия вызова
«Ребята, сегодняшний урок хочу начать с просмотра небольшого отрывка из известного кинофильма. Итак, смотрим» (фильм «Операция Ы…», эпизод сдачи экзамена)
после просмотра фильма
«Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Да, конечно, об экзамене. Ребята, скоро вас ждет экзамен по русскому языку, ОГЭ, для кого-то это очень страшное слово, для кого-то не очень, но не нужно бояться экзамена. Это всего лишь ваша проверка знаний. И хотелось бы нашу подготовку к экзамену превратить в более приятное время препровождения, чтобы для каждого из вас экзамен стал праздником.
2.Сообщение цели урока.
Сегодня наш урок-это практикум по подготовке к ОГЭ, то есть вся работа будет направлена на то, чтобы в скором времени вы смогли успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку.
- А мы можем определить цели нашего урока?
1.отработка умения выполнять задания ОГЭ по русскому языку.
2.повторить и закрепить знания разделов русского языка.
Молодцы! За один урок конечно не сможем выполнить все задания ОГЭ , поэтому я взяла выборочно такие задания как 3, 13, 14 и 15.3. Я думаю, что с этими заданиями нужно сталкиваться почаще.
3. Ход урока.
Словарная работа.
- Ребята, давайте перед тем как начать наш урок, мы составим кластер к аббревиатуре ОГЭ. А вы знаете значение этого слова? Английское слово, переводимое как группа, пучок, скопление, объединенные между собой близких или родственных понятий.
С чем ассоциируется эти буквы по русскому языку? Презентация. Знание каких разделов о языке мы должны знать, что бы успешно сдать экзамен?
Лексика, Морфология, Орфография, пунктуация, синтаксис. Текст
-Повторить все задания ОГЭ на одном уроке невозможно, мы отработаем всего несколько заданий. Думаю, что с этими заданиями надо встречаться почаще. Это № 3, 13, 14 и 15.3. Теперь что они из себя представляют?
Теоретическая часть.
3- Задание на лексические средства и средства выразительности. Здесь надо понять, что такое метафора, сравнение, олицетворение, фразеологизмы, эпитет. Для моих учеников сложно найти метафору . Но в этой теме есть небольшая хитрость. Метафора выражается существительным или глаголом, а эпитет — прилагательным. Опираясь только на эти факты, вы уже сразу можете откинуть лишние ответы.
РАБОТА В ГРУППАХ. Найти ИСВ
Практическая часть. Найти ИСВ
13. Необходимо знать и определять предложения с разными видами подчинения придаточных.
Однородное подчинение найти очень легко. Придаточные относится к одном и тому же слову. И отвечают на один и тоже вопрос. Наш ключ –это одинаковые союзы.
Последовательное подчинение – каждая последующая часть зависит от предыдущей.
Параллельное подчинение -
Презентация.
14. Задание на связи в предложении. Обычно точка, точка с запятой, двоеточие и тире — это бессоюзная связь в предложении. Сочинительная связь — это чаще всего союзы «а», «и», «но», а союзы подчинительной связи лучше всего запоминать в виде таблицы.
Презентация.
2.)Задание «Расскажи о предложении по схеме».У вас на столах есть цифры от одного до 4х. Какая цифра подойдёт к схеме БСП, СПП с однородным подчинением, СПП с последовательным подчинением, СПП с параллельным подчинением.
Хорошо, Молодцы.
15. Нам на выбор предлагается три темы.
Моделирование сочинения
Напомните модель сочинения – рассуждения задания 15.3
- О каких понятиях чаще всего вас просят порассуждать в задании 15.3?
(Совесть, долг, героизм, нравственность, дисциплина, дружба, семья, Родина и т.д.)
А сегодня мы с вами немного поговорим о таком понятии, как счастье.
- Работа в группах (группы по 4 человека). Задание.
Продолжите следующую фразу: «Счастье для человека – это…».
В течение 30 секунд составьте предложение. Постарайтесь ответить коротко и искренне.
(Представитель каждой группы зачитывает получившееся предложение).
- Безусловно, представление о счастье у всех людей разное, своё (один человек счастлив, потому что любим, а другой счастлив, потому что у него машина представительского класса). Но всё-таки есть какие-то основные моменты, которые, пожалуй, назовёт почти каждый человек, которого спросят о счастье.
На слайде:
Любовь – это счастье.
Понимание окружающих – это счастье.
Иметь надёжного друга – это счастье.
Жить под мирным небом– это счастье.
Благополучие – это счастье.
Быть здоровым – это счастье.
Богатство – это счастье.
Исполнение заветной мечты - это счастье.
2.Чтение текста (в тексте можно делать пометки карандашом)
Давайте посмотрим, увеличится ли этот список после того, как вы познакомитесь с текстом, предложенным для анализа.
(1)Призвание - это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. (2)Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню.(3) Найти свое призвание, утвердиться в нем - это источник счастья.
(4)Есть у Марка Твена интересный рассказ. (5) В нем говорится, что на "том" свете живут люди такой же трудовой жизнью, как и на грешной земле, но только каждый занимается делом по своему призванию. (6)Безвестный на земле сапожник становится после смерти знаменитым полководцем, бездарный при жизни, но обладающий каллиграфическим почерком генерал - писарем. (7) А человек, случайно попавший в педагоги, всю жизнь мучивший и себя, и учеников, оказывается прекрасным бухгалтером.
(8)Я не один раз перечитывал этот замечательный рассказ. (9)Хорошо было бы добиться такого положения уже на "этом" свете. (10)Но, к сожалению, очень часто бывает совершенно по-другому. (11)Я знаю много никудышних специалистов: агрономов, инженеров, экономистов, артистов. (12)Они, как говорится, маются всю жизнь, равнодушны к своему делу, отбывают день до вечера. (13) Самое прискорбное то, что эти люди не знают радости труда, трудовой одухотворенности, одержимости.
(14) В чем же высшее наслаждение (счастье) в жизни? (15) По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. (16) Надо, чтобы в каждом человеке разгорелась его «искра». (17) Вот тогда и получится настоящий человек.
Почему автор считает, что «высшее наслаждение жизни» заключается в творческом труде?
(По В.А.Сухомлинскому)
3.Возврат к слайду. Ответы на вопросы
- Изменилось ли или расширилось ваше представление о счастье после прочтения текста В.А.Сухомлинского?
Слайд: Любовь – это счастье.
Понимание окружающих – это счастье.
Иметь надёжного друга – это счастье.
Жить под мирным небом– это счастье.
Благополучие – это счастье.
Быть здоровым – это счастье.
Богатство – это счастье.
Исполнение заветной мечты - это счастье.
+ результат прочтения и осмысления текста
Найти своё призвание – это счастье.
-Объясните, что такое, по-вашему, призвание? (Склонность к тому или иному делу, профессии; жизненное дело, назначение; совпадение способностей и интересов)
- Согласны ли вы с В.А.Сухомлинским, что найти своё призвание – это счастье?
-Действительно ли важно найти своё призвание в жизни? Это актуально для вас?
-Сформулируйте тезис.
-Найдите предложения в тексте, которые можно использовать в качестве аргумента.
-Подумайте и скажите, какие примеры-аргументы вы можете привести из жизненного опыта?
Дома, самостоятельно напишете сочинение- рассуждение по тексту «Что такое призвание?». Думаю, что это задание вас затруднит. Потому что мы почти все детали обсудили на уроке.
Итог урока. Пришло время подвести итог нашего урока - консультации. Предлагаю закончить его при помощи трех М. «3 М». Пожалуйста, назовите три момента, которые вам понравились на уроке?
Итог.
3. Инсерт
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая ужеизвестна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источникинформации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученикставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается спрочитанным заданием, текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее
v | + | - | ? |
Я это знал(а) | Новое для меня | Я думал иначе | Интересно, непонятно, нужно разобраться |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Отработка умения выполнять задания ОГЭ по русскому языку. Повторить и закрепить знания разделов русского языка.
ОГЭ Лексика Морфология Орфография Пунктуация Синтаксис
Задание №3 Задание на лексические средства и средства выразительности МЕТАФОРА, СРАВНЕНИЕ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
ЭПИТЕТ образное определение и отвечает на вопрос КАКОЙ? ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? СРАВНЕНИЕ имеет союзные слова КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО, БУДТО МЕТАФОРА выражается глаголом или существительным ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ являются одним членом предложения
ЗАДАНИЕ №13 Необходимо знать и определять предложения с разными видами подчинения придаточных НУЖНЫ СХЕМЫ
И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звездные миры. (К.Ваншенкин.) что что , , что ,
Боброву вспоминались читанные им в каком-то журнале стихи, в которых поэт говорит свей милой, что они не будут клясться друг другу, потому что клятвы оскорбили бы их доверчивую и горячую любовь. потому что в которых что
Когда я писал, мне хотелось в какой-то мере объяснить то , что было тогда на душе у меня. когда что
ЗАДАНИЕ №14 . Задание на связи в предложении. (:) (-) (;) (,)
Задание «Расскажи о предложении по схеме» 1. [ ] , ( который ) , ( который ). 2. [ ], (который… ), (где … ), (что…) 3. (Если…), […], (чтобы …) 4. [ …]: [ … , ….,……]
Продолжите предложение
НАЙТИ СВОЁ ПРИЗВАНИЕ – ЭТО СЧАСТЬЕ
Задание 15.3 ОГЭ
Рефлексия. Метод «3 М» Мне понравилось… Я узнала…. У меня получилось… Я доволен собой … Мне было легко… Мне необходимо поработать над…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста...
Интегрированный урок-практикум (урок пресс-конференция)
(урок пресс-конференция)...
Урок-практикум (урок с элементами деловой игры) "Создание базы данных туристической фирмы средствами ACCESS"
Урок-практикум в 11 классе при изучении БД....
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
Методическая разработка урока в формате ФГОС."Правописание приставок пре- и при-". Урок-практикум 5 класс. Технологическая карта урока.
Цель урока:-закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок;-продол...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...