Открытый урок
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Открытый урок по русскому языку по теме «Страна Глаголия» в 5 Б классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_ur.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку по теме «Страна Глаголия»
В 5 Б классе. 28.04.14.
ЦЕЛИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – повторить и углубить сведения о глаголе (значение, морфологические признаки: вид, время, спряжение), совершенствовать навыки правописания глагола (НЕ с глаголами, -тся и –ться в глаголах, е-и в корнях с чередованием, суффиксы, ь после шипящих, безударные личные окончания); проверить знания, умения, навыки по теме “Глагол” посредством тестирования.
РАЗВИВАЮЩИЕ – умение осмысливать языковые явления, анализировать, сопоставлять, конструировать (развитие языковой зоркости), делать выводы;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – внимание к слову, его употреблению в устной и письменной речи, работа по формированию культуры речи, языковой материал воспитательного характера.
Тип урока: урок-обобщение.
Вид урока: урок-путешествие.
Формы:
-фронтальная;
-групповая.
- в парах
- индивидуальная
Оборудование: компьютерная презентация к уроку, карточки с заданиями, тестовые задания на листах, мультимедийный проектор.
Примечание: Игровое поле располагается на 2-м слайде. Учителю лучше начать работу именно со второго слайда, потому что ребятам самим предстоит определять тему урока. Начинаем игру, нажав на надпись «старт», расположенную в левом нижнем углу. Для перехода к каждому следующему заданию нажимаем на стрелку. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2-й слайд. Предыдущая стрелка исчезает, появляется рисованная линия и следующая стрелка. Когда все задания (их 13) будут выполнены, появится сундук с «драгоценностями» (отметка 5) и надпись в правом нижнем углу «домой».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат смайлики. Посмотрите на них внимательно и выберите тот из них, которой соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Спасибо!
Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Мы с вами будем туристами и совершим путешествие. Я предлагаю вам всем вместе найти самые настоящие сокровища. А чтобы у нас всё получилось, вы должны быть смелыми, внимательными, активными, дружными. Ну что же, начнём игру.
Слайд 2. Начинаем игру, нажав на надпись «старт», расположенную в левом нижнем углу. Для перехода к каждому следующему заданию нажимаем на стрелку.
II. Введение в тему урока.
Ребус
Учитель: Разгадаем ребус.
Ответ: «Глагол».
Учитель: Попробуйте сформулировать тему и цель урока.
Учитель уточняет предположения ребят.
Сегодня мы повторим и обобщим всё, что узнали о глаголе на предыдущих уроках, а также продолжим учиться правильно писать и употреблять глаголы в речи.
(повторить и углубить сведения о глаголе (значение, морфологические признаки: вид, время, спряжение), совершенствовать навыки правописания глагола (НЕ с глаголами, -тся и –ться в глаголах, е-и в корнях с чередованием, суффиксы, ь после шипящих, безударные личные окончания); проверить знания, умения, навыки по теме “Глагол” посредством тестирования.)
Слайд 3. Переход нажатием стрелки. Вся информация на слайде по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
Эпиграфом нашего урока станут слова из домашнего задания.
Проверка домашнего задания.
3. Письмо по памяти.
Цель данной работы развить вашу память, внимание и грамотность.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Слайд 4. Переход нажатием стрелки. Вся информация на слайде по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
4. Беседа по вопросам с использованием интерактивной таблицы.
Проведем беседу о изученной части речи, разделимся на 4 группы.
Задание 1 группе: составьте рассказ о глаголе как части речи (что обозначает, на какие вопросы отвечает, какую начальную форму имеет, как изменяется, какую роль играет в предложении). Приведите примеры.
Задание 2 группе: составьте рассказ о глаголах совершенного и несовершенного вида, переходных и непереходных, возвратных и невозвратных.
Задание 3 группе: составьте рассказ о наклонениях глаголов.
Задание 4 группе: составьте рассказ о спряжении глаголов.
Цель: систематизировать знания по теме «Глагол»
1. Дайте определение глаголу.
2. Как называется начальная форма глагола?
3. Чем отличаются глаголы несовершенного и совершенного вида? Приведите примеры.
4. Как определить спряжение глаголов?
5. Расскажите о наклонении глагола.
6. В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
Слайд 5. Переход нажатием стрелки. Вопросы на слайде меняются по щелчку мышки. На слайде расположены прямоугольники с гиперссылками, которые ведут к 6 слайду («Морфологические признаки глагола»), 7 слайду («Спряжение глагола») и 8 слайду («Алгоритм определения спряжения глагола»).
После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
5. Физминутка (кроме физической разминки, движение слов по экрану снимает напряжение глаз).
Учитель: Если я назову глагол совершенного вида, нужно поднять руки и потянуться вверх; если несовершенного – присесть, вытянув руки вперёд.
Говорить, думать, написать, раскрасить, решить, посмотреть, отвечать, приседать, слушать, выполнить.
Слайд 9. Переход нажатием стрелки. Вся информация на слайде по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
6.Тренировочные упражнения.
1. «Третий лишний» (письменно в тетради)
Хотел бы, прочитал бы, напишу. (Напишу – изъявительное наклонение).
Идёшь, бежит, спит. (Идёшь – 2 лицо).
Кричать, верить, рисовать. (Рисовать – 1 спряжение).
Слайд 10. Переход нажатием стрелки. Проверка по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
7.Буквенный диктант.
Цель: повторить спряжение глаголов.
Запишите слова, обозначая условие выбора орфограммы в окончании глагола (глаголы в 1 л. мн.ч.).
Пиш..м, дума..м, смотр..м, се..м, вер..м, отвеча..м, рису..м, задерж..м, пол..м, доверя..м.
Проверка. Пишем, думаем, смотрим, сеем, верим, отвечаем, рисуем, задержим, полем, доверяем.
Слайд 11. Переход нажатием стрелки. Проверка по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
8.Выборочное списывание.
Выпишите предложения, где:
1-й вариант – в глаголах пишется –тся,
2-й вариант – в глаголах пишется –ться.
1. За всё берёт(?)ся, да не всё удаёт(?)ся.
2. В одном кармане смеркает(?)ся, а в другом – заря занимает(?)ся.
3. Волков боят(?)ся – в лес не ходить.
4. На миру и работа спорит(?)ся.
5. Нужно хорошо подготовит(?)ся к контрольной работе.
6. Чтобы не болеть, нужно закалят(?)ся.
Проверка.
1 вариант: 1, 2, 4 предложения.
2 вариант: 3, 5, 6 предложения.
Слайд 12. Переход нажатием стрелки. Проверка по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
9. Цель: повторить не с глаголами.
Спишите, раскройте скобки.
Не чувствовал усталости, не был в школе, мне нездоровится, не прикасался к проводам, не участвовал в разговоре.
Слайд 13. Переход нажатием стрелки. Проверка по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
10.Творческая работа. Сказка. Индивидуальная работа- редактирование текста.
Слайд 14. Переход нажатием стрелки. Проверка по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
11.Работа с сигнальными карточками.
Учитель: Если я назову глагол настоящего времени, нужно поднять улыбающийся смайлик, если прошедшего времени – грустный..
Открывал, загораю, бежим, пришли, спросили, взяли, выжигает, опирается, постелил.
Слайд 15. Переход нажатием стрелки. Вся информация на слайде по щелчку мышки. После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
12.Цель: проверить усвоение знаний учащимися.
Мини-тест
А1. Глагол в предложении чаще всего бывает
1) подлежащим
2) сказуемым
3) дополнением
4) обстоятельством
А2. В каком случае НЕ пишется ОТДЕЛЬНО
1) не\навидеть
2) не\здоровится
3) не\выучить
4) не\годовать
А3. Найдите ИНФИНИТИВ
1) смеюсь
2) смеяться
3) смеются
4) смеялись
А4. В каком случае НЕ НУЖЕН Ь
1) начинат…ся
2) купаеш…ся
3) обжеч…ся
4) смеёт…ся
А6. Найдите глагол, стоящий в форме БУДУЩЕГО времени:
1) разорву 2) писать
3) читаю 4) засмотрелся
А7. Укажите ряд, в котором все глаголы ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО наклонения:
1) рисую, пошёл бы, купить
2) давайте играть, принеси, запишите
3) спою, смотреть, выучил бы
4) посмотри, буду шить, блестишь
Ответы к тесту
А 1-2
А 2-3
А 3-2
А 4-4
А 5-1
А 6-2
Слайды 16-21. Переход нажатием стрелки. Ответ выбирается из предложенных. Правильность ответа оценивает компьютер. Количество правильных/неправильных ответов считает сам ученик (слайд 22).
После выполнения задания появляется управляющая кнопка, по которой возвращаемся на 2 слайд.
12. Домашнее задание.
Учитель: Дома составьте тест по изученной теме (5-7 заданий), выполните упражнение 648
Слайд 23. Переход нажатием стрелки. После пояснения домашнего задания возвращаемся на 2 слайд.
13.Рефлексия
Учитель: Продолжите предложения:
Было интересно…
Открытием стало…
Наконец-то понял, что…
Осталось непонятным…
Хочется…
С каким настроении вы уходите?
Слайд 24. Переход нажатием стрелки. После беседы возвращаемся на 2 слайд.
14. Заключительное слово учителя.
Учитель: Отличные знания – это самые настоящие сокровища, которые открывают вам безграничные возможности и больше всего ценятся в цивилизованном мире. Помните это, ребята.
Слайд № 2. Открывается сундук, из которого появляется отметка «5».
Учитель: Путешествие по стране Глаголии закончилось, но в ней осталось ещё много не исследованных нами мест. С глаголом мы с вами не прощаемся, на следующем уроке мы продолжим работу по теме «Глагол»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...