«Он открыл рудник словесный…» Вклад В. И. Даля в становление словарного дела в России.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок русского языка в 7 классе.

Тематический урок посвящен  празднику русской словесности – Дню словаря. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx53.28 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.2 МБ

Предварительный просмотр:

«Он открыл рудник словесный…»

Вклад В. И. Даля в становление словарного дела в России.

Урок русского языка в 7 классе

Тематический урок посвящен  празднику русской словесности – Дню словаря.

Цели урока:
Образовательные:  

  • обеспечить формирование целостного представления об истории словарного дела в России;
  • сформировать понятие об основных типах словарей;
  • содействовать формированию представления о жизненном подвиге В.И.Даля.
  • сформировать потребность обращения к словарям, учить работать с книгой-словарем;
  • обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;
  • способствовать развитию орфографических навыков;
  • развивать понимание необходимости  использования разных видов словарей;
  • развивать умение извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач.

Воспитательные: 

  • воспитывать чувство любви к родному языку;
  • воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за вклад великих людей России в развитие нашей страны.


Задачи урока:

NB! Образовательные задачи прописаны в начале каждого этапа урока.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация Power Point (сопровождение урока);
  • портрет В.И.Даля;
  • таблица «Виды лингвистических словарей и их значение»;
  • на столах обучающихся школьные толковые словари и словари синонимов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты:

1. Личностные

-обогащать  активный и потенциальный словарный запас;

- испытывать потребность в самовыражении через слово;

- формировать чувство гордости за родной язык и уважительное отношение к нему;

- обеспечивать ценностную ориентацию  на знание моральных норм и умение им следовать (толерантность, чувство товарищества, правдивость).
2.Метапредметные
Познавательные УУД:
- способность выполнять действия поиска и отбора заданной информации, ее моделирования;
- умение структурировать изучаемую информацию, выполнять логические действия и операции (сравнивать и анализировать, выделять главное).
Регулятивные УУД:
- способность принять учебную задачу, исходя из того, что уже усвоено, и того, что пока не известно;

- умение проводить целеполагание, и последовательность выполнения действий как в группе, так и индивидуально;
- способность осуществлять самоконтроль, саморегуляцию (умение  начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент);

- умение корректировать  результаты своих действий, определяя степень успешности своей деятельности и работы других.
Коммуникативные УУД:
- умение точно и полно выражать свои мысли, формулируя собственную позицию по обсуждаемому вопросу;

- способность планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (например, распределение задач при парной и групповой работе);

- способность выслушать мнение собеседника, различить в его речи аргументы.

3. Предметные результаты:
- систематизировать знания, полученных на уроках по теме «Значение словарей, их виды» в 5-6 классах;

- уметь разъяснять значение слов гражданской тематики;

- уметь пользоваться словарями различных видов и понимать значение каждого;

- сформировать  представления о вкладе В.И.Даля в становление словарного дела в России.

Предварительная работа:

Задания группам

Группа «Лингвисты» - подготовить сообщения:

1) «Основные типы словарей. Энциклопедические и лингвистические»

2) «Основные этапы развития словарного дела в России. Первые словарные труды»

Группа «Биографы» - подготовить учебный видеоролик «Вклад В.И.Даля в становление русского словарного дела». Внутри группы ребята распределили задачи: подбор фактов из жизни В.И.Даля, поиск иллюстративного материала, монтаж видеоролика, подготовка текста для звуковой дорожки, запись звукового сопровождения.

Словарная работа:

  • Подвиг -
  • Патриотизм –
  • Отчизна-

Использованная технология:  развитие критического мышления через чтение и письмо.
Использованные приемы:
- прием «Микрофон»;

- прием «Мозговой штурм»;

- прием «Третий лишний»;
- прием «Кластер»;

- прием «”Толстые” и “тонкие” вопросы»;

- прием «Синквейн».

- прием «Ромашка Блума».

Конспект урока


I. Организационный этап. Этап индукции.

Образовательные задачи данного этапа урока - приветствие, фиксация отсутствующих; проверка подготовленности класса к уроку, создание доброжелательной атмосферы.

Учитель: Добрый день, друзья! Я очень рада вас видеть! Надеюсь, что наше путешествие в страну знаний будет увлекательным и полезным!

Прочитайте отрывок из стихотворения Я. Козловского «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Презентация 2 слайд), подготовьтесь к  выразительному чтению вслух.

- Определите тему стихотворения и его основную мысль.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Определение темы урока. Ученики определяют часть темы – «Словарь».

Учитель:  Наша тема шире, однако об этом чуть позже.

А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. (Презентация 3 слайд)

«Словарь - это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке» (А.Франс)

- Согласны ли вы с высказыванием А. Франса? Аргументируйте свой ответ.

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о том, что не теряет своей актуальности в век цифровых технологий – о словарях, их видах, о становлении словарного дела в России. Но нам также нужно вспомнить и том,  кто внес значительный вклад в развитие этого важного дела. Знаете ли вы, о ком данное высказывание: «Он открыл рудник словесный»? (Презентация 4 слайд)

- Итак, о ком пойдет речь на нашем уроке?  (На презентации по щелчку появляется портрет В.И.Даля)

- Как вы объясните метафору, заложенную в представленном высказывании?

(Рудник словесный – это образ несметных сокровищ, какие хранит живая русская речь и в целом богатый, выразительный русский язык. Даль, великий исследователь, открыл всем эти сокровища, этот рудник словесный).

Корректируется тема урока «Вклад В.И.Даля в становление словарного дела в России».

Теперь, когда тема урока прозвучала, предположите, каких целей должны достигнуть. Проводится целеполагание.


II. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе урока. Стадия вызова
Образовательные задачи данного этапа урока: актуализация субъектного опыта учащихся, пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, обеспечение принятия школьниками целей урока.

Учитель: Чтобы наш урок прошел продуктивно, необходимо вспомнить, что вам известно по данной теме. Итак, приступим к обобщению имеющихся знаний.

1. Прием «Микрофон». Отвечает тот, кому передают микрофон. Некоторые ответы будут носить предположительный характер, так как не вся информация известна ребятам. На этой стадии урока необходимо пробудить интерес школьников к изучаемой теме. (Презентация 5 слайд)

- Предположите, что объединяет слова «азбуковник», «глоссарий», «словник»? (Так назывались словари в разные эпохи)

- Попробуйте дать определение понятию «словарь».

- Как вы думаете, словарь – это современное изобретение человечества? Аргументируйте свой ответ

- Предположите, сколько лет словарному делу в России?

Полную информацию по данной теме вы сможете получить сегодня на уроке.

А пока продолжим повторение.

2. Прием «Кластер» (Презентация 6  слайд). Индивидуальная работа. Задание: В  таблице «Виды лингвистических словарей и их значение» (см. Приложение 1) частично заполнены ячейки верхней строки таблицы.  Вам необходимо самостоятельно заполнить кластеры – вписать в пустые верхние ячейки  недостающие виды словарей, а в нижние – их значение.

(Ученики должны вспомнить, для чего предназначены толковый словарь, орфоэпический, орфографический, фразеологический, словообразовательный, словари синонимов, антонимов, омонимов, словарь иностранных слов).

3. Работа в парах. Задание:  прочитайте соседу по парте то, что записали. Если возникли разногласия – обсудите и постарайтесь прийти к единому мнению. В случае спорных моментов, вынесите свой вопрос на коллективное обсуждение.

4.Коллективная проверка. На интерактивной доске (функция «шторка») скрыта таблица, в которой заполнены все верхние кластеры – названия словарей. Учащиеся называют их значение. Возможно, кто-то из учеников вписал другие виды словарей. Например, этимологический. Делается вывод о многообразии словарей русского языка.

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Цели данного этапа урока: обеспечить активное восприятие, осмысление и первичное закрепление новой информации; формировать умение сопоставлять представленную информацию с собственными знаниями; содействовать формированию способов, приводящих к обобщению.

Учитель: Скажите, что является источником ваших знаний о словарях? (Учебники, сообщения учителя, рассказы одноклассников и т.д.) Сегодня источником новой информации станут для вас сообщения одноклассников.

Представим себя на научной конференции, посвященной теме «История словарного дела в России». Группа ребят - лингвистов получила предварительное задание к уроку, они подготовили небольшие сообщения. Надеюсь, наши юные ученые сумеют дать вам новую информацию, а также подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у вас сведения по данной теме. Ваша задача – внимательно выслушать сообщения, заполнить таблицу «Известное/                                    Новое» (Презентация 7  слайд).

Группа «Лингвисты» (выступления не более 3 минут)

1) «Основные типы словарей. Энциклопедические и лингвистические»

2) «Основные этапы развития словарного дела в России. Первые словарные труды»

Подведение итогов первой части конференции, работа с таблицами «Известное/Новое». Вопросы классу:

- Что из того, что вы услышали, было уже знакомо?
- Какие новые сведения о словарях узнали?  

А сейчас проверим, насколько внимательно вы слушали выступления докладчиков.

Прием «Третий лишний» (Презентация 8  слайд)

- словарь синонимов, фразеологический словарь, философский словарь.

- двуязычный, орфоэпический, этимологический.

- глоссарий, азбуковник, лексикография.

Перейдем ко второй части конференции: вашему вниманию будет представлен учебный видеоролик «Вклад В.И.Даля в становление русского словарного дела». Ваша задача на этом этапе – быть внимательными при просмотре учебного фильма, подготовить и записать «толстые» (требующие развернутого ответа) и «тонкие» (требующие односложного ответа) вопросы по теме.

Группа «Биографы» (продолжительность ролика 3-4 минуты)

(Презентация 9  слайд)

Этой группе ребят предстояло подготовить к уроку видеоролик, посвященный жизни В.И.Даля и его вкладу в становление русского словарного дела.

После просмотра видеоролика – обсуждение при помощи приема «”Толстые” и “тонкие” вопросы»

Пример «тонких» вопросов: Сколько слов вобрал в себя словарь Даля? В течение какого времени трудился Даль над составлением своего словаря?

Пример «толстого» вопроса: Почему словарь Даля можно назвать сокровищницей народного слова?

IV. Этап применения знаний и способов действий.

Работа с текстом (Презентация 10  слайд)

Словарь В.И.Даля является делом всей его жизни. Однако о своем труде этот великий человек сказал скромно: «Я любил отчизну и принес ей должную мною крупицу по силам». Можем ли мы такое бескорыстное служение России считать подвигом? Что такое подвиг? Только ли героический поступок, яркое проявление самопожертвования?

Учитель: Чтобы ответить на этот непростой вопрос, обратимся к словарям. (Презентация 11  слайд)

Работа со словарями.

1) Выпишите из школьного толкового словаря определение слова «подвиг».

- Можем ли мы считать подвигом создание словаря? (Несомненно, так как это важное по своему значению деяние, весомый вклад в развитие лексикологии).

2) Запишите в тетрадь, какие качества, на ваш взгляд, помогли В.И.Далю  при выполнении такой важной и сложной задачи, как составление словаря? (Любовь к родной речи, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность).

3) В чем проявился патриотизм В.И.Даля? Для ответа на вопрос, используйте словарную статью к слову «патриотизм». Работа с толковым словарем.

4) Запишите близкие по лексическому значению слова к выделенному слову. Проверьте себя по словарю синонимов (Родина, Отечество, родная сторона, отчий край, родной край, родная земля).

5) Скажите, в каком случае слова Родина, Отечество, Отчизна пишутся с прописной буквы, а в каком - со строчной? (Эти слова пишутся с прописной буквы в том случае, если  им приписывается высокий смысл. Например, роман М.Шолохова «Они сражались за Родину»  или  название государственного праздника «День защитника Отечества». Те же  слова родина, отечество, отчизна  будем писать со строчной буквы, когда они употребляются  в значении «место рождения кого-либо», «родная страна»).

-  Ребята, где мы можем почерпнуть информацию для ответа на данный вопрос? В справочниках по русскому языку. Например, в книге Д.Э.Розенталя «Русский язык. Орфография и пунктуация». Кроме того, я рекомендую в случае затруднительных ситуаций, связанных с правописанием слов, обращаться к справочной службе русского языка портала gramota.ru. При помощи поисковика вы сможете найти исчерпывающие ответы на свои вопросы. (На интерактивной доске учитель в режиме он-лайн демонстрирует возможности портала gramota.ru).

V. Этап обобщения и систематизации знаний

Цель данного этапа урока - обеспечить формирование целостной системы опорных  знаний учащихся; обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных знаний.

1)  Прием «Мозговой штурм» (Презентация 12  слайд)

- А теперь подумайте и скажите, как мы можем связать тему урока, эпиграф к нему и значение труда В.И.Даля? (В.И.Даль, открыв словесный рудник, показал целую вселенную, ведь не случайно его словарь называют энциклопедией народной жизни. Такой вклад в развитие лексикографии невозможно переоценить).

2)  (Презентация 13  слайд) «Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге» (В. Я. Брюсов)

- Согласны ли вы с мнением В. Я. Брюсова?

- Опишите жизненную ситуацию, в которой невозможно обойтись без словаря.

Делается вывод о практическом умении пользоваться словарями.

VI. Этап рефлексии.

Цели данного этапа урока – способствовать осмыслению школьников мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение принципов сотрудничества.

- А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.
Прием «Синквейн» по теме «Словарь» или «Даль» (на выбор).

(Презентация 14  слайд)

Возможные варианты:

Словарь                                      
Энциклопедический и лингвистический
Обобщает, систематизирует, разъясняет
Вселенная в алфавитном порядке

Сокровищница языка

Даль

Устремленный, неутомимый

Собирает, записывает, составляет

Он открыл рудник словесный

Патриот

Прием незаконченного предложения.

Закончите высказывания: Я не знал… - Теперь я знаю…; Сегодня я понял …; Мне особенно понравилось …

VII.  Этап информации  о домашнем задании

Цель данного этапа урока - обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание на выбор. (Презентация 15  слайд)

1.Написать сочинение-миниатюру на тему «Почему труд В.И.Даля можно назвать подвигом?»

2. Как я понимаю высказывание:

                           «Не бойтесь заглядывать в словарь,

                               Это пышный сад, а не  унылая пропасть»?

        Письменный ответ на поставленный вопрос.


3. Задание для группы (3 человека). Используя информацию, полученную на уроке, а также сведения из интернет-ресурсов, подготовьте вопросы по теме сегодняшнего урока (прием «Ромашка Блума»)

- уточняющие вопросы («Насколько я понял, …?»)

- интерпретирующие вопросы (объясняющие) («Почему…?»)

- творческие вопросы (прогноз)  - «Как вы думаете, что произойдёт, если…»

VIII. Этап подведения итогов  

Цель данного этапа урока - дать качественную оценку работы как класса в целом, так и отличившихся учащихся.

1. Подведение итогов самими учащимися.  

2. Сообщение учителя. Выставление оценок за урок.

Приложение 1. таблица «Виды лингвистических словарей и их значение»

Толковый

словарь

Орфоэпический

словарь

Словообразовательный

словарь

Словарь синонимов

Словарь иностранных

слов

(Ученики должны вспомнить орфографический, фразеологический, словари антонимов, омонимов).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Он открыл рудник словесный…» Вклад В. И. Даля в становление словарного дела в России. Урок русского языка в 7 классе Малкова Татьяна Юрьевна учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 1359 г. Москвы 2016 /17 учебный год

Слайд 2

Определите тему и основную мысль стихотворения Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами Та, которая словами, Как людьми, населена. Правит ими Государь по прозванию Словарь, И относится он к ним, Словно к подданным свои. Утверждать ему не ново, как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать… Я.Козловский О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд 3

Обратимся к эпиграфу нашего урока «Словарь – это Вселенная, расположенная в алфавитном порядке» (А.Франс) - Согласны ли вы с высказыванием А. Франса? Аргументируйте свой ответ.

Слайд 4

Знаете ли вы, о ком данное высказывание? «Он открыл рудник словесный…» - О ком пойдет речь на нашем уроке? Как вы объясните метафору, заложенную в представленном высказывании? Скорректируйте тему нашего урока.

Слайд 5

Ставим цели Каких целей мы должны достигнуть на уроке? формировать… развивать … воспитывать

Слайд 6

Думаем, размышляем, предполагаем… - Предположите, что объединяет слова «азбуковник», «глоссарий», «словник»? - Попробуйте дать определение понятию «словарь». - Как вы думаете, словарь – это современное изобретение человечества? - Предположите, сколько лет словарному делу в России?

Слайд 7

Вспоминаем, обобщаем… Задание: в таблице «Виды лингвистических словарей и их значение» частично заполнены ячейки верхней строки таблицы. Вам необходимо самостоятельно заполнить кластеры – вписать в пустые верхние ячейки недостающие виды словарей, а в нижние – их значение. Обсуждение в парах. Проверка по интерактивной доске с обсуждением.

Слайд 8

Слушаем, систематизируем, обсуждаем… Задание классу – заполнение таблицы «Известное/Новое» Группа «Лингвисты» 1) «Основные типы словарей. Энциклопедические и лингвистические» 2) «Основные этапы развития словарного дела в России. Первые словарные труды» Обсуждение Что из того, что вы услышали, было уже знакомо? Какие новые сведения о словарях узнали?

Слайд 9

Вспоминаем, рассуждаем… «Третий лишний» - словарь синонимов, фразеологический словарь, философский словарь. - англо-русский, орфоэпический, этимологический. - глоссарий, азбуковник, лексикография.

Слайд 10

Слушаем, обсуждаем… Группа «Биографы» Демонстрация учебного видеоролика на тему «Вклад В.И.Даля в развитие словарного дела в России» Задание классу – подготовить ”толстые” и “тонкие” вопросы по теме учебного фильма

Слайд 11

Читаем, рассуждаем… Словарь В.И.Даля является делом всей его жизни. Однако о своем труде этот великий человек сказал скромно: «Я любил отчизну и принес ей должную мною крупицу по силам». Можем ли мы такое бескорыстное служение России считать подвигом? Что такое подвиг? Только ли героический поступок, яркое проявление самопожертвования?

Слайд 12

Обратимся к словарям 1) Выпишите из школьного толкового словаря определение понятию «подвиг». Можем ли мы считать подвигом создание словаря? 2) Какими качествами обладал В. И. Даль? Запишите в тетрадь 3) В чем проявился патриотизм этого великого человека? Для ответа на вопрос, используйте словарную статью к слову «патриотизм». Работа с толковым словарем. 4) Запишите близкие по лексическому значению слова к выделенному слову. Проверьте себя по словарю синонимов

Слайд 13

Обратимся к словарям 5) Скажите, в каком случае слова Родина, Отечество, Отчизна пишутся с прописной буквы, а в каком - со строчной?

Слайд 14

Обобщаем, размышляем, обсуждаем… Подумайте и скажите, как связаны тема урока, эпиграф к нему и значение труда В.И.Даля?

Слайд 15

Обобщаем, размышляем, обсуждаем… «Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге» (В. Я. Брюсов) - Согласны ли вы с мнением В. Я. Брюсова? - Опишите жизненную ситуацию, в которой невозможно обойтись без словаря.

Слайд 16

Подводим итоги… 1. Синквейны на тему «Словарь», «В.И.Даль» (на выбор) 2. Закончите высказывания: Я не знал… - Теперь я знаю…; Сегодня я понял …; Мне особенно понравилось …

Слайд 17

Объясняем домашнее задание Домашнее задание на выбор. 1.Написать сочинение-миниатюру на тему «Почему труд В.И.Даля можно назвать подвигом?» 2. Как я понимаю высказывание: «Не бойтесь заглядывать в словарь, Это пышный сад, а не унылая пропасть»? Письменный ответ на поставленный вопрос. 3. Задание для группы (3 человека). Используя информацию, полученную на уроке, а также сведения из интернет-ресурсов, подготовьте вопросы по теме сегодняшнего урока ( прием «Ромашка Блума») - уточняющие вопросы («Насколько я понял, …?») - интерпретирующие вопросы (объясняющие) («Почему…?») - творческие вопросы (прогноз) - «Как вы думаете, что произойдёт, если…»

Слайд 18

Вы сегодня очень хорошо потрудились! Спасибо!

Слайд 19

В презентации использованы фотографии и картинки из интернет-ресурсов (Яндекс. Картинки) https://yandex.ru/images


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему Становление индустриального общества в России.

Презентация  " Становление индустриального общества в России" может быть использована при изучении раздела " Мир  и новое время" ( учебник Данилова А.А М.Ю.Брандта Россия и мир 10 класс).В н...

Становление современного конституционализма в России

Подборка материалов по становлению конституционализма в России....

Реферат "Становление бального танца в России второй половины XX в. Развитие и направления"

Цель данного реферата проследить становление бального танца в России XX века. Ознакомиться с направлениями и тенденциями в развитии....

Вклад Г.Я. Трошина в становление специальной педагогики.

Анализ целостной антрополого-гуманистической концепции аномального детства, созданной Г. Я. Трошиным....

Этапы становления технологического образования в России

В статье кратко описаны основные этапы становления технологического образования в России. Статья может быть полезна для использования на уроках технологиии при проектной деятельности....

Конспект классного часа «Становление пожарного дела»

Материалы по пожарной безопасности...