Урок развития речи 6 класс. Народная игрушка.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Нам с ребятами очень интересно было готовить этот урок. Живая и творческая тема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нам понравился урок. | 114.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе
Описание народной игрушки
(подготовка к домашнему сочинению – описанию).
Цели:
1. познакомить учащихся с историей народной игрушки, показать ее связь с историей и культурой народа;
2. развивать устную и письменную речь, творческие способности учащихся;
3. пробуждать интерес к народному творчеству, воспитывать умение видеть прекрасное рядом, чувствовать красоту слова.
Оформление:
1. Выставка любимых игрушек учащихся; выставка игрушек, сделанных руками мастериц – рукодельниц;
4. Презентация
Ход урока.
Ты, как душа у народа, красива (пословица).
Добрый день, и добрый час!
Я очень рада видеть вас!
Сегодня урок необычный у нас!
Убедитесь вы в этом прямо сейчас!
Музыка, живопись, литература – это искусство. Оно прекрасно. Оно облагораживает нас, учит видеть красоту, создает гармонию.
Сегодня мы проведем урок развития речи, который подготовит вас к написанию домашнего сочинения-описания, а если вы внимательно посмотрите по сторонам, то догадаетесь, что придется вам описывать.
Я приглашаю вас на выставку.
А чтобы попасть, надо предъявить пригласительный билет. У каждого из вас он имеется. Одно условие. Чтобы нас пропустили, нужно продемонстрировать орфографическую зоркость. (Вставляют орфограммы, комментируют)
В каждом доме живет иску(с, сс)тво. Человек (не)может жить без красоты. Стремление не просто иметь тарелку для супа или стекля(н, нн)ую банку под букетом цветов. Нам дана возможность укр…шать себя и дом. Все же приятнее носить нарядные вещи, кушать из красивой п…суды, и ребенок охотнее возьмет яркую игрушку.
Молодцы! Справились! Вход свободный.
Игрушка. Как много с ней связано. Это и безумная радость (когда вы увидели на прилавке магазина шикарную куклу) и вот она у вас дома; это и слезы обиды, когда соседский мальчик выхватил у вас ваш любимый КАМАЗ, и многое другое.
Уважаемые посетители! Вы находитесь в выставочном зале, где расположены две экспозиции. Слева от вас выставка любимых игрушек 6 Б класса, а справа – выставка игрушек, сделанных в основном руками народных умельцев.
1. Любимая игрушка. Что вы видите? Какие игрушки? Из чего они сделаны?
- На данной экспозиции присутствуют… (мы учимся о красивых вещах говорить красиво)
Слово учащимся (рассказ о своей любимой игрушке)
- А сколько лет игрушке? Как вы думаете? (ответы учащихся)
Возраст самой древней в мире игрушки, найденной на Ближнем Востоке, насчитывает 3 тысячи лет.
Игрушки появились давным-давно. Имели особое значение.
ЗОЛУШКА. Из чего она сделана?
Из золы. А как зола получается? Дрова сжигают, остается зола. Для чего нужна? Добавляют в землю, чтобы уберечь растения от вредителей. Это первая кукла, оберегала от злых сил.
КРУПЕНИЧКА или ЗЕРНУШКА. Почему ее так называют?
Юбка – это мешочек с крупой. Делалась она осенью, после сбора урожая. Всю зиму дети играют, прижимают к себе. Все зерно пропитывалось любовью, добротой. Весной мешочек развязывали, сеяли. Вырастал хороший урожай, приносил здоровье людям.
ШУРКУНОК. Слог ШУ- в славянской культуре обозначает разговор, отсюда слова шушукаться, шуршать.
Заполняли горохом, дарили только тем людям, кому хотели пожелать добра. Шум разгоняет отрицательную энергию. Сделана как колокол. Кукла – колокольчик (тканевая).
Кукла была самой распространенной игрушкой. Даже в самых бедных семьях говорили: «Их-то мы завсегда накрутим!»
Эти тряпичные, крупяные куклы кажутся наивными, незамысловатыми. Иголкой их не шили, делали перевязки, жгутики, завязочки.
А ничего не кажется вам странным? У куклы нет лица. Это не случайность. Кукла без лица – предмет неодушевленный, для злых сил недоступный, а значит, безвредный для ребенка. Такая безликая кукла была «оберегом», то есть оберегала ребенка. В народе к игрушкам относились очень бережно. Верили, что игрушки охраняют тех, кто в них играет.
Позже игрушки стали делать для забав и утехи, для украшения.
На выставке представлены и современные куклы. Русская красавица и татарская кызымочка. Можно отличить? По каким признакам? (Ответы детей)
Наряд отражал традиции народа. Непростое дело нарядить куклу. (Тесьма, вышивка, бисер, бусы, кружево, ленты, блестящие нитки)
А еще я хочу познакомить вас с народной игрушкой.
Презентация
1. Дымковская
2. Филимоновская
А какая кукла спрятана в загадке?
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Отгадайте как зовут?
3. МАТРЕШКА
Да, это матрешка, хорошо всем знакомая игрушка. А пришла она к нам из Японии, но так хорошо прижилась в России, что мы считаем ее нашей, русской. Это наш русский сувенир. Матрешек одна в другой бывает разное количество, самые крупные насчитывают до 60-ти матрешек.
- Перед вами два текста: отрывок из произведения Паустовского «Толпа на набережной» и статья из словаря С. И. Ожегова.
Давайте прочитаем и сравним тексты.
1. Деревенский мастер наградил матрешек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного их взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца.
Паустовский «Толпа на набережной»
2. Матрешка – полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера (словарь С. И. Ожегова)
Как вы думаете, какой текст подойдет вам для сочинения-описания ). Почему? Для какого стиля характерно такое описание? (Художественный.Научный)
Поднимите руку, у кого дома есть матрешка? Хочу показать игрушку, выполненную в матрешечном стиле.
- матрешка, неваляшка.
4. коняшка.
На нашей выставке много разновидностей этой игрушки (плетеный, глиняный, качалка, деревянный…)
В славянской культуре конь олицетворяет путь человека. Он должен быть выносливым, трудолюбивым.
В деревне кто главный помощник? Корова (молоко, сметана, …)Конь (пашет, сеет, перевозит, …)
В сказках, былинах конь всегда рядом с человеком, и в труде, и в битвах. Не раз спасал своего друга – хозяина.
Вспомним…Сивка-Бурка (рус. Народная), Конек – Горбунок (Ершова).
Конек всегда был спутником детства любого мальчика, жившего и в крестьянской семье, и в барских хоромах, и даже в царском дворце.
Петр I сам иногда покупал и дарил игрушки своему сыну, среди них была и лошадка на колесиках.
Особое уважение заслуживают люди, которые творят эти чудеса. Мастера, рукодельницы.
И везли по Руси мужики
Рукотворный товар на базар.
Назовите прилагательное - рукотворный.
Как вы понимаете это слово? Сделанный руками, но ведь корень взят не от слова «делать».
РУКОТВОРНЫЙ подбор однокоренных слов (творить, творчество, творец, тот, кто что-то создает)
Синонимы
Выдумывать, изобретать, фантазировать.
В народных игрушках проявлялась выдумка, талантливость, мастерство их творцов.
Игрушка передавала ребенку понятие о добре и зле, о счастье и красоте.
Дома вам предстоит написать сочинение. Описать игрушку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Русский народный женский костюм"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №4» Женщиною быть – самосожженье.Или самовозрожденье из огня. Андрей Вознесенский «Кижи» План – конспектот...
Урок развития речи в 5 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию "Моя любимая игрушка"
Данный урок воспитывает у детей интерес к народному искусству, сопровождается презентацией "Из истории русской игрушки", учит пятиклассников создавать текст-описание предмета, пользуясь планом к сочин...
Урок развития речи в 6 классе "Описание народной игрушки"
Урок развития речи по русскому языку "Описание народной игрушки" включает в себя знакомство с народным промыслом (игрушками, сделанными руками народных умельцев); выставку музейных экспонатов, рассказ...
Урок развития речи в 5 классе. Моя любимая игрушка.
Подготовка к сочинению - описанию предмета на тему " Моя любимая игрушка"....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА,,,(ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ)"
Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, получ...
Урок развития речи в 6 классе "Сочинение-описание "Моя любимая игрушка""
На уроке учащиеся готовятся к написанию сочинения "Моя любимая игрушка", элементы театрализации делают учебное занятие увлекательным....
Урок развития речи 6 класс. Подготовка к написанию сочинения-описания народного промысла.Процесс изготовления дымковской игрушки.
Цели урока :· Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.· Развивать монологическую речь учащихся...